Международные стандарты в оценке деятельности вузовских библиотек Лапо Петр Михайлович, генеральный эксперт Научная библиотека Назарбаев Университета Э-почта:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рекомендации и предложения по продвижению ООР в вузах Кыргызстана Финальная презентация проекта «Открытые образовательные ресурсы: новая реальность для.
Advertisements

ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА КИМЭП В СФЕРЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СРЕДСТВО МОДЕРНИЗАЦИИ.
УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВЫМИ РЕСУРСАМИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ- ПАРТНЕРАХ ПРОГРАММЫ ТЕМПУС Рахматуллаев Марат Алимович, профессор Ташкентского университета.
Индикаторы (показатели) деятельности национальных библиотек Тема 5.
К разработке оценки деятельности ОНС Третьякова Т.А. Национальная сеть МиО.
Аккредитационное агентство AACSB Критерии аккредитации.
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
Дягтерев Ю.В.Роль студента в развитии образования
Инновационные образовательные программы Заседание методического Совета РЭА
ФГОУ СПО «Уральский радиотехнический колледж им. А.С. Попова» 2011 В 2006 году – принято решение о разработке и внедрении системы менеджмента качества.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ И УЧЕТУ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Васильев Н.А. Начальник отдела организации и.
Company LOGO Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций Калиниченко Ольга Владимировна,
1. Развитие системы качества в ГОУ СПО МК 4 Стандарты серии ИСО 9000 предлагают элементарную модель обеспечения качества и рассматривают качество как соответствие.
«Новые ориентиры развития вузовской библиотеки в информационно- образовательной среде региона» Федореева Л.В., председатель методического объединения вузовских.
Предложения по созданию системы эффективного информационного обеспечения и оценки научно-исследовательской и образовательной деятельности в российских.
Научное наследие и современная университетская наука: опыт продвижения в электронной среде Астана, Охезина Елена, начальник отдела ИАСиМП.
Презентация веб-сайта УлГТУ для сотрудников университета © 2006 Сектор веб-технологий УлГТУ
Оценка качества услуг – актуальная проблема библиотечного менеджмента И.П. Тикунова, ученый секретарь Архангельской областной научной библиотеки им. Н.А.
Устойчивое развитие результатов проекта посредством их экспертизы и распространения Prof. Dr. Olga Graumann Workshop in Rom vom September 2015.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Транксрипт:

Международные стандарты в оценке деятельности вузовских библиотек Лапо Петр Михайлович, генеральный эксперт Научная библиотека Назарбаев Университета Э-почта:

Категории членства в ИСО Члены ИСО - национальные органы по стандартизации, представляющие интересы своей страны в организации, а также представляющие ИСО в своей стране. Три категории членства Полноправные члены участвуют в голосовании и в международных заседаниях, влияют на содержание разрабатываемых стандартов ИСО и стратегию; имеют право продажи и принятия международных стандартов на национальном уровне. Члены - корреспонденты не имеют права участвовать в голосовании; следят за разработкой стандартов ИСО и стратегии посредством участия в международных заседаниях в качестве наблюдателя; имеют право продажи и принятия международных стандартов на национальном уровне. Члены - подписчики получают информацию о проводимой в ИСО работе, но не могут сами принимать в ней участие; не имеют права продажи и принятия международных стандартов на национальном уровне.

Технические комитет ИСО 46 Комитет:ISO/TC 46ISO/TC 46 Название:Информация и документация Web-страница: ommittees/iso_technical_committee.htm?commid=48750 Кол-во опубликованных стандартов:113 Кол-во своих стандартов: 32 Кол-во стран-участниц:36 Кол-во стран-наблюдателей: 35

