ВОСПИТАНИЕ- ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРАКТИКА АНАЛИЗА ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Advertisements

Педагогический совет Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Всероссийский фестиваль педагогического творчества 2015/2016 учебный год Номинация: Организация воспитательного процесса.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ СОЗАВИСИМОСТИ: ТРАДИЦИОННЫЙ И ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ.
2 При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо: –
Кризис трёх лет (греч. krisis - решение, поворотный пункт) - возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся.
СЕМЬЯ. ФУНКЦИИ СЕМЬИ. Семья - самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди,те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся,
Деятельность и общение. Деятельность и общение.. Деятельность и общение. 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования.
Способы воспитательного воздействия на человека Методы воспитания.
Психологическая поддержка ребенка при переходе в пятый класс Родительское собрание.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Заставляют действовать! Один из самых простых и быстрых способов удовлетворения потребностей подростков. Пивной алкоголизм – основная проблема страны!
Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. Выполнила Самарина Светлана Юрьевна Воспитатель 1 категории.
Игротерапия это метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п. В основе различных.
В детский сад с радостью. Адаптация ребенка в детском саду Адаптация – от латинского слова «приспосабливаю» - это сложный процесс приспособления организма,
Роль отца в воспитании и социализации детей Бяшарова Наталья Николаевна Учитель начальных классов, социальный педагог 2012 – 2013 учебный год.
Г ЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ З ИГМУНДА Ф РЕЙДА. П СИХОАНАЛИЗ. Работу выполнила студентка 21 группы: Цаплина Дарья.
Транксрипт:

ВОСПИТАНИЕ- ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРАКТИКА АНАЛИЗА ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

ПЛАН 1. Воспитание – как организованный процесс социализации личности. 2. Анализ зарубежных и отечественных воспитательных систем. 3. Методы воспитания, влияющие на возникновение детских, психосоматических заболеваний.

ЛИТЕРАТУРА 1. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, – 432 с. 2. Кудрявая Н.В.Педагогика в медицине: учебник для вузов Гриф Министерства Здравоохранения [Текст]/ Кудрявая Н.В. – «Академия»: 2012.

Воспитание Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком педагогическом значении – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых. В узком значении – специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека Цель воспитания - помощь личности в разностороннем развитии

Педагогика – это наука о воспитании человека. Воспитание, как одна из основных категорий педагогики, исторически включало в себя «обучение» и «образование».

Ян Коменский - великий педагог Выдвинул принцип воспитания – принцип природосообразности «Спорить с Природой напрасное дело» В своем знаменитом труде «Великая дидактика» Коменский разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в книге «Материнская школа» детально изложил свои взгляды на семейное воспитание.

Педагогика и медицина XVIII века Человек рассматривался как продукт биологической эволюции, вид homo sapiens, с присущими ему наследственностью и определенным диапазоном изменчивости. Дж.Локк Генрих Песталоцци

Жан Жак Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а потому следует предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало разработке теории «свободного воспитания»

Зигмунд Фройд В течение длительного времени в развитии медицины проблема психосоматических заболеваний не была предметом исследований. Возникновение психосоматической концепции в медицине связано с именем психиатра Зигмунда Фройда.

ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ ВЗГЛЯДОВ З.ФРОЙДА З.Фройд проанализировав истоки невроза, психоза, истерии у пациентов (женщин) и определил, что причиной возникновения заболеваний является семейный конфликт, возникающий на различных этапах онтогенеза Вскрывая причину семейных отношений можно найти путь лечения невроза. З.Фройд связал невроз тревоги с дисгармоничными детско- родительскими отношениями

Идеи З.Фройда о взаимоотношениях в диаде «мать- ребенок» Изначально во взаимоотношениях «мать- ребенок» доминирует МАТЬ Мать заботиться о ребенке проявляет заботу о нем Мать желает быть всегда с ребенком

Поводом послужила поездка Фройда в РИМ в 1901 году. Фройд обратил внимание на образ Мадонны с младенцем, который присутствовал в церквях, храмах, в роскошных императорских дворцах. Это бросилось в глаза

МАДОННА с младенцем Младенец как символизм хороших или плохих родительских отношений к ребенку Ребенок –пытается увлечь за собой мать Младенец – как символизм ненасытности ребенка в материнском уходе, внимании

Это не конкретные вещи, а только метафоры Мы видим, однако, что у ребенка есть потребность. РЕБЕНОК – носитель некой энергии, которая локализована в нем. Вопрос: каким путем следует идти, чтобы избежать патологических изменений психического развития ребенка ? Данная мысль наталкивает Фройда на то, что детская психика может расстраиваться.

