Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 83 «Колосок» Тема: ТРИЗ в ДОУ как средство формирования математических способностей дошкольников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила учитель-логопед КДУУ 191 Клочко Р.В Донецк-2012.
Advertisements

Использование ТРИЗ- технологии в образовательной деятельности ДОУ Подготовила: воспитатель Азанова Н. Н.
1 МОЯ МАТЕМАТИКА Новое пособие для дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» Авторы М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина.
Я слышу и запоминаю я вижу и запоминаю я делаю и понимаю японская народная мудрость Познавательно -исследовательский проект «Сенсорно -стимульные и пространственные.
«Игровые технологии при работе со старшими дошкольниками в дошкольном образовательном учреждении» Воспитатель структурного подразделения, реализующего.
Палочки Кюизенера – средство познания логики и математики в дошкольном возрасте. Подготовили: Кремлякова О.Ю, Кутор Н.С. Деловая игра для воспитателей.
Тема проекта: « Развитие умственных способностей детей шестого года жизни» Выполнила : воспитатель МДОУ « Детский сад 2 « Малыш » комбинированного вида.
Средняя группа МБДОУ ДС КВ 34 пгт. Афипский Воспитатель: Петренко Л.А.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 81 гЧита «Развитие логического мышления детей дошкольного.
Тема проекта: « Развитие умственных способностей детей шестого года жизни» Выполнила : воспитатель МКДОУ « Детский сад 4 « Сказка » Луговая Т. И.
Логика – это рассуждение Логическое мышление – способность рассуждать Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию.
«Использование палочек Кюизенера в познавательно-речевом развитии детей средней группы на занятиях» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированны й метод обучения и воспитания МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский.
Развитие наглядно – образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр. Выполнила.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО.
Предшкольная подготовка Математика для детей от 5 до 6 лет в ОС «Школа 2100»
Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми, имеющими склонность к математике Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад.
« Развивающее обучение детей дошкольного возраста ТРИЗ –путь к творчеству»
Развитие творческого и речевого потенциала дошкольников через технологию ТРИЗ-РТВ Автор работы: Жукова Екатерина Евгеньевна воспитатель МДОУ детский сад.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР. Подготовила: Скударнова Марина Викторовна Воспитатель МАДОУ «Детский сад.
Транксрипт:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 83 «Колосок» Тема: ТРИЗ в ДОУ как средство формирования математических способностей дошкольников Подготовила: воспитатель Чернова И. В.

Методика ТРИЗ Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности. Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

Десять страниц понятной математики лучше ста страниц, заученных на память, но не понятных. В.А.Сухомлинский ТРИЗ ! управляемый процесс создания нового / точный расчет ! логика / интуиция Рабочим механизм / алгоритм решения изобретательских задач / четкие логические этапы / корректируется первоначальная формулировка задачи / строится модель / определяются имеющиеся ресурсы / выявляются и анализируются противоречия

Цели ТРИЗ / развить фантазию детей / учить их мыслить системно / воспитывать у детей качества творческой личности / способной понимать единство и противоречие окружающего мира / решать свои маленькие проблемы - изобретательскую смекалку - творческое воображение - диалектическое мышление / значительные изменения проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Дошкольное детство –особый возраст

Алгоритм решения изобретательских задач На первом этапе Педагог не должен -давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, при вопросе ребенком давать тут же готовый ответ; должен -учить находить истину, пригласить к рассуждению. На втором этапе Предложить игры с противоречиями, которые решают с помощью алгоритма. Подготовительный этап Целесообразно использовать упражнения и задачи: На общее развитие; На проверку инерции мышления; На использование приемов фантазирования. Можно начать с игровых упражнений типа "Дорисуй, "Дострой, "Составь картинку из геометрических фигур, "На что это похоже?, "Найди сходства, "Найди различия.

