ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОСФЕРЫ В УКРАИНЕ Левшов А.В., Джура С.Г., Чурсинов В.И. dzhura@roerich.com (062) 337-32-66; www.roerich.com.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИОННОЙ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ Левшов А.В., Джура С.Г., Чурсинов В.И. (062) ;
Advertisements

Институт Счастья? Возможно ли такое? Или кратко от Институте Культуры ДонНТУ Джура С.Г., (062) ;
РЕШАЮЩАЯ РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ НООСФЕРЫ Джура С.Г. (062) ;
НА ПУТИ К HOMO- NOOSPHERICUS Левшов А.В., Джура С.Г., Чурсинов В.И. (062) ;
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Презентация по экологии Тема: НООСФЕРА МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Геолого-географический.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Ноосфера – новое состояние биосферы при котором разумная деятельность становится решающим фактором её развития.
Воспитание как педагогический процесс.
ИНОПЛАНЕТНЫЙ РАЗУМ КАК НЕПАРАДИГМАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА «Вероятность самого явления несущественна, важна его структура» С.Лем, «Сумма технологии»
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
Гуманитарные науки. Гуманита́рные нау́ки дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.
Спецсеминар Тема «Понятие судебного доказывания и его структура.» Доклад студента группы Ю уг (б) – 12 (з) Аветисянц Артура Владимировича.
Педагогическая концепция. Постижение всеединства мира – необходимость настоящего времени. «Мы поднимаемся с колен, но еще долог и труден путь нравственного.
1 Вопросы 1. Как ты считаешь, ты, твоя жизнь значимы для Вселенной? 2. Что означает «сознательное проживание»? 3. «Если я живу, значит кому-то это надо!».
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 41 Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов (экологический, энергетический, демографический, угроза.
«Для чего нужна философия?» Выполнила: Ширшикова Екатерина студентка группы Преподаватель: Белая И.А.
Рекомендации по выполнению части С1-С4 (обществознание ЕГЭ)
Транксрипт:

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОСФЕРЫ В УКРАИНЕ Левшов А.В., Джура С.Г., Чурсинов В.И. (062) ;

Анонс работы: "Кризис возникает там, где ценности не соответствуют задачам эволюции". Поставлен вопрос о передачи знания. Первое – это проблема утери цели педагогики как науки. Верна ли цель педагогических исследований современной украинской педагогики в целом как науки? Может ли она называться правопреемницей высоких идеалов выдающихся педагогов прошлого? Проанализированы проблемы выбора вектора развития человечества в области техносферы. Приведены этапы перехода к мировоззрению homo noosfericus и доказательство решающей роли культуры как интегрального критерия развития. Предложены варианты выхода из мировоззренческого кризиса, который является основой экономического. Приведён опыт реанимации и развития института культуры ДонНТУ и на его примере обоснована решающая роль культуры в становлении ноосферы.

Постановка задачи: График валового внутреннего продукта и истинного индекса прогресса для США. Проф., д.э.н. Кендю- хов А.В. «Экономика – производная от мировоззрения»

Стратегический выход через философское осмысление Лечить экономику, не леча мировоззрение все равно что сбивать температуру, не леча саму болезнь. Если не поменять приоритеты и не согласовать путь развития человечества с глобальным эволюционизмом, то результаты легко предсказать, просто продлив график. Таким образом, вектор развития цивилизации направлен на уничтожение этой самой цивилизации.

Уровни науки и место педагогики в них: «Мы не можем решить наши проблемы, находясь на том уровне развития, на котором мы их создали». Альберт Эйнштейн

Философские основания: Основываясь на новой философской парадигме /Лесков Л.В. Синергизм: философская парадигма XXI века./ синергизм, основанная на мировоззренческой триаде «системность нелинейность трансгрессизм». Первые два принципа означают необходимость придерживаться в вопросах миропредставления общей теории систем и нелинейной науки, а третий предполагает неизбежность в целях преодоления глобального кризиса выхода за пределы существующей научной парадигмы (trunsgressus на латыни означает «переход»). Показано, что следование принципам синергизма является необходимым условием устойчивого развития в глобальном и национальном масштабах по сценарию перехода к постиндустриальному обществу.

Образование или образовательные услуги? Целевая функция науки. Поскольку цель любого научного процесса может быть описана в терминах теории оптимизации (поскольку оптимальным образом нужно достичь заданной цели), то и научная задача может быть рассмотрена как целевая функция ЦФ (в общем случае многокритериальная со своими весовыми коэффициентами) в области ограничений (ОГР финансовых, временных и прочих). В педагогических задачах ВУЗа нужно определить уровень квалификационной характеристики специалиста (знания и умения) это целевая функция коллектива преподавателей ВУЗа в рамках ограничений (времени, возможностей программы часов, а также педагогических и психологических характеристик слушателя, способного или не очень способного получать эти знания).