Информация и документация Рабочая группа 2 (WG 2) ISO 2789 (2013) Information and documentation -- International library statistics (Международная библиотечная статистика) Рабочая группа 4 (WG 4) ISO (2014) Information and documentation -- Library performance indicators (Показатели эффективности работы библиотек) Рабочая группа 7 (WG 7) ISO TR (2009) Information and documentation -- Performance indicators for national libraries (Показатели эффективности национальных библиотек) Стандарты ИСО для оценки количественных и качественных показателей деятельности библиотеки Качество – статистика и оценка характеристик Технический комитет ИСО 46 : Подкомитет 8:

Информация и документация Рабочая группа 8 (WG 8) ISO TR (2012) Information and documentation -- Qualitative conditions and basic statistics for library buildings (Качественные условия и базовая статистика для библиотечных зданий. Пространство, функция и дизайн) Рабочая группа 9 (WG 9) ISO TR (2013) Information and documentation -- Statistics and quality issues for web archiving (Статистика и вопросы качества для веб-архивирования) Качество – статистика и оценка характеристик Технический комитет ИСО 46 : Подкомитет 8:

Информация и документация Рабочая группа 10 (WG 10) ISO (2014) Information and documentation -- Methods and procedures for assessing the impact of libraries (Методы и процедуры для оценки влияния библиотек) Качество – статистика и оценка характеристик Технический комитет ИСО 46 : Подкомитет 8:

Методы оценки деятельности библиотек Сбор статистики (измерение ресурсов и результатов) количественный Индикаторы эффективности (измерение эффективности деятельности и эффективности затрат) количественный + качественный в определенной степени Опросы пользователей (измерение степени восприятия библиотеки пользователями, степени их удовлетворенности библиотечными услугами) качественный Оценка влияния (результатов) (предназначена для демонстрации выгод от библиотеки, ее значимости для индивидуальных пользователей и для общества в целом) количественный + качественный

От сбора статистики к оценке влияния Статистика – Количество зарегистрированных пользователей библиотеки – Количество участников семинаров для пользователей Индикаторы эффективности – Количество участников семинара для пользователей на 1,000 населения Опросы пользователей – Измерение степени удовлетворенности пользователей той или иной библиотечной услугой по 5-тибальной шкале Оценка влияния (результатов) – Пользователь демонстрирует более развитые навыки информационной грамотности после семинара по информационной грамотности

Почему так важна оценка значимости библиотек? Обеспечение деятельности библиотеки стоит дорого – Коллекции, оборудование, здания и особенно квалифицированный персонал Библиотеки - конкуренты в борьбе за финансы с – Другими учреждениями культуры, такими как театры, филармонии, музеи и т.п.; – Реакрационными зонами, такими как плавательные бассейны, спортивные и фитнес-центры и т.п. Необходимо доказывать, что вложение денег в библиотеки обоснованно (return of investments (ROI))

Почему так важна оценка значимости библиотек? Значимость библиотек не очевидна людям, потому что трудно измерить эффективность библиотечной деятельности, предназначенной, например, для социальной интеграции получения знаний и обучения в течение всей жизни свободного доступа к информации роста уровня культурной осведомленности сохранения местной культуры и национальной самоидентичности успешной жизни человека

ISO Методы и процедуры для оценки влияния библиотек Назначение стандартизация терминологии и определений для оценки значимости библиотек описание и гармонизация методов, которые были ранее протестированы и зарекомендовали себя как обеспечивающие получение значимых результатов оценки

Обоснование значимости библиотеки Вклад (ресурсы) Виды обеспечения деятельности библиотеки (например, финансирование, персонал, фонд, помещения,оборудование) Процесс Виды деятельности, трансформирующие ресурсы в продукты библиотечной деятельности (например, каталогизация, домашний абонемент, информационно-справочное обслуживание) Продукты Продукты библиотечной деятельности (например, количество закаталогизированных книг, количество книговыдач) Результаты Предполагаемые результаты библиотечной деятельности, отвечающиецелям и задачам библиотечного планирования (количество пользователей, степень удовлетворенности их запросов) Влияние (выгоды) Произошедшее в результате контакта с библиотечными службами изменение для индивидуального или группового пользователя Значимость Понимание причастными к деятельности библиотеки сторонами (финансирующими учреждениями, политиками,общественностью) важности библиотеки (может быть измерена в денежном выражении) Ресурсы Процессы Продукты Результаты Влияние (выгоды ) Значимость

