Сулейманова Н.И., методист высшей квалификационной категории МАОДО «ЦДТ «Хибины», кандидат психологических наук.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ценности – нравственные императивы, детерминирующие поведение личности в ситуации жизненного выбора. Ценности – это не то, что служит нам, а то, что своим.
Advertisements

Одна из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Деятельность Труд Дело Занятие. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной Де, содержанием которой является обучение, воспитание, образование,
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Требования к результатам освоения образовательных программ.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА Вариативность решения.
© Фокина Лидия Петровна ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МБДОУ 40 «РУЧЕЁК»
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФГОС. 2 Информационно- методическое обеспечение Кадровое обеспечение Материально- техническое обеспечение Финансово- экономическое.
Содержание воспитательной системы в условиях введения ФГОС.
Системно- деятельностный подход в обучении и образовании.
Педагогическая поддержка семьи Выполнил студен 2 курса 3 группы Физико-Математического Факультета Ткачев Игорь.
Педагогическая поддержка. Педагогика поддержки - деятельность педагога принципиально отличная от обучения и воспитания, но необходимо дополняющая их.
Педагогический совет 7 ноября 2005 г.. Педагогическая поддержка Тактика «защиты» Тактика «содействия» Тактика «помощи» Тактика «взаимодействия»
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Транксрипт:

Сулейманова Н.И., методист высшей квалификационной категории МАОДО «ЦДТ «Хибины», кандидат психологических наук

Ценности – нравственные императивы, детерминирующие поведение личности в ситуации жизненного выбора. Ценности – это не то, что служит нам, а то, что своим статусом требует нашего служения. «Предельные смыслы человеческой культуры, сопряженные с системообразующими ценностями этой культуры есть, прежде всего, средства выражения отношения человека к миру, к другим людям, к самому себе»

осознанно передаваемая и осознанно усваиваемая субъектом информация; неосознанно передаваемая информация, которую субъект сознательно фиксирует и в некоторой модифицированной форме включает в свою систему личностных смыслов; сознательно передаваемая, но неосознанно усваиваемая информация (возможно, к этому типу получения знаний относятся различные виды нетрадиционных форм обучения – например, изучение иностранных языков методом погружения, обучение во сне и пр.); неосознанно передаваемая и неосознанно фиксируемая информация. (Бескова И. А. Как возможно творческое мышление?)

Педагогический опыт учит нас не в меньшей мере, чем теоретическое исследование, тому, что прямое обучение понятиям всегда оказывается фактически невозможным и педагогически бесплодным. Учитель, пытающийся идти этим путем, обычно не достигает ничего, кроме бездумного усвоения слов, голого вербализма, симулирующего и имитирующего наличие соответствующих понятий у ребенка, но на самом деле прикрывающего собой пустоту. Ребенок в этих случаях усваивает не понятия, а слова, берет больше памятью, чем мыслью, и оказывается несостоятельным перед всякой попыткой осмысленного применения усвоенного знания. В сущности, этот способ обучения понятиям и есть основной порок всеми осужденного, чисто схоластического, словесного способа преподавания, заменяющего овладение живым знанием усвоением мертвых и пустых вербальных схем.

Многочисленные исследования показывают, «что в результате процесса формирования ребенок становится носителем присвоенных чужих, пусть даже общественно значимых ценностей. Ценности усваиваются в результате запоминания их важности, осознания их значимости, соответствия общественному мнению, идеологии, жизненным реалиям. Однако, процесс внутренней переработки этих ценностей зачастую остается скрытым, поэтому, как правило, они легко декларируются, но не сопрягаются с поступками, с «внутренним органом смысла» - совестью.

«Мы можем сформулировать общий генетический закон культурного развития в следующем виде: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, потом психологическом, сперва между людьми как категория интрапсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли» Выготский Л.С.Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3.М.: Педагогика, 1983, С. 145.

«Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды. Она появляется в двух планах – сначала социальном плане, как драматическое столкновение двух людей, как коллизия, конфликт, противоречие, требующее разрешения и сопровождающееся эмоциональными личностными переживаниями то есть как категория, и лишь потом она еще раз появляется внутри личности, но именно снова как категория – но уже как столкновение позиций внутри личности, как событие драмы развития личности, как коллизия, конфликт, переживаемый человеком как факт собственной судьбы» (Вересов Н. Н, Культурно-историческая психология Л. С. Выготского: трудная работа понимания. 2007).

Результаты первого уровня – «те знания, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной его социализации в обществе» 3, 11. То есть, результаты развития морального сознания, ориентированного на нормы общества, в котором растет подросток. Результаты второго уровня – ценности общества, интериоризированные в структуру индивидуального сознания.

3)приобретение опыта самостоятельного социального действия Третий уровень результатов – интериоризация ценностей, предполагает способность школьника продемонстрировать результаты присвоения ценностей общества через выбор суждения, поступка, поведения «за пределами школы, в открытой общественной среде в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему.

В рекомендациях для начальной школы «рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающие информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать по её поводу своё мнение и вырабатывать по отношению к ней свою позицию.. инициировать и поддерживать внутригрупповые дискуссии».

По мнению Л.С. Выготского, в подростковом возрасте ключевой проблемой для подростка является проблема интереса. Подростки испытывают интерес к собственной личности и её возможностям, интерес к границам дозволенного и масштабам возможного, интерес к тому, что требует волевого усилия, сопротивления и напряжения, ими движет стремление к риску, героизму, к неизвестному.