Основные ошибки, встречающиеся на занятиях Использование неэстетичного наглядного материала, не отвечающее педагогическим требованиям Однообразие наглядного наглядного материала

C целью получения необходимых навыков использования приёмов и методов ТРИЗ хорошо использовать «тренажёры ума» Комплекс упражнений "Тренажер ума: Тренажер Повтори слова в том же порядке (не больше 6 слов) Окно, корабль, ручка, пальто, часы; 2. Вспомни, как выглядит твоя кухня. Не заходя туда, перечисли предметов, которые находятся на виду (при этом можно уточнить детали: цвет, размер, форму, особые приметы). 3. Одно из этих слов лишнее. Какое? - Хлеб, кофе, утюг, мясо. Почему? Тренажер 2. (Упражнения с числами) 1. Как получить числа: 0, 2, 5..., пользуясь числами и математическими знаками. 2. Продолжи цифровой ряд 2, 4, 6, Какое число должно находиться вместо вопросительного знака? (Считать по столбикам) ? Игра "Скелет Предлагаются определенные сочетания согласных букв. Например: КНТ или ЗБ. Чтобы найти слово, надо добавить в него гласные. Могут получиться слова: КНТ (канат, кнут, кант) ЗБ (зуб, зоб, изба, зябь) 5. Трудное задание (после прогулки) 1. Сколько ты встретил или видел мужчин, женщин, детей? 2. Какие машины стояли, какие проехали мимо? 3. Гулял ли кто-нибудь с собакой? Опиши ее. 4. Были ли на улице велосипедисты? 5. Были ли люди с детскими колясками? Рассмотри рисунок и составь рассказ. Например: путешественник собирает рюкзак в поход: приготовил топорик, нож, веревку, не может найти второй ботинок, а часы показывают, что через 15 минут ему выходить и т.д. Придумай сказку, используя изображенные предметы (колокол, лестница, корона, корзина с яблоками, кувшин, расческа, роза, змея, топор, сундук).

Занятие Противоречия в размерах 1. Анализ проблемной ситуации 2. Игра «Большие маленькие» 3. Упражнение «Расставь по порядку» 4. Подведение итогов Занятие Противоречия в количестве 1. Анализ проблемной ситуации 2. Игра «Много мало» 3. Противоречия в количестве 4. Подведение итогов Занятие Обобщающее занятие по противоречиям Занятие Обобщающее занятие по подсистемам 1. Обсуждение «Конструкторы» 2. Игра «Кто больше?» 3. Сочинение загадок 4. Подведение итогов Занятие Метод маленьких человечков 1. Обсуждение «Что не делится на части?» 2. Игра «Назови твердое» 3. Инсценирование маленькими человечками 4. Подведение итогов Занятие Твердые и жидкие человечки 1. Решение проблемной ситуации 2. Сравнение, измерение условными мерками твердых и жидких веществ 3. Игра «Замри» 4. Моделирование ситуации 5. Подведение итогов

Примерный перечень игр по технологии ТРИЗ. 1. Игры на определение линии развития объекта «Чем был - чем стал» «Много - мало», «Маленький – большой» 2. Игры на выявление над-системных связей. « Где живет?« « Теремок » 3. Игры на умение выявлять ресурсы объекта « Аукцион» «На что похоже?» «Давай поменяемся» Палочки Кюизенера Блоки Дьенеша Кубики Никитина Игра «Сложи узор» Квадраты Никитина Игра «Сложи квадрат»

Заключение Делая выводы, при сравнении возможностей, способностей и стремлению к познанию групп детей- первая применение методов ТРИЗ с 3-х летнего возраста и вторая группа с 5- ти летнего возраста, разительно отлична. В первом случае : наиболее пластична логика, свободней мышление, шире воображение, речь красочнее и многограннее, с осознанным применением терминологий, наиболее важно стремление к познанию, нет страха перед трудностями. Во втором же случае, часто встретив затруднение отступают или же отстраняются. При организации жизни детей в детском саду, моя позиция актуальна, дающая возможность самостоятельного накопления перцептивного опыта и его математического осмысления. Основная роль с такой позиции заключается в организации ситуаций для познания детьми математических отношений, когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах. Необходима психологическая перестройка позиции педагога на личностно- ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обучения, содержанием которого является формирование у детей средств и способов приобретения математических знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности.