Работу выполнила: студентка 1 курса ИФМиБ КФУ Ибрагимова Р.Р.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воспитание и обучение в Киевской Руси (X - Хlll вв.) Сделала: студентка первого курса Сибгатуллина Г. Группа
Advertisements

План: 1. Развитие России требовало грамотных людей 2. К знаниям потихоньку приобщались 3. Большинство крестьян оставалось неграмотным 4. Развивалось книгопечатание.
Образование в XVIIв. Подготовила ученица 7 «А» класса Ульченко Юлия.
Русское государство XVIII века. – переломные в истории отечественной педагогической мысли; – начальный период создания государственной системы народного.
Из «Повести временных лет» Расселение славян. Задаем вопросы, составленные по статье учебника «Из литературы Древней Руси» В каких целях использовалась.
Школьное и домашнее образование в Киевской Руси. Киевский- с X по XIII в. Московский – с XIV по XVII в.
Крещение Руси, принятие и развитие христианского взгляда на человека и его воспитание. Типы школ, содержание и характер обучения. Педагогические идеи в.
Методическая разработка по истории (7 класс) по теме: Культура Руси в. в
Ярослав Мудрый (около 980?-1054?), великий князь киевский. Первый период жизни Ярослава Мудрого связан с борьбой за киевский престол. По достижении Ярославом.
Влияние культуры Византии на культуру Древней Руси.
Культура и быт домонгольской Руси. « Древнерусское искусство это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость,
Школы в Средние века. После падения Римской империи в 476 году началось европейское Средневековье, надолго определившее пути развития образования. Границы.
ПРОСВЕЩЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРА И БЫТ В XVII веке Тема урока 1.Грамотность и просвещение 2.Литература 3.Архитектура 4.Живопись 5.Быт в XVII веке.
Культура древней Руси Подготовили: Михайлова Мария.
Культура Древней Руси в 9-13 вв. Выполняли: Копылов Сергей и Чижов Иван.
История религий в России Урок 18 Рассказ о выборе веры на Руси Православное христианство в истории России (урок модуля «Основы мировых религиозных культур»
Литература в древней Руси Выполнил Озганбаев У.А..
(Введение) Кустова Ольга Анатольевна Учитель русского языка и литературы © Гимназия 56, 2007 © Кустова Ольга Анатольевна, 2007.
Транксрипт:

Работу выполнила: студентка 1 курса ИФМиБ КФУ Ибрагимова Р.Р.

Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния, прежде всего, от православия, которое сделалось с 988 г. официальной религией Киевской Руси. Педагогическая мысль, школа древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом (азбука-кириллица). Воспитание и обучение в Киевской Руси (X –ХIIIвв.)

Его сочинения предназначались высокообразованным людям. Рассуждая о сущности воспитания, Туровский утверждал, что его успех основан на вере в Бога. Будучи сенсуалистом, Туровский говорил о том, что человек приобретает знания прежде всего с помощью органов чувств.

Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит "Поучение Владимира Мономаха детям" (1096). "Поучение..." требует воспитания любви к Богу и страха божьего, строгого выполнения церковных обрядов. В этом памятнике Киевской Руси подтверждается патриархально- родовой характер воспитания (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей). Главным способом воспитания объявлялось подражание детей отцу.

Полагал, что объектом познания должно быть не только "Священное писание", но и природа – творение божественной мудрости.

Церковь видела свою задачу в контроле за семейным воспитанием. В семьи бояр приглашались домашние учителя- священники. Семья обучала праведному житию посредством религиозного воспитания, преподавания правил общежития. В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов.

Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче (ум. 1015) в Киеве в 988 г. Это событие предваряло быстрый расцвет школьного дела, религиозной педагогической мысли в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств. Поначалу книжное учение вызывало отрицательное отношение в массе населения, предпочитавшего традиционное домашнее семейное воспитание.

Дворцовая школа учения книжного, открытая Владимиром Святославичем, была учебным заведением повышенного типа. Ее ученики уже владели начальным образованием, т.е. умели писать и читать. Это позволяет предполагать существование к тому времени элементарного обучения. Школы учения книжного носили элитарный характер; учениками обычно были дети представителей высших сословий.

