Дисциплина «Бухгалтерское дело» Тема 8. Оценка предпринимательских рисков в бухгалтерском деле, методы их оптимизации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 1. Налоговое планирование и налоговые риски предпринимательской деятельности Лекция 2. Налоговое планирование и уклонение от уплаты налогов. Понятие.
Advertisements

Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Тема 1. Налоговое планирование и налоговые риски предпринимательской деятельности Лекция 1. Теоретические основы налогового планирования.
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
Главный бухгалтер функции, обязанности и должностные инструкции.
Выполнили студентки группы Болдырева Ю.В., Белаусова С.Н.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ по дисциплине Управление рисками На тему: « Схемы переноса финансовых рисков: диверсификация, страхование, хеджирование » Подготовила: ст.гр.
Г. Саратов 2009 г. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА ОАО «МРСК ВОЛГИ»
Предпринимательский риск В рамках проекта «Учебная фирма». Экономика 10 класс. Учитель истории, обществознания, экономики Василёнок В.В. МОУ СОШ 36 г.
Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
Менеджмент и менеджер
Контроль операций с ценными бумагами. Вопросы и проблемы. А.В. Макаров ОАО Внешторгбанк Управление внутреннего контроля.
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Лекция 4. «Финансовая политика корпорации»
Цели финансового анализа. Выявление изменений показателей финансового состояния; Выявление факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия; Оценка.
ДИСЦИПЛИНА «Финансовая политика компании» Лектор: Вершинина Ольга Васильевна.
Тема 2. Оценка налоговой нагрузки на организацию. Этапы и инструменты налогового планирования Лекция 4. Налоговый мониторинг : понятие, назначение, содержание.
Сущность, необходимость и структура бизнес-плана.
Контроль качества проведения аудиторской проверки Лекция 8.
Транксрипт:

Дисциплина «Бухгалтерское дело» Тема 8. Оценка предпринимательских рисков в бухгалтерском деле, методы их оптимизации

1. Предпринимательский риск в бухгалтерском деле: понятие, содержание, виды 2. Методы оптимизации предпринимательских рисков

1. Предпринимательский риск в бухгалтерском деле: понятие, содержание, виды

Предпринимательский риск представляет невозможность предсказания наступления тех или иных событий, результатов в деятельности организации, а также их последствий. С ним в своей деятельности сталкиваются любые субъекты бизнеса, а, значит, необходимо создание системы управления рисками. Она дает возможность выработать политику организации, совокупность действий в условиях неопределенности, позволяющих снизить потери, получить максимальный доход, работать с высокой степенью эффективности. Совокупность рисков, которые возникают в деятельности организации, объединены в понятие предпринимательского риска. В общеэкономическом смысле он представляет риск получения убытков и неполучения доходов в результате принятия управленческих решений при ведении предпринимательской деятельности.

В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ предпринимательский риск – это риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами или изменения условий в деятельности организации по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов. Предпринимательские риски составляют комплексное экономическое понятие, включающее большую совокупность признаков, по которым они классифицируются. Представим на рис. 1 наиболее часто выделяемые признаки классификации предпринимательских рисков.

Рис. 1. Признаки классификации предпринимательских рисков Признаки классификации предпринимательских рисков В зависимости от уровня охвата В зависимости от причины возникновения В зависимости от степени риска

В зависимости от уровня охвата предпринимательские риски делятся на стратегические и тактические (проектные, программные) риски. Первая группа предпринимательских рисков в зависимости от уровня их охвата позволяет идентифицировать стратегические риски, которые не зависят от деятельности организации, поскольку они обусловлены ее работой в условиях жесткой конкуренции, нарастающей по мере развития рыночных отношений. Стратегические риски возникают в связи с деятельностью конкурентов по разработке и внедрению новых технологий, новых интеллектуальных продуктов, использование которых может вести к прорыву в организации производства, обслуживании, реализации. Отставание субъекта бизнеса в данных областях усугубляет эти риски, ведет к необходимости постоянной работы в области нововведений.

