Научно-исследовательская работа на тему: «Образы пространства в лирике поэта-земляка А.К.Балабиной» Выполнила ученица 8 «А» класса Чернышева Александра.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экзаменационная работа по литературе Реферат на тему: «Природа и Родина в творчестве С. А. Есенина» ученицы 11 класса Чумаковой Екатерины научный руководитель:
Advertisements

Мир природы в русской литературе Подготовила ученица 6 «А» класса Бойко Светлана.
Урок-презентация Автор: Кудлаенко О.В. Тема Родины в стихотворениях Сергея Есенина.
Шишацкая Анастасия Шишацкая Анастасия Научный руководитель : Кидяева Валентина Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной.
Решетникова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «Береговская средняя общеобразовательная школа» Нижнеомского.
Марина Цветаева Вся моя жизнь – роман с собственной душой. Возьмите стихи – это и есть моя жизнь. М.Цветаева М.Цветаева.
Научно-исследовательская работа «Лексические составляющие образа Родины в творчестве Аллы Кузьминичны Балабиной» Автор работы: Шестакова Ирина, ученица.
Образ света в поэзии Б. Пастернака АВТОР: Пипляева Ксения, ученица МОУ гимназии г.Советский РУКОВОДИТЕЛЬ: Куликова Светлана Александровна Учитель русского.
Презентация урока литературы в 8 классе выполнена Лазаревой Л.В, учителем русского языка и литературы гимназии 11 г.Норильска Родная природа в стихотворениях.
Методическая разработка по изобразительному искусству (ИЗО, 8 класс) по теме: Символы в жизни и в искусстве.
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
Вот одна из тех историй, О которых люди спорят И не день, не два, а много лет Началась она так просто Не с ответов, а с вопросов Слово Божье даст на них.
Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Арина Родионовна – няня поэта « Это была старушка чрезвычайно почтенная. Лицом полная, вся седая, страстно любящая своего питомца »
Образ Руси в лирике Сергея Есенина Автор: Иллариохина Дарья, ученица 11 «Б» класса, школа 44, Мурманск, 2008 г. Руководитель: Антонова Наталья Витальевна,
Образ дороги в творчестве русских и зарубежных писателей
Образ души в стихотворениях Н. Рубцова. Подготовили: Вольвакова Мария и Ваганова Елизавета. Учитель: Васильченко Инна Владимировна.
«Поэтический образ дерева в лирике Сергея Есенина»
Смирнова Марина Николаевна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 города Мирного Архангельской области.
Замыкая круг Александрова У.В. МАОУ СОШ 32. Вот одна из тех историй, О которых люди спорят И не день, не два, а много лет. Началась она так просто, Не.
Транксрипт:

Научно-исследовательская работа на тему: «Образы пространства в лирике поэта-земляка А.К.Балабиной» Выполнила ученица 8 «А» класса Чернышева Александра МБОУ «Гимназия 3» г. Горняк Научный руководитель: Кузьмина Татьяна Никитична учитель русского языка

Объект исследования: сборник стихов А.К.Балабиной «Березы тоненький листок». Предмет исследования: художественный образ дороги в лирике А.К.Балабиной. Цель работы: определение особенностей художественного пространства в лирике А.К.Балабиной. Задачи: 1. Выявить категории образа пространства. 2. Проанализировать своеобразие художественного воплощения образа пространства. 3. Описать образ дороги как философско-художественный образ пространства. Метод исследования: структурно-семиотический, интервьюирование. Практическая значимость заключается в том, что языковедческая работа по творчеству может быть использована для уроков литературы, русского языка, для проведения поэтических вечеров, дискуссий о смысле жизни и значении времени, для развития духовности современной молодежи, для развития её эстетического багажа.

Символы в жизни и искусстве Центральные символы-образы любой культуры солнце, дерево, дорога. Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их. Дерево растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы умирает и воскресает. Поэтому, в соответствии с древними религиозными верованиями, дерево - символ Вселенной. Солнце дает свет и тепло и является символом жизни.

