В НЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воспитание в ФГОС Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Advertisements

Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Понятие, виды и направления внеурочной деятельности школьников.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Внеурочная деятельность школьников. Разработчики Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания Института теории и.
Организация внеучебной деятельности в начальной школе.
Внеурочная деятельность в начальной школе. Стандарты – социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьёй, обществом и государством.
Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид деятельности Приобретение ребенком социальных знаний Формирование ценностного отношения.
Воспитательные результаты и эффекты внеучебной деятельности школьников Григорьев Дмитрий Васильевич Григорьев Дмитрий Васильевич Степанов Павел Валентинович.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе МОУ «СОШ 26» с. Мельничное Красноармейского муниципального района.
Внеурочная деятельность школьников. Виды внеурочной деятельности: Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение Досугово-развлекательная деятельность.
Организация внеучебной деятельности учащихся начальной школы Выступление учителя начальных классов Рябовой Е.С.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Туристко-краеведческая деятельность по Григорьеву.
Формы организации внеурочной деятельности в школе. (По новым стандартам) Учитель технологии МАОУ СОШ 2 г. Калининграда Барабанова Н.Ф.
Оптимизация ресурсов ОУ в реализации внеурочной деятельности и постановке УУД в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Внеурочная деятельность обучающихся, ориентированная на формирование УУД.
Организация внеурочной деятельности школьников в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС.
Транксрипт:

В НЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

В НЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -? Преемственность урочной и внеурочной деятельности, а элемент преемственности- универсальное учебное действие (УУД). Воспитание нужно замысливать от характера того действия, которого ты ждешь от человека.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

3 КОМПОНЕНТА ВНЕУРОЧНОГО ВРЕМЕНИ : Внеурочная Деятельность Дополнительное образование (ДО) Учебная (образовательные модули) Досуговая (классные дела, ГПД, КТД, экскурсии, акции и т.п.)

П РИНЦИПЫ : 1) УУД-элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности. Следстиве 1: внеурочная Де не может быть внеучебной. Следствие 2: формы внеурочной Де должны быть направлены на закрепление, развитие УУД. Следствие 3: в поурочном планировании можно сразу учитывать все формы работы, направленные на развитие того или иного УУД. 2) во внеурочное время учащийся, преимущественно, осваивает УУД, позволяющие ему апробировать новые социальные и духовно-нравственные практики.

В ОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Д.И. Фельдштейн считает, что главное значение в психическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность на основе морального сотрудничества.

Т РАДИЦИОННО В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ младший подростковый (10-11 лет, 5-6 кл.); средний подростковый (12-13 лет, 7-8 кл.); старший подростковый (13-15 лет, 8-10 кл.)

МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (10-11 ЛЕТ, 5-6 КЛ.) Переход на новую ступень, начало «новой жизни»; Продолжение учебной деятельности как ведущей; Становление умения учиться; Формализм учения; Начало становления «Я-концепции», а именно – самооценки.

СРЕДНИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ ЛЕТ, 7-8 КЛ. Общение со сверстниками – ведущий тип деятельности; Изменение «схемы тела» (начало полового созревания); Стремление к самоутверждению; Возраст социальных проб; Приобретение идентичности

СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ ЛЕТ, 8-10 КЛ. Общение со сверстниками; Становление «Я-концепции»; Способность к самоопределению (личностному, профессиональному); Начало простаивания собственной жизнедеятельности (совмещение «ближней и дальней временной перспективы»).

Ф ОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. 1. Познавательная деятельность может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов (по типу клуб «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п. Результатов первого уровня можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений. Результаты второго уровня -формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям общества. Результаты третьего уровня -получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

ДИСКУССИОННЫЕ ТЕМЫ ИЗ РАЗНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПОЗНАНИЯ : Для младшей школы Для основной школы Загрязнение природы: может ли жизнь в городе быть такой же приятной, как на да-че? (Естествознание, чтение.) Трудно ли жить в нашем обществе человеку в инвалидной коляске? (Чтение.) Мой внешний вид: личное дело или уважение к окружающим людям? (Чтение, естествознание.) Компьютерные игры увлекательное занятие: почему же мама недовольна? (Чтение, математика.) Опасны ли для детей и общества жестокие сцены в кино и на телевидении? (Чтение, история.) Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру? (Родной язык, чтение, иностранный язык.) Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей? (Биология.) Может ли наука быть безнравственной? (Физика.) Является ли экономический рост в мире безусловным благом для людей? (Экономика.) Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру? (География.) Согласны ли вы со словами И. Карамазова «Если Бога нет, значит, всё позволено»? (Литература.) Реформы Петра I шаг к цивилизованному обществу или насилие над страной? (История.) Опасна ли для общества агрессия в кино и на телевидении? (Искусство.) И т. п.