Тактические риски являются следствием стратегических рисков, поскольку они влекут необходимость разработки и успешной реализации проектов, программ, нацеленных на снижение стратегических рисков. Реализация проектов и программ, необходимых для внедрения новаций, обусловливает инвестиционные, временные и трудовые затраты, результаты которых не всегда эффективны. Причины возникновения предпринимательского риска ведут к их разделению на следующие виды: - учетные риски; - юридические риски; - риски природной среды; - риски бизнес-среды.

Учетные риски представляют риски, обусловленные работой учетного персонала организации, системой внутреннего контроля, а также качеством проверки достоверности учетных данных. В связи с этим учетные риски разделяются на профессионально- квалификационные риски, риски системы внутреннего контроля, аудиторские риски и информационные риски (Рис. 2).

Рис. 2. Группировка учетных рисков Виды учетных рисков Профессионально- квалификационные риски Риски системы внутреннего контроля Аудиторские риски Информационные риски

Профессионально-квалификационные риски включают риски несоответствия профессионального уровня (компетенции) бухгалтерских кадров объему учетной работы и функциональным обязанностям специалистов. Под рисками системы внутреннего контроля понимаются риски недостоверного учета фактов хозяйственной жизни, явлений и процессов, отражаемых в учетной системе, в результате отсутствия системы контроля полноты и правильности их учета, не составления внутренней бухгалтерской отчетности, отсутствия текущего и стратегического анализа экономической деятельности и др.

Для снижения рисков внутреннего контроля необходима его организация, исходя из выполнения следующих задач: - оценки рисков документального оформления ключевых и новых бизнес-процессов, формирования точек проведения внутреннего контроля и внедрения в них соответствующих процедур; - разработки мероприятий по оптимизации документооборота бизнес-процессов, способствующих снижению рисков и негативных последствий их воздействия; - периодического мониторинга действенности процедур внутреннего контроля; - взаимодействия с подразделениями для организации эффективной системы внутреннего контроля.

Для определения эффективности действующей системы внутреннего контроля следует использовать сведения о: - степени полноты отражения учетных данных в системе бухгалтерского учета (первичных учетных документах, регистрах аналитического и синтетического учета, в формах бухгалтерской (финансовой) отчетности, пояснениях к отчетности); - степени своевременности отражения в учете фактов хозяйственной жизни; - об использовании в оценке фактов хозяйственной жизни принципа осмотрительности; - непротиворечивости данных аналитического и синтетического учета; - экономической рациональности учетной системы, рассчитываемой как превышение выгод от функционирования учетной системы над затратами по ее формированию и поддержанию.

Минимизации рисков внутреннего контроля содействуют соответствующая учетная политика и ее реализация, внедрение системы электронного документооборота, постоянное повышение квалификации специалистов и актуализация их профессиональных знаний. Аудиторские риски включают риски вероятности выражения аудиторами ненадлежащего аудиторского заключения при существенных искажениях в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аудит рассматривается как средство, снижающее предпринимательские риски на основе аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Поэтому представление ненадлежащего аудиторского заключения может оказать негативное влияние на результаты управленческих и инвестиционных решений, хотя помимо аудиторских рисков следует учитывать многочисленные риски другого характера, влияющие на принятие инвестиционного и управленческого решения.

Информационные риски в составе учетных рисков обусловлены возможностью потери информации, необходимой для снижения вероятности их наступления. Юридическим рискам свойственны потери, истоками которых являются изменения гражданского, налогового права, иных законодательным норм, а также несоответствие правил внутренних документов субъекта бизнеса законодательству и другим нормативным правовым документам. Управление юридическими рисками обусловлено обязательной юридической проверкой бизнес- процессов организации, в частности, заключения договоров с контрагентами.