НАБЛЮДЕНИЯ, КЛИНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕВРОЗОВ, ИСТЕРИИ НАТАЛКИВАЕТ З.Фройда на разработку психосоматической концепции.

Психоаналитические теории детского развития. Психоанализ возник как метод лечения, но почти сразу был воспринят как средство получения психологических фактов, которые и стали основой психологической системы. ОРАЛЬНАЯ СТАДИЯ продолжается от рождения до 18 месяцев. основной источник удовольствия сосредотачивается на зоне активности, связанной с кормлением. Ранняя фаза (первое полугодие) – ведущая эрогенная область этой стадии – рот, орудие питания, сосания, первичного обследования предметов. Познание ребенком предметов внешнего мира происходит через мать. При ее отсутствии ребенок испытывает состояние неудовлетворения и благодаря этому начинает выделять мать, так как ее отсутствие – отсутствие наслаждения. Биологическая связь с матерью вызывает потребность быть любимым, которая уже никогда не покидает человека. Мать не может по первому требованию удовлетворять все желания младенца – при самом лучшем уходе неизбежны ограничения. Ограничения – источник выделения объекта. Таким образом начинает формироваться представление о другом объекте(матери) как существе, независимом от него.

Изоляция и отрыв от матери, способствует возникновению болезненных процедур. Дефицит тактильного ощущения вызывает серьезные нарушения. Особо опасные ситуации развития ВАЖНО: совместное пребывание ребенка с матерью в стационаре Сильные положительные или отрицательные подкрепления на каждой из фаз психического развития, которые могут стать источником так называемых фиксаций, связанных с потребностью постоянно возвращаться именно к тому способу удовлетворения влечений, который оказался связанным со сверхсильной стимуляцией - как позитивной, так и негативной.

Патологическая реакция СТРАХ, возникающий на оральной стадии- страх перестать быть любимым, потеря кормящего объекта, зависимость от матери. В дальнейшем страх может проявляться в зависимости человека от других обстоятельствах ( компания, соц. организациями, алкоголь), личность «впадает в «ко зависимость».

Зависимость как патологически- психологическую реакцию личности связывают с оральными фиксациями. Общее объяснению оральных фиксаций, орального характера: несобранность свойственная для младенца – нет формирования системы контроля,( ребенок не может собраться в школу, нужно обязательно будить по утрам, о которых надо заботиться, постоянно, проиграют кучу к денег, сколько бы не было денег он их потратить). Лица с циклоидным темпераментов- аффективные колебания – подавленность – восторженность. Депрессия – потеря объекта, не автономность получить объекта, идеальный объект может быть он внутренний объект значимый для меня но я не осознаю, это сформировано в детстве. Черты личности: рассеянность. несобранность. Зависимость от субъекта значимого для ребенка. Опустошение, склонность к депрессиям. Эти качества – следствие отношения ребенка к телесным процессам, которые были предметом его внимания во время оральной стадии. Черты личности: рассеянность. несобранность. Зависимость от субъекта значимого для ребенка. Опустошение, склонность к депрессиям. Эти качества – следствие отношения ребенка к телесным процессам, которые были предметом его внимания во время оральной стадии.

АНАЛЬНАЯ СТАДИЯ приходится на возраст 1-1,5 до 3 лет. Основной процесс – на данной стадии – цикличность жизненно-важных функций. Пример: лица с анальными фиксациями - человек во всем старается себя свою деятельность проконтролировать. Проблема контроля над чем - нибудь, у личности всегда находится что- нибудь что выбивается из-под контроля. Причины патологического воспитания: насилие, наказания Патология отношений « МАТЬ- РЕБЕНОК»: Ребенок пытается получить освобождение от наказаний Черты личности: тревожность. навязчивость боязнь наказаний придирчивость Эти качества – следствие отношения ребенка к телесным процессам, которые были предметом его внимания во время приучения его к опрятности. Черты личности: тревожность. навязчивость боязнь наказаний придирчивость Эти качества – следствие отношения ребенка к телесным процессам, которые были предметом его внимания во время приучения его к опрятности.

