Подготовила: Михнёнок Валерия, студенка 54 группы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Детская одаренность – история. Современные концепции одаренности»
Advertisements

Основные концепции одаренности Выполнила студентка группы ПС-41: Чачило.А.А.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Проблема способностей в современной психологии: понятие, структура и подходы к типологии.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ТВОРЧЕСКИЕ ЛЮДИ Особенности психического развития.
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
Работа с одаренными детьми. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом.
Понятие способности Подготовила студентка группы ПЗ-51 Коваленко А.В.
Деятельность и общение. Деятельность и общение.. Деятельность и общение. 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования.
ИНТЕЛЛЕКТ Интеллект качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Одарённость. Методы комплексной оценки одарённости учащихся. «Инновационные методы организации учебного процесса и внеурочной деятельности, ориентированной.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Воспитание как педагогический процесс.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Презентацию подготовила педагог дополнительного образования по изодеятельности Старухина Н.Н. IКК пгт Анна МКДОУ АДС 7 ОРВ «Педагогическое сопровождение.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Способности как проявление индивидуального в психике. Тамаев Якуб
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Транксрипт:

Подготовила: Михнёнок Валерия, студенка 54 группы

1) Общее понятие об одаренности; 2) Эволюция учений об одаренности в истории философии; 3) Теория чистой доски; 4) Первые экспериментальные исследования; 5) Интеллектуальная одаренность; 6) Структура интеллекта по Дж. Гилфорду; 7) Интеллект и креативность; 8) Физический интеллект; 9) Концепция одаренности по К.Хеллеру; 10) Теория развития способностей ребенка.

Понятие одаренности не получило единого общепризнанного определения. Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна, ведущего психолога в современной трактовке проблемы одаренности: «Одаренность - это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни». Одаренность является функцией всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве, функцией личности. Она неразрывно связана со всей жизнью человека и потому оказывается на разных этапах ее развития [1]

Природные задатки организма сами по себе не определяют однозначно одаренности человека. Они лишь являются неотъемлемым компонентом той системы условий, определяющих развитие личности, ее одаренность. Одаренность выражает внутренние возможности развития не организма как такового, а личности. Одаренность проявляется лишь через своё соотношение с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека. Оно выражает внутренние данные и возможности человека, то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотношении с требованиями, которые ставит эта деятельность. Для динамики одаренности существенное значение имеет оптимальность уровня требований, выдвигаемых в ходе деятельности человека, например требований, которые ставит ученику учебная программа. Чтобы стимулировать развитие, эти требования должны быть достаточно высокими [2:136].

Естественно, что и самих исследователей, и общество в целом издавна волновал вопрос происхождения и природы этих различий. Но человеческая психика из, всех явлений действительности -наиболее трудно познаваемый объект. Вероятно, поэтому генетически первым объяснением природы индивидуальных различий и существования выдающихся способностей у отдельных людей было заключение об их «неземном», божественном происхождении. Выдающийся человек (гений), по мнению древних, счастливый избранник богов. Он послан на землю для того, чтобы преодолеть обыденные представления и силой духа озарить человечеству путь к совершенству и величию.

Так, например, весьма характерное высказывание по данному поводу принадлежит Платону: поэт творит «не от искусства и знания, а от божественного предопределения и одержимости». Примечательно, что и его идейный противник Демокрит придерживался аналогичного мнения. Трактаты о гении философов, начиная с Пифагора, Платона и Аристотеля и включая их многочисленных последователей в более поздние времена, содержат много интересных фактов, наблюдений и выявленных на их основе закономерностей. Однако разрабатывалось все это автономно от образовательной деятельности. Общественное производство в ту пору не требовало узкой специализации, а следовательно, и социально- педагогическая практика не интересовалась проблемами дифференциации и ранней диагностики способностей. В значительной мере поэтому к изучению природы гениальности исследователи практически вплоть до начала XIX в. обращались лишь постольку, поскольку это было необходимо для выяснения общих философских проблем творчества.

