Мастер-класс "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО" Учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Опыт работы учителя русского языка и литературы МОУ Приволжская СОШ 3 Приволжского района Самарской области Банниковой Натальи Анатольевны.
Advertisements

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы. Из опыта работы учителя русского языка и литературы МКОУ «ДСОШ 2» Т.И. Бурнашовой.
Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель): - образовательные (обучающие), - развивающие, - воспитательные.
У РОК - РАЗМЫШЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО «Ж ИТЬ ПО ЗАКОНАМ ДОБРА И ЧЕЛОВЕЧНОСТИ » ( ПО РАССКАЗУ.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Формирование гражданских качеств учащихся Учитель ГБОУ СОШ 350 Невского района СПб Тарасевич Е.В.
Семинар Формирование ключевых компетенций у учащихся МКОУ «ООШ с. Полевое »
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
У читель русскогоыка и литературы МБОУ » СОШ 6» г. Чебоксары Козлова Р. В.
Творческий проект на тему: « Самый читающий класс» Участники проекта: ученики 1 класса МКОУ СОШ 11 п.Оус г.Ивделя 2014 год. 1 класса МКОУ СОШ 11 п.Оус.
Технология развития критического мышления младших школьников на уроках математики Людям необходимо думать о том, что они Людям необходимо думать о том,
Изучение мыслительной деятельности учащихся средствами мониторинга на уроках истории и обществознания на основе применения технологии развития критического.
Носовская Ольга Юрьевна учитель начальных классов БОУ г.Омска «СОШ 56 с УИОП»
Приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования ключевых компетенций младшего школьника Учитель начальных.
МОУ лицей 2 Павлово-Посадского муниципального района Московской области Роль «Литературного чтения» в духовно-нравственном воспитании учащихся Скородумова.
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
Привалова Елена Валентиновна, учитель истории и обществознания Якшангской средней общеобразовательной школы Поназыревского района Приемы формирования ключевых.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
Транксрипт:

Мастер-класс "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО" Учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ с.Ишемгул МР Зианчуринский район РБ Файзуллина Зиля Рафиковна

У литературы одна цель - помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром. В.Распутин

Духовность - отрешённость от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенству, высоте духа. отрешённость от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенству, высоте духа.

Нравственный - соблюдающий требования морали; соблюдающий требования морали; относящийся к духовной жизни. относящийся к духовной жизни. Большой толковый словарь современного русского языка Д.Н. Ушакова. Большой толковый словарь современного русского языка Д.Н. Ушакова.

Цели изучения литературы: воспитание духовно-развитой личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры. Цели изучения литературы: воспитание духовно-развитой личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры. Новый образовательный стандарт по литературе - усиление духовно- нравственной функции предмета

Цель: воспитание и формирование творческой, созидающей, волевой, несущей ответственность за свои дела и поступки личности, которая будет стремиться к духовному освоению мира, к самореализации.

Задачи: - -превратить каждый урок литературы в урок нравственности, любви и добра. -показать учащимся место литературы в русской культуре - познакомить учащихся с произведениями литературы и искусства.

Технология Е.Н. Ильина: - Главной задачей словесника – говорит он, - следует определить создание на уроке особого духовного пространства. - Главной задачей словесника – говорит он, - следует определить создание на уроке особого духовного пространства. Когда человек теряет нравственные ценности, он становится неконтролируемым Когда человек теряет нравственные ценности, он становится неконтролируемым Метод духовного контакта.Духовная ладошка Ильина: любить человека, понимать, сострадать, принимать, помогать человеку. Метод духовного контакта.Духовная ладошка Ильина: любить человека, понимать, сострадать, принимать, помогать человеку. Чтобы воспитать душу, надо её иметь самому, - говорит он. Надо, чтобы Чтобы воспитать душу, надо её иметь самому, - говорит он. Надо, чтобы сам человек светился. сам человек светился.

Цель уроков литературы: Формирование духовно-нравственных качеств личности. Формирование духовно-нравственных качеств личности. Формирование внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, стремлении к самореализации. Формирование внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, стремлении к самореализации.

