Урок русского языка в 5 классе Комплексный анализ текста.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Принципы русской орфографии ( урок – практикум). Цели урока Образовательные: восстановить в памяти учащихся основные принципы русской орфографии. Развивающие:
Advertisements

Лексический разбор текста М.А.Шолохова «Сокровищница народной мудрости» Урок русского языка в 9 классе Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 c.
Текст. Признаки текста. Анализ текста. Признаки текста: Смысловая цельность (единая тема) Грамматическая связь предложений.
1. Сколько микротем в данном тексте? 1)1 2)2 3)3 4)4.
Комплексный анализ текста. Текстоведческий анализ 1.Определите тему текста, озаглавьте его. 2.Выразите основную мысль в виде тезисов. 3.Установите, к.
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 1 7 класс. Тема: стили литературного языка Цели: -закрепить понятие о стилях речи; -развивать навыки анализа текста.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ К НЕМУПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ К НЕМУ.
Подготовка к написанию сочинения-рецензии по тексту Ю. Бондарева о Ф.М. Достоевском.
Эпитет Метафора Сравнения Олицетворения Гипербола Гротеск Инверсия Оксюморон …
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ 2013 ГОД УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ « НОВО - СНОПКОВСКАЯ ООШ » ГРИШИНА Е.
Нестандартные олимпиадные задания Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ 56 УИМ» г.Магнитогорска Галина Г.Р.
К природе я отношусь не только как зоолог и биолог. Природа для меня – это познание жизни, её законов. Природа для меня – это познание жизни, её законов.
Местоимение (повторение изученного) Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
«Донские рассказы» рассказ « Судьба человека» романы « Тихий Дон», «Поднятая целина».
Рекомендации. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание,
Государственная итоговая аттестация по русскому языку 2012 год.
21 февраля отмечается международный день родного языка. Родной язык - это одновременно и культура, и образ мыслей. Многообразие языков является огромным.
Текст Учебное пособие по русскому языку для 7 класса. Составила Привезенцева Т. П., учитель русского языка и литературы ГОУ лицей 329 Невского района г.Санкт-Петербурга.
Транксрипт:

Урок русского языка в 5 классе Комплексный анализ текста

Цель: - развитие навыков анализа текста, умения создавать собственный текст; - проверка знаний о языке как системе; - воспитание любви и уважения к родному русскому языку, его богатству.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим грозным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса ! И.С.Тургенев Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. К.Г.Паустовский

(1905 – 1984) Академик АН СССР, Герой Социалистического Труда, член ЦК КПСС, лауреат Нобелевской премии. «Судьба человека» «Нахалёнок» «Они сражались за Родину»

Внимательно прочитайте текст, обратите внимание на значение слов: Несметные – огромные по количеству; Запечатлеть – передать, воплотить в чем-либо; Чеканных – /перен./ выразительных; Афоризм – изречение, в краткой форме выражающее мысль; Предрассудки – ложный взгляд на что-либо.

1. Проведите лексический анализ текста; 2. Проведите морфемный анализ; 3. Проведите морфологический анализ; 4. Проведите синтаксический анализ. В работе можете использовать опору.

Опорная лексика : язык – слово – мысль – русский язык – пословицы – афоризмы. Образные средства языка: Эпитеты – «меткий русский язык», «в чеканных изречениях», «крылатая мудрость»; метафоры – «язык – богатство», «сгустки разума – народные изречения»; олицетворение – «пословицы перелетают», сравнение – « как на крыльях»

Богатство, радость, уродство, мудрость, честность, страдания; трудолюбие; величайшее; глаголы с приставками.

47 раз 14 раз 10 раз 6 раз 14 раз

3 раза 2 раза

1. Сформулируйте главную мысль текста. Какой из следующих формулировок она соответствует? А) Язык – величайшее богатство народа. Б) Русский язык особенно богат пословицами. В) Человеческие отношения запечатлелись в народных изречениях. 2. К какому стилю относится текст? А) Художественный; Б) Научный; В) Разговорный; Г) Деловой; Д) Публицистический. 3. Каков тип речи текста? А) Повествование; Б) Описание; В) Рассуждение; Г) Смешанный текст.

4. Какое из следующих значений соответствует слову афоризм: А) Изречение, лаконично выражающее какую-либо оригинальную мысль. Б) Меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл. 5. Определите слова, не являющиеся синонимами. А) богатства – сокровища; Б) пословица – афоризм; В) опыт – мудрость; Г) правда – истина.

6. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки? А) его – предлог; Б) и – союз; В) дошли – глагол в форме прошедшего времени; Г) они – местоимение. 7. Какое слово с точки зрения морфемного состава является лишним? А) накапливать; Б) перелетать; В) устремлять; Г) жить. 8. Раскройте скобки в написаниях не с различными частями речи: (не)сметные, (не)обозримо. А) раздельно, раздельно; Б) слитно, раздельно; В) раздельно, слитно; Г) слитно, слитно.

9. В каком из слов текста количество звуков больше количества букв? А) безграничная; Б) мудрость; В) любовь; Г) предрассудков. 10 Укажите ошибку в синтаксической характеристике предложения: А) предложение 3 – простое, распространенное, грамматическая основа – русский язык богат; Б) предложение 2 – простое, распространенное, осложнено однородными членами; В) предложение 1 – простое, распространенное, повествовательное; Г) предложение 5 – сложное. 11. Укажите, чем является словосочетание меткий русский язык (предложение 3): А) олицетворение; Б) метафора; В) эпитет; Г) сравнение.

Какие чувства вызвал у вас данный текст ?

Использованная литература: 1. Малюшкин А.Б.Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2004, с Евгеньева А.П. Словарь русского языка.- М.: Русский язык, Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ Дедовичской средней общеобразовательной школы 2 Е.И.Бондаренко. 2007г.