Юридические риски бывают двух видов: налоговые риски и политические риски. Налоговые риски возникают в связи со степенью соблюдения организацией законодательства по налогам и сборам, противоречиями в понимании участниками налоговых правоотношений норм законодательства, приводящими к нарушению конкретных норм налогового законодательства, не отражением или не полным отражением (искажением) доходов и расходов, других составляющих налогооблагаемой базы по налогам и сборам. С позиций налогоплательщика налоговые риски могут заключаться: в вероятности (угрозе) доначисления ему налогов (сборов), пеней, штрафов в ходе налоговой проверки из-за разногласий в трактовке правил налогового законодательства со стороны налогового органа и налогоплательщика, которые могут привести к росту налогового бремени для налогоплательщика; риске возрастания налоговой нагрузки из-за возможной квалификации отдельных сделок недействительными (притворными, мнимыми) сделками, влекущими признание незаконности начисления налогов.

Налоговые риски делятся на опосредованные и непосредственные. Опосредованные риски чреваты утратой льгот, которые могли бы снизить налоговые выплаты. Непосредственные риски составляют возможное увеличение выплат по отдельным видам налогов. Политические риски в контексте юридических рисков обусловлены невозможностью выполнения условий договоров или осуществления расчетов по ним в связи с изменением политической ситуации в стране (аннулированием квот на экспорт или импорт отдельных товаров, продукции, услуг; мораторием на выплату задолженности по поставкам и др.).

Риски природной среды (форс-мажорные риски) объединяют риски, возникшие вследствие природных катаклизмов (вулканической активности, наводнений, цунами и др.). Риски бизнес-среды обусловливаются изменчивостью экономических процессов внешней и внутренней рыночной среды, зависимостью от зачастую непредсказуемой динамики их трансформации. Риски бизнес-среды делятся на две группы - риски внутренней среды организации и макроэкономические риски. Группы рисков внутренней среды организации представлены на рис. 3.

Рис. 3. Риски внутренней среды организации Риски внутренней среды организации Риски материально- технического обеспечения Технологические риски Организационные и управленческие риски Экологические риски Коммерческие риски Инвестиционные риски

Риски материально-технического обеспечения составляют риски по закупке материально- производственных ресурсов, перехода на альтернативные виды сырья и материалов, входного контроля качества поступивших материалов и др. Технологические риски возникают в связи с возможностью ошибочных, непрофессиональных или противоправных действий работников организации по установлению технологического регламента, качественному техническому обеспечению работы машин и оборудования, недопущению простоев оборудования и рабочей силы, обеспечению соответствующего качества готовой продукции и др.

Организационные и управленческие риски включают риски невыполнения графика, сетевого графика проекта, неисполнения обязанностей и непрофессионализма его участников, срыва выполнения плановых заданий и др. Экологические риски обусловлены возможными штрафными санкциями за нарушение субъектом бизнеса норм экологической безопасности, ведущими к ухудшению его финансового положения. Коммерческие риски объединяют риски, связанные с реализацией продукции и вызываемые повышением отпускных цен, ростом издержек производства и обращения, рекламных, транспортных расходов и др.

Инвестиционные риски вызваны рисками получения убытков и неполучения доходов по результатам инвестиционных проектов. Инвестиционные риски можно измерить сопоставлением запланированного финансового результата от отвлечения финансовых ресурсов и финансового результата, который можно получить от использования таких ресурсов в текущей деятельности. Макроэкономические риски в составе рисков бизнес-среды представляют угрозы устойчивости имущественного и финансового положения организации к изменениям макроэкономической ситуации в стране, возникающие из-за повышения тарифов и цен на стратегические ресурсы, снижения платежеспособного спроса и цен на продукцию, возникновения альтернативных рынков сбыта, ухудшения налогового климата и др.

Макроэкономические риски делятся на финансовые риски и рыночные риски. Финансовыми рисками считаются риски недостаточности потоков денежной наличности для выполнения организацией финансовых обязательств. Ими являются риски ликвидности, кредитные риски.

Риски ликвидности могут быть обусловлены вероятностью получения организацией убытков из-за нехватки денежных средств в требуемые сроки и ее неспособности погасить свои обязательства. Они возникают в связи с непрофессиональным управлением денежными потоками, дебиторской и кредиторской задолженностью, пассивной работой с контрагентами, которые в связи с наступлением их финансовой несостоятельности не могут выполнить свои обязательства по оплате при наступлении сроков платежей.

