ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Выполнил(а): Студент(ка) группы ОФ-410/099-4-1 Касимова З.Г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ Выполнил Шайхудинова Алина Николаевна МБДОУ 5 «Полянка»
Advertisements

Однако сегодня экологическое образование все еще носит чисто ознакомительный характер; информация, не всегда научно обоснованная, носит узкоутилитарный,
Коррекция личностных особенностей подростков с девиантным поведением.
Российский государственный социальный университет Кафедра социальной работы и психологии Дипломная работа: «Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного.
Выпускная квалификационная работа. Выпускная квалификационная работа – это форма учебной работы, которая способствует углублённому усвоению лекционного.
Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр.
Дипломная работа Коррекционно – педагогическая работа по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня Выполнила: студентка.
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Выполнена: Дорошовой Еленой Викторовной.
Длительность работы над опытом Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику с 2010 по 2013 гг. Работа над опытом проходила поэтапно: 1 этап ( )
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Сюжетно-ролевая игра как средство формирования.
Обучающегося: Курчатова А.В. Научный руководитель: Шандыбо С.В. к.пед.н.,доцент. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева.
Особенности и условия развития общения детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте. Выполнила: Кудрина И. Ф. Руководитель: Володина И. В.
А ГРЕССИВНОСТЬ У СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА. «Агрессия это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе,
Выпускная квалификационная работа по специальности – Дошкольное образование Выполнила: Студентка Группы 4 А Куракина Ольга.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) Тема: «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ»
Тема: «Возможности диадической игротерапии в коррекции детско- родительских отношений»
Эмоциональное развитие ребёнка в ходе восприятия и переживания сказки МОУ Лицей 1 г. Волгореченск Работу выполнили: Гаранина Наталья Королёва Наталья Научный.
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ: «ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ВОСПИТАТЕЛЬ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД 307 ГУЛЬНАРА ТАГИРОВНА САХАБУТДИНОВА.
Эмоциональный аспект взаимодействия в детско- родительских взаимоотношениях у старших дошкольников Педагог-психолог МОУ детского сада 307 детского сада.
Транксрипт:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Выполнил(а): Студент(ка) группы ОФ-410/ Касимова З.Г.

Актуальность выбранной темы исследования Актуальность выбранной темы исследования определяется обнаружением повышенной агрессивности детей (как правило, от общего количества детей их число составляет 15-20%), которая в свою очередь является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, корректирующих эти опасные явления. Особенно важным является изучение агрессивности в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно принять современные корригирующие меры. Актуальность выбранной темы исследования определяется обнаружением повышенной агрессивности детей (как правило, от общего количества детей их число составляет 15-20%), которая в свою очередь является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, корректирующих эти опасные явления. Особенно важным является изучение агрессивности в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно принять современные корригирующие меры.

Объект и предмет исследования Объект исследования: агрессивное поведение старших дошкольников. Объект исследования: агрессивное поведение старших дошкольников. Предмет исследования: психолого- педагогическая коррекция агрессивного поведения у старших дошкольников Предмет исследования: психолого- педагогическая коррекция агрессивного поведения у старших дошкольников

Цель исследования: теоретическое обоснование и реализация психолого- педагогической коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников

Задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие агрессивности в психолого- педагогической литературе. 1. Рассмотреть понятие агрессивности в психолого- педагогической литературе. 2. Раскрыть особенности и причины проявления агрессивного поведения у старших дошкольников. 2. Раскрыть особенности и причины проявления агрессивного поведения у старших дошкольников. 3. Представить модель коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников. 3. Представить модель коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников. 4. Организовать и провести исследования по изучению агрессивного поведения у старших дошкольников. 4. Организовать и провести исследования по изучению агрессивного поведения у старших дошкольников. 5. Осуществить экспериментальную работу по коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников. 5. Осуществить экспериментальную работу по коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников. 6. Реализовать психолого-педагогические условия коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников. 6. Реализовать психолого-педагогические условия коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников. 7. Представить психолого-педагогические рекомендации по коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников. 7. Представить психолого-педагогические рекомендации по коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников.