Лысиченкова С. А. «Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию»: сильное ощущение своего «Я» в мире, которое чаще всего переходит в чувство собственного достоинства и самоуважения. Это чувство постоянно подкрепляется тем, что с пеленок окруженные электроникой, подростки прекрасно ориентируются в новых технологиях и нетерпимо относятся к технической некомпетентности других Следствием этого, является большая тяга к свободе и независимости, порой, более вызывающее поведение, чем у детей в прошедшие годы. Для сегодняшнего подростка характерно стремление к реальной самостоятельности, которая представляется ему как свобода, к самопознанию, желание занять благоприятное положение в коллективе, закрепить свои позиции в детской субкультуре. Чрезмерная опека со стороны взрослых оскорбляет их

Быстрое освоение новыми поколениями социального опыта происходит благодаря доступности информации в сети Интернет. У современных подростков обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам. Доступность информацию создает иллюзию знания. Но это знание не подкреплено изучением, опытом переживания знания.

Современным подросткам более, чем их сверстникам других поколений, присущ скептицизм. У них низкий уровень доверия к авторитетам (педагога, родителей и т.д.) и традиционным источникам знаний. Современные школьники ожидают, что все занятия будут легкими и увлекательными. Получить высокую оценку сегодня можно, скачав чужую работу и подписав её своей фамилией. Оценка и усилия по её получению для них не взаимозависимые понятия.

Стремительное развитие процессов интеграции и глобализации современного мира, сближение культур и бесконфликтное соседство в сознании подростков как фактов и персонажей объективного, так и фантазийного мира мультфильмов и кинолент в стиле фэнтези формируют сознание современного подростка более дискретным и сложным по картине мира, чем в когда-либо. Появился термин «клиповое мышление», требующее динамичной и дозированной подачи материала в форме гипертекста.

При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Клиповое мышление характеризуется рядом особенностей: любой текст должен быть насыщен «большим количеством коротких фраз, отражающих эмоциональное состояние человека; текст сильно фрагментирован, разбит на перемежающиеся смысловые блоки небольшого (два- три абзаца) объема; фрагменты текста слабо связаны между собой, образуют своего рода мозаичное изображение с частично утраченными элементами; текст построен по принципу «описание действия»

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ПОНЯТИЙ: Сулейманова Н. И. «Психологические условия формирования аффективно-смысловых структур сознания в совместно-разделенной деятельности детей и педагогов»

На первом этапе диалога задается вопрос на установление сферы смысла культурного понятия. Этот вопрос начинается или с вопросительной формулы «что есть…» или «что значит…».

На втором этапе диалога дети приступают к исследованию ценностного понятия в различных контекстах (размышление над смыслом пословиц, поговорок, притч, других литературных текстов, после просмотра видеосюжетов или прослушивания музыкальных произведений).

На третьем этапе диалога дети с помощью слов объясняют смыслы, заложенные ими в собственных продуктах творчества. Эти смыслы не отражены, не поверхностно присвоены, а пережиты в ситуации творческого созидания.

Сулейманова Н.И. «Формирование воспитательных результатов во внеурочной деятельности туристкой направленности» Инновационная деятельность. - разработать краткосрочные циклы занятий (краткосрочных программ) туристской направленности с обязательными межпредметными связями (туризм, краеведение, ОБЖ, география); - эти циклы занятий должны быть облечены в форму приключенческой игры, что позволит достичь образовательных целей в опосредованной форме. Решая игровые задачи, подростки решат и задачи образовательные; - важно, чтобы в результате своей учебной деятельности подростки получали конкретный результат, продукт или опыт, который в дальнейшем может иметь практическое применение. - подростки должны видеть практическую значимость знаний, иметь возможность использовать личностный опыт в жизни.

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ 1)задания предлагаются на высоком уровне трудности; Трудность – преодоление препятствий, напряжение сил обучающихся. Мышление начинается с затруднения. Разрешение коллизий - противоречий, возникающих в процессе осмысления знаний. 2)каждое задание предлагается как задача, от решения которой зависит судьба всех участников. 3)взрослые не вмешивают в процесс поиска решения до тех пор, пока обучающиеся не обратятся к ним за помощью. 4)взрослые имеют право вмешаться и остановить действия обучающихся, если эти действия могут нанести вред физическому или психическому здоровью. 5)содержание программ должно быть захватывающим, напряженным, с элементами неожиданных ситуаций. 6)все возникающие ситуации нравственно-этического выбора должны подвергаться рефлексии со стороны взрослых героев программы. 7)кодекс взаимоотношений участников оговаривается в начале каждой программы. 8)каждый участник имеет право покинуть программу в любое время.

1)Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., )Григорьев Д.В., Степанов П.В. Методические материалы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной и основной школы 1-9 классы (Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО) [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный, (дата обращения ) 3)Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - Академия, с. 4)Занков Л. В. Обучение и развитие. М, Педагогика, )Лысиченкова С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию [Текст] / С. А. Лысиченкова // Молодой ученый С )Крутецкий В. А.. Психология обучения и воспитания школьников // Просвещение, Москва, 1976 г. 7)Сулейманова Н.И. Психологические условия формирования аффективно- смысловых структур сознания в совместно-разделенной деятельности детей и педагогов. Автореферат диссертации. Москва, 2011 г с.