В представлении практически всех выдающихся философов прошлого (Платон, Аристотель, а впоследствии и А. Баумгартен, И. Кант и др.) божественная предопределенность гениальности не отменяет и не исключает важности воспитания и образования. Термин «талант» стал использоваться практически одновременно с термином «гений». Но в отличие от «гения», «талант» имеет не столь благородное происхождение. Первоначально словом талант (от греч. talanton) именовалась крупная мера золота. Ученые придерживались убеждения, что гениальность может проявиться только в искусстве. Государственным деятелям, военачальникам и даже ученым в звании гения отказывали до XIX в

Термин «гений» приобрел значение, близкое современному, в эпоху Возрождения. Ее представители признавали гениальность даром божественным, врожденным, присущим истинным художникам в самом широком смысле этого слова. Но в понимании людей этого времени художник должен был быть осведомлен как в науках, так и в искусствах. И живописец, и скульптор, и музыкант, и композитор, равно как и представители других художественных профессий, должны одинаково хорошо владеть и своим ремеслом, и философией, и естествознанием, и грамматикой, и риторикой, и многими, многими другими областями знания и сферами деятельности.

Одной из первых попыток глубокого философско- психологического осмысления проблемы одаренности было исследование испанского врача, жившего в эпоху Возрождения, - Хуана Уарте. Он связывал перспективу возрождения могущества Испанской империи с максимальным использованием на государственной службе особо одаренных людей. Его работа была одним из первых в истории психологии трудов, где рассматривалось в качестве основной задачи - изучение индивидуальных различий в способностях с целью дальнейшего профессионального отбора.

Особый интерес представляет предложенный X. Уарте подход к методике диагностики одаренности. Он предлагал оценивать латентную (потенциальную) одаренность по внешним признакам (формы частей лица, характер волос и др.). Впоследствии эта ветвь диагностики была признана в психологии тупиковой и на протяже­нии всего XX в. вызывала лишь снисходительные усмешки ученых. Но с развитием генетики постепенно становилось ясно, что внешний облик и особенности психики, в частности умственная одаренность, далеко не нейтральны по отношению друг к другу. Эпоху Возрождения, как утверждают историки философии, сменил период, названный «классицизмом». В это время все активнее обсуждался вопрос о происхождении гениальности. Разногласия возникали по поводу того, является ли какой-либо художественный талант (живописный, поэтический и др.) даром божественным или он имеет земное происхождение.

Конечно, взгляды теоретиков эпохи Просвещения были не лишены противоречий. Так, Ф. Хатчесон способность получать удовольствие от живописи, архитектуры, поэтических произведений рассматривает как предопределенную, и это утверждение пытается согласовать с необходимостью просвещения и образования. Другой теоретик этого периода Гельвеций придерживался более радикальной точки зрения, утверждая, что от природы все люди равны. Отсюда и его основной вывод о необходимости всеобщего воспитания и образования. Более интересной в этом плане представляется позиция Д. Дидро, критиковавшего Гельвеция. Концепция таланта развита в работе Д. Дидро «Парадокс об актере». Парадокс, по его мнению, заключен в том, что лучшее впечатление производит актер с «холодной головой», а не тот, кто играет «нутром». Играющий «нутром» играет неровно, нецельно. Подлинный актер играет, руководствуясь рассудком, изучением человеческой природы, неустанным подражанием идеальному образцу, воображенному памятью. Такой актер всегда совершенен.

Идея представителей эпохи Просвещения, заключающаяся в том, что никакого дара, ни божественного, ни врожденного, вообще не существует, противостояла картезианской концепции «врожденных идей». Единственным предметом разума (понимания) служат идеи, находящиеся «внутри нас», а не внешние объекты, утверждали Г.Лейбниц и Р.Декарт. Теория «чистой доски», развиваемая сторонниками идей Просвещения, напротив, подчеркивала мысль о том, что в душе нет «врожденных идей» или даже предрасположений, благодаря которым из нее в дальнейшем могут быть извлечены в неопытные истины.