Методы измерения влияния библиотеки Свидетельство влияния библиотек на основе опросов опросы (в библиотеке, по телефону, э-почте, онлайн) опросы на улицах (пользователей и не-пользователей) интервью работа с фокусными группами самооценка пользователями свидетельство на основе людской молвы (история позади данных) Результаты должны быть представлены в количественном измерении, чтобы продемонстрировать зримость влияния библиотеки (например, «80% опрошенных респондентов сказали, что они приобрели новые навыки во время пользования информационно-справочными услугами)

Методы измерения влияния библиотеки Свидетельство влияния библиотек на основе самооценки пользователей: «Пожалуйста, проранжируйте свои навыки (1=очень уверены, 5=не уверены) Использование ЭК для поиска книг Найти книгу на полке благодаря ее шифру Использование БД для нахождения статьи Составить корректную библиографическую ссылку Найти источники по теме в Интернет Оценить достоверность Интернет-ресурса

Методы измерения влияния библиотеки На основе измерения ее воздействия наблюдения анализ файлов регистрации и действий пользователей в сети тестирование с целью определения улучшения навыков и компетенций пользователей (например, до и после тренингов)

Методы измерения влияния библиотеки На основе измерения ее воздействия Пример Записи интервью пользователей при их справочном обслуживании были использованы для того, чтобы определить, насколько успешными были занятия для формирования у пользователя информационной грамотности. Перед каждым таким интервью устанавливается, принимал пользователь участие в занятиях по ИГ или нет. Вопросы и замечания пользователя, участвовавшего в занятиях по формированию ИГ, показывают более высокий уровень его ИГ.

Факторы качества (LibQual) библиотечного обслуживания Качество Воздействие Обслуживания Библиотека как место Управление информацией Симпатия Восприимчивость Уверенность Надежность Полезное пространство Символ Убежище Охват информации Удобство Легкость навигации Своевременность Техническая оснащенность Уверенность в себе

Построенная на результатах опроса радар-диаграмма Ключевое понятие: Зона толерантности old.libqual.org

Методы измерения влияния библиотеки Комбинированные методы Например, сбора статистики, проведения опросов пользователей и их тестирование и т.д. Пример. Студенты,которые чаще пользуются библиотекой, более успешны на экзаменах?

Методы измерения влияния библиотеки Экономический эффект 1. Можем ли мы оценить влияние библиотеки в денежном выражении? - Расчет рыночных цен - Время, затраченное на обеспечение библиотечных услуг (представленное в виде цен на услуги) - Оценка пользователями: Их готовность платить: Какую бы цену установили сами пользователи за ту или иную библиотечную услугу? Их готовность принять: Если упразднить какую-либо библиотечную услугу, то какую сумму денег, с точки зрения пользователей, удалось бы сэкономить? 2. Оказвает ли библиотека влияние на окружающую экономику?

Проблемы измерения влияния библиотеки Влияние библиотеки чаще всего не ощутимо физически и неизмеримо количественно. Долгосрочные эффекты не могут быть оценены, поскольку пользователи со временем становятся недосягаемы. Библиотеки не всегда хорошо знакомы с методами измерения своей значимости. Расход времени и усилий, затраченных на измерение влияния библиотеки, может быть существенным. Измеренное влияние не является всеобъемлющим и, возможно, не основное.