П РОБЛЕМНО - ЦЕННОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ -Для достижения результатов первого уровня приобретения школьниками социальных знаний, понимания соци­альной реальности и повседневной жизни оптимальна форма этической беседы. -Проблемно-ценностная дискуссия. Обсуждение строится таким образом, чтобы человек встал перед выбором: действовать или нет? Именно эта образовательная форма призвана содействовать достижению результатов третьего уровня получению школьниками опыта самостоятельного социального действия.

Д ОСУГОВО - РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ( ДОСУГОВОЕ ОБЩЕНИЕ ) Достичь в досугово-развлекательной деятельности школьников воспитательных результатов первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни) можно в рамках такой хорошо известной формы, как культпоход в театр, музей, концертный зал, галерею. На достижение в досугово - развлекательной деятельности детей воспитательных результатов второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) нацелены такие формы, как концерт, инсценировка, праздничный «огонёк», разумеется, при условии их организации силами самих школьников. Для того чтобы досугово - развлекательная деятельность школьников начала обеспечивать достижение воспитательных результатов третьего уровня (получение детьми опыта самостоятельного общественного действия), ее необходимо перенести в общественное пространство. Иными словами, начать строить досуг других людей, не попадающих в категорию близких. Например, можно организовать в районе школы ярмарку.

И ГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Достижение в игровой деятельности воспитательных результатов первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности повседневной жизни) обеспечивается формой игры с ролевым акцентом. Воспитательный результат второго уровня формирование у школьников позитивных отношений к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. Гарантировать достижение этого результата может только игра с деловым акцентом. Образовательной формой, в которой возможно получение школьниками в игровой деятельности опыта самостоятельного общественного действия (что соответствует воспитательному результату третьего уровня) является социально-моделирующая игра.

С ОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ( СОЦИАЛЬНО - ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ) Достижение в социально преобразующей добровольческой деятельности воспитательных результатов первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) обеспечивается формой социальной пробы. На достижение в социальном творчестве детей воспитательных результатов второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) нацелена форма коллективного творческого дела (сокращённо КТД). Образовательной формой, которая, с одной стороны, учит детей находить достойное место своим инициативам в сложно организованном, динамично изменяющемся социуме, а с другой стороны, устойчиво обеспечивает достижение в социальном творчестве школьников воспитательных результатов третьего уровня (получение детьми опыта самостоятельного общественного действия), является социально- образовательный проект.

17 Основные понятия Коллективная творческая деятельность - социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта) Коллективное творческое дело - организационная форма, основанная на определенной направленности деятельности, ориентированной на пользу, радость людям Дело коллективное, т. к. планируется, организуется, выполняется и оценивается всеми, коллективно, является их общей заботой. Дело творческое, т. к. представляет собой поиск лучших решений жизненно важной задачи (не деляется по шаблону)

18 Шоу-технологии Особенности (признаки): Деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»). Соревнование на сцене. Заготовленный организаторами сценарий.

19 Технология Информационное зеркало Информационное зеркало- технология опосредованной педагогической работы. Цель-результат «информационного зеркала» – опыт активного отношения к публичной графической информации. Эффекты: формирование, изменение тех или иных позиций ребят; динамика отношений ребят в связи с задаваемым «информационным зеркалом» содержанием; изменение, закрепление отношения школьников к источникам, авторам информации и т.д.

Х УДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Синтетические виды художественного творчества любительский театр, любительское видеотворчество, дизайн ит. п. позволяют вывести подростка на проблему управления социокультурным пространством своего существования за счёт таких инструментов как сценирование, философия и технология дизайна, режиссура социальных игр.