Три портрета основоположников ноосферы метафизически персонифицируют три круга эмблемы Рериха, признанной ООН знаком защиты культурных ценностей. Леруа представляет гиперфизику, де Шарден – метафизику, Вернадский – физику. Эти круги охватывают кольцо вечности, которое ассоциируется с «физикой» Вернадского (настоящее), «метафизикой» де Шардена (прошлое) и «гиперфизикой» Леруа (будущее). Красный цвет символизирует синтез знаний, о котором мечтает Патриарх Кирилл.

Этапы пути к homo noosfericus: Н.К.Рерих: «Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным, он делается интеллигентным, затем следуют утонченность и осознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры»… Пока же констатируем утрату цели наукой и служения ее бизнесу…

Знаковое высказывание П.Ф.Беликова: «Решающими моментами эволюции никогда не были и не будут мировая политика или мировая экономика. Ведь целью эволюции не является создание политически правильно мыслящего человека, а человека, способного мыслить космическими категориями. Политика, экономика, все созданные ими общественные формации лишь на более мелких и временных примерах учат человека разбираться в сущем. Было бы нелепо думать, что справедливость или несправедливость этих недолговечных форм общественной жизни человека являются присущими Космическому Разуму мерками»

Со второй половины ХХ века наука становится придатком высоких научных технологий, и ценности научного поиска померкли. К сожалению, не познание истины, а выгода, бизнес, социальный заказ выходят на первый план Таким образом, большинство педагогических исследований направлены на решение социальных запросов общества. Педагогика, как, впрочем и другие науки, сейчас не ищет истину (то есть не выполняет свою главную миссию), а довольствуется второстепенной ролью служанки бизнеса и демократии, которые ведут страну в пропасть. Констатируем, что цель и смысл педагогики в Украине во многом утеряны или говоря мягче невостребованный... Гипотеза: украинская педагогика больна общей для официальной науки болезнью - потерей своей изначальной цели – поиска истины и направлена на выполнение социального заказа. Общая тенденция в мире – снижение финансирования образования. Нас это не может не тревожить.

Не сумма знаний, а «правильный образ мышления» и нравственное воспитание - вот цель обучения. М.В.Ломоносов «Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого важного» Л.Н.Толстой Пророчества великих (не о нашем ли времени?)

Состояние вопроса. Указанные проблемы практически не ставятся. Исследователи сразу начинают ставить вопрос о том, как больше передать знаний (информации и прочего) и чтобы студент смог их в нужный момент воспроизвести. Искусству мышления учат очень не многие, это дело стало прерогативой отдельных энтузиастов. Но это отдельный вопрос.

Что есть Истина? «Истина гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету». Самое известное определение истины было высказано Аристотелем и сформулировано Исааком Израильтянином, затем оно было воспринято Фомой Аквинским и всей схоластической философией. Это определение гласит, что истина есть conformitas seu adaequatio intentionalis intellectus cum re (интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей). В этой статье (о самомнение!) мы попытаемся развить понятие реальности в том виде как его сейчас определяет современная физика (теория струн, 11-мерность реальности) и в соответствии с этим подкорректируем предмет и целевую функцию педагогики и, возможно, науки в целом. Амбициозная задача! Наиболее полно на наш взгляд этот вопрос раскрыт у Е.П.Блаватской /7/, но это вряд ли кто сочтет в нынешней парадигме образования заслуживающим внимания, а напрасно.

Что есть Знание? «Знание представляет собой упорядоченную совокупность новых характеристик субъекта и мира и их взаимосвязей, представленных в форме конкретного метатекста. В знании осуществляется перевод разрозненных представлений в систематизированную общезначимую форму, удержание того, что может быть сохранено, передано, развито. Проблема знания, структуры, возникновения и специфики его восприятия и понимания (когнитивность) и порождения нового знания (креативность) принадлежит к числу философско- методологических, естественнонаучных и гуманистической-прикладных – едва ли не самых сложных проблем»