Оценка как элемент Управления Оценка и измерение качества и эффективности библиотечной деятельности является важной составляющей управления (менеджмента) любой библиотекой Обычно оценка деятельности библиотеки начинается с формулирования ясных и точных задач, стоящих перед библиотекой,что приводит к выбору наиболее подходящих инструментов оценки

Стратегическое планирование Анализ современных тенденций развития библиотечного дела Анализ существенных факторов внешней среды (прежде всего, ожиданий ваших stakeholders) Оценка текущего состояния библиотеки Изучения опыта других библиотек Предлагаемые решения и ожидаемые результаты

Библиотеки поддерживают это новое информационное поведение своих пользователей и работают над тем, чтобы связать свои службы с новой средой Это требует от нас думать о технологиях… особым образом Наука, учеба и информационное поведение формируется и реформируется сетью Lorcan Dempsey, Thinking About Technology: Differently, 2014Thinking About Technology: Differently

Наличие децентрализованной сети Университетская библиотека Облачные источники Расцеплен ное общение Внешние ИР Web-сайт Lorcan Dempsey, Thinking About Technology: Differently, 2014Thinking About Technology: Differently

Youtube Расцеплен ное общение Flickr Twitter Facebook Blogs Google База знаний Resolver Discovery Облачные источники Libguides

Linked Data (Catalog) Цифровой архив Внешние ИР Службы Данные RSS Метаданные Europeana WorldCat Scirus Ethos ArchivesGrid Suncat Summon Jorum OAI-PMH (Dspace) Z39.50 Library APIs Proxy Widgets Proxy Toolbar Mobilepp Discovery Каталог Dspace Blogs

Мониторинг показателей деятельности библиотек УВО РБ

Количество лицензионных БД 42

Динамика обращений к лицензионным БД 43

Некоторые основные данные по сети Совокупный объем фонда печатных документов Общее количество БД1 047 Количество ПК для пользователей Количество посещений, в том числе кол-во обращений к сайту б-ки Количество выдач Количество скачанных документов Количество пользователей из них студентов Общее число сотрудников 1 591

Использование современных ИКТ Название сервисаК-во по данным мониторинга К-во по данным отчета % Web-сайт % Страница на сайте УВО2953,7% Блог 35,5% Web-адрес ЭК303155,6% Web-адрес ЭБ161329,6% ЭДД82514,8% Наличие ВСС12 22,2% Виртуальные выставки 2037,% Статья в Wikipedia35,5% ВКонтакте 712,9% Одноклассники 11,9% Facebook59,3% Twitter23,7% You Tube23,7%

48 В 2006 г. при президентской администрации Дж. Буша отчет комиссии Спелингса (Spellings): высшее образование в стране подверглось тщательному исследованию. Вопросы качества высшего образования продолжают оставаться в фокусе дебатов и на уровне университетов и на национальном уровне. Заинтересованность федерального правительства в эффективности высшего образования возрастает по мере того, как роль знающих работников становится все более значимой для экономического роста и национальной конкурентноспособности страны. Вызовы времени - УВО

49 В начале 1980 гг. ACRL создала специальный комитет по определению критериев и индикаторов деятельности библиотек учреждений образования, который подготовил запрос для предложений (request for proposals) и выбрал д- ра Нэнси Ван Хауз для написания соответствующего руководства ( «Измерение характеристик библиотеки учебного учреждения: практический подход (Measuring Academic Library Performance: A Practical Approach)») Весна 2009 г. - решение Совета ACRL создать рабочую группу для рассмотрения инициативы о значимости библиотек учебных заведений ( всесторонний обзор литературы об измерении количественных и качественных характеристик библиотек, наняли д- ра Меган Оуклиф, сентябрь 2010 г. – предоставление ею отчета). Участие ACRL

50 Данные обзор и отчёт предназначены для обеспечения лидеров Ассоциации научных библиотек и библиотек колледжей (ACRL), а также академического сообщества: 1)ясным представлением о текущем состоянии литературы, освещающей значимость библиотек в университетской среде; 2)предложениями для непосредственных практических шагов с целью демонстрации значимости библиотеки учебного заведения; 3)программой исследований, направленных на определение значимости библиотеки учебного заведения. Опираясь на профессиональную литературу, мы стремимся помочь библиотекарям найти соответствующий сегодняшнему дню ответ на вопрос: "Как библиотека продвигает миссию своего учебного заведения?" Цель проекта

