«Философские проблемы постмодернизма». Выполнила: студентка 2 Гр.СРБ-ЗБ-2-3 Малькова Ю.С. Проверила: Профессор, д.ф.н. Скородумова О.Б. Российский государственный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа Егоровой Олеси, Ученицы 11 « А » класса Учитель : Беликова А. В.
Advertisements

Презентация студентки 1 курса Факультета социальной работы 2010 г.
Современное искусство ( англ. contemporary art; в 90- х годах в ходу был перевод « актуальное искусство ») совокупность художественных практик, сложившихся.
– уникальное явление в науке XX столетия. Сорокин – по меньшей мере, один из главных творцов новой парадигмы обществоведения, связанной с идеей формирования.
ИНТЕГРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ П.А. СОРОКИНА. Выдающийся социолог XX столетия Питирим Александрович Сорокин ( ) вошел в историю мировой социологии как.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Культура Эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения. (Renaissance), эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке,
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города москвы «медицинский колледж 4 департамента здравоохранения.
Постмодернизм как форма существования европейской культуры.
Направления в живописи в 19-20х веках. 20 век Несомненно, судить об искусстве легче «со ступенек времени» – искусство XX века является еще скорее объектом.
Гуманитарные науки. Гуманита́рные нау́ки дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.
Мой факультет – Дизайн! Моя специальность- Искусство интерьера! Выполнила: студентка 1 курса Яковлева Дарья Яковлева Дарья.
Культура XX века.
Историческая наука на рубеже тысячелетий: новые проблемы и новые подходы Существует только одна история – история Человека, и это история в самом широком.
ВОЗРОЖДЕНИЕ. Отличительная черта эпохи возрождения светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его.
Город МОСКВА ЮЖНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ ЧЕРТАНОВО ЦЕНТРАЛЬНОЕ ГОУ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА год Учитель: Максимова О.А. Ученица: Семёхина.
Искусство – это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе,
Эпоха возрождения. Эпоха Возрождения Это особый период в европейской истории, когда средневековье уже исчезала и ему на смену шло Новое время. Это период.
Культура Западной Европы II половины XIX века. Реализм Реализм направление в искусстве, характеризующееся изображением социальных, психологических, экономических.
Транксрипт:

«Философские проблемы постмодернизма»

Выполнила: студентка 2 Гр.СРБ-ЗБ-2-3 Малькова Ю.С. Проверила: Профессор, д.ф.н. Скородумова О.Б. Российский государственный социальный университет Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии Кафедра философии, религиоведения и теологии Москва 2015

Возникновение постмодернизма Появление постмодернизма можно датировать со времен послевоенного бума в Соединенных Штатах (с конца 1940-х начала 1950-х гг.), а во Франции с установления Пятой республики (1958 г.). Впервые понятие «постмодернизм» в смысле, приближенном к сегодняшнему, употребил в 1946 г. Арнольд Тойнби. Немецкий философ Вольфганг Вельш, исследуя генеалогию этого понятия, отмечает и другие случаи его употребления: в 1917 году в книге Рудольфа Паннвитца «Кризис европейской культуры», где речь идет о «постмодерном человеке» ;в 1934 году у испанского литературоведа Федерико Диониса, где постмодернизм рассматривается как промежуточная фаза в развитии литературы (1905–1914) между модернизмом и так называемым «ультрамодернизмом».Все приведенные случаи свидетельствуют о неоднозначности трактовки этого понятия, ибо речь идет о разных периодах и характеристике разнородных явлений, и только со временем оно начинает приобретать более ясные очертания, обрастая фиксированным смыслом.

Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение, интеллектуальный стиль. Как тип ментальности постмодернизм это гиперрефлексия, возникшая в условиях религиозно-философского вакуума, дискредитации идеологических концептов, тотального релятивизма, перепроизводства предметов сиюминутного потребления. Как творческая установка постмодернизм являет максимум интеллектуально-игрового, эвристического, рефлексивного, деструктивного и минимум смыслообразующего, этического, эстетического, конструктивного.