Т РУДОВАЯ ( ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Речь идёт о труде, в котором мальчишки и девчонки производят продукт (вещь, услугу, информацию и т. п.), причём значимый не только для них, но и для других людей. Достижение в трудовой деятельности школьников воспитательных результатов первого уровня - кружковые занятия техническим творчеством (авиамоделированием, судомоделированием, радиоделом и т.д.), домашними ремёслами, народными промыслами. На достижение в трудовой деятельности воспитательных результатов второго уровня нацелены такие формы, как коллективная трудовая игра, детская производственная бригада под руководством взрослого. Здесь воспитывающим фактором, помимо продуктивности, становится особое производственное общение. Замечательные коллективные трудовые игры «Почта» и «Фабрика» описаны И.П. Ивановым в его книге «Энциклопедия коллективных творческих дел». Детско-взрослое образовательного производство обязательно выходит на экономический рынок, начинает производить общественно-полезную продукцию. И именно благодаря этому оно является той образовательной формой, которая обеспечивает достижение в трудовой деятельности воспитательных результатов третьего уровня получение детьми опыта самостоятельного общественного действия. И превращается фотовидеостудия в школьное фотовидеоателье, работающее с жителями микрорайона. Школьная мини-типография становится детско-взрослым издательским центром, заказы в который поступают со всего города. А дизайнерская группа перерастает в школьную проектно-дизайнерскую фирму, конкурирующую с заполонившими рынок дизайнерами-одиночками.

С ПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Многие подростки рассматривают здоровье как возможность безнаказанно получать все возможные удовольствия от жизни, буквально: курить, выпивать, «отрываться» на дискотеках, в ночных клубах и залах игровых автоматов, подолгу «зависать» у компьютера, вести свободную сексуальную жизнь, рисковать в экстремальном спорте, экспериментировать с психоактивными веществами и не испытывать никаких неприятных ощущений, не сталкиваться с отрицательными последствиями своих действий. Подобная трактовка ценности здоровья вряд ли может быть признана конструктивной как для человека, так и для общества. В такой ситуации становится всё более необходимым делать акцент на формировании у школьников активистской культуры здоровья, напрямую связанной с занятиями спортом. сборы, слёты, соревнования, «погружения», фестивали, походы, экспедиции и т. п.

Т УРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Туристско-краеведческая деятельность школьников может быть организована педагогами как в форме регулярных круж­ковых, факультативных или музейных занятий, так и в фор­ме нерегулярных краеведческих экскурсий, походов выходно­го дня, многодневных оздоровительных походов, спортивных категорийных походов, краеведческих экспедиций, полевых лагерей, слётов, соревнований и подготовки к ним, краевед­ческих олимпиад и викторин, встреч и переписки с интерес­ными людьми, работы в библиотеках, архивах и т. п. Результаты первого уровня приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни- ребенок получает уже тогда, когда начинает осваивать туристско-краеведческую деятельность: знакомится с правилами поведения человека в лесу, в горах, на реке, узнаёт о специфике походной жизни в коллективе, постигает этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяет представление о себе как о жителе того или иного края. Достижение результатов второго уровня формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря включению иных педагогических механизмов. Введение педагогом и поддержание старшими и авторитетными членами туристского коллектива особых неписаных правил, касающихся туристских традиций и специфических форм поведения. Получить опыт социального действия школьник может и участвуя в благотворительной работе, которая организуется педагогом или самими детьми во время экскурсии, похода, экспедиции, стоянки полевого лагеря и т. п. (уход за братскими могилами, которые встречаются туристам во время путешествия; помощь в восстановлении или ремонте храмов, расчистка от мусора и благоустройство туристских стоянок, родников, колодцев и других природных объектов; оказание тимуровской помощи ветеранам ВОВ и т.п.)

Д ЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАНИЯ. Тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. Тьютор работает с деятельностью, мышлением, сознанием человека, имеющего потребность в самоизменении себя, своей деятельности, в освоении нового.

С РАВНЕНИЕ ПОЗИЦИИ УЧИТЕЛЯ И ТЬЮТОРА. Сравним Учитель Тьютор В каком процессе участвует, в каком качестве? Осуществляет процесс обучения, управляет процессом получения знаний. Сопровождает, поддерживает процесс самообразования ученика, участвует в формировании у школьника индивидуальной ответственности за знание За какие результаты отвечает в идеале? Знания школьника Умение уч-ся строить своё образование, нести ответственность за результаты. На что опирается в своей деятельности? Методики обучения Рефлексия, опыт самообразования.

Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Внеурочная деятельность обеспечена вариативностью программ и курсов, где каждому ученику представлен выбор с учётом индивидуальных потребностей и запросов обучающегося. План внеурочной деятельности составляется с учетом мнения родителей.