Кредитные риски могут привести к потерям, которые обусловлены неспособностью контрагентов погасить свои кредитные обязательства, а также потерям инвесторов при изменении уровня дивидендов по акциям, процентов по облигациям и другим ценным бумагам. Рыночные риски – это возможные потери при изменении конъюнктуры рынков, вызванной колебаниями цен на товарных рынках, обменных курсов валют, курсов ценных бумаг на фондовых биржах, изменением конкурентной среды и др. Они разделяются на инфляционные и валютные риски.

Для инфляционных рисков характерна возможность обесценения денежных ресурсов более быстрыми темпами, чем темпы роста номинальной суммы поступающих в организацию денежных ресурсов в связи с инфляционными процессами. Валютные риски связаны с опасностью изменения курсов валют, приводящей к потерям при совершении внешнеэкономических сделок, по кредитным и другим операциям с валютой.

В зависимости от степени риска образуются следующие группы предпринимательских рисков: 1. допустимые риски, предусматривающие угрозы полной потери прибыли от продажи соответствующих работ, продукции, услуг, товаров; 2. критические риски, включающие риски неполучения выручки и покрытия убытков за счет собственных средств организации; 3. катастрофические риски, при которых возможны потери капитала, имущества, банкротство организации.

2. Методы оптимизации предпринимательских рисков

Сопровождение работы субъекта хозяйствования с предпринимательским риском ведет к разработке им стратегии сокращения рисков, для чего создается специальная структура бизнеса. Другим направлением снижения рисков является их предвидение, реальная оценка и управление для увеличения доходов. Для этого разрабатывается внутренний стандарт – программа по управлению рисками, содержащий информацию об основных видах рисков, которым подвержена организация, и действиях (программы) политики по управлению рисками. В своем развитии риск проходит несколько этапов: зарождение рисковой ситуации; протекание рискового процесса; завершение рисковой ситуации и расчет ее результата.

Для снижения расходов и убытков от работы организации в рисковой ситуации, контроля ее зарождения и протекания оценка ее угроз и стратегия деятельности организации в рисковом пространстве обусловливаются рациональной организацией службы управления рисками, разграничением между сотрудниками подразделения или несколькими подразделениями организации полномочий по оценке, управлению и контролю, расчету результатов рисков. Определим место подразделения по управлению рисками в организационной структуре организации, направления ее взаимодействия с другими подразделениями, роль бухгалтерской службы в работе по сокращению рисковых ситуаций в субъекте бизнеса.

Возможными вариантами организации управления рисками в настоящее время служат следующие: - создание структурного подразделения, куда входят специалисты по управлению рисками – экономисты, юристы, менеджеры, производственники, другие специалисты; - формирование небольшого участка (отдела) мониторинга рисков, в котором прогнозируют и контролируют возможные риски, а функции по их предотвращению и управлению в зависимости от характера рисков выполняются специалистами соответствующих подразделений.

Независимо от организации управления рисками подразделения, специализирующиеся на них, выполняют следующие функциональные обязанности: - разрабатывают детальные программы управления разными видами рисков, исходя из особенностей организации и видов ее деятельности; - организуют сбор информации, которая может свидетельствовать об угрозе рисков, их оценку, группировку по видам, результатам, времени наступления, предполагаемым потерям; - консультируют специалистов по вопросам управлениями рисками и снижения потерь от них.

Одной из функциональных обязанностей работников подразделений, специализирующихся на выявлении рисков и снижении их последствий, является разработка и внедрение системы контроля рисков. Ее содержание направлено на выявление событий, которые могут повлечь возникновение предпринимательских рисков. Для этого в соответствии с оперативной ситуацией в организации выделяют точки контроля повышенных рисков, разрабатывают контрольные процедуры, позволяющие прогнозировать и отслеживать уровень рисков. Система внутреннего контроля рисковых ситуаций формируется по этапам. Первый этап характеризуется определением и описанием бизнес-процессов, которые оказывают влияние на достижение организацией поставленных целей. На втором этапе по каждому бизнес-процессу выявляют реальные и вероятные риски, а также проводят их оценку.