Просветительское учение об общественной природе человека развивали и русские рационалисты конца XVIII в. (А. Ф. Бестужев, И. А. Крылов, А. И. Клушин и др.). А. Ф. Бестужев писал о том, что неравенство, существующее между одним человеком и другим, возникает не столько от первоначального неравенства между способностями чувствовать, мыслить, хотеть, сколько «от разности причин, соединяющихся для открытия оных». Русские «рационалисты» эстетическому воспитанию и художественному образованию отводят особую роль также в развитии не только художественного таланта, но и разума в целом.

Первые экспериментальные исследования Учения, посвященные проблемам гениальности, во второй половине XIX века постепенно вытесняются исследованиями психологии одаренности. Развитие биологии (Ч. Дарвин, Т. Гексли и др.), экспериментальные и теоретические исследования проблем наследования таланта, в первую очередь работы Френсиса Гальтона, образно говоря, «сводят данную проблему с небес на землю», доказывая вполне земное происхождение незаурядных способностей выдающихся людей.

Этот этап условно датируется серединой второй половиной ХIХ века. Начиная с этого времени, в исследованиях человеческой психики прочно обосновались наблюдение и эксперимент, что в конечном итоге и способствовало превращению психологии в самостоятельную науку. Одним из пионеров эмпирического подхода к изучению проблемы способностей, одаренности, таланта был выдающийся английский ученый Френсис Гальтон.

По свидетельству биографов, огромное впечатление на Ф. Гальтона произвел труд его двоюродного брата Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Именно благодаря этому он увлекся проблемой наследования таланта. Ф. Гальтон первым попытался, используя большой эмпирический материал и математические методы, проверить гипотезу о том, что выдающиеся способности (гениальность) в первую очередь результат действия наследственных факторов. Основные положения теории Ч. Дарвина: Организмы дают многочисленное потомство, намного превосходящее по численности популяцию родителей. Особи в пределах популяции обладают широкой вариабельностью по физическим и поведенческим качествам.

Очевидно, что в результате естественного отбора определенное количество изменений в популяции может привести к ее изолированному (от других популяций) размножению. Это и есть образование новых видов. В своей знаменитой книге «Наследственность таланта; ее законы и последствия» ученый пишет: «...Я намереваюсь показать, что природные способности человека являются у него путем унаследования при таких же точно ограничениях, как и внешняя форма и физические признаки во всем органическом мире» (Гальтон, С. 6). В качестве доказательства он проводит статистический анализ биографических фактов представителей английской социальной элиты. Им обследовано 977 выдающихся людей из 300 семей. Главная причина высоких достижений лежит, по его утверждению, в самом человеке и передается биологическим путем из поколения в поколение.

От Ф. Гальтона ведут свою родословную и современные психодиагностика и психометрия. Он одним из первых ввел в обиход понятие «тест» (от английского «test» проба). Но теоретические основания диагностической программы Ф. Гальтона, а, следовательно, и весь методический аппарат, существенно отличались от современных. Ф. Гальтон исходил из того, что умственную одаренность можно определять по степени сенсорной восприимчивости. Он считал, что возможности рассудка тем выше, чем тоньше органы чувств улавливают и дифференцируют различия во внешнем мире. Это утверждение, на его взгляд, подтверждалось тем, что при идиотии сенсорные способности человека часто оказываются нарушенными (способности различать тепло, холод, боль и др.). Поэтому его исследовательская программа предполагала выявление остроты зрения и слуха, физической силы и латентного времени реакции (времени, которое проходит с момента подачи заранее обусловленного сигнала, например, свистка или гудка, до ответа испытуемого). [3]

Интеллектуальная одаренность - это системное, развивающееся качество психики, определяющее возможность достижения человеком высоких, необычных или незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Интеллектуально одаренные подростки выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности (актуальная одаренность) или имеют внутренние, потенциальные предпосылки и психологические возможности для таких достижений (потенциальная одаренность).