ФАЛЛИЧЕСКАЯ СТАДИЯ (3-5 лет) Родители – первые люди, привлекающие внимание ребенка. привязанность к родителям противоположного пола З.Фрейд назвал Эдиповым комплексом – комплекс Электры Посредством вытеснения этого комплекса полностью отделяется инстанция «сверх - Я». характерно: «я крутой, показать себя, свои сбережения, люди стремятся показать крутость. Вторгнутся в реальность и даже разрушить переконструировать. Формируются главные структуры личности: Самонаблюдение Благоразумие Рациональное мышление Властолюбие, хвастовство Усиление мужского поведения Эти механизмы служат укрупнение себя, а не для того чтобы взаимодействовать с миром, фаллическая направлена на себя но и переходит в стадию эдипового конфликта.

Факторы, влияющие на возникновения психосоматических заболеваний

Анализ семейной ситуации Проблемы коммуникации в семье – как источник психосоматических заболеваний

Системный семейный подход История представлений о проблемном поведении (симптомы ребенка) СИМПТОМ – следствие коммуникаций в семейной системе ( любые проявления ребенка, болезнь, изменения поведения – сигнал, свидетельства о случившихся изменениях в семье). СИМПТОМ – следствие сложных отношений с матерью и с отцом. СИМПТОМ – следствие сложных взаимоотношений с матерью (взаимоотношения ребенка с матерью могут впоследствии выражаться в шизофрении ребенка) СИМПТОМ – следствие индивидуальной истории ( когда врач смотрит на пациента – он спрашивает себя – есть внешние и внутренние факторы, которые могут повлиять на развитие симптомов).

СИМПТОМ как следствие индивидуальной истории Симптом просматривается в психоанализе как проявление индивидуальной истории. Например, невроз навязчивых состояний – психоаналитик выясняет причины его развития, носителем симптома в традиционной терапии является индивид. Психоаналитик направляет свое воздействие на индивида, и вся работа сводится к некой индивидуальной практике – вскрываем внутренние противоречия и прочее и способствуем к его адаптации. Этот взгляд логичен и прост. Но вся история семейной психотерапии ставит под сомнение индивидуалистический подход

СИМПТОМ – следствие сложных отношений с матерью и с отцом. Идеология Дюртгейма, включает анализ социальных условий, которые нельзя объяснить индивидуальной психологией год в Филадельфии в детской клинике Фредерик Аллен, учитывая результаты исследований Дюртгейма, по особому подошел к проблеме 10- го мальчика. Вместо того, чтобы смотреть на мальчика как на носителя симптома болезни, он направляет в семью социальных работников, которые выявляют авторитарные стили воспитания. Была предпринята попытка работы со всей семьей, а не индивидуально с ребенком. Каждый ребенок составляет часть того окружения, в котором он находится в постоянном контакте (фраза Аллена) - мы смотрим на эти проблемы как на проблемы ребенка и его окружения. с 50 годов формируется системный подход к семье – носителем симптома является, не только индивид, а семейная система.

СИМПТОМ –способ коммуникаций в семейной системе Любое поведение является коммуникацией. Выпасть из коммуникации невозможно. Грегори Бейтсон ( 1904 – 1980 г.г) – с начала 50 годов формирует школу из которой потом вышли многие знаменитые психотерапевты. Его поход к коммуникации или теория коммуникации Грегори Бейтцена – человек в общении предоставляет не только информацию но и правила для ее декодирования.