Гипотеза иерархии Знания В этой статье предлагаем следующую гипотезу иерархии знания: информация – знание – Метазнание. Обычная неструктурированная информация есть первооснова, из которой потом формируется знание (назовем его прикладное или необходимого для повседневной жизни – заработка на хлеб насущный). Знание с большой буквы – это то знание, которое дает возможность обрести или найти путь в Вечность. Это и есть обретение метазнания, исторически даваемого человечеству через пророков и Учителей. Эти знания люди получали в иных состояниях сознания, которые изучаются сейчас особенно тщательно, путем прозрения. Такие прозрения были у Якоба Беме, сапожника; или у Уильяма Блейка, полуграмотного гравера; у необразованных пророков Иезекиля и Иоанна Богослова, с его страшным Апокалипсисом. И, наконец, великие прозрения, не имевшего никакого образования К.Э.Циолковского, именем которого сейчас названа научная Академия. Вспомним также Эдгара Кейси и Джона Кили /11/. Это путь познания всех великих людей, в том числе и энергетика всех времен и народов Николы Тесла. «Космос лепит лик Земли…» – говорил В.И.Вернадский, портрет которого висит в кабинете ректора ДонНТУ

Изменение состояния науки. Доля различных видов материи во Вселенной («Земля и Вселенная» 5, 2006).

Синтез научных и религиозных представлений. Наука, религия и искусство только дополняют одно другим и, ни в коем случае, не отрицают. Устойчивость позиции получается только тогда, когда можно оперировать хотя бы двумя из названных направлений знания. Из своего опыта знаем, что, любой компьютер имеет базовую систему ввода- вывода (BIOS – Basic Input-Output System), без которой он не может работать, ибо она загружается первой и лишь потом загружаются любая операционная система и далее любые прикладные программы. Если BIOSа нет (или он повреждён), то никакой операционной системы загрузить невозможно. В этом смысле находим аналогию в Писании: «У имеющего добавится, а у не имеющего отнимется»(!). И второе. В теории систем есть понятие эмерджентности (от англ. Emergence возникающий, неожиданно появляющийся) наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих её подсистемам и блокам, а также не равных сумме элементов, не связанных между собой особыми системообразующими связями; несводимость свойств системы к сумме свойств её компонентов; синоним «системный эффект». В Писании: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них».англ. Спам по сути выполнение техническое заповеди ("Не поминай имя Господа в суе»)…

Решающая роль Культуры. Е.И. Рерих в письме от 5 cентября 1935 г.: «…Цивилизация вытеснила понятие Культуры, и многие не понимают, что можно быть цивилизованным дикарём. Упускается из виду, что наслоения Культуры накапливаются веками, но цивилизация может быть создана в одно десятилетие» /18/. Интересно, что такая точка зрения полностью совпадает с выводами классических философов, которых уж никак нельзя отнести к эзотерикам. Хосе Ортега-и-Гассет: «Очевидно, сложившаяся ситуация порождает жестокость, за роковые последствия которой сейчас расплачивается Европа. Причиной катастрофичности современной европейской ситуации является то, что английский врач, французский врач, немецкий врач бескультурны, у них нет жизненной системы представлений о мире и человеке, соответствующей времени. Этот средний человек новый варвар, отставший от своей эпохи, архаичный и примитивный по сравнению с ужасающим настоящим и его проблемами. Этот новый варвар, в принципе, профессионал, знающий гораздо больше, чем когда-либо прежде, но он инженер, врач, адвокат, учёный также и гораздо более бескультурен»…

Не будем же дикарями науки Ф.М. Достоевский: «В особенности этим отличалась полунаука, самый страшный бич человечества, хуже мора, голода и войны, неизвестный до нынешнего столетия. Полунаука это деспот, каких ещё не приходило до сих пор никогда. Деспот, имеющий своих жрецов и рабов, деспот, пред которым всё преклонилось с любовью и с суеверием, до сих пор немыслимым, пред которым трепещет даже сама наука и постыдно потакает ему» /20/. Для педагогики крайне важен тезис Сократа: «Есть только одно благо знание и одно только зло невежество». Стивен Хокинг, ныне работающий на кафедре Кембридского университета, той самой, что в своё время возглавлял сам И. Ньютон, развивает мысль Ф.М. Достоевского: «Главный враг знания не невежество, а иллюзия знания». Ортега-и-Гассет: «Не будем же дикарями науки. Наука это великое человеческое свершение; но выше неё стоит сама человеческая жизнь, которая делает науку возможной. В таком случае, нарушение элементарных жизненных условий невозможно восполнить»/19/. Сегодня стремления и чаяния многих людей направлены именно туда, в Европу, хотя уже давно отмечено, как в экзотерической так и в эзотерической традициях, что будущего у Европы нет.