Гипотеза исследования: уровень агрессивности у старших дошкольников может измениться при реализации следующих психолого- педагогических условий: уровень агрессивности у старших дошкольников может измениться при реализации следующих психолого- педагогических условий: проведение занятий, способствующих развитию доброжелательности, отзывчивости и вежливости; проведение занятий, способствующих развитию доброжелательности, отзывчивости и вежливости; применение игр, направленных на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы старшего дошкольника; применение игр, направленных на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы старшего дошкольника; проведение занятий, направленных на взаимодействие с родителями. проведение занятий, направленных на взаимодействие с родителями.

Для решения поставленных задач в исследовании были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого- педагогической литературы, синтез, обобщение); теоретические (анализ психолого- педагогической литературы, синтез, обобщение); эмпирические (беседа, эксперимент, наблюдение, методы диагностического обследования), эмпирические (беседа, эксперимент, наблюдение, методы диагностического обследования), метод математической статистики: T-критерий Стьюдента. метод математической статистики: T-критерий Стьюдента.

База исследования Исследование проводилось в три этапа на базе МБОУ СОШ 59 города Челябинска. Исследование проводилось в три этапа на базе МБОУ СОШ 59 города Челябинска.

Организация исследования по изучению подготовки старших дошкольников к обучению в школе проходила в три этапа: 1 этап – подготовительный. На этом этапе был сформирован пакет психодиагностических методик. 1 этап – подготовительный. На этом этапе был сформирован пакет психодиагностических методик. 2 этап – диагностический. На этом этапе был установлен контакт с каждым испытуемым. Проводилось изучение проявлений агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. 2 этап – диагностический. На этом этапе был установлен контакт с каждым испытуемым. Проводилось изучение проявлений агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. 3 этап – анализ и интерпретация полученных данных. Проведение количественного и качественного анализа результатов, полученных в ходе 2 этапа. 3 этап – анализ и интерпретация полученных данных. Проведение количественного и качественного анализа результатов, полученных в ходе 2 этапа.

Модель коррекции агрессивного поведения старших дошкольников ТЕМА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП: Цель: теоретическое обоснование и реализация психолого-педагогических условий коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников. ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП: Цель: теоретическое обоснование и реализация психолого-педагогических условий коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП: Цель: провести диагностику по методикам: методика «Узор» (Л.И.Цеханской), методика «Домик» (Н.И.Гуткина), методика «Бусы» (А.Л.Венгер). ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП: Цель: провести диагностику по методикам: методика «Узор» (Л.И.Цеханской), методика «Домик» (Н.И.Гуткина), методика «Бусы» (А.Л.Венгер). ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ЭТАП: Цель: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения у старших дошкольников ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ЭТАП: Цель: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения у старших дошкольников КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ЭТАП: Цель: проверка эффективности психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ЭТАП: Цель: проверка эффективности психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников

«Дерево целей» коррекции агрессивного поведения старших дошкольников Генеральная цель 1 цель цель цель

Выводы по главе I 1. Основной характеристикой детей дошкольного возраста является стремительное физическое и психическое развитие. В дошкольном возрасте происходит изменение его личности в целом, развитие самосознания. Агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия. В агрессивности есть здоровые черты: настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. 1. Основной характеристикой детей дошкольного возраста является стремительное физическое и психическое развитие. В дошкольном возрасте происходит изменение его личности в целом, развитие самосознания. Агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия. В агрессивности есть здоровые черты: настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. 2. Если проявление агрессии к конкретным людям пресекается (или делается невозможным в силу иных причин), агрессия может смещаться на новый «более безопасный» (доступный) объект. 2. Если проявление агрессии к конкретным людям пресекается (или делается невозможным в силу иных причин), агрессия может смещаться на новый «более безопасный» (доступный) объект. 3. Причины формирования агрессивного поведения детей могут быть очень разными. Иногда они вызваны особенностями темперамента и нервной системы, но очень часто это лишь следствие неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта ребенка, которого не научили адекватно реагировать на события, с которыми ему приходится иметь дело. Нередко такие дети чувствуют себя отверженными, считают, что родители их не любят, и пытаются найти способ привлечения внимания взрослых. Пытаются стать нужными и любимыми. 3. Причины формирования агрессивного поведения детей могут быть очень разными. Иногда они вызваны особенностями темперамента и нервной системы, но очень часто это лишь следствие неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта ребенка, которого не научили адекватно реагировать на события, с которыми ему приходится иметь дело. Нередко такие дети чувствуют себя отверженными, считают, что родители их не любят, и пытаются найти способ привлечения внимания взрослых. Пытаются стать нужными и любимыми.

