Технология развития критического мышления ( ТРКМЧП ) на уроках биологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
Advertisements

Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Методы и приёмы использования технологий, обеспечивающие развитие критического мышления, творческой активности и самостоятельности обучающихся Свишук Е.М.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
Технология развития критического мышления (ТРКМ) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит) ТРКМ известна в России с 1997 года.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Методические приемы для развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Руководитель РМО учителей математики И.К.Воробьёва 14 января 2010 года Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
Мастер-класс: урок истории в 5 классе «Олимпийские игры» с использованием технологии "кластер и инсерт"
Выполнила Дробязко М. А.. Д.Клустер Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического.
Подведение итогов. Рефлексия на уроках русского языка и литературы.
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, используя приемы технологии, превращает обучение.
МОУ СОШ 18 г. Костромы Рыбкина Н.В. Использование технологии «развития критического мышления» на уроках биологии. Использование технологии «развития критического.
Транксрипт:

Технология развития критического мышления ( ТРКМЧП ) на уроках биологии

Соавторы - разработчики Технология ( РКМЧП ) была разработана американскими педагогами : В основу этого подхода к обучению положены труды ученых с мировым именем : Джени Л. Стил Кертис С. Мередит Чарльзом Темплом Скоттом Уолтером Это современная " надпредметная " универсальная технология Д. Дьюи Ж. Пиаже Л. С. Выготского Технология стала известна в России с 1997 года

Цель данной технологии развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни ( умение принимать взвешенные решения, работать с информацией ) обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в интерактивный процесс Избежать психических и физических перегрузок

Технологическая карта урока по технологии РКМЧП Этапы Характеристика Вызов ( ликвидация чистого листа )( ликвидация чистого листа ) Ученик ставит перед собой вопрос : « Что я знаю »? по данной теме Осмысление ( реализация осмысления )( реализация осмысления ) Ученик ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии ( под руководством учителя с помощью учеников ) Рефлексия ( размышление )( размышление ) Обобщение того, « что узнал » ученик на уроке по данной проблеме

Эффективность технологии развития критического мышления Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления Каждый ученик запоминает именно ту информацию, которая оказалась актуальной для него, пригодится ему в дальнейшем

Приемы, используемые на разных стадиях урока ( более 40) Стадии Приемы Способ работы Вызов Вызов Активизация учащихся Карта познания, кластер, краткое эссе, рассказ - предположение по ключевым словам, мозговой штурм, тонкие и толстые вопросы перепутанные логические цепочки, утверждения, заполнение первой колонки таблицы Работа ведётся индивидуально, в парах или группах Осмысление от старого к новому Чтение с остановками и пометками, работа в парах, поиск ответов на вопросы, поставленные на стадии вызова, определение терминов, фишбоун, исправление логических цепочек, проверка утверждений, заполнение второй колонки Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах Рефлексия Рефлексияанализ Карта познания, эссе, проведение дискуссии, взаимоопрос, взаимопроверка, синквейн, обсуждение, оценка работы на уроке, заполнение третьей колонки Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах

Стадия Вызов Ключевые слова Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины Среда жизни Конечности Легкие Размножение Тропики на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал

« Корзина » идей » На доске рисуется корзина, в которую « складываются » идеи - словосочетания или слово, а учитель записывает, ничего не комментируя На стадии Осмысления – отбираются правильные идеи Пример : Тема Грибы Шляпка Ножка Корень Маленькие Съедобные Ядовитые

Прием « тонких » и « толстых » вопросов на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного Толстые ? Тонкие ? Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему Вы думаете...? Почему Вы считаете...? В чем различие...? Предположите, что будет, если... ? Что, если... ? Кто ? Что ? Когда ? Может..? Будет...? Мог ли... ? Как звать...? Было ли...? Согласны ли Вы...? Верно ли...?

