РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ СТРАХОВ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ Выполнила: Любимова Елена Петровна Научный руководитель: канд. психол.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ СРЕДСТВАМИ АРТ- ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ.
Advertisements

Особенности и условия развития общения детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте. Выполнила: Кудрина И. Ф. Руководитель: Володина И. В.
Обучающегося: Курчатова А.В. Научный руководитель: Шандыбо С.В. к.пед.н.,доцент. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева.
Тема: «Возможности диадической игротерапии в коррекции детско- родительских отношений»
ОРЛОВА Любовь Владимировна АРТ-ТЕРАПИЯ в коррекции детских страхов Москва – 2012.
Эмоциональный аспект взаимодействия в детско- родительских взаимоотношениях у старших дошкольников Педагог-психолог МОУ детского сада 307 детского сада.
Педагог-психолог ГБОУ ООШ 6 с/п «Детский сад «Бабочка» Киселева О. Н.
Из опыта работы МБДОУ г. Иркутска детского сада комбинированного вида 36.
Российский государственный социальный университет Кафедра социальной работы и психологии Дипломная работа: «Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного.
Особенности педагогической работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста.
Дипломная работа Коррекционно – педагогическая работа по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня Выполнила: студентка.
Выпускная квалификационная работа Особенности работы учителя начальных классов с детьми из детского дома: проблемы депривации. Шарикова Мария Александровна.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ Некоторые.
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Исполнитель: Вторых Ольга Алексеевна, обучающийся ПО-41 zT группы Научный руководитель: Устинова Наталья.
Федеральное агентство по образованию Филиал ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» в г. Миассе Кафедра педагогики и психологии.
Представление опыта работы: «Театрализованная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий». учителя начальных классов Туаева.
ДЕТСКИЕ СТРАХИ Страх эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной.
Коррекция страхов и тревожности дошкольников средствами арт-терапии.
Тема: Специфика работы тьютора по активизации речевой коммуникации аутичного ребенка в системе инклюзивного образования ВЫПОЛНИЛА : КАЗАКОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА.
Инновационные подходы к развитию совместной игровой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития Выполнила Алексанова Екатерина Научный.
Транксрипт:

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ СТРАХОВ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ Выполнила: Любимова Елена Петровна Научный руководитель: канд. психол. наук, доцент Зайцева Ольга Юрьевна

Цель исследования – выявить социальные страхи детей шестого года жизни, разработать и апробировать систему коррекционных мероприятий по преодолению социальных страхов с использованием игровых техник. Цель исследования – выявить социальные страхи детей шестого года жизни, разработать и апробировать систему коррекционных мероприятий по преодолению социальных страхов с использованием игровых техник. Объект исследования : социальные страхи личности. Объект исследования : социальные страхи личности. Предмет исследования : особенности и коррекция социальных страхов детей шестого года жизни посредством ролевой игры. Предмет исследования : особенности и коррекция социальных страхов детей шестого года жизни посредством ролевой игры.

Гипотеза исследования : мы предполагаем, что характер и количество социальных страхов у детей шестого года жизни будет определяться: Гипотеза исследования : мы предполагаем, что характер и количество социальных страхов у детей шестого года жизни будет определяться: приобретаемым в разных микросоциальных условиях индивидуальным опытом общения с воспитывающими взрослыми и сверстниками;приобретаемым в разных микросоциальных условиях индивидуальным опытом общения с воспитывающими взрослыми и сверстниками; взаимосвязью и взаимозависимостью различных видов социальных страхов (взаимосвязь страхов: оставаться дома в одиночестве, нападения, бандитов, каких-то людей);взаимосвязью и взаимозависимостью различных видов социальных страхов (взаимосвязь страхов: оставаться дома в одиночестве, нападения, бандитов, каких-то людей); гендерными различиями (доминирующими страхами у девочек будут: страх наказания, нападения, бандитов; у мальчиков – страх войны, каких-то людей).гендерными различиями (доминирующими страхами у девочек будут: страх наказания, нападения, бандитов; у мальчиков – страх войны, каких-то людей). Социальные страхи детей шестого года жизни возможно скорректировать через творческое самовыражение детей в ролевой игре.