Методики исследования: Методы исследования: нами был использован комплекс методик: методика «Кактус», тест «Рисунок несуществующего животного», тест «Сказка». Методы исследования: нами был использован комплекс методик: методика «Кактус», тест «Рисунок несуществующего животного», тест «Сказка».

Данные по методике «Кактус»

Далее представим результаты по методике «Несуществующее животное». Итак, мы получили следующие данные: по наличию сильной, уверенной линии в рисунке у 38% детей наблюдается показатель хорошего контроля аффективности, у 79% % детей наблюдается неаккуратность в выполнении рисунка, колеблющиеся, прерывающиеся линии, «запачканные» рисунки – это свидетельствуют о легкой напряженности, повышенном уровне тревожности.

По методике «Сказка» мы обработали данные и получили следующие результаты : 70,6% – детей ревнуют к союзу своих родителей, чувствуют себя обделенными вниманием со стороны обоих родителей из-за проявления или своих чувств друг к другу; 70,6% – выявляют отношение ребенка к агрессивности, разрушительности и тесно связанными с ними чувствами вины и самобичевания; 64,7% – выражают скрытую агрессивность к родителям; 41,1% – проявляют чувство собственности, «моё»; 35,3% – испытывают тревожность, страх, невысказанные желания, ожидания.

Выводы по главе II 1 Экспериментальная база исследования: учащиеся МАОУ СОШ 59 города Челябинска, в количестве 23 человек, из них 9 девочек и 14 мальчиков, возраст испытуемых 6-7 лет. 1 Экспериментальная база исследования: учащиеся МАОУ СОШ 59 города Челябинска, в количестве 23 человек, из них 9 девочек и 14 мальчиков, возраст испытуемых 6-7 лет. Организация исследования по реализации условий коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников проходила в три этапа: поисково-подготовительный, опытно- экспериментальный, контрольно-обобщающий. Нами были использованы такие методы, как теоретический и эмпирический. Проведение исследования по реализации условий коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников происходило с помощью методик: «Кактус» М.А.Панфиловой, методики «Рисунок несуществующего животного», теста «Сказка», составленного детским психологом Луизой Дюсс. Организация исследования по реализации условий коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников проходила в три этапа: поисково-подготовительный, опытно- экспериментальный, контрольно-обобщающий. Нами были использованы такие методы, как теоретический и эмпирический. Проведение исследования по реализации условий коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников происходило с помощью методик: «Кактус» М.А.Панфиловой, методики «Рисунок несуществующего животного», теста «Сказка», составленного детским психологом Луизой Дюсс. 3. В результате проведения вышеуказанных методик у испытуемых было обнаружено скрытое эмоционально- личностное беспокойство, агрессивность, неуверенность, страх, которые испытывают дети старшего дошкольного возраста, участвовавшие в тестировании. Все это указывает на необходимость поиска и реализации психолого- педагогических условий коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников. 3. В результате проведения вышеуказанных методик у испытуемых было обнаружено скрытое эмоционально- личностное беспокойство, агрессивность, неуверенность, страх, которые испытывают дети старшего дошкольного возраста, участвовавшие в тестировании. Все это указывает на необходимость поиска и реализации психолого- педагогических условий коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников.