В качестве основных сфер проявления интеллектуальной одаренности выделяют: интеллектуальную (высокий уровень развития мышления, памяти, воображения, позволяющих успешно решать различные задачи); сферу академических достижений (быстрое продвижение в различных областях знания); креативность (стремление к творческим, нестандартным решениям, независимость в суждениях, гибкость в решении проблем); общение и лидерство (легкость в общении, принятие ответственности, умение быть партнером); сферу художественной деятельности (успешность в различных видах искусства: музыке, изобразительной деятельности и др.); двигательную сферу (хорошая зрительно- двигательная координация, владение своим телом, интерес к занятиям, требующим физической нагрузки).

При этом выделяют семь относительно независимых видов интеллекта, через которые общая интеллектуальная одаренность становится специальной: лингвистический, основанный на чувствительности к смыслу и эффективной вербальной памяти; логико-математический, как способность оперировать категориями, понятиями и символами; пространственный, как способность воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции, оперировать объектами в уме; телесно-кинестетический, как способность использовать двигательные навыки; музыкальный - способность исполнять, сочинять и эмоционально воспринимать музыку; интраперсональный - способность понимать и опознавать собственные чувства; интерперсональный - способность замечать и различать мотивацию, намерения, темперамент других людей. Часто 6 и 7 виды одаренности выступают вместе. Все они характеризуют интеллектуальную одаренность в ее специфических проявлениях. Потенциальная одаренность проявляется и развивается при благоприятных условиях.

Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда. В 60-е годы другой ученый – Дж. Гилфорд, – создатель первого надежного теста для измерения социального интеллекта, рассматривал его как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации. Возможность измерения социального интеллекта вытекала из общей модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда.

Факторно-аналитические исследования, которые более двадцати лет проводились Дж. Гилфордом и его сотрудниками в университете Южной Калифорнии с целью разработки тестовых программ измерения общих способностей, завершились созданием кубической модели структуры интеллекта. Эта модель позволяет выделить 120 факторов интеллекта, которые могут быть классифицированы в соответствии с тремя независимыми переменными, характеризующими процесс переработки информации.

Эти переменные следующие: 1) содержание предъявляемой информации (характер стимульного материала); 2) операции по обработке информации (умственные действия); 3) результаты обработки информации. Каждая интеллектуальная способность описывается в терминах конкретного содержания, операций, результата и обозначается сочетанием трех индексов. Рассмотрим параметры каждой их трех переменных с указанием соответствующего буквенного индекса.

Содержание предъявляемой информации Символы (S) – формальные знаки: Буквы, цифры, ноты, кодовые обозначения и т.д. Семантика (M) – концептуальная информация, чаще всего словесная; вербальные идеи и понятия; смысл, передаваемый при помощи слов или изображений.вербальные Поведение (B) – информация, отражающая процесс межличностного общения: мотивы, потребности, настроения, мысли, установки, определяющие поведение людей.мотивыпотребностинастроенияустановки Операции по переработке информации: Познание (C) – обнаруживание, узнавание, осознание, понимание информации. Память (M) – запоминание и хранение информации. Дивергентное мышление (D) – образование множества разноообразных альтернатив, логически связанных с предъявляемой информацией, многовариантный поиск решения проблемы. Конвергентное мышление (N) – получение единственно логического следствия из предъявляемой информации, поиск одного правильного решения проблемы. Оценивание (E) – сравнение и оценка информации по определенному критерию