Основные трактовки понятия постмодернизм: Юрген Хабермас, Дениел Белл и Зигмунт Бауман трактуют постмодернизм как итог политики и идеологии неоконсерватизма, для которого характерен эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные черты постиндустриального общества. В трактовке Умберто Эко постмодернизм в широком понимании это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену авангардизму (модернизму) Постмодернизм общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса «постмодернистская чувствительность» (В. Вельш, И. Хассан, Ж.-Ф. Лиотар). Постмодернизм самостоятельное направление в искусстве (художественный стиль), означающий радикальный разрыв с парадигмой модернизма (Г. Хоффман, Р. Кунов). По мнению же X. Летена и С. Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф.

Постмодернизм означает «после модернизма», т. е. показывает преемственность и вполне определенное отношение к модернистским тенденциям в культуре. Течение постмодернизма складывалось в конце 60-х г., в эпоху культурного кризиса в США. В целом, постмодернизм это выражение мировоззрения, переход к новому витку в развитии культуры, размывание границ, рамок между формами культурной деятельности. В эпоху постмодернизма происходит эклектическая интеграция не видов искусства, а искусства и науки, философии, религии. Все это напоминает возврат к синкретизму, но на более высоком мировоззренческом уровне. Постмодернизм лишен стремления к исследованию глубинных проблем и процессов бытия, он стремится к простоте и ясности, к совмещению культурных эпох. Окончательное свое слово постмодернизм еще не сказал.

Постмодернизм возник в середине 50-х гг. 20 века в США как художественное явление, в области архитектуры, скульптуры, живописи. Затем появились литературная и музыкальная формы постмодернизма, в том числе в Европе, в первую очередь во Франции. Для постмодернизма как художественного стиля характерны такие особенности, как сознательная ориентация на эклектичность, мозаичность, ироничность, игровой стиль, пародийное переосмысление традиций, неприятие деления искусства на элитарное и массовое, преодоление границы между искусством и повседневной жизнью и т.п.

Отличия постмодернизма от модернизма Разница с модерном состоит в том, что постмодерн в одном отказался от модернизма в парадоксальной связи исключительности с опережением. Во-вторых, все то, что в модерне было достигнуто только в особых сферах, он осуществил вплоть до повседневности. Вместо неверного противопоставления теперь является различие, следующее категориальной паре «эзотерический- экзотерический»: постмодерн реализует во всей широте действительности (экзотерический направленный вовне) то, что в модерне было опробовано прежде всего специфически (эзотерический направленный внутрь). Он есть экзотерическая повседневная форма некогда эзотерического модерна.

Одни из самых ярких отражений стилей постмодернизма o Постмодернизм в философии o Постмодернизм в архитектуре o Постмодернизм в живописи

Постмодернизм в философии В философии постмодернизма отмечается сближение ее не с наукой, а с искусством. Таким образом философская мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. Истинный идеал постмодернистов это хаос, именуемый Делезом хаосмосом, первоначальное состояние не упорядоченности, состояние не скованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка. При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура.

Отношение философов и общества к постмодернизму Отношение философов к постмодернизму: оценивают его как «распад сознания», «вырождение социологии», «научный миф», «прогресс к смерти». Общество при постмодернизме теряет интерес к целям. Цель перестает быть важной ценностью. Как отмечает французский философ П. Рикер, в наши дни наблюдается «гипертрофия средств и атрофия целей». Причиной тому служит опять же разочарование в идеалах и ценностях, исчезновение будущего, которое оказалось как бы украденным. Реальность "сама по себе" не существует. Существуют лишь ее многочисленные версии, создаваемые посредством значений, то есть посредством языка. Сторонники постмодернистской философии не рассматривают окружающий мир как единое целое мир у них распадается на множество фрагментов, между которыми отсутствуют устойчивые связи.

Постмодернизм в архитектуре Наиболее ярко постмодернизм выразил себя в архитектуре. С конца 70-х гг. были построены общественные центры, окружённые ярко раскрашенными аркадами и колоннами, напоминающими древне-римские форумы и римские барочные здания, в которых прежние архитектурные формы обновлены и гротескно переосмыслены, введены новые, нетрадиционные материалы: анодированный алюминий, нержавеющая сталь, неоновые трубки и т. д. (Пьяцца д'Италия в Нью-Орлеане, США, архитектор Ч. Мур); города-спутники, распланированные по строго осевой системе, застроенные домами с тяжёлыми карнизами и фронтонами, мощными декоративными колоннами на рустованных стилобатах (новые города-спутники Парижа, испанский архитектор Р. Бофилла); деревянные и каменные особняки с развитыми скатными крышами и свисающими карнизами, слуховыми окнами и дымовыми трубами (проекты американского архитектора Р. Вентури). Стиль модернизм оставил заметный след не только в архитектуре, но также в живописи.