51 Определить результаты - определить показатели значимости учебных заведений и измерить степень соответствия деятельности библиотек этим показателям Создать или адаптировать систему управления качеством - полезна для документирования прогресса в достижении стратегических / организационных целей, но её самая сильная сторона заключается в управлении оценкой результатов обучения в вузе Определить, как библиотеки помогают студентам, профессорско- преподавательскому составу, организаторам студенческой жизни в вузе, администраторам и персоналу в их работе - провести исследования, чтобы собрать информацию о воздействии библиотек на их целевые группы Разработать системы для регистрации данных о информационном поведении индивидуальных пользователей библиотеки с обеспечением конфиденциальности такой информации – для определения влияния информационно-библиотечного обслуживания на пользователей; сбор данных о том, как пользователи взаимодействуют с ресурсами и службами библиотеки Рекомендации проекта

52 Регистрировать и повышать влияние библиотеки на число поступающих в вуз - ВУЗы хотят принять наиболее сильных потенциально абитуриентов на бакалаврские и магистерские программы. Согласно данным Ассоциации администраторов высших учебных заведений (the Association of Higher Education Facilities Officers) (2006), библиотеки являются вторым по значимости фактором принятия решения абитуриентом о выборе того или иного вуза. В дальнейшем, студент может быть «научным советником» для библиотекаря и предложить последнему инновационные пути совершенствования ресурсов и служб библиотеки для индивидуального обслуживания того или иного студента, основываясь на его академических записях или его индивидуальных характеристиках Участвовать в повышении академической успеваемости – в основном исследования неуспеваемости и отчислений студентов фокусируются на констатации этих фактов, без исследования персональных характеристик студента и сложившейся учебной практики. Библиотекам следует быть более активными в создании такой среды в учебном заведении, которая способствовала бы успеху студента в учебе и успешному завершению его учебы в вузе. Полезными могут быть: семинары и обмен опытом для первокурсников, совместное выполнение студентами заданий и проектов, предоставление библиотекой курсов по выполнению учебных заданий и т.п. Рекомендации проекта

53 Увеличить вклад библиотек в успех будущего трудоустройства студентов - как правило в вузах проходят встречи студентов с их потенциальными работодателями, библиотеки могут подготовить для студентов перед такими встречами информацию о компаниях, о рынке труда и т.п. Отслеживать влияние библиотек на рост успеваемости учащихся – исследовать корреляции между работой студента в библиотеке и его успеваемостью по различным предметам; исследовать предлагаемые преподавателем задания на их соответствие имеющимся в библиотеке ресурсам Развивать и демонстрировать влияние библиотеки на обучение студентов – библиотеки традиционно проводят занятия по информационной грамотности, но, как правило, исследования о связи между информационной грамотностью студента и его учебой проводятся время от времени, хотя они должны быть систематическими. Это позволит совершенствовать курсы по информационной грамотности, с одной стороны, и получить доказательство важности вклада библиотеки в учебный процесс, с другой. Рекомендации проекта

54 Анализировать содержание учебной программы курса, учебного материала, предлагаемую учебную литературу и задания - выявлять студентов, которые активно пользуются ресурсами и услугами библиотеки и сравнить их учебу с учебой тех, кто не так в этом активен, с целью отследить степень интеграции ИБО в процессы преподавания и обучения. А также получить ответ на такие вопросы, как: «Какой процент материалов, используемых в курсе или связанных с ним, имеется в наличии и доступен в библиотеке? Насколько они полезны студентам? Сколько выполняют учащиеся таких заданий, которые требуют от них навыков ИГ? Помогают ли библиотечные услуги и ресурсы студентам их выполнять и что сделать для того, чтобы такая помощь стала еще более эффективной? Оценивают ли такие навыки студентов на факультете, и если «да», то как получить информацию о результатах исследования? Документировать и аргументировать участие библиотек в формировании студенческого опыта, взглядов и представлений о качестве образования – исследования на национальном уровне имеют тенденцию фокусироваться на знаниях студента в целом и зачастую не включают вопросы, непосредственно связанные с библиотеками, но могут быть вопросы, которые в той или иной мере раскрывают информационное поведение студента. К тому же библиотеки могут предложить включить необходимые им вопросы в анкету. Рекомендации проекта