Результаты обработки информации: Элементы (U) – отдельные единицы информации, единичные сведения. Классы (C) – основания отнесения объектов к одному классу, группировки сведений в соответствии с общими элементами или свойствами. Отношения (R) – установление отношений между единицами информации, связи между объектами. Системы (S) – сгруппированные системы информационных единиц, комплексы взаимосвязанных частей, информационные блоки, целостные сети, составленные из элементов. Трансформации (T) – преобразование, модификация, переформулировка информации. Импликации (I) – результаты, выводы, логически связанные с данной информацией, но выходящие за ее пределы. Таким образом, классификационная схема Д. Гилфорда описывает 120 интеллектуальных факторов (способностей): 5 х 4 х 6=120. Каждой интеллектуальной способности соответствует маленький кубик, образованный тремя осями координат: содержание, операции, результаты (Рисунок 2). Высокая практическая ценность модели Д Гилфорда для психологии, педагогики, медицины и психодиагностики отмечалась многими крупными авторитетами в этих областях: А. Анастази (1982), Ж. Годфруа (1992), Б. Кулагиным (1984).

Познание элементов поведения (CBU) – способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения (способность близкая к способности выделять «фигуру из фона» в гештальт-психологии). Познание классов поведения (CBC) – способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении. Познание отношений поведения (CBR) – способность понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении. Познание систем поведения (CBS) – способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях. Познание преобразований поведения (CBT) – способность понимать изменения значения сходного поведения (вербального или невербального) в разных ситуационных контекстах. Познание результатов поведения (CBI) – способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.

Интеллект (от лат. intellectus ощущение, восприятие, разумение, понимание, понятие, рассудок) качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.лат.пониманиепсихикиощущениевосприятиепамятьмышлениевоображение

Креативность (от лат. creatio – созидание) творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализрезультативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.одаренностианализдеятельности

В психологии существует, по крайней мере, три точки зрения на взаимоотношения этих двух общих способностей. Одни исследователи (Д.Векслер, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стенберг и др.) рассматривают интеллект и креативность как единую человеческую способность высшего плана. В.Н. Дружинин охарактеризовал эту точку зрения «как редукцию креативности к интеллекту». В данном случае речь идет не просто о том, что это единая способность, а о том, что творчество производное интеллекта. Высокий интеллект – высокие творческие способности. Низкий интеллект – никакого творчества невозможно. Нет никакой необходимости, считает Ганс Айзенк, выделять креативность как особую способность. Способность к любому виду творчества (научному, художественному) обеспечивается, прежде всего, высокими значениями общего интеллекта [2]. И был по-своему прав, вероятно, имея перед собой ярчайший пример – самого себя.

1. Самым первым в науке креативность и интеллект противопоставил Дж. Гилфорд. Он опирался на свою собственную теорию двух видов мышления: конвергентного и дивергентного. Конвергентное мышление (сходящееся мышление), оно направлено на анализ всех имеющихся способов решения задачи, с тем, чтобы выбрать из них – единственно верный. Конвергентное мышление лежит в основе интеллекта. Дивергентное мышление – это мышление «идущее одновременно во многих направлениях», оно направлено на то, чтобы породить множество различных вариантов решения задачи. Дивергентное мышление лежит в основе креативности.

2. В.Н. Дружинин также рассматривал интеллект и креативность, как две различные общие способности, он связывал их существование с процессами переработки информации.Креативность отвечает за преобразование имеющейся у человека информации и порождение бесконечного множества новых моделей мира. Интеллект - за применение этой информации в реальной практике, и, в конечном счете, все за ту же адаптацию к окружающему миру [4].

3. Третью точку зрения на соотношение интеллекта и креативности можно назвать примиряющей. Ее авторы пытаются сгладить непримиримость двух первых позиций. Интеллект и креативность вроде бы и разные факторы, но в то же время между ними есть определенная взаимосвязь. Как таковых творческих способностей нет, считают личностно ориентированные психологи (А. Маслоу, Д.Б.Богоявленская и др.), и вообще творческая активность больше определяется особыми чертами личности (любознательностью, рискованностью и т.п.), чем способностями. Однако для проявления этой активности необходим высокий уровень интеллектуальной одаренности [3]. Наиболее разработанной моделью этого плана выступает концепция «интеллектуального порога» Е. Торренса [6]. При низких и средних значениях IQ интеллект и креативность (до ) выступают как единый фактор, т.е., люди с низким интеллектом обладают почти никакой креативностью, люди со средним интеллектом – так себе креативностью. И только при IQ свыше 120, интеллект и креативность становятся независимыми факторами, так что возможны интеллектуалы с чуть заметными творческими способностями и интеллектуалы с высочайшейкреативностью.