Миссия университета «Мы (Ортега-и-Гассет) должны рассматривать университетское образование как обладающее тремя функциями: I. Передача культуры. II. Обучение профессиям. III. Научное исследование и обучение новых людей науке. Но всегда есть система жизненных идей, которая представляет собой наивысшую высоту времени, система, которая наиболее современна. Эта система Культура. Сегодня мы переживаем вопреки уверенному самодовольству и внешней видимости период ужасающего бескультурья. Нужно, чтобы человек науки перестал быть тем, кем он, к сожалению, довольно часто является сейчас: варваром, отлично знающим один предмет. Я сделал бы из «факультета» культуры ядро университета и всего высшего образования»…

Опыт ДонНТУ по реанимации Института культуры. В настоящее время Институт культуры ДонНТУ является правопреемником Университета культуры, который, в свою очередь, с 1959 года существовал в стенах тогда Донецкого индустриального института. Организатором его выступила Р.И. Ройтблат энтузиаст и преданный идеалам просветительства человек. В мае 2012 года исполнилось 5 лет работы Института культуры ДонНТУ, который в новом составе работает в области расширения гуманитарных знаний студентов и формирования гармонически развитой личности будущего инженера. По сути это выполнение главной миссии университета культурной, ибо она даёт вектор развития техники и развития самой цивилизации. Институт культуры ДонНТУ работает по пяти направлениям: - новые направления науки; - шедевры мировой живописи; - шедевры мирового кинематографа; - театральное направление; - музыкальное.

Практическая реализация идеи (1): За 7 лет проведено более 180 заседаний. Особенно хочется поблагодарить Профессорское собрание ДонНТУ, представители которого уже ни раз вели занятия Института культуры. Ведётся и издательская деятельность. Институт культуры замечен не только в Европе, но и за океаном. Культурная общественность США Институту культуры ДонНТУ было любезно предложено издать впервые на русском языке книгу У.К. Джаджа "Указания Пути", что и было сделано. Эта книга передана в ряд ведущих библиотек не только Украины, но и России, Великобритании, Голландии, Польши и др. стран. В Институте культуры выступили со своими концертами четыре российских барда: доктор искусствоведения Е.А. Минаев (г. Москва), доктор технических наук И.В. Плохова (г. Псков), солист Вятской филармонии К.Н. Юдичев и Александр Звенигородский из Санкт-Петербурга. Все занятия Института культуры проходят бесплатно для посетителей. Девизом Института культуры ДонНТУ являются слова Сократа: «Есть одно только благо Знание и одно только зло невежество». На искоренение этого невежества именно в себе и направлена деятельность института. Поэтому он бесплатен для посетителей, ибо то Знание, которое здесь даётся, нельзя измерить никакими земными мерками. А экзаменом является сама наша жизнь.

Практическая реализация идеи (2): В Институте культуры выступали также Сергей Солёный, Максим Романовский с группой «Эхо Радуги», музыкальный коллектив «Точка тишины» (г.Донецк), братья Золотухины (г.Луганск). В ближайшем будущем ждём в гости группу «Авакара» (г. Сочи). К музыкальному направлению можно добавить встречи, посвящённые Скрябину, Моцарту, Рахманинову, Шнитке, Баху, Шопену, Прокофьеву... Представлены премьеры документальных фильмов, снятых по заказу Института культуры: «SOS» или «Синтез Общего Спасения», а так же фильм, посвящённый учёному ДонНТУ В.В.Паку, открывший серию «Выдающиеся учёные Украины». Поэтическое направление представляют донецкие поэты Елена Баранова, Борис Белаш и Владимир Калиниченко. Театральное направление: студия ДонНТУ «Софійність» и театр-студия «Пятое колесо». Выставочное направление: выставка репродукций картин «Связь времён: от Леонардо да Винчи до Николая Рериха» и «Человек. Земля. Вселенная» «Путь Красоты». Проведены 2 конкурса школьных сочинений «Почему каждая страна должна охранять сокровища Культуры?».

Проректор по науке Псковского университета д.т.н., проф. Игорь Владимирович Плохов в институте культуры ДонНТУ

Новая методология метазнания: Знание в старой методологии существует до опыта. В новой – оно появляется в момент замера (как принцип дополнительности в квантовой физике или эмерджентности в теории систем). Критерии сверхнаучного знания. Требования к Источнику Сверхнаучного знания даны в работе Л.М.Гиндилис «Знание и метазнание»: Достоверность (подлинность) его не должна вызывать никаких сомнений. Поскольку речь идет о подлинном документе, относящимся к определенной эпохе, это должно найти в отражение в языке Источника: используемые в нем термины должны соответствовать «научному» языку той эпохи, к которой он относится. Нелепо, например. Ожидать применения дифференциальных уравнений, тем более в современной форме, в источнике, относящемся к эпохе Древнего Египта. Следующий вопрос – как далеко может Источник опережать свою эпоху? Если он заглядывает далеко вперед, он может полностью пройти мимо сознания современников. Чтобы этого не произошло, составители документа должны держаться, в основном, в пределах тех знаний, которые доступны пониманию того времени. Наконец, чтобы мы могли воспользоваться критерием сверханучного знания, мы должны хорошо знать эпоху Источника, состояние науки того времени – понимать, что для нее доступно, а что лежит за пределами ее знаний.