55 Отслеживать и увеличить вклад библиотек в научную продуктивность ППС – получить ответы на вопросы: Как библиотека обслуживает тех, кто готовит публикации, презентации, патентные заявки? Как она способствует тому, кто готовит документы для получения того или иного научного звания или степени? Есть определенные требования к научной работе ППС и данные о ней, но пользуются ли этими данными библиотеки для повышения эффективности своей работы и повышения своего имиджа? Исследовать влияние библиотеки на процесс написания ППС заявок на гранты и получение финансирования, на источники доходов ВУЗа – последние исследования подтверждают вклад библиотечных ресурсов в процесс написания заявок на гранты (P. T. Kaufman, Library as Strategic Investment 2008). Кроме того, библиотекари могут исследовать другие пути помощи в подготовке заявок на получение грантов. Совершенствовать и демонстрировать участие библиотеки в процессе преподавания - библиотеки могут приглашать внешних лекторов, участвовать в подготовке онлайновых руководств и LibGuides, интегрировать библиотечные ресурсы в учебную программу, сотрудничать с преподавателями в подготовке учебной программы курса и заданий к нему и т.п. Рекомендации проекта

56 Содействовать повышению статуса и престижности ВУЗа – 1) помощь заведующим кафедр в приеме на работу преподавателей (Simmel 2007, 88), (Tenopir, Investment in the Library: What's the Return? 2010). Традиционно библиотеки способствуют привлечению ППС путем создания коллекций, которые поддерживают их деятельность; 2) крупные библиотеки, особенно те, которые имеют те или иные награды, могут также повлиять на рейтинг своих учреждений образования путем привлечения внимания к ним; 3) специальные коллекции библиотеки могут способствовать престижу своего учреждения (Webster и 2009 цветов, 306); 4) библиотечные услуги и ресурсы могут быть представлены на региональном, национальном и международном уровнях, что также способствует повышению статуса и престиж учебного заведения. Участвовать в мероприятиях по оценке высших учебных заведений. Участвовать в аккредитации высших учебных заведений. Назначить библиотекарей для сопровождения деятельности руководства ВУЗа, направленной на научные исследования и оценку деятельности ВУЗа - предоставление первоклассных информационных услуг ключевым лицам, принимающим решения, с целью обеспечения определенной культуры оценки деятельности учреждения Рекомендации проекта

57 Поддерживать и участвовать в профессиональном развитии библиотекарей - библиотекарям, заинтересованным в демонстрации значимости их деятельности, требуется обучение (Oakleaf, Are They Learning? 2011). Желательно их участие в таких повышающих их профессиональную квалификацию и уже существующих мероприятиях по оценке при таких профессиональных организациях, как Ассоциация научных библиотек (ARL), Library Assessment Conference и др. В некоторых случаях такой формой обучения может быть приглашение консультантов, участие в вебинарах, создание коллекции соответствующих документов и информационных материалов и т.п. Использовать ресурсы профессиональных библиотечных ассоциаций – 1) они могут создавать онлайновые ресурсы и сообщества, обеспечивая необходимые связи в совместной деятельности по демонстрации значимости библиотек; 2) могут «держать руку на пульсе», создавая возможности обмена опытом в этой области между библиотеками и библиотекарями; 3) могут помочь в привлечении внешних экспертов для определения подходов к демонстрации значимости библиотеки в том или ином конкретном учреждении; 4) могут способствовать подготовке публикаций на эту тему и их размещению в материалах конференций или научных изданиях. Рекомендации проекта