Ф.Гальтона как отмечалось выше. Он одним из первых предлагал ориентироваться при определении одаренности на особенности сенсорных процессов. Это направление было развито в рамках основанной Стэнли Холлом науки о ребенке – педологии. Таким образом, традиция изучения одаренности с точки зрения таких отраслей научного знания как психофизиология, возрастная физиология, нейропсихология, психогенетека имеет давнюю историю. Разработка концепции одаренности в этой традиции продолжается и по сей день (Г.Доман, Ж.Доман, В.В.Клименко, Э.Томас и другие).

Наиболее характерен для данного подхода вариант концепции одаренности, предложенный Гленом Доманом. Он, предлагая понятие «физический интеллект» акцентирует внимание на шести жизненно важных функциях: двигательные навыки (ходьба) языковые навыки (разговор) мануальные навыки (письмо) визуальные навыки (чтение и наблюдение) слуховые навыки (прослушивание и понимание) тактильные навыки (ощущения и понимание) «…Именно осуществление шести этих функций и служит, - пишет Г.Доман, - жизненным тестом на недоразвитость, нормальность, одаренность. Более того, превосходство выполнения этих функций почти неизбежно приведет и к превосходству в жизни».

Большая часть представителей данного подхода склоняются к высокой степени наследственной обусловленности данных функций. Но Г.Доман является исключением из этого правила. Он считает, что степень развития функции в первую очередь зависит от интенсивности ее использования. То есть от исключительно средовых факторов. Отсюда и еще одна важная, постоянно подчеркиваемая ими мысль: чем раньше функция включена в использование, тем более высокого уровня можно достичь в ее развитии. Результатом этого понимания стали его интересные методики – «физического развития ребенка», «обучение чтению детей до 1.5 лет», «обучения счету», «обучение дошкольным энциклопедическим знаниям», и т.д.

«Мюнхенская модель одаренности». Долговременное исследование К.Хеллера по выявлению специальному обучению одаренных детей построено на базе разработанной им многофакторной модели («Мюнхенская модель одаренности»). Модель включает: факторы одаренности (интеллектуальные способности, креативность, социальную компетентность и др.), факторы среды (микроклимат в семье, микроклимат в классе и др.), достижения (спорт, языки, естественные науки) и некогнитивные личностные особенности (преодоление стресса, мотивация достижений, стратегия работы и учебы и др.) [7].

Творческие способности и их компоненты. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств.В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями: 1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество). 2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей. 3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с обще­ принятыми). 4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности. 1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие. 2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы. 3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой. 4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части. 5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия. 6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту. 7. Гибкость мышления. 8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки. 9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний. 10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблю­ даемое из того, что привносится интерпретацией. 11. Лёгкость генерирования идей. 12. Творческое воображение. 13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначаль­ ного замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории. 1. Релизм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. 2. Умение видеть целое раньше частей. 3. Над ситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу. 4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности. 1. Способность рисковать. 2. Дивергентное мышление. 3. Гибкость в мышлении и действиях. 4. Скорость мышления. 5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые. 6. Богатое воображение. 7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений. 8. Высокие эстетические ценности. 9. Развитая интуиция.

1) Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. СПБ, ) Узнадзе Д.Н. Общая психология. - М.: Смысл, с 3)Савенков А.И. «Одаренный ребенок в школе и детском саду» 4) Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна вита, 1995, 150 с. 5) Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная e проблема творчества. Ростов-на-Дону, ) Torrance E. Guiding creative talent – Englewood Cliffs. NY: Prentice-Hall, ) 118CDhttp:// 118CD