биография писателя Формированию духовно-нравственных ценностей способствуют различные типы учебного материала обзорные темы Анализ художественного произведения

Семинары; Семинары; Диспуты; Диспуты; Беседы по нравственным вопросам; Беседы по нравственным вопросам; Групповые виды работы; Групповые виды работы; Инсценировки; Инсценировки; Поисково-исследовательская деятельность Поисково-исследовательская деятельность В данном аспекте важную роль приобретают активные формы работы

ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА 1. Главная задача решается приемами, характерными для нескольких учебных дисциплин. 1. Главная задача решается приемами, характерными для нескольких учебных дисциплин. 2. Наблюдается сочетание и взаимодействие основ нескольких учебных дисциплин. 2. Наблюдается сочетание и взаимодействие основ нескольких учебных дисциплин. 3. На уроке идет развитие и закрепление основных умений и навыков в области нескольких учебных дисциплин. 3. На уроке идет развитие и закрепление основных умений и навыков в области нескольких учебных дисциплин. 4. Учитель в равной степени умело оперирует понятиями и терминами нескольких учебных дисциплин. 4. Учитель в равной степени умело оперирует понятиями и терминами нескольких учебных дисциплин. 5. Идет обучение сразу нескольким учебным дисциплинам. 5. Идет обучение сразу нескольким учебным дисциплинам. 6. Урок способствует развитию познавательного интереса сразу к нескольким дисциплинам 6. Урок способствует развитию познавательного интереса сразу к нескольким дисциплинам

В проекте ФГОС второго поколения сказано, что выпускник школы - это – гражданин: … креативный и критически мыслящий...» В проекте ФГОС второго поколения сказано, что выпускник школы - это – гражданин: … креативный и критически мыслящий...» Следовательно, развитие критического мышления старшеклассников не только необходимо, но и обязательно в современной школе. Следовательно, развитие критического мышления старшеклассников не только необходимо, но и обязательно в современной школе. Одной из наиболее актуальных задач остаётся задача развития метапредметных компетенций. Одной из наиболее актуальных задач остаётся задача развития метапредметных компетенций. Животрепещущая проблема, в первую очередь на уроках литературы, проблема понимания художественного текста Животрепещущая проблема, в первую очередь на уроках литературы, проблема понимания художественного текста Использование технологии развития критического мышления

Приемы ТРКМ на уроке Стадия вызова: Стадия вызова: прием ассоциации прием ассоциации кластер кластер стадия реализации смысла: стадия реализации смысла: сюжетные таблицы сюжетные таблицы синквейн синквейн стадия рефлексии: стадия рефлексии: кластер кластер карта деятельности ученика карта деятельности ученика

Карта деятельности ученика Мои шаги в освоении темы: Мои шаги в освоении темы: _Что я __знаю о… _______________________________ _Что я __знаю о… _______________________________ Что хотел бы узнать? (таблица) Что хотел бы узнать? (таблица) Ключевые слова Ключевые слова Настроение Настроение Рисунок Рисунок Стилистический эксперимент (вывод). Стилистический эксперимент (вывод). Рефлексия. Рефлексия. Какой вид работы меня заинтересовал? Какой вид работы меня заинтересовал? Чему я научился? Чему я научился? Чего не принял на уроке? Чего не принял на уроке? Результат (творческая работа). Результат (творческая работа).

Развивающий аспект цели: Развивающий аспект цели: развивать критическое мышление: умение самостоятельно мыслить, анализировать обстоятельства, в которых действует герой, использовать авторские описания (пейзаж, портрет, обстановка) в характеристике героя, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. развивать критическое мышление: умение самостоятельно мыслить, анализировать обстоятельства, в которых действует герой, использовать авторские описания (пейзаж, портрет, обстановка) в характеристике героя, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Методика урока: Стратегии технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ( чтение со стопами, бортовой журнал, толстые и тонкие вопросы, инсерт). Стратегии технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ( чтение со стопами, бортовой журнал, толстые и тонкие вопросы, инсерт).