Оценка рисков ведется по двухступенчатой системе: - оценивается вероятность наступления рисков; - рассчитывается размер возможных потерь от негативных последствий наступления рисковых событий.

Второй этап системы внутреннего контроля рисковых ситуаций включает также составление карты рисков, позволяющей сводить воедино и оценивать риски бизнес-процессов по подразделениям и организации в целом. Для оценки рисков в суммовом выражении может быть использован соответствующий расчет: Р = П х В / 100%, где Р – сумма потерь от конкретного вида риска в суммовом выражении; П - последствия наступления риска (сумма убытков при наступлении события); В – вероятность наступления риска (в процентах).

На третьем этапе принимаются решения о мероприятиях как реакции на риск, назначение ответственного за их реализацию и контроль последствий. Среди решений, которые могут быть приняты в ответ на риски, возможны следующие: - об уклонении от риска, направленном на прекращение деятельности, ведущей к риску, или его страховании; - о сокращении риска путем проведения мероприятий, уменьшающих риск, и контроля их результатов; - о перераспределении риска за счет переноса/перераспределения части риска (например, путем хеджирования – страхования рисков от возможных потерь путем переноса рисков изменения цены с одного лица на другое); - о принятии риска, включающего отсутствие действий по его снижению, самостоятельное предотвращение и ликвидация его последствий. Принятие или не принятие решений по риску обусловлено стратегией организации и отношением к конкретному риску.

Четвертый этап системы внутреннего контроля рисковых ситуаций обусловлен разработкой процедур внутреннего контроля, включающих инструменты контроля по минимизации риска (например, ответственность сотрудников за выполнение функциональных обязанностей, расчет показателя остаточного риска, приемлемого для субъекта бизнеса и др.). Процедуры внутреннего контроля включают превентивные меры по предотвращению нежелательного события и директивные меры, объединяющие обнаружение и минимизацию произошедших событий, ведущих к рисковым ситуациям. Представим в таблице 1 мероприятия по снижению отдельных видов рисков в организациях.

Таблица 1 Мероприятия по снижению отдельных видов рисков Виды рисков Мероприятия по снижению рисков Юриди ческие риски 1. Использование форм первичных учетных документов, разработанных совместно с юридической службой. 2. Анализ реестра незакрытых дел, представленных юридической службой, исков и оценка вариантов их результатов в суммовом выражении. 3. Упорядочение визирования и согласования первичной учетной документации, установление ответственности за их содержание.

Налоговые риски 1. Компетентная экспертиза изменений законодательства о налогах и сборах. 2. Оценка влияния планируемых изменений в налоговом законодательстве на формирование налогооблагаемой базы организации. 3. Мониторинг налогового законодательства с целью выявления в нем противоречий и принятие решений о действиях организации. Операцион ные риски 1. Выбор критерия управления на базе лимитов (расходов, продаж, кредитных ресурсов и др.) или норм соотношений риска и дохода. 2. Разработка порядка идентификации рисков, их оценки, проведение мероприятий по сокращению. 3. Организация контроля возникновения рисковых ситуаций по объектам и бизнес-процессам.

Кредитные риски 1. Оценка вероятности неисполнения каждым покупателем (заемщиком) обязательств на базе анализа кредитной истории, внутренних факторов на дату предоставления ценностей, определения итогового балла оценки контрагента (рейтинга кредитоспособности), используемых для установления лимита поставок продукции, предоставления заемных средств. 2. Регулярный мониторинг кредитоспособности контрагента, динамики рисков непогашения дебиторской задолженности.

Снижению степени риска способствуют определенные приемы в организации хозяйственной деятельности: - договорные отношения с установленной гарантией по исполнению обязательств по сделкам; - диверсификация, т.е. распределение капитала между разными объектами вложений, имеющих незначительные связи между собой или отсутствующие вовсе ; - формирование резервов ; - страхование и перестрахование; - лимитирование продаж, расходов, пользования кредитными заемными ресурсами и др.