Постмодерн дополнил великую книгу искусств новыми страницами. До сих пор лучшие музеи мира с гордостью демонстрируют зрителям полотна ярких представителей мировой живописи эпохи Постмодерна. Отчаянные эксперименты в составлении художественных образов и композиций, характерные только для настоящего искусства, словно впитали в себя критическую атмосферу того времени. Может, поэтому сегодня, в наше непростое время, картины воспринимаются как никогда актуальными…Постмодернистская живопись имеет настолько размытые границы, так что оценивать её можно только рассматривая творческую деятельность конкретного живописца. В творчестве разных художников «свободное искусство» волшебным образом перерастает во что-то большее, словно дорогостоящее портмоне, непрестанно пополняемое купюрами и семейными фотографиями. Характерными чертами постмодерна считаются заимствование образов, использование прошлого для восполнения недостатков современного содержания. Полотна часто не имели сюжетной линии и не редко были исполнены в форме художественного бреда. Живопись постмодернизма

Дэвид Салле.Ангелы под дождем. 1998, масло и акрил по холсту, 244 x 335 см. Clemente, Francesco. Atlas. Watercolor on Arches paper Ляшко Е. В. «Мотыльки» Ларионова Ольга «Солнечная девушка»

Интерьер постмодерна В интерьере данное стилистическое направление позволило найти новые средства выразительности и особое видение организуемого пространства. Конечно же, в первую очередь сформировалось определенное отношение к традициям прошлого, которые были обширны и многочисленны. Постмодерн не отказывается от них, но использует их в качестве инструмента, материала для получения тех или иных результатов.Так в интерьере могут присутствовать элементы, заимствованные из всевозможных исторических стилей. Они, как правило, легко узнаваемы, например, элементы античного ордера или барочный декор, или египетская орнаментика и т.д. Попадая в одно пространство, эти частички прошлого образуют одно единое целое, которое в то же время легко распадается на многозначность. Это одна из парадоксальных черт Постмодерна. Тем не менее, интерьер, организованный в данном стиле дает ощущение некого нового способа построения порядка. И соединить все эти разные элементы помогает один из основополагающих принципов Постмодерна –игра. Игра Постмодерна с традициями дает широчайшие возможности для создания неповторимого интерьера. Но здесь также стоит отметить еще одно качество данного стиля – это особое видение прекрасного и гармоничного.

Заключение Основная проблема постмодернизма: Постмодернизм был первым (и последним) направлением ХХ века, которое открыто призналось в том, что текст не отображает реальность, а творит новую реальность, вернее даже, много реальностей, часто вовсе не зависимых друг от друга. Ведь любая история, в соответствии с пониманием постмодернизма, - это история создания и интерпретации текста. Откуда же тогда взяться реальности? Реальности просто нет. Если угодно, есть различные виртуальные реальности - недаром постмодернизм расцвел в эпоху персональных компьютеров, массового видео, Интернета, с помощью которого ныне не только переписываются и проводят научные конференции, но даже занимаются виртуальной любовью. Поскольку реальности больше нет, постмодернизм тем самым разрушил самую главную оппозицию классического модернизма - неомифологическую оппозицию между текстом и реальностью, сделав ненужным поиск, и, как правило, мучительный поиск границ между ними. Теперь поиск прекращен: реальность окончательно не обнаружена, имеется только текст. Впрочем, кое-кто утверждает, что эпоха постмодернизма уже закончилась и мы живем в новой культурной эпохе, но в чем состоит ее суть, мы пока сформулировать не можем.

Учебная литература Маньковская Н.Б. Париж со змеями: (Введ. в эстетику постмодернизма). М., с., Ильин Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996; Козловски П. Культура постмодерна. М., с.Культура Маньковская Н.Б. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996 Емелин В.А. Автореферат диссертации "Информационные технологии в контексте постмодернистской философии". М., 1999.