Системный подход к семье, его основные признаки 1 - смена линейно причинности на циркулярную или круговую причинность. (Раньше – мама плохо воспитывает ребенка – мама виновата. Теперь - Поведение одного члена семьи влияет на поведение остальных членов семьи и наоборот, а стало быть бессмысленно искать виновника) 2- помещение индивидуальных характеристик индивида в «черный ящик». Т.е. мы рассматриваем индивида как часть системы. Формирование его индивидуальных особенностей рассматривается в межличностном взаимодействии, вовзаимосвязи с другими членами системы. 3- анализ семейной динамики (переход к процессу от содержания )

Анализ семейной ситуации Подросток заболевает психосоматическим заболевание и через некоторое время заболевает таким же психосоматическим заболеванием старший подросток. Чем это объяснить? Когда «одеяло родительского внимания» направлено на одного, другой чувствует неудобно и требует переключения внимания. Это говорит о том, что далеко не все можно объяснить телесными психическими заболеваниями, симптомами личной индивидуальной истории: как дети себя ведут и даже как болеют. Симптомы, демонстрируемые ребенком могут быть свидетельством выражения проблемы семьи. Симптомы могут быть выразителем всей семейной системы, где он воспитывается, растет. ПРИМЕР

Основополагающее положение системного семейного подхода Любое симптоматическое проявление членов семьи можно рассматривать с точки зрения семейного подхода.

Семья как система Анализ семейной ситуации Синхрония (организация взаимодействия на данном этапе) Диахрония- несогласованность в семейной истории, непоследовательность перехода от одного семейного этапа до другого Характеристика семейной системы Сплоченность (от разобщенности к запутанности) Гибкость ( от ригидности к хаотичности) Семейный гомеостаз и семейная патология Циркулярные последовательности в семье

СИНХРОНИЯ (организация взаимодействия на данном этапе) – явление, в котором событие во внешнем мире совпадает значащим образом с психологическим состоянием того или иного человека. бессознательный образ входит в сознание либо непосредственно (т. е. буквально), либо неявным образом (символическим или суггестивным) в форме сновидения, идеи или предчувствия объективная ситуация совпадает с этим содержанием. Факторы составляющие синхронию

Диахрония- непоследовательное движение сквозь время – описание семейной истории, переходы от одного до другого семейного этапа Диахронические изменения различных составляющих личности в процессе социализации в зависимости от половой принадлежности, условий, стадий социализации отражаются, прежде всего, на интегральных характеристиках личности – критериальных образованиях социализации. Динамика системных изменений связана с несогласованностью различных инстанций, что приводит к неудовлетворенности личности и формированию очага напряженности.

Семейный гомеостаз Понятие семейный гомеостаз: 1 вид тенденций – тенденции которые поддерживают текущую систему 2 вид тенденций - против гомеостаза (тенденции ведущие к изменениям) тенденция к сохранению правил в семье (неважно осознаются они или нет) каждая система развивается, ей свойствен переход на другой этап развития.

« Симптоматическая семья застревает во времени». В симптоматической семье имеется запрет на метакоммуникацию. Есть негласные правила взаимодействия и они не подлежат обсуждению. Анализ семейной ситуации Проблемные патологические семьи – ригидные семьи. Симптомы демонстрации проблемного ребенка – сигнал о невозможности трансформации выработанных правил в семье.

Циркулярные последовательности в семье Циркулярные последовательности в семье. Проблемное поведение не берется ни откуда. (Пример: сын, мать, бабушка можно отношения разрешить если применять циркулярную модель, а не линейную модель). Бабушка ругает мать за то что она не умеет повлиять на подростка. Мать отпускает подростка, не трогает его, отдавая бабушке процесс воспитания. Подросток выходит за рамки. Усиливается плохое поведение, порочный круг.) ПРИМЕР

Анализ семейной ситуации Дисфункциональные структуры ( с аутсайдером, со скрытыми и явными коалициями с перевернутой иерархией) Дисфункциональные семьи склонны показывать проблемные поведения через одного члена семьи ( отец- алкоголик- возникает коалиция мать и сын, коалиции могут быть не стойкие. Пример: мать объединяется с сыном против отца, но когда сын прогуливает школу, мать объединяется с отцом коалиция не устойчивая). ПРИМЕР

Семья как коммуникативная система Любое поведение является коммуникацией (вывод: невозможно выйти из коммуникативного пространства не взаимодействуя). Коммуникация (общение) Метакоммуникация как высокий уровень коммуникации это обсуждение самой коммуникации. ПРИМЕР В семье есть правила по поводу коммуникаций( ребенок должен обязательно позвонить домой если он задерживается). Если семья патологическая – есть запрет по поводу коммуникаций ( я не буду звонить). Правила есть, но они не обсуждаются.

