Использование элементов системы Карла Орфа на уроках музыки Учитель музыки Козлова Елена Александровна МКОУ Оленинской ООШ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация музыкальной предметно-развивающей среды в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 10» г.Донской Музыкальный руководитель Милёшина Татьяна.
Advertisements

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Преображенский детский сад» Ачинский район Красноярский край РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ как одно из.
Предмет « Музыка » ( со стр. 81). Выпускник научится : воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения.
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через элементарное музицирование в условиях ознакомления с русским народным фольклором.
Методы и приёмы активного слушания на уроке музыки в начальных классах. (на примере музыкального произведения Э.Грига «Утро») учитель музыки Шаравина Е.И.
Занятия - основная форма организации музыкальной деятельности дошкольника.
Осенняя сказка «По грибы» Музыкальный руководитель 1й квалификационной категории Николаевская Ольга Петровна Государственное бюджетное дошкольное образовательное.
ДОКЛАД. Музыкальное воспитание, как средство раскрытия творческого потенциала детей с ограниченными возможностями. Вихрова О.А.
Иконникова Екатерина Петровна Кривошеина Наталья Георгиевна Музыкальные руководители Воспитание толерантных чувств детей старшего дошкольного возраста.
"Развитие связной речи через театрализованную деятельность"
ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.Предпроектный этап 2.Этап реализации проекта (организация работы) 3.Промежуточный этап (рекомендации по полученным результатам.
Значение музыки в воспитании детей. Консультация для родителей
«Развитие музыкальных способностей у детей раннего возраста» Автор: муз. руководитель ГБДОУ д/с 49 Зеленская Е. В.
Имитация, интерпретация и импровизация как этапы творческого развития школьников на уроках музыки.
Материалы презентации подготовила музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад 232 «Рябинушка» Лебедева О. В.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 655 от 23 ноября 2009г. «Об утверждении и вводе в действие федеральных государственных требований.
Презентация проекта «Прояви себя». Путь к гласным звукам и буквам лежит через пение, так считают авторы популярных методик обучения дошкольников чтению.
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствуют формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.
Музыкальное развитие детей раннего возраста в «Школе молодых родителей». Подготовила : Самылова Надежда Викторовна музыкальный руководитель МБДОУ «Детский.
Использование фольклора в музыкальном воспитании и в развитии творческих способностей дошкольников КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Ермакова Светлана Владимировна.
Транксрипт:

Использование элементов системы Карла Орфа на уроках музыки Учитель музыки Козлова Елена Александровна МКОУ Оленинской ООШ

Идея К.Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит принцип активного музицирования и обучение в действии, по мнению педагога-музыканта, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе, первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры. Комплексное обучение музыке на уроке предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей. К.Орф считает, что самое главное-атмосфера урока: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на уроке музыки в роли активного участника

Композитор ввел термин « элементарное музицирование », то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах.

Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Таким образом, на уроке достигается цель развития творческого начала ребенка.

. Прогрессивные идеи К.Орфа: - всеобщее музыкально-творческое развитие; - детское музыкальное творчество как метод активного музыкального развития и становления творческой личности; - связь детского музыкального творчества с импровизаторскими традициями народного музицирования

Методика «Музыка для детей» Карла Орфа представляет большой интерес благодаря несомненным преимуществам: для организации музыкальных занятий не требуется специального музыкального образования педагога; система легко сочетается с другими методиками развития детей за счет своей универсальности и экономичности, кроме этого высокая адаптивность к разнообразным национальным условиям позволяет использовать лучшие образцы народной культуры; методика Карла Орфа учитывает индивидуальные особенности ребенка и позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями; методика закладывает огромный потенциал для развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности.

Навыки, знания и умения приобретаются в процессе разносторонней деятельности к видам которой можно отнести следующее: пение и движение под музыку речевая декламация и ритмические упражнения освоение теории музыки в исполнительской практике и моделирование выразительных средств театрализация как совокупность интонационного, ритмического, двигательного в музыкальном воспитании слушание музыки с постепенной выработкой ценностного отношения игра на элементарных детских музыкальных инструментах

Речевые упражнения. Развивают чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.

Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов. У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления.

Конечно, говорить о внедрении системы обучения К.Орфа в полном объеме в условиях общеобразовательной школы нецелесообразно- специфический подход педагога к подбору музыкального инструментария, репертуару, основанному на национальной музыке Западных стран ограничивает возможности учебно-воспитательного процесса. Безусловно, необходимо обращаться к русскому фольклору, адаптируя идеи Шульверка к условиям конкретной школы, использовать возможности материально-технического оснащения в процессе обучения. Но элементы системы Карла Орфа очень органично вписываются в задачи новой школы.

Упражнения для работы на уроках (с применением рекомендаций «Шульверка» Карла Орфа) Ритмично декламируемые прибаутки, стихи: Играет кот на скрипке, На блюде пляшут рыбки, Танцуют чашки, блюдца, А лошади смеются! Под горою у реки живут гномы-старики. У них колокол висит, позолоченный звонит: Диг-диги, диги-дон – Посмотри, откуда звон! Черти в озере купались, Черти рожками бодались, Черт чертенка как толкнул, И чертенок утонул! Мой игрушечный петух Развивает утром слух! Песню слышно далеко - Кукареку!Ко-ко-ко! Стихи произносим ритмично, ритм четверостиший поддерживаем шумовыми инструментами. Дети подбирают инструменты, звучание которых соответствует содержанию стихотворения.