Необходимая корректировка научной парадигмы. Фундаментальным историческим событием при смене тысячелетий явилась фактическая смена научной парадигмы в связи с переоценкой роли сознания в физическом мире. Перечислим основные положения новой парадигмы: – неисчерпаемость форм материи, реальность «тонкоматериальных» планов бытия; обычное вещество составляет около 4 % всей массы Вселенной, «скрытая масса» – 29 % /25/; – неисчерпаемый источник энергии – физический вакуум; 67 % (в массовом выражении) составляет «тёмная энергия» /25/; – единое информационное поле Земли и Космоса (на тонкоматериальном носителе); – жизнь – такой же неотъемлемый атрибут материи, как масса, энергия, информация; всё – живое; возможны полевые формы жизни; – человек – гораздо больше, чем атомно-молекулярный комплекс клеток. Основная суть человека заключена в его биополе – комплексе различных тонкоматериальных тел, носителе его сознания, в значительной части сохраняющим устойчивость после смерти физического тела; – сознание – такой же неотъемлемый атрибут бытия, как вещество, энергия и жизнь; – человек – отнюдь не вершина эволюции на Земле.

Выводы (1): В статье показано, что максимальную пользу от знания даёт его высшая форма мудрость. «Мудрость веков заключена в словах Иисуса: «Да будет воля Твоя» /8/. Вектор развития этой воли Всевышней (а по сути эволюции) даёт Культура. Критерием её является истина, а эстетическим выражением красота. Главная задача человечества не экономическая, а этическая развитие внутреннего человека. Если человечество будет упорствовать в своём невежестве в этих вопросах, то его ждёт участь Атлантиды и Лемурии. Сейчас человечеству даны Гностические источники, которые составляют суть и смысл Культуры: Живая Этика, Учение Храма, Теософия. Именно они дают ключи к пониманию культуры как синтеза религии, науки и искусства. Ибо именно так сказано о Гнозисе (эзотерической литературе): «Представляет интерес мнение Учителей о состоянии литературного творчества в человечестве. Они говорят, что традиционная литература фактически исчерпала себя в лице Толстого и Достоевского, и интерес для будущего представляют произведения исповедального характера как человеческие документы с фиксацией разнообразных опытов во Всеединстве Спектра Всей живой Жизни» /24/.

Выводы (2): Таким образом, в гнозисе (эзотерической литературе) дан новый уровень знания, который нужно ассимилировать и применить во всех областях приложения культуры в жизни. Знаковым является предупреждение о возможности гибели культуры, без которой нет будущего у человечества в целом: «В прошлых тысячелетиях люди могли принимать или отвергать даваемые частицы Великого Учения, но ныне, когда в распоряжении людей находятся могучие энергии, неприятие угрожает гибелью культуры. Атлантида погибла вследствие злоупотребления Знанием. Катастрофа была частичной. Ныне гибель угрожает всей планете, ибо в орбиту действия вовлечено всё человечество, возросшее в своём числе. Вопрос о принятии Учения есть вопрос жизни и смерти для всего и для всех. Ведь за водородной бомбой может последовать другая, могущая вызвать разложение материи, границы и область распространения которого человекоубийцы не в состоянии предусмотреть. Новые формы жизни должны заменить старые и отжившие. Возможность войны должна быть полностью исключена. Новое Небо труда и строительства, и сотрудничества всех народов Земли должно засиять над Землёю. Наша Рука над новыми формами жизни народов, какими бы несовершенными они не казались близорукому сознанию. Страна Новая и Мир Новый, ею возглавляемый, победит. Новые формы общественной и государственной жизни утвердятся на Земле. В них спасение. Жертвы приносимые неизбежны. Когда же эволюция совершалась без жертв и смерти форм, обречённых ею на уничтожение? Шире широкого смотрите на жизнь. Новому должное воздайте. Часто не знают строители всего величия Великого Плана, но знают Владыки»