Коммуникация и ее виды Вербальные и невербальные. Невербальные коммуникации могут быть демонстрация: Демонстрация рвоты Демонстрация диареи Телесные симптомы Метакоммуникации возможно отсутствуют проблемы не обсуждаются. В патологичной семье меньше коммуникаций.

Невербальные коммуникации могут быть демонстрацией: РВОТЫ ИЗМЕНЕНИЕМ МАССЫ ТЕЛА ПРОСТУДЫ Бессознательное проявление тревоги, напряжения, симптомов психосоматического заболевания - происходит без его осознания. Через симптомы заболевания выражается тревога..

ПРИМЕР Пример: анализ ситуации: рвота, анорексия, энкопрез, булимия (противоречия связаны с проблемами в семье). Мальчик 1 класс перед воротами школы открывается рвота. Мальчик перестает посещать школу, мать отводит ребенка к бабушке. Бабушка хлопочет. Проблема: затруднения у матери, ее тревога, ребенок пошел в школу, отношения изменились, она не готова, тревога матери переносится на ребенка. Невербальные коммуникации могут быть демонстрацией: Булимии Энкопреза Анорексии

ПРИМЕР АНОРЕКСИЯ 12 летнего мальчика. Обнаруживается, что анорексия подростка свидетельствовала о том, что ребенок играл в семье роль дочери, а не сына. Терапевт, после того как сообщает ребенку (что мальчик выполняет роль дочери, тем самым определяя истинную причину – анорексия проходит. Невербальные коммуникации могут быть демонстрацией: Анорексия чаще всего возникает у девочек и очень редко встречается у мальчиков

ПРИМЕР Невербальные коммуникации могут быть демонстрацией: ЭНКОПРЕЗА Энкопрез у подростка. Подросток возвращает «благодаря» энкопрезу мать в семью. Мать хотела оставить семью, ребенок старается предотвратить развод, уход матери из семьи. Энкопрез как средство невербальной коммуникации благодаря, которому мать остается в семье.

ПРИМЕР Невербальные коммуникации могут быть демонстрацией: Сложный комплекс: тело + одежда + прическа +покрасить ногти в черный цвет) Девочка одевается в черную одежду и идет ночевать на кладбище- симптоматическое поведение ребенка есть попытка вернуть семью Внешний вид

Невербальные сигналы о неблагополучном состоянии подростка Поведение ребенка – как сложный невербальный сигнал (тело + одежда + прическа) Девочка трясет постоянно куклу Девушка выстригает челку – корректируя линию лба. ПРИМЕР Это свидетельствует не только об индивидуальной истории, но и о той ситуации, в которой ребенок находится в настоящее время в семье).

Невербальные сигналы о неблагополучном состоянии подростка Патохарактерологические реакции (не прибегая к словам, действую). Психотическое поведение (юношеская шизофрения – сигнал о семье, которая не может перейти на другой уровень). Симптомы: психоз, аутизм, слышит голоса. Невозможно оставаться в игре, но нельзя из нее выйти

Проблемное поведение

Патохарактерологические реакции (не прибегая к словам, действую). Детские поведенческие реакции - как невербальные сигналы Реакция отказа (отказ от личностно- значимой деятельности). Сравнения с экспериментом который инициировал: (обученная беспомощность) Отказ – потеря перспективы (выход есть, а нет перспективы). Пример: это может быть отказ от занятий музыкой, занятий в спортивной секции) – как скрытый отказ от коммуникаций или желание перевести ее на другой уровень.

Скрытая попытка отказа от коммуникаций Скрытое сообщение: отказ от перспективы как парадоксальная попытка отказаться от коммуникации или перевести ее на другой уровень.

Детские поведенческие реакции - как невербальные сигналы Реакция протеста Активный протест Пассивный протест Протест против алкоголизма отца, протест против коалиции которая имеет место в семье (мать +брат) Активный протест (психомоторное возбуждение, агрессия. Жестокость ) Мутизм ( отказ от речи), уход, замыкание в себя, суицид) « Когда я умру вы все пожалеет».