контакт с ребенком; контакт с ребенком; уважительное отношение к личности ребенка; уважительное отношение к личности ребенка; положительное внимание к внутреннему миру ребенка старшего дошкольного возраста; положительное внимание к внутреннему миру ребенка старшего дошкольного возраста; безоценочное восприятие личности дошкольника, принятие его в целом. безоценочное восприятие личности дошкольника, принятие его в целом. Названные принципы помогли выявить трудности, испытываемые ребенком старшего дошкольного возраста, по возможности устранить, а затем формировать умения, навыки и установки, которые приводили к эффективному взаимодействию. Названные принципы помогли выявить трудности, испытываемые ребенком старшего дошкольного возраста, по возможности устранить, а затем формировать умения, навыки и установки, которые приводили к эффективному взаимодействию. В целях проведения коррекционных занятий нами были выделены следующие принципы работы, на которых строилось наше взаимодействие:

Анализ результатов формирующего эксперимента по методике «Кактус»

Результаты контрольного эксперимента по методике «Несуществующее животное» 82,4% - рисунков детей, окрашены «положительными» эмоциями, энергией, активностью. Прослеживается тенденция к рефлексии, к размышлению относительно собственных поступков, склонность принятия за себя ответственности. В рисунках отсутствуют выступы, шипы, рога – прямые символы агрессии. Уверенные хорошо стыкующиеся линии – являются показателем хорошего контроля аффективности. Присутствие дополнительных деталей (перья, крылья, дополнительные ноги, горбы) – говорят об энергии охвата разных областей деятельности, уверенности в себе. 17,6% - наметилось снижение уровня внимания внешненаправленной агрессивности и реактивности, тем не менее для них характерно эмоциональная неустойчивость, эгоистичность, ситуативное агрессивное поведение.

Результаты контрольного эксперимента по методике «Сказка» ревность к союзу своих родителей проявляли 70,6% детей, то сейчас 53%; ревность к союзу своих родителей проявляли 70,6% детей, то сейчас 53%; у 70,6% детей выявили агрессивность, чувство вины, вследствие проведенной коррекционной работы этот результат снизился до 41%; у 70,6% детей выявили агрессивность, чувство вины, вследствие проведенной коррекционной работы этот результат снизился до 41%; скрытую агрессивность можно было наблюдать у 64,7% детей, при повторном обследовании 35%; скрытую агрессивность можно было наблюдать у 64,7% детей, при повторном обследовании 35%; чувство собственности, «моё» проявляли 41%, то сейчас 23,5% детей; чувство собственности, «моё» проявляли 41%, то сейчас 23,5% детей; 35% испытывали тревожность, страх, при повторном обследовании 17,6% детей. 35% испытывали тревожность, страх, при повторном обследовании 17,6% детей. Положительно то, что по всем показателям наметилась динамика. Более яркую динамику можно наблюдать по второму и третьему показателям, которая составила примерно 30%. Положительно то, что по всем показателям наметилась динамика. Более яркую динамику можно наблюдать по второму и третьему показателям, которая составила примерно 30%.

Выводы По методике «Сказка» мы провели обработку, используя t-критерий Стьюдента. Результаты расчета мы представили в приложении. Полученное эмпирическое значение t (4,8) находится в зоне значимости, а это значит, что гипотеза подтверждена. По методике «Сказка» мы провели обработку, используя t-критерий Стьюдента. Результаты расчета мы представили в приложении. Полученное эмпирическое значение t (4,8) находится в зоне значимости, а это значит, что гипотеза подтверждена. Анализируя результаты коррекционной работы, мы видим, что нивелировать агрессивность полностью не удалось, да и не нужно было, ведь речь шла о необходимости контролировать её проявление. Анализируя результаты коррекционной работы, мы видим, что нивелировать агрессивность полностью не удалось, да и не нужно было, ведь речь шла о необходимости контролировать её проявление. Таким образом, исходя из результатов сравнительного анализа, можно сделать вывод, что выработанные нами методики диагностики, формы и методы коррекционной работы оказались оптимальными и эффективными. Таким образом, исходя из результатов сравнительного анализа, можно сделать вывод, что выработанные нами методики диагностики, формы и методы коррекционной работы оказались оптимальными и эффективными. Следовательно, у детей дошкольного возраста нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии, как патохарактерологических; он самостоятельно овладевает собственной агрессивностью. Следовательно, у детей дошкольного возраста нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии, как патохарактерологических; он самостоятельно овладевает собственной агрессивностью. Благодаря тому, что коррекционная работа носила комплексный, системный характер, применялось гибкое чередование и комбинирование методов и приёмов игротерапии и арттерапии. Благодаря тому, что коррекционная работа носила комплексный, системный характер, применялось гибкое чередование и комбинирование методов и приёмов игротерапии и арттерапии.

Спасибо за внимание!