Организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС ДО
Игровая деятельность и игра это две разные вещи Игра - это не всеобщая форма жизни всех детей, она - образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает « пустой » промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. Д. Б. Эльконин Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил. О. С. Газман
Роль игры в развитии ребенка Целенаправленный характер игры ; Воспитание целеустремленности у детей ; Вырабатывание желания доводить начатое дело до логического завершения ; Формирование ответственности за свои действия ; Развитие умения воплощать задуманное на практике ; Воспитание умения договариваться с партнерами по игре ; Формирование умения оценивать и уважать мнение других ; Воспитание у детей других положительных качеств.
Функции игровой деятельности Познавательная. Ребенок учится экспериментировать, прогнозировать, моделировать, исследовать. Развлекательная. Направлена на то, чтобы пробудить интерес у ребенка, воодушевить, доставить удовольствие, развлечь. Коммуникативная. Направлена на развитие речевых механизмов общения. Функция Самореализации. Заключается в выборе роли. Игротерапевтическая. Предусматривает преодоление детьми трудностей различного характера, которые возникают и в других видах деятельности. Диагностическая. Поможет познать ребенку свои возможности, а воспитателю – выявить наличие или отсутствие отклонений от нормального поведения. Особенности игровой деятельности еще и в том, что ребенок приучается к социально - культурным нормам и усваивает ценности, правила человеческого общежития и включается в систему общественных отношений.
Для развития игровой деятельности педагог должен : создавать в течение дня условия для свободной игры детей ; определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь ; наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре ; отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо ; косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер ( например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей ) знать детскую субкультуру : наиболее типичные роли и игры детей, понимать их значимость устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности. Спонтанная игра является не столько средством для организации обучения, сколько самоценной деятельностью детей..
Развивающая предметно - игровая среда Легко трансформируемая ; Обновляемая дети сами участвуют в обновлении игровой среды ; Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.
Организация игровой деятельности в ДОУ Игровая деятельность состоит из 7 компонентов : 1. Правила. Благодаря правилам у детей формируется произвольность. Произвольность это способность управлять своими действиями, контролировать их. 2. Роль. Роль - схема действия игрового персонажа в разных ситуациях. Роль несет нравственный посыл. Нравственный посыл для детей может открыть только взрослый. 3. Сюжет. Сюжет это внешняя оболочка игры. Сюжет отображает область социальной действительности, которую дети воспроизводят в своей игре. 4. Содержание. Содержание сюжетно - ролевой игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. 5. Воображаемая ситуация. 6. Игровые отношения. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли. 7. Реальные отношения. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело.
Классификация игр Игры, возникающие по инициативе ребенка игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательными целями игры, идущие от исторически сложившихся традиции, этноса ( народные ), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей Самостоятельные игры Игра – экспериментирование ; Самостоятельные сюжетные игры Сюжетно - отобразительные, Сюжетно - ролевые ( творческие ) Режиссерские Театрализованные игры обучающие : дидактические, сюжетно - дидактические, подвижные ; досуговые игры : игры – забавы, игры – развлечения интеллектуальные празднично - карнавальные театрально - постановочные традиционные или народные ( исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым
Планирование игровой деятельности Взрослый с несколькими детьми (3-4 человека ) заранее составляет план будущей совместной игры : распределяет роли, определяет порядок действий, обязанности каждого персонажа, его характер, промежуточные и конечные этапы игры. При этом воспитатель не диктует свои решения, не навязывает свои планы, а постоянно советуется с детьми, охотно принимает и поддерживает всякое предложение, исходящее от них. Можно предложить любые сюжеты ролевых игр, знакомые и доступные дошкольникам, где есть понятные и привлекательные для них роли, например : « Больница » ( роли : врач, медсестра, шофер « скорой помощи », больной ); « Улица » ( роли : милиционер, работник заправочной станции, водители, авторемонтник ); « Концерт » ( роли : конферансье, артисты, зрители ). Подробно обсудив и определив план предстоящей игры и порядок действий для каждого персонажа, воспитатель вместе с детьми начинает разыгрывать сюжет. Он следит за тем, чтобы дети не слишком отклонялись от намеченного плана, но вместе с тем поощряет все инициативные действия в пределах роли. После игры взрослый разговаривает с каждым участником и спрашивает, во что он играл, что делал во время игры, что ему больше всего понравилось, а что - не очень. Особенно подробно взрослый интересуется тем персонажем, роль которого выполнял ребенок, его рассказом о собственных действиях и об их соответствии намеченному плану.
Итог Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей. Отсюда вытекает очевидный совет : играйте с ребенком как можно больше и чаще. Обычную детскую игру ( ролевую или с правилом ) не могут заменить ни видеофильмы с мультиками, ни компьютерные игры, ни самый замысловатый конструктор. Потому что в игре ребенку необходимо контролировать свое поведение и понимать, что и для чего он делает.