Методологическая основа исследования : Методологическая основа исследования : 1. концепция эмоций (П.М. Якобсон) 2. концепция об эмоционально-негативных состояниях в детстве (А.И. Захаров) 3. теория развития личности в деятельности (А.Н. Леонтьев) 4. теория детской игры (Д.Б. Эльконин)

Основополагающие понятия исследования: Страх – это интенсивно выраженная эмоция, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида, и направленная на источник действительной или воображаемой опасности и подразумевает ее переживание. Эмоция страха имеет определенное физиологическое проявление и несет своеобразную защитную реакцию (А.И. Захаров). Страх – это интенсивно выраженная эмоция, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида, и направленная на источник действительной или воображаемой опасности и подразумевает ее переживание. Эмоция страха имеет определенное физиологическое проявление и несет своеобразную защитную реакцию (А.И. Захаров). Социальный страх - страх, имеющий в своей основе различные социальные явления и события (А.И. Захаров). Социальный страх - страх, имеющий в своей основе различные социальные явления и события (А.И. Захаров). Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры (А.А. Осипова) Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры (А.А. Осипова)

КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ Задачи: 1. Отобрать критерии диагностики социальных страхов у детей 6 года жизни 6 года жизни 2. Выявить доминирующие социальные страхи детей 3. Типизировать особенности социальных страхов исходя из гендерных различий детей 4. Определить уровень развития ролевой игры у детей 6 года жизни Методы исследования : тест «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой); тест «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой); методика «Нарисуй свой страх» (А.И. Захаров); методика «Нарисуй свой страх» (А.И. Захаров); наблюдение ролевой игры дошкольников (Р.Р. Калинина); наблюдение ролевой игры дошкольников (Р.Р. Калинина); анкетирование воспитателей; анкетирование воспитателей; анкетирование родителей; анкетирование родителей; беседа с детьми (Е.О. Смирнова); «Неоконченные предложения» (Г.Я. Кудрина). беседа с детьми (Е.О. Смирнова); «Неоконченные предложения» (Г.Я. Кудрина).

Социальные страхи детей шестого года жизни : 1. Страх каких-то людей – 75%; 2. Нападения, бандитов – 75%; 3. Наказания (со стороны родителей) – 66%; 4. Войны – 66%; 5. Страх оставаться дома в одиночестве – 56%; 6. Замкнутого пространства (в переполненном автобусе) – 44%; 7. Опоздать в детский сад – 34%; 8. Больших улиц, площадей (потеряться) – 31%; 9. Врачей (кроме зубных) – 19%; 10. Папу или маму – 16%. Критерии качественно-количественной интерпретации результатов исследования: 1. Рейтинг социальных страхов детей 6 года жизни; 2. Различия в страхах у мальчиков и девочек по виду и количеству; 3. Психологические характеристики результатов тестирования социальных страхов детей 6 года жизни.

Рис.1

Условные обозначения: Вертикально – количество детей (в процентах) Горизонтально – вид социального страха - количество девочек - количество мальчиков Рис. 2

Методы игровой психокоррекции: 1) основной метод – ролевой (ролевая игра). Три группы ролевых методов: а) ролевая гимнастика; б) психодрама; в) ролевые ситуации. 2) дополнительные методы и приемы: методы мышечной релаксации, подвижные игры и телесно- ориентированные техники, беседа, вербализация эмоциональных состояний, рисование. Этапы коррекционной работы: 1 этап – ориентировочный. 2 этап – реконструктивный. 3 этап – закрепляющий.

Рис.3

КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ Критерии психологического анализа эффективности коррекционной программы: 1. Количественные критерии: снижение количества социальных страхов как у отдельного ребенка, так и в целом по группе;снижение количества социальных страхов как у отдельного ребенка, так и в целом по группе; динамика показателей снижения социальных страхов по мальчикам и девочкам;динамика показателей снижения социальных страхов по мальчикам и девочкам; статистические показатели по G – критерию знаков.статистические показатели по G – критерию знаков. 2. Качественные критерии: особенности обоснования социальных страхов детей шестого года жизни до и после коррекции;особенности обоснования социальных страхов детей шестого года жизни до и после коррекции; гендерные различия в коррекционной динамике социальных страхов;гендерные различия в коррекционной динамике социальных страхов; специфика построения коррекционной программы как критерий снижения социальных страхов.специфика построения коррекционной программы как критерий снижения социальных страхов.

Рис. 4

Рис.5