Фонопедическое упражнение-игра Весенние голоса Пригрело весеннее солнышко (дети поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, каждый поет звук в своем регистре, петь не очень громко) С пригорка побежал веселый ручеек (дети болтают языком как бы изображая бульканье ручейка) До краев наполнил большую глубокую лужу (все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр) Перелился через край (несколько детей булькают, остальные на этом фоне делают голосом волну - вверх-вниз) И дальше побежал (булькаем) Выбрались из под коры жучки (жж-жж в низком регистре) и букашки (заз-заз в более высоком регистре) расправили крылышки и полетели кто куда (тр-тр-тр шепотом на разной высоте кто как хочет)

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур) И вылез ежик (сопим носом, энергично втягивая и выпуская воздух) Лес наполнился веселыми весенними голосами (имитация птичьих голосов всеми одновременно) Вот и пришла весна (каждый изображает свой весенний звук- дети выбирают звук сами) Говорю ребятам, что в этой веселой игре они сами будут придумывать и изображать разные звуки, которые можно услышать весной. Я говорю текст, а дети его озвучивают. Используем шумовые инструменты, которые есть в школе, а также изготовленные из баночек, пластиковых бутылочек с использованием крупы, гороха и т.д.

Развиваем воображение В доме моем тишина если муз. Т.Борови 1. В доме моем тишина, В доме моем я одна, Только где-то шуршунчики шуршат (2 раза) 2. В доме моем тишина. В доме моем я одна, Только слышно- стукунчики стучат (2 раза) 3. В доме моем тишина, В доме моем я одна, Только слышно - звучунчуки звучат (2 раза) 4. В доме моем тишина, В доме моем я одна, Только слышно – бурчунчуки бурчат (2 раза) 5. В доме моем тишина, В доме моем я одна, Только слышно – скрипунчики скрипят (2 раза) 5. В доме моем тишина, В доме моем я одна, Только слышно – сопунчики сопят. (2 раза) Эту игру можно назвать звуки дома. На стадии разучивания предлагаю детям самим поискать варианты озвучивания текста, при этом аккомпанемент должен звучать тихонечко, не нарушая общего настроения домашнего уюта и тишины. После разучивания прошу ребят придумать, как могут выглядеть персонажи песенки –шуршунчик, бурчунчик, сопунчик и другие. По желанию ребята рисуют этих героев, обычно получаются очень интересные персонажи на грани реального и фантастического, дети с удовольствием рассматривают выставку рисунков

Осенняя картина В зарисовку включается звуковая импровизация звучащие жесты Дождик накрапывает речевая интонационная игра Осениныпесня об осени Звучащие жесты : Дождик накрапывает ( игра с использованием звучащих жестов Мелкий дождик моросит Кап- кап- кап -кап! (удары пальчиками по парте) В листьях сада шелестит Кап –кап- кап- кап! (шуршим ладошками) Мокнет мячик у ворот, Кап- кап- кап- кап! (шлепаем по коленям ладошками) Мокнет поле, огород Кап-кап-кап-кап! (Степанов В.) Дети простукивают ритм, подражая каплям дождя. Обращаю внимание детей на необходимость играть тихо и осторожно передавая характер звуков дождя.

Речевая интонационная игра Осенины, осенины Осенины, осенины - У дождинок именины. Осенины, осенины - Паутинок именины Осенины, осенины – Разных красок именины Осенины, осенины- Тихих звуков именины.

Прием имитации игры на музыкальных инструментах. Хрестоматийным примером такого вида работы можно назвать песню Веселый музыкант. Эту линию удачно продолжает песня-игра Оркестр. Класс делится на 5 групп, каждая группа исполняет партию того или иного инструмента, которые упоминаются в песне.(скрипка, флейта, труба, бубны, турецкие барабаны ) и разучивают свои партии. Затем группы располагаются полукругом как музыканты в оркестре. Руководит оркестром дирижер. Сначала по знаку дирижера поют все общее начало. Затем поет первая группа, подражая игре на скрипке. Вновь общее начало. Во втором проведении куплета вступают скрипачи и вместе с ними вступают флейтисты. С каждым куплетом играют все больше инструментов..Звучит оркестр. Игра интересна, когда каждая группа, дойдя до своего инструмента, далее продолжает играть только на своем инструменте. В последнем проведении припева звучит уже весь оркестр под руководством дирижера. Если есть возможность добавить настоящие шумовые инструменты, то это украсит звучание оркестра.

Оркестр Начало всех куплетов: Мы славные артисты: на всем играть умеем, У нас есть кларнетисты, а также и флейтисты. ПРИПЕВЫ: 1. Вот, например, вот вам скрипка, Пи-пи-пи, вот, вот, вот, вот как мы играем. 2. Вот, например, вот вам флейта, Тю- лю- лю, вот, вот, вот, вот как мы играем. 3. Вот, например, вот вам медная труба Тра-та-та, вот, вот, вот, вот как мы играем. 4. Вот, например, вот вам бубны, Дзин-дзинь, бум-бум, вот, вот, вот, вот как мы играем. 5. Вот, например, вот турецкий барабан, Шлем, бом-бом, вот, вот, вот, вот как мы играем

Литература ДмитриеваЛ.Т., Черноиваненко Н.М Методика музыкального воспитания М. Академия 2000 г. Музыка в начальной школе М. Просвещение 1985 г. Тельгарова Р.А. Уроки музыкальной культуры М. Просвещение 1991 г. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе М. Академия 2000 г. Программно-методические материалы Музыка. Начальная школа М. Дрофа 2001 г. Т.Э. Тютюнникова Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа М.Астрель 2000 г. Искусство в школе 2, г, г. Зимина А.Н. Народные песни с пением М. ГНОМ и Д 2000 г. Музыка в школе г.

Спасибо за внимание!