Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Ханты-Мансийского района «Детский сад Колобок»П. Пырьях» (в соответствии с ФГОС ДО) п. Пырьях, 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ: I. Целевой раздел Пояснительная записка 1.2. Основные характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста 1.3. Планируемые результаты освоения воспитанниками Программы II. Содержательный раздел Образовательная деятельность учреждения по реализации Программы Социально – коммуникативное развитие воспитанников Познавательное развитие воспитанников Речевое развитие воспитанников Художественно – эстетическое развитие воспитанников Физическое развитие воспитанников III. Организационный раздел Кадровое обеспечение 3.2. Материально – техническое обеспечение Программы 3.3. Методическое обеспечение Программы 3.4. Режим дня 3.5. Предметно – развивающая среда учреждения 3.6. Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников
ООП ДО характеризует процесс воспитания и обучения детей; опирается на: Федеральные законы - ст.30 Конституция РФ ст.7, 9, 12, 14, 17, 18, 28, 32, 33 ; - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от ; - «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от (с изм. и доп.); - «Национальная доктрина образования» (одобрена постановлением Правительства РФ от г.); Документами Федеральных служб: - «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Сан ПиН » (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от ); Нормативно-правовыми документами Минобразования России: - Приказ Министерства образования и науки РФ от г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; - Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Основными документами реализации предназначения ДОУ являются - Устав ДОУ; - Лицензия и локальные акты ДОУ; - Правила внутреннего распорядка.
ООП ДО определяет: Специфику организации воспитательно – образовательного процесса с учётом ФГОС к дошкольному образованию; Разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой / Москва, Мозаика – Синтез, обеспечивает: Разностороннее развитие детей в возрасте от 1,6 – 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей (образовательные области) - Социально – коммуникативное развитие - Познавательное развитие - Речевое развитие - Художественно – эстетическое развитие - Физическое развитие учитывает: Потребности воспитанников и их родителей, общественности и социума; Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ, сто необходимо для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях детского сада.
Ведущие цели ООП ДО 1. Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства. 2. Формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. 3. Подготовка к жизни в современном обществе; обучению в школе. 4. Обеспечение безопасности и жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребёнка, а также воспитанию у дошкольников таких качеств как: - Патриотизм; - Активная жизненная позиция; - Творческий подход в решении различных жизненных ситуаций; - Уважение к традиционным ценностям. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: - игровой; - коммуникативной; - Трудовой; - Познавательно – исследовательской; - Музыкально – художественной; - Чтение художественной литературы
Для достижения целей ООП ДО первостепенное значение имеют: 1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка. 2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. 3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно - образовательного процесса. 4. Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка. 5. Единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. 6. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающий умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения. 7. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса. 8. Уважительное отношение к результатам детского творчества.
Основные принципы ООП ДО: 1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; 2. Построение образовательной деятельности с учетом индивидуализации дошкольного образования; 3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений; 4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5. Сотрудничество учреждения с семьей; 6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности; 8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9. Учет этнокультурной ситуации развития детей. 10. Учет интеграции образовательных областей; 11. Соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.
В МКДОУ ХМР «Детский сад «Колобок» п. Пырьях» воспитываются дети раннего и дошкольного возраста Общее количество групп: 1 Общеразвиваюшей направленности Кадровое обеспечение Всего педагогических работников: 3 человека Заведующий – 1 (I кв.категория) Заместитель заведующего по УВР – 1 (без категории) Воспитатель – 2 (соответствует занимаемой должности)
Методическое обеспечение ООП ДО Направления развития Программы, технологии, методики Познавательное- Программа экологического образования детей «Юный эколог» под редакцией С.Н. Николаевой, М.,1998 -Региональная программа обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста «Юный костромич», под ред. Г.В. Власовой. Кострома: ООО «Костромаиздат», 2005 г. -Л.Г. Петерсон, Е.Е.Кочемасова, практический курс математики для дошкольников Речевое-В.В.Гербова Развитие речи в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада.. - М.: Просвещение, с., -Авторская пед.технология по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В.Колесниковой, изд.»Ювента», 2012 Художественно - эстетическое- И.А.Лыкова, авт. программа «Цветные ладошки» Социально -коммуникативное-Стеркина Р.Б. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» -Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». – М., ТЦ «Сфера», 2004 Физическое-Программа оздоровления и приобщения к ЗОЖ «Радуга здоровья» (разработана коллективом ДОУ) -Вавилова Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать» - М.: Просвещение, Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Мозайка-Синтез, 2012 г. -Голицына Н.С. «Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении» - М., 2006 и др.
Взаимодействие с семьями воспитанников Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. Вовлечение родителей в образовательный процесс важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития собственного ребёнка. Направления работы с родителями - Оказание помощи семье в воспитании; - Вовлечение семьи в образовательный процесс; - Культурно – просветительская работа; - Создание условий для развития личности ребёнка
Планируемые результаты освоения воспитанниками ООП ДО Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников, являются ориентирами для: 1. построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации; решения задач: - формирования Программы; - анализа профессиональной деятельности; - взаимодействия с семьями; 2. изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет; 3. информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте: 1. Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; 2. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; 3. Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; 4. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; 5. Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; 6. У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.)
Целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного образования:: 1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; 2. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; 3. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; 4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; 5. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; 6. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; 7. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.