Мастер-класс Виды работы с текстом учебника географии на разных ступенях обучения Автор: Людмила Владимировна Дзвинка Учитель географии МБОУ «Тюменевская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Формы организации познавательной деятельности с учащимися, способствующие самостоятельному усвоению знаний на уроках математики»
Advertisements

I. Введение. Урок 4 «Карты материков и океанов». УМК по курсу «География материков и океанов» 7 класс Выполнила: Будылина И.П.
Тест «Исследователи Дальнего Востока». 1. Русский казак, открыл проход из Ледовитого океана в Тихий; в его честь названа крайняя восточная точка России.
Технология проблемного обучения. Теоретические основы проблемного обучения Проблемное обучение – это система развития учащихся в процессе обучения, в.
Основы построения учебников географии Ким Эльвира Васильевна, Заведующий Методической лабораторией географии МИОО.
Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках географии.
I.Введение. Урок 2-3. «Как люди открывали и изучали свою Землю». УМК по курсу «География материков и океанов», 7 класс. Выполнила: Будылина И.П.
Практическая направленность уроков географии в СКК VIII вида.
I.Введение. Урок 3. «Географические карты». УМК по курсу География «Полярная звезда» 7 класс Выполнила: Шишкина О.И. МОУ Раменская МОШ 19.
Урок географии 5 класс МАОУ Армизонская СОШ Учитель: Г. Н. Зарубина.
Методические приемы работы с текстом и внетекстовым компонентом учебников географии 9,10 классов Ильина Н.С.
Коваленко Н.А., учитель географии МБОУ СОШ 191 г. Новосибирска.
Географическая карта - величайшее творение человечества Часть 2.
Текст учебника как средство достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.
1. ВВЕДЕНИЕ Проблема работы с учебной книгой - одна из главных в современной педагогике. Это важное умение самообразования, им должен овладеть каждый ученик.
Сердце Африки пенья полно и пыланья, И я знаю, что, если мы видим порой Сны, которым найти не умеем названья, Это ветер приносит их, Африка, твой! Б.
ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ СУШИ И ОКЕАНА ЛАСИКОВА Л.А., УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ МОУ «КАБАКОВСКАЯ СОШ» АЛЕЙСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ УРОК ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕ.
Природные комплексы суши и океана Урок географии 7 класс Учитель географии Захарова Наталья Владимировна МБОУ СОШ с.Талица.
«Р АЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ » Выполнила: И.Т.Майорова, учитель географии МКОУ «Соляновская СОШ», п.Соляная,
Карта «язык» географии урок 6 РЕСУРСЫ Учебник с Атлас с.8-13 Тетрадь –тренажер с.5 (12) Практическая работа: формирование приема описания географического.
Транксрипт:

Мастер-класс Виды работы с текстом учебника географии на разных ступенях обучения Автор: Людмила Владимировна Дзвинка Учитель географии МБОУ «Тюменевская ООШ » Декабрь 2015

Научить учеников пользоваться учебником и вообще книгой-великая, благодарная и самая необходимая задача Константин Дмитриевич Ушинский

Учебник- книга, в которой изложены основы научных знаний по предмету в соответствии с программой, предназначенная для реализации целей обучения.

Функции учебника: 1)трансформационная(преобразование научных сведений в учебный материал; 2)Информационная (отражение содержания учебной дисциплины и видов деятельности). 3)Обучающая (формирование приёмов самостоятельной работы). 4)Систематизирующая (Обеспечение строгой последовательности в изучении материала) 5)Закрепление и самоконтроль (помощь в усвоении учебного материала) 6)Координирующая (регулирование средств обучения). 7)Развивающая и воспитывающая (освобождение школьников от полной зависимости от учителя)

Существуют разные точки зрения на «разделения труда» между учебником и учителем. Учебник необходим, чтобы помогать закреплять в памяти учащихся знания и перерабатывать информацию, данную учителем. Учебник должен учить детей сам без помощи учителя Учитель и учебник взаимно дополняют друг друга и оба они необходимы ученику

Виды работы с учебником Работа с текстом; Работа с системой вопросов и ответов; Работа с текстовыми картами; Работа с справочными материалами; Работа с приложением; Работа с диаграммами, графиками, таблицами; Работа с иллюстрациями; Работа с планом характеристики в конце учебника. Ни один учебник,любого другого предмета, преподаваемого в школе не имеет столько возможностей применения различных видов деятельности учащихся, как учебник географии Душина И.В.

