ГОУ ВПО Кузбасская государственная педагогическая академия Разработка учебного плана на компетентностной основе _________________________________________ И. Д. Лаптева, к.п.н., доцент, Л. Я. Лозован, к.п.н., доцент
Сравнительная характеристика учебного плана на основе ГОС 2-го поколения и ФГОС ВПО 3-го поколения Структура учебного плана ООП (ГОС 2-го поколения) Структура учебного плана ООП (ФГОС ВПО 3-го поколения) Перечень дисциплин. Последовательность изучения дисциплин. Время на изучение дисциплин. Деление на аудиторную и самостоятельную работу. Деление на лекционные и практические занятия. Точки контроля, виды контроля. Практики. Матрица соотнесения – распределение компетенций (универсальных и профессиональных) по всем учебным дисциплинам и практикам учебного плана и по годам обучения. Учебный план, график учебного процесса, сводные данные по бюджету времени студента, перечень, объем и последовательность дисциплин, их распеределение по видам учебных занятий, формы промежуточного контроля и итоговой аттестации (в традиционном формате). Обобщенный перечень основных образовательных технологий, используемых для формирования заданных компетенций и отражающих отличительные особенности данной ООП
ФГОС ВПО Результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции. Компетенции – некоторое отчужденное, заранее заданное требование к подготовке человека. Компетентность – это проявленная компетенция человека. Компетенции включают: «ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ» «ЗНАНИЕ КАК ДЕЙСТВОВАТЬ» «ЗНАНИЕ КАК БЫТЬ»
ЦЕЛЬ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (компетентностная модель выпускника) МАТРИЦА СООТВЕТСТВИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССАУЧЕБНЫЙ ПЛАН Логика разработки компетентностно ориентированного учебного плана
Компетентностная модель выпускника КомпетенцияСодержание компетенции Состав компетенции из компетентностной моделиШифр компете нции назван ие уровеньЗнат ь УметьВладетьЦенностн ые отношени я Личностные характеристик и 1Min Max 2Min Max 3Min Max
МАТРИЦА СООТВЕТСТВИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ п/пкомпетенцииВведение в пед. деят- сть Теорет. педагог. Практ. Педагог. История образован ия и пед. мысли Практику м по решению пед.задач Общекультурные компетенции ОК– ОК ОК ОК-4 ++ ОК ОК-6 ++
Дисципли ны учебного плана Матрица соотнесения компетенций по семестрам (годам обучения) 1 семестр (год)2 семестр (год) 3 семестр (год) …семестр (год) … = = = = = = Компетент ностная модель 2 семестра обучения Компетентн остная модель 3 семестра обучения Компетентн остная модель … семестра обучения
Компетентностно-формирующая часть учебного плана связывает все обязательные компетенции выпускника с временной последовательностью изучения всех учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик и др. Дисциплинарно-модульная часть учебного плана – это традиционно применяемая форма учебного плана. В ней отображается логическая последовательность освоения циклов и разделов ООП (дисциплин, модулей, практик), обеспечивающих формирование компетенций. Указывается общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах.
Учебный цикл имеет –базовую (обязательную) часть –вариативную (профильную), устанавливаемую вузом, которая дает возможность расширения или углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности. позволяет студенту продолжить образование на следующем уровне ВПО для получения квалификации (степени) магистра в соответствии с полученным профилем
Спасибо за внимание