Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемLesya Egorova
1 Работа Егоровой Олеси, Ученицы 11 « А » класса Учитель : Беликова А. В.
2 Появление постмодернизма можно датировать со времен послевоенного бума в Соединенных Штатах ( с конца х начала х гг.), а во Франции с установления Пятой республики (1958 г.). Впервые понятие « постмодернизм » в смысле, приближенном к сегодняшнему, употребил в 1946 г. Арнольд Тойнби. Немецкий философ Вольфганг Вельш, исследуя генеалогию этого понятия, отмечает и другие случаи его употребления : в 1917 году в книге Рудольфа Паннвитца « Кризис европейской культуры », где речь идет о « постмодерном человеке » ; в 1934 году у испанского литературоведа Федерико Диониса, где постмодернизм рассматривается как промежуточная фаза в развитии литературы (1905–1914) между модернизмом и так называемым « ультрамодернизмом ». Все приведенные случаи свидетельствуют о неоднозначности трактовки этого понятия, ибо речь идет о разных периодах и характеристике разнородных явлений, и только со временем оно начинает приобретать более ясные очертания, обрастая фиксированным смыслом.
3 Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение, интеллектуальный стиль. Как тип ментальности постмодернизм это гиперрефлексия, возникшая в условиях религиозно - философского вакуума, дискредитации идеологических концептов, тотального релятивизма, перепроизводства предметов сиюминутного потребления. Как творческая установка постмодернизм являет максимум интеллектуально - игрового, эвристического, рефлексивного, деструктивного и минимум смыслообразующего, этического, эстетического, конструктивного.
4 Юрген Хабермас, Дениел Белл и Зигмунт Бауман трактуют постмодернизм как итог политики и идеологии неоконсерватизма, для которого характерен эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные черты постиндустриального общества. В трактовке Умберто Эко постмодернизм в широком понимании это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену авангардизму ( модернизму ) Постмодернизм общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса « постмодернистская чувствительность » ( В. Вельш, И. Хассан, Ж.- Ф. Лиотар ). Постмодернизм самостоятельное направление в искусстве ( художественный стиль ), означающий радикальный разрыв с парадигмой модернизма ( Г. Хоффман, Р. Кунов ). По мнению же X. Летена и С. Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф.
5 Постмодернизм возник в середине 50- х гг. 20 века в США как художественное явление, в области архитектуры, скульптуры, живописи. Затем появились литературная и музыкальная формы постмодернизма, в том числе в Европе, в первую очередь во Франции. Для постмодернизма как художественного стиля характерны такие особенности, как : сознательная ориентация на эклектичность, мозаичность, ироничность, игровой стиль ; пародийное переосмысление традиций ; неприятие деления искусства на элитарное и массовое ; преодоление границы между искусством и повседневной жизнью и т. п.
6 Разница с модерном состоит в том, что постмодерн в одном отказался от модернизма в парадоксальной связи исключительности с опережением. Во - вторых, все то, что в модерне было достигнуто только в особых сферах, он осуществил вплоть до повседневности. Вместо неверного противопоставления теперь является различие, следующее категориальной паре « эзотерический - экзотерический »: постмодерн реализует во всей широте действительности ( экзотерический направленный вовне ) то, что в модерне было опробовано прежде всего специфически ( эзотерический направленный внутрь ). Он есть экзотерическая повседневная форма некогда эзотерического модерна.
7 В настоящее время уже можно говорить о постмодернизме как о сложившемся стиле искусства со своими типологическими признаками. Использование готовых форм - основополагающий признак такого искусства. Происхождение этих готовых форм не имеет принципиального значения : от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства. По сути дела, постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания. Маргинальность - любая бытовая или художественная форма, в первую очередь, есть «… для него только источник стройматериала » ( В. Брайнин - Пассек ). Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность. Ирония вот следующий типологический признак культуры постмодерна. Постмодерн наследует синтетичность как типологический признак. В постмодернизме можно видеть сплав, буквальное сращение различных признаков, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму. Это очень характерно для постмодернизма : его новизна это Сплав старого, прежнего, уже бывшего в употреблении, использованного в новом маргинальном контексте.