Об уровне обучения свидетельствуют, например, законодательный памятник XI–XII вв. "Русская Правда" и сочинение Кирика Новгородца "Учение ведати человеку числа всех лет" (1136). Из этих документов можно узнать, чему и как учили на занятиях математикой. В "Русской правде" дан набор своеобразных арифметических задач. Кирик давал в своем труде календарно- математические знания и предлагал задачи прикладного характера, в частности, о високосных годах, временах года.

Начальное обучение осуществляли мастера грамоты. Мастера грамоты занимались с детьми всех сословий. Они обучали чтению, письму и счету.

При этом использовались особые дощечки, на которых была вырезана азбука. Такие учебные пособия были доступны всем слоям общества. В качестве писчего материала использовали бересту. На бересте "писалом" выцарапывали тексты. Первые берестяные грамоты относятся к X-XI вв. При обучении элементарной математике прибегали к образным примерам, пальцевому счету. Считали устно и на абаке.

Книжная мудрость осваивалась по "изборникам" (хрестоматиям) энциклопедического характера. Таков, например, "Изборник Святослава" (1073). Это был курс семи свободных искусств, где давались материал для запоминания и ответы, вводившие в круг христианских идей и представлений. Ученик изготовлял собственный изборник, т. е. выполнял работы переписчика, иллюстратора и переплетчика.

Княгиней Анной Всеволодовной в 1089 г. в Киеве было открыто женское училище, где около 300 "младых девиц" учились "писанию.., ремеслам, пению, швецию и иным полезным ремеслам". Училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подворьях. Обучали церковному чтению, письму, пению, занимались нравственным воспитанием ("учили чести"). На первых порах устройство школ брали на себя князья, затем это стала делать по преимуществу церковь.

На протяжении X-XI вв. письменность проникла во все слои населения Руси. Киевская Русь не уступала по уровню образованности Центральной и Западной Европе. В результате нашествия монголо-татар ( ) уровень образования на Руси резко снизился. Во множестве гибли культурные ценности, горели книги, были убиты или угнаны в полон умельцы, мастера грамоты и книжники.

Иноземный гнет, непрерывные оборонительные войны, которые пришлось вести (в XIII–первой половине XV вв. Русь выдержала более 16 крупных сражений), отрицательно сказались на судьбах просвещения. Страдали города - очаги образованности. Истощалась казна. Резко упала книжная культура. Надолго прекратилась деятельность регулярных учебных заведений. Русь оказалась в культурной изоляции, что не могло не осложнять развитие культуры и образования. Пагубную роль играла и феодальная раздробленность, с которой было покончено лишь к началу XVI в.

Главными средоточиями культуры, книжности и образованности стали монастыри. Центр просвещения в монгольский период переместился в Новгородскую и Псковскую земли, которые наименее пострадали он иноземного нашествия. Именно здесь в XIV-XV вв. были предприняты первые попытки возрождения школ учения книжного. Это сделали еретики – стригольники. Однако их попытки были пресечены официальной церковью.

Педагогическая мысль средневековой Руси XIV- XVI вв. была направлена прежде всего на проблемы воспитания. Сведения об идеалах, программе, формах воспитания содержатся в ряде письменных памятников: "Пчела" (XIV-XV вв.), "Домострой" (XV-XVI вв.), "Послание Геннадия" (1550) и др.

Русский народ придавал особое значение традиции патриотического воспитания. Заметный вклад в развитие образования и педагогической мысли внесли Иван Федеоров, Федор Ртищев, Василий Бурцов, Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин и др. Их живо интересовал школьно- педагогический опыт Византии и Западной Европы.

Вплоть до конца XVI в. действовала система, при которой регулярная школа попадала в положение необязательной, и обучение происходило по преимуществу в семье, будучи сословным по целям и содержанию. Общий уровень образованности в Московском государстве XV-XVI вв. оставался весьма низким. Как следует, например, из письма архимандрита Геннадия (1500), в Новгородской епархии - одном из главных центров просвещения на Руси - почти половина священнослужителей была совершенно неграмотна.

Система специального повышенного образования до XVII столетия практически отсутствовала. На государственной службе находилось ограниченное число людей, от которых требовались особые знания (медики, переводчики, архитекторы). Таких людей обычно приглашали из-за границы.

Латынь являлась языком дипломатических отношений и торговых сделок, поэтому во второй половине XVI в. Московское правительство попыталось организовать посылку своих людей за границу для изучения латинского и греческого языков. Однако такая практика не привилась.