Уводящая вдаль лента дороги и застывшая архитектура здания это образы поиска и покоя, будущего и прошлого, между которыми зажат короткий миг настоящего. Очевидно, что два эти образа дорога и дом неразрывно связаны в сознании человека. Для русского человека особое значение имеет образ-символ дороги. Жизнь человека уподоблялась дороге, которую должен был пройти каждый

дорога дверь окно небо река дерево звезда солнце город дом земля « Пространственные символы в лирике А.Балабиной»

Слова-символы, употребленные в сборнике: дорога -31 раз небо -26 раз солнце -21 раз земля - 17 раз звезда -14 раз окно, река -12 раз дом -8 раз город -5 раз дверь, стена -2 раза

а) это часть пейзажа: И бежит. и несется дорога, Пролетают мимо поля. Вот девчонки-березки строгие, Парни статные – тополя… Я иду не спеша по осенней аллее, Тихо падает золото с тонких берез… Тематическое многообразие образа дороги в лирике А. Балабиной.

. б) Философское осмысление дороги. дороги метафора: дорога, путь жизненный путь: Нам пройти нелегкую дорогу. Одолеть на ней все преграды. На тернистой дороге – тревоги, Поджидают нас камнепады… в) Дорога предполагает выбор, поэтому лирический герой может оказаться на перепутье, дорога может сопровождаться предчувствиями, ожиданием: Я стою на перепутье Древнем, И решаю я загадку века: Пролетает жизнь полетом птицы? Знает птица, Что такое вечность? г) Романтическая дорога связана с мотивами изгнания, возникает образ одинокого путника, мотив тщетного побега. д) ночной буран, метель - знак неизвестности, неясности будущего: Кто бы спорил, старая волшебница. / Только тише пусть гудит пурга, Только пусть не зверствует метелица, /Заметая след мой навсегда…

Художественные средства описания образа дороги. - риторические фигуры: а) риторические вопросы: «Пролетает жизнь / Полетом птицы? / Знает птица, / Что такое вечность?..», б) восклицания: «Птица и поет и веселится - / Человек пришёл 1» в) обращения: «Русь, куда ж несешься ты?» г) анафора: «Я – твой ветер попутный, / Я – тропа по тайге, / Я – звезда, ночной спутник, / Что сияет во мгле.» д) ряды однородных членов: «Жизнь идет, / Не стоит на месте,/ Преподносит уроки новые.» е) инверсия: «,,,И по ровной тропе / Прохожу я с трудом..»

ё) многосоюзие: «И махала крыльями я в такт, / И летела я в строю едином./ И не слабым был мой взмах, / И была я птицею не хилой.» ж) парцелляция: «Пролетают снежинки,/ Устилая дорогу./ Засыпают ухабы,/ Нам ложатся на плечи./ И белила на крыши / С неба веером мечут..» з) параллелизм: «То ли ветер накуролесил,/ То ли вьюга намела,/ Но сегодня дорога известная / Показалась мне тяжела…»

Основные выводы. Итак, выявив основные оттенки образа дороги в творчестве А. Балабиной, можно сделать следующие выводы: - мотив дороги в лирике А. Балабиной достаточно многообразен, образ дороги встречается во многих её произведениях, и каждый раз поэт представляет его в различных аспектах. В одних стихотворениях дорога – это часть пейзажа, она статична. В других - дорога выступает частью топографического пейзажа, она сопровождается мотивами грусти, ожиданием неизвестности, неясности будущего. Под влиянием романтизма, дорога – это мотив изгнания, бегства, возникает образ одинокого путника. Дорога – это пространство, и на ней можно встретить кого угодно: путника, нечистую силу. При философском осмыслении дорога – это жизненный путь, судьба человека, Родины. В любовной лирике дорога – это разлука или преследование.

Из всех функций пути в творчестве А. Балабиной ведущей является осмысление дороги как жизненного пути человека, поэта и всей России. Дорога – это и пути развития человечества, и путь развития России – жгучий вопрос современности. Алла Кузьминична задумывается о будущем страны, путь России - путь свободы, но не кровопролития и жестокости. Вот такое всеобъемлющее слово – «дорога»! Таким образом, мы считаем, что наше предположение оказалось верным: образ дороги помогает в создании художественного мира произведения, раскрытии внутреннего состояния лирического героя и авторской позиции. В основе большей части стихотворений поэтессы лежит идея взаимосвязи человека, Времени и Пространства. Тема пути пронизывает все творческое наследие А. К. Балабиной. Наконец, дорога в каждом из произведений указанной тематики -неоднозначный образ. Она многопланова, рождает множество читательских интерпретаций, так как и автор усматривал ней разные воплощения.