Мозговая атака Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии « вызова » при работе с фактологическим материалом 1 э т а п : Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме ; 2 э т а п : Обмен информацией Рекомендации к эффективному использованию : 1. Жесткий лимит времени на 1- м этапе 5-7 минут 2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются 3. Оперативная запись высказанных предложений Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой

Кластеры автор Гудлат 1. Посередине чистого листа ( классной доски ) написать ключевое слово или предложение, которое является « сердцем » идеи, темы 2. Вокруг « накидать » слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. ( Модель « планеты и ее спутники ») 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из « спутников » в свою очередь тоже появляются « спутники », устанавливаются новые логические связи В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила : 1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. 2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут 3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как « поле идей », следует конкретизировать направления развития темы Возможны следующие варианты - Укрупнение или детализация смысловых блоков ( по необходимости ) - Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание. Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала В зависимости от цели я организую индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем

« Кластер »- пучок, созвездие - попытка систематизировать имеющиеся знания ( на этапе вызова или рефлексии ) Гриб

Стадия Осмысление ИНСЕРТ – интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления ( авторы – Воган и Эстес, 1986 г ; модификация Мередит и Стил, 1997 г ). I этап : Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом : II этап : Помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения III этап : Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу IV этап : Последовательное обсуждение каждой графы таблицы Предметная область использования : преимущественно научно - популярные тексты с большим количеством фактов и сведений. V « галочкой » помечается то, что уже известно учащимся · + знаком « плюс » помечается то, что является для них интересным и неожиданным · V « галочкой » помечается то, что уже известно учащимся · ? « знаком вопроса » – информация требует пояснения, хочу узнать больше есть вопросы. ! знаком « восклицательный « – новая информация

Перепутанные логические цепочки На отдельные листы выписываются 5-6 событий из ( естественно - научного ), информативно - содержательных текстов в нарушенной последовательности Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно - следственной цепи После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить : верны ли были их предположения Задание : Установите последовательность, отражающую систематическое положение растения Красной книги – Тюльпана Шренка, начиная с наименьшего таксона Класс Однодольные Вид Тюльпан Шренка Отдел Покрытосеменные Семейство Лилейные Род Тюльпан

Маркировочная таблица ( ЗХУ ): Только своими словами ! Можно дать домашнее задание Знаю V Хочу узнать ? Узнал +

Прием « Концептуальная таблица » Линии сравнения РакообразныеПаукообразные Насекомые Внешний вид Представители Среда обитания Количество конечностей

Стадия Рефлексии Групповая дискуссия Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии При этом в первом случае ее задача : обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления

Эссе Стадия рефлексии Различают 5- минутное эссе, 10- минутное эссе 10- минутное эссе После чтения ( прослушивания ) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью эссе ( по методике свободного письма ) 5- минутное эссе Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта : 1) написать, что они узнали по новой теме 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа

Взаимоопрос - Один из способов работы в парах. Используется на стадии « осмысления ». Технология применения : Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков

Синквейн - ( француз ) слова «cing» – пять Стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание ; для работы в парах ; реже как коллективное творчество Используется на стадии рефлексии Синквейны 1) Инструмент для синтезирования сложной информации 2) Способ оценки понятийного багажа учащихся 3) Средство развития творческой выразителности Правила написания синквейна : 1. ( первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным ) 2. ( вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными ) 3. ( третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами ) 4. ( четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ, пяти слов, выражающая отношение автора к данной теме ) 5. ( пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально - образном или философско - обобщенном уровне повторяющее суть темы )

Бортовые журналы – Стадия вызова, осмысления, рефлексии При изучении новой темы, я организую работу в группах : один из партнеров работает со списком в графе « Предположения », ставит знаки «+» и «-», в зависимости от правильности предположений, другой записывает только новую информацию. Результат работы группы зависит от индивидуальной работы каждого участника. Предположения Новая информация. Что я знаю по данной теме ? Что я узнал нового из текста по данной теме ?

Выводы Для учителя на уроке : Для ученика на уроке : Выделять цели учения Работать в парах, группах Повышает мотивацию к учению Создавать свой продукт Обеспечивает активизацию образовательного процесса Аргументировать, создавать, анализировать ; Стимулирует мышление Формирование умений работать с различными источниками информации Создает атмосферу творчества, самостоятельности

Основные педагогические результаты применения технологии 1. В ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех этапах, учебная деятельность строится на субъект - субъектных взаимоотношениях « учитель - ученик », « ученик - группа », « ученик - ученик ». 2. Повышается ответственность за качество своего образования. 3. Формируются навыки работы с информационными источниками разных типов, с большим объемом информации. 4. Раскрывается творческий потенциал школьников.

Заключение Отличительная черта технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо » - универсальная технология, так как упор делается на базовые образовательной деятельности – чтение и письмо. Поэтому по данной технологии могут успешно работать учащиеся разных возрастных групп.