Русские цари Иван Грозный ( ) и Борис Годунов (ок ) вынашивали планы открытия латинских школ. Последний намеревался учредить заведение на манер западноевропейского университета. Но эти планы натолкнулись на противодействие православного духовенства, которое опасалось, что подобные школы окажутся рассадниками католицизма.

Во второй половине XVI в. наметился известный прогресс в овладении западной образованностью, главным образом, среди духовного сословия. Возможность обучаться греческому и латинскому языкам была предоставлена боярским детям. Первая школа с западноевропейской программой, где обучали и латыни, открылась в Москве в конце XVI в.

Во второй половине XVI в. появляются печатные учебники – азбуки. Основоположником отечественного книгопечатания стал выдающийся просветитель Иван Федоров (1510–1583).

XVII в. Смута, семибоярщина и междуцарствие в начале XVII в. замедлили переустройство образования. Народ оставался благочестивым, но невежественным. Во второй половине XVII в. определились четыре основные подхода к воспитанию и обучению: 1) латинофильский (Симеон Полоцкий , Сильвестр Медведев ) 2) византийско-русский (Епифаний Славинецкий , Федор Ртищев , Карион Истомин ) 3) славяно-греко-латинский (Иоанникий и Софроний Лихуды) 4) старообрядческой-начетнический (протопоп Аввакум ).

Указанные деятели сыграли заметную роль в развитии педагогической мысли и школьного дела. Так, С. Полоцкий оставил несколько учебных книг: "Псалтырь рифмотворная", "Вертоград многоцветный", "Букварь языка славянска" и др.

Аввакум осуждал приоритет изучения мирских наук, призывал отказаться от греко- латинского образования. Достоинствами русской педагогической традиции Аввакум считал обращение к духовности, внимание к воспитанию "мужества, мудрости, правды и целомудрия".

Епифаний Славинецкий стремился уйти от крайностей "латинофилов" и православно- старообрядческойго направления. В своих сочинениях "Рассуждение об учении греческому языку" и особенно "Гражданство обычаев детских" (последнее создано с опорой на идеи представителя европейского Возрождения Эразма Роттердамского) Славинецкий настаивал на сочетании умственного и нравственного воспитания с опытом учения книжного.

Во второй половине XVII в. распространяется изучение греческого и латинского языков. Немало людей высшего московского класса стремились дать своим детям домашнее образование с учетом западной традиции. Пример в этом подал царь Алексей Михайлович ( ).

Важную роль в распространении греко- латинской образованности сыграли частные учебные заведения в Москве. Такой, например, была немецкая школа, открытая в конце XVI в. Одна из первых греко- латинских школ была, по- видимому, открыта Арсением Греком в 1649 г. при Чудовом монастыре в Москве. Школа просуществовала не более пяти лет. Ее руководителя сослали по подозрению в неправоверии на Соловки.

В 1649 г. окольничий, воспитатель царя Алексея Ф.М. Ртищев ( ) основал на свой счет училище при Андреевском монастыре. Руководителем училища стал Епифаний Славинецкий. Сам Ртищев стал слушателем школы.

В 60-х гг. XVII в. Симеон Полоцкий основал школу Спасского монастыря. После его смерти в 1686 г. школой руководил Сильвестр Медведев. В школе обучались, например, присланные правительством для овладения латынью и греческим молодые приказные.

Первая государственная школа повышенного образования - Типографское училище - была основана в 1681 г. в Москве по инициативе царя Федора Алексеевича. Греческий язык изучали в старшем классе: осваивали умения читать и понимать тексты, усердно прорабатывали грамматику. В дальнейшем Типографское училище слилось со Славяно-греко- латинской академией.

Преподавание в Славяно- греко-латинской академии (первоначальное название Эллино-греческая академия) сначала велось на славянском, греческом и отчасти латинском языках.В Академии было восемь основных классов и один подготовительный. Академия сыграла важную положительную роль в развитии просвещения. Как пишет русский историк С. Смирнов, благодаря Академии "русские примирились с мыслью о пользе науки".

В целом на рубеже XVII–XVIII вв. в русском обществе обозначилась программа создания общеобразовательных церковных школ и технических государственных училищ по иноземным образцам и при помощи иноземных учителей. В прошлое уходила традиция самообразования в стенах монастырей и обучения у частных учителей. Намечался путь к созданию системы регулярных учебных заведений. Вместе с тем подавляющая часть населения пребывала в невежестве.

Благодарю за внимание!