8 Наиболее ярко постмодернизм выразил себя в архитектуре. С конца 70- х гг. были построены общественные центры, окружённые ярко раскрашенными аркадами и колоннами, напоминающими древне - римские форумы и римские барочные здания, в которых прежние архитектурные формы обновлены и гротескно переосмыслены, введены новые, нетрадиционные материалы : анодированный алюминий, нержавеющая сталь, неоновые трубки и т. д. ( Пьяцца д ' Италия в Нью - Орлеане, США, архитектор Ч. Мур ); города - спутники, распланированные по строго осевой системе, застроенные домами с тяжёлыми карнизами и фронтонами, мощными декоративными колоннами на рустованных стилобатах ( новые города - спутники Парижа, испанский архитектор Р. Бофилла ); деревянные и каменные особняки с развитыми скатными крышами и свисающими карнизами, слуховыми окнами и дымовыми трубами ( проекты американского архитектора Р. Вентури ).
9 Рикардо Бофилла, Отель в Барселоне и Пространства Абраксас
10 Роберт Вентури
11 Постмодерн дополнил великую книгу искусств новыми страницами. До сих пор лучшие музеи мира с гордостью демонстрируют зрителям полотна ярких представителей мировой живописи эпохи Постмодерна. Отчаянные эксперименты в составлении художественных образов и композиций, характерные только для настоящего искусства, словно впитали в себя критическую атмосферу того времени. Может, поэтому сегодня, в наше непростое время, картины воспринимаются как никогда актуальными … Постмодернистская живопись имеет настолько размытые границы, так что оценивать её можно только рассматривая творческую деятельность конкретного живописца. В творчестве разных художников « свободное искусство » волшебным образом перерастает во что - то большее, словно дорогостоящее портмоне, непрестанно пополняемое купюрами и семейными фотографиями. Характерными чертами постмодерна считаются заимствование образов, реинтерпретация, использование прошлого для восполнения недостатков современного содержания. Полотна часто не имели сюжетной линии и не редко были исполнены в форме художественного бреда.
13 Дэвид Сале
15 Литература постмодернизма Европейский и американский постмодернизм сложился в конце 60- х – начале 70- х г. г. постмодернизм основывается на культивировании художественной цитаты, заимствованного сюжета, языкового упрощенчества, ориентируется на плебейский вкус. Он возник, имея в своей основе философию конца человеческой истории, философию « естественного » человека, поддающегося диктату психофизиологических потребностей. На первых порах постмодернизм имел некоторые позитивные художественные результаты ( творчество Гарсиа Маркеса, Умберто Эко, Х.- Л. Борхеса, частично В. Набокова (« Лолита »). Позднее он измельчал в содержательном, стилевом и жанровом отношениях. И хотя в основе постмодернистских деклараций лежал протест против чрезмерного идеологизированная общественного сознания, что исторически вполне целесообразно и продуктивно, творческие результаты, особенно в сфере художественной практики, в постмодернизме оказались малозначительными.
16 Постмодернизм оказал большое влияние на искусство кино. Массовый зритель знаком с постмодернистским кинематографом, в частности по работам американских кинорежиссеров В. Аллена (« Любовь и смерть », « Разбирая Гарри »), К. Тарантино (« Криминальное чтиво », « От заката до рассвета »). Фильмы позднего Ж. Л. Годара (« Страсть », « История кино ») представляют собой образец « интеллектуального » постмодернизма. В киноискусстве влияние постмодернизма выражается в ликвидации дистанции между актерами ( художественным произведением ) и зрителем, в максимальной вовлеченности зрителя в концепцию произведения, в размывании грани между реальностью и вымыслом. В искусстве постмодерна процветают разнообразные акции (« экшн »): перфоманс, хеппенинг и др.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.