58 Количество учащихся Набор абитуриентов Зачисление принятых студентов Рекомендация нынешних студентов Оставление на второй срок и выпуск студентов Успех стажировки Трудоустройство Заработная плата Зачисление в аспирантуру Профессиональные навыки Успеваемость студента Средний балл Профессиональные / образовательные тесты Обучение студентов Отчет самостоятельно проведённых исследований Исследования старших / выпускных курсов Пожертвования выпускников Студенческий опыт, отношение, и восприятие качества Количество публикаций, количество патентов, ценность передачи технологии Возможные показатели значимости библиотек

59 Продуктивность научных исследований профессорско-преподавательского состава Количество заявок на получение грантов (финансируемые или необеспеченные) Значимость финансируемых грантов Интеграция библиотечных ресурсов и услуг в курс учебных планов, веб- сайтов, лекций, лабораторных, текстов и т.д. Профессорско-преподавательский состав: сотрудничество с библиотекарями: совместные учебные программы, задания, оценка проектов Престиж и репутация вуза: Набор кадров Рейтинг учреждения Внешняя поддержка Возможные показатели значимости библиотек

Цели ЮНЕСКО Обеспечение качественного образования для всех и обучения на протяжении всей жизни Мобилизация научных знаний и политики в интересах устойчивого развития Решение возникающих социальных и этических задач и проблем Поощрение культурного разнообразия, межкультурного диалога и культуры мира Построение инклюзивных обществ знаний с помощью информации и коммуникации

Webometrics Ранжирование университетов

Webometrics...и их репозиториев

Репозитории в Казахстане

64 Декларируемая нами цель – это продвижение Инициатив Открытого Доступа. Одним из наиболее перспективных способов распрстранить результаты научных исследований в университетах и научных центрах – это разместить научные работы и связанные с ними материалы в институциональных или предметных репозиториях.

65 Институциональный репозиторий (institutional repository) Институциональный репозиторий - это электронный архив для длительного хранения, накопления и обеспечения долговременного и надежного открытого доступа к результатам научных исследований, проводимых в учреждении.открытого доступа Материал из Википедии свободной энциклопедии

Что представляет собой ИР Электронный репозиторий всего вуза (не тематическая коллекция) Обеспечивает сбор интеллектуального потенциала организации и доступ к нему посредством web-интерфейса Обеспечивает накопление и долговременное хранение (коллекция записей) Открытый и совместимый (использует OAI-совместимое (OAI-compliant) ПО)

Зачем нужен ИР Использование и развитие репозитария выгодно для: Для каждого ученого: – Повышение индекса цитирования его работ; – Постоянное и длительное их хранение; – Сохранение его авторских прав. Для научного подразделения: – Механизм распространения результатов исследований; – Рост уровня цитируемости сотрудников; – Длительный (надежный) и постоянный доступ; – Сохранность интеллектуального потенциала. – Для университета: Поддержка научной деятельности; Повышение качества научной коммуникации; Повышает видимость научной деятельности и рейтинг; Свободный и унифицированный доступ к исследованиям. – Для страны: Повышение ее статуса и популяризация ее имиджа

Сотрудничество библиотекарей с учеными и издателями Консультирование ученых по вопросам авторского права, наукометрическим показателям, метаданным и т.д. Предупреждение плагиата Редактирование библиографической информации на персональных страниц ученых на сайтах университета, факультета, кафедры Создание профилей (страничек) ученых в наукометрических БД (Scopus, Web of Science, Google Scholar b lh/) Уточнение политики издателей в отношении размещения в ИР статей авторов, сотрудников университета (ресурс проекта ROMEO) Размещение метаданных и полных текстов издаваемых в вузе журналов в РИНЦ и Scopus Создание виртуальных представительств таких журналов (например, основе OJS)

Льюис Кэрролл «Алиса в Стране чудес» «Как удивительны все эти перемены! Не знаешь, что с тобой будет в следующий миг...». «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»

Использованная литература 1.Poll, Roswitha. Assessing library impact. - Режим доступа: library impact (Rom).pdf. Время доступа:

71 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!