Детские поведенческие реакции - как невербальные сигналы Реакция имитации Осознаваемая имитация Неосознаваемая имитация ПРИМЕР : мальчик 10 лет берет на себя роль умершего деда в семье и тем самым пытается восстановить равновесие прежний гомеостаз в семье т.к. другими средствами нельзя стабилизировать власть матери, т.к. отец слабовольный не имеет силы влияния. Ребенок в речи в поведении копирует деда.

Детские поведенческие реакции - как невербальные сигналы Реакция имитации Неосознаваемая имитация ПРИМЕР: девушка с шизофренией выполняет роль отца (функция контроля за другими членами семьи: не ночует дома, становится властной, жестокой т.е. берет на себя «чужую роль», которая в данной ситуации оказалась неадекватно исполняемая самим отцом.

Детские поведенческие реакции - как невербальные сигналы Реакция компенсации На уровне воображения На уровне речи Это сигналы реакции с точки зрения системного подхода – сигнал о необходимости перейти семье на другой уровень взамоотношений На поведенческом уровне

Нарушение прежнего иерархического порядка (ребенок –взрослый ) по мере взросления ребенка иерархия должна измениться. Семья не воспринимает ребенка как повзрослевшую личность, и на уровне общения относится к нему по- прежнему, что вызывает психические нарушения. Необходимо понять, что общение с ребенком требует взрослых форм обращений.

Минимальный уровень сплоченности семьи на данном этапе Как показывают исследования именно в период когда дети достигают подросткового уровня – сплоченность семьи минимальная. Родители не готовы (есть тайны, секреты о которых подростку легче говорить с подростками). Проблемное поведение – выполняет функцию вольности. Специфические реакции подростка транслируются от оного ребенка к другому.

Наличие биологических предпосылок для развития специфических реакций подростка Наличие психологических предпосылок для развития специфических реакций подростка Наличие социальных предпосылок для развития специфических реакций подростка

1- реакция эмансипации- психиатры считают ее как проявление стремления к независимости: – это касается уровня высказываний (парадокс в высказываниях: категоричность, неприятие моральных норм) Это может касаться не только вербального взаимодействия но может и переходить на внутренний уровень – как например уход из дома, что уводит подростка из семьи и достаточно далеко, и проявляется в побегах из дома, найти работу – это примеры говорят нам о том, что на самом деле сигнализирует о том, что имеется закодированный сигнал- «семья в тупике», семейная система должна трансформироваться но не может. Следовательно надо прояснить проблему семьи на вербальном уровене- общения, но это не принимается семьей. Типичные подростковые проблемы – как реакция на кризис семьи

Реакция группирования со сверстниками (группировка подростков, банда). С одной стороны подросток входит в новую систему социальных ролей, но при этом это есть желание сплотить семью, уберечь семью от развода. Включенность в новую систему социальных ролей. Группа – кривое зеркало семьи. Она может подсказывать - каким образом ощущается либо идеальный вариант семьи, либо самый плохой.

Типичные подростковые проблемы – как реакция на кризис семьи Интеллектуально- эстетические Лидерские Накопительные (коллекционирования) Телесно-мануальные Реакция увлечения хобби

Типичные подростковые проблемы – как реакция на кризис семьи Интеллектуально- эстетические увлечения (коллекционирование, пишет стихи, разводит животных) Увлечения подростков- уводят его от настоящей деятельности. Учебы и тогда это есть скрытый сигнал о том, что в семье должна наступить трансформирования, изменения, которые можно решить только благодаря открытому общению Интеллектуально- эстетические реакции- увлечения (хобби)

Типичные подростковые проблемы – как реакция на кризис семьи ПРИМЕР: мать и дочь, отчим. Распущенность дочери как способ повлиять на взаимоотношения отчима и матери. Дочь демонстрирует избыточную вульгарность, ведет себя безнравственно, задерживается, не приходит домой. Ее поведение оборачивается тем, что возникает сплочение матери и отчима в борьбе с ее распущенностью. И в тоже время данная борьба на другом уровне обсуждается матерью и отчимом Предмет обсуждения: их собственных отношения. Что вызывает «сплоченность» семьи Подростковые реакции сексуального поведения