Виды работы с текстом на разных ступенях обучения 1).Простое воспроизведение: а) комментирование чтение; Например, при знакомстве с основными видами земной коры, учитель предлагает учащимся самостоятельно прочитать параграф учебника, рассмотреть рисунок и определить различия в строении земной коры.

б) Нахождение необходимых сведений, составление перечня объектов; Например: На плато Большой Бассейн на высоте 1282 м лежит Большое Соленое озеро. Его площадь изменяется от 2,5 в маловодные до 6 тыс.км в многоводные годы. Соленость озера %о.Средняя глубина составляет 4 м, а наибольшая- 10,5 м. Значительная территория вокруг озера сложена песками и глинами последнего оледенения. В толщах горных пород на берегах найдены отпечатки следов мастодонтов, лошадей, оленей и различных птиц. 1. Что мы можем узнать прочитав этот текст? 2. Что являлось источником вод озера? 3. Изменился ли состав воды озера? Почему. в) Ответы на вопросы, приведение доказательств

2. Логический анализ текста 1. Выделение существенного( главной мысли, выводов) Рельеф суши Учитель просит учащихся прочитать фрагмент параграфа и заполнить схему. Вот на этом этапе целесообразно обратиться к картам атласа. Приводим примеры гор, различных по высоте. Находим причины различий. Вывод : рельеф результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли. ? ? м? м Выше 5000 м

Выделение логических частей Жители туманного Альбиона свято хранят его имя – Джон Спилберн. Случилось это в середине XVIII века. Серьезный великобританец изобрел пособие для учеников, разрезав на кусочки обычную географическую карту. Прошло время, и сейчас весь мир пользуется с удовольствием его изобретением. А как оно называется?

Проанализируйте текст учебника о движении Земли вокруг Солнца и определите названия тех государств, жители которых могут видеть Солнце в северной части небосвода 22 июня Канада, Уругвай, Китай, Тунис, Россия, Нигер, Куба, Узбекистан, Франция, Белоруссия, Япония.

Анализ текста с нахождением ответов на вопросы Задание: Прочитайте параграф учебника и выпишите фамилии известных путешественников. 8 класс. Тема: История исследования и освоения территории России 1. Он с группой служивых людей достиг берега Охотского моря. Его люди осмотрели берега моря от устья р. Уды на юге и почти до современного Магадана на севере и основали Охотское зимовье, на месте которого возник позднее г. Охотск. Он стал окном России в Тихий океан и Северную Америку. 2.Казак, землепроходец, первым совершивший плавание из Ледовитого океана в Тихий, открывший пролив между Азией и Америкой, названый не его именем. 3. Тобольский воевода в 1667 г. составивший первую сводную карту всей Сибири - Чертеж Сибирской земли. 4. Русский полярный мореплаватель, участник Великой Северной экспедиции, достигший самой северной точки Азии. 5.Моряк, родом из Дании, ставший известным мореплавателем в России, возглавивший Камчатские экспедиции и погибший в одном из них. Его имя трижды запечатлено на карте нашей страны. ( Иван Москвитин, Семен Дежнев, Петр Годунов, Челюскин, Витус Беринг)

3. Поиск объяснений а) Определение черт сходства и различий, объяснение причин Циклон Линия сравнения Антициклон Вертикальное движение воздуха в центре Общее направление ветра Круговое движение воздуха Характер погод Задание для учащихся: прочитайте текст в учебнике на странице … параграфа 9... Заполните таблицу « Основные признаки циклонов и антициклонов ».

3. Творческая деятельность а) структурный анализ текста Например, выдержки из Записок охотника И.С. Тургенева: Глянешь – с горы такой вид: круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки … Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и милые, дерева не видно… Учащиеся по описанию распознают природную зону

Составление схем, рисунков, таблиц на основе анализа текста Определение причинно- следственных связей I. Суша быстро прогрелась нагрела воздух воздух стал легкий давление низкое. II. Вода нагревается медленно воздух над ней прогрет плохо давление высокое. III. Суша быстро остыла остыл воздух давление высокое. IV. Вода медленно остывает воздух теплый легкий давление низкое..