музыка музыка живопись живопись Межпредметные связи Межпредметные связи Литература информационные технологии кино

Формы внеклассной работы Исследовательска я деятельность Научно- практические конференции Социальные проекты

Элементы в духовном развитии обучающихся: Самосознание (умение сознавать свою сущность) Самосознание (умение сознавать свою сущность) Пытливость (поиск смысла жизни, склонность размышлять над вечными вопросами бытия) Пытливость (поиск смысла жизни, склонность размышлять над вечными вопросами бытия) Способности к нравственной оценке (умение различать жизненные ценности) Способности к нравственной оценке (умение различать жизненные ценности) Созидательность (потребность выразить свои чувства, сокровенные мысли). Созидательность (потребность выразить свои чувства, сокровенные мысли).

Цели и задачи урока Способность к прощению: Что обозначает слово Прощение Что обозначает слово Прощение Формирование нравственной ценности – способности и умения прощать. Формирование нравственной ценности – способности и умения прощать. Сравнить толкование и понятие данной нравственной ценности учащимися и трактовкой христианской литературы Евангелие от Матфея 5:43-47 Сравнить толкование и понятие данной нравственной ценности учащимися и трактовкой христианской литературы Евангелие от Матфея 5:43-47

Введение: Многие люди мучаются из-за не прощения. Непрощение дает врагу законное право угнетать и мучить. Многие люди мучаются из-за не прощения. Непрощение дает врагу законное право угнетать и мучить. Горечь или ожесточение является результатом не прощения и представляет собой благоприятную среду для всех плохих дел людей, которые не готовы прощать. Горечь или ожесточение является результатом не прощения и представляет собой благоприятную среду для всех плохих дел людей, которые не готовы прощать.

Евангелие от Матфея 5: Вы слышали, что сказано: люби ближнего и ненавидь врага своего А я Вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас. Да будите сынами отца Вашего. А я Вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас. Да будите сынами отца Вашего.

Прощение 1. Что такое прощение? 2. Почему мы должны прощать? 3. Препятствия на пути к прощению 4. Прощение - это: 5. Кого мы должны прощать? 6. Последствия не прощения 7. Последствия прощения 8. Где взять силы для того, чтобы простить? 1. Что такое прощение? 2. Почему мы должны прощать? 3. Препятствия на пути к прощению 4. Прощение - это: 5. Кого мы должны прощать? 6. Последствия не прощения 7. Последствия прощения 8. Где взять силы для того, чтобы простить?Что такое прощение?Почему мы должны прощать?Препятствия на пути к прощению Прощение - это:Кого мы должны прощать? Последствия не прощения Последствия прощения Где взять силы для того, чтобы простить?Что такое прощение?Почему мы должны прощать?Препятствия на пути к прощению Прощение - это:Кого мы должны прощать? Последствия не прощения Последствия прощения Где взять силы для того, чтобы простить?

Что такое прощение? Прощение - отказ от чувства обиды и желания реванша, беспристрастное суждение и объективное отношение к тем, кто нанес ущерб или обидел кого-то, снятие с них вины. Прощение - отказ от чувства обиды и желания реванша, беспристрастное суждение и объективное отношение к тем, кто нанес ущерб или обидел кого-то, снятие с них вины.отказ чувстважелания суждениеобъективное отношение ущерб снятиевиныотказ чувстважелания суждениеобъективное отношение ущерб снятиевины

Что значит прощать? Прощать - это значит забыть обиду, т.е. отпустить человека. Например, около берега стоит лодка, она привязана к берегу. Если мы её отвяжем и отпустим, то тогда она уплывёт. Так символически можно описать прощение. Что значит прощать? Прощать - это значит забыть обиду, т.е. отпустить человека. Например, около берега стоит лодка, она привязана к берегу. Если мы её отвяжем и отпустим, то тогда она уплывёт. Так символически можно описать прощение.

Сила прощения. Прощение имеет большую силу, благодаря которой тот человек, которого простили, может в корне изменить свою жизнь или задуматься над собой и своими поступками.

Препятствия на пути к прощению. Чаще всего в нас самих возникают препятствия, мешающие нам простить. Чаще всего в нас самих возникают препятствия, мешающие нам простить. 1) Неуверенность 2) Состояние раздражения 3) Страх 4 ) Чувство жалости к себе 5) Обида 6) Неумение забыть. 7) Гордость. 8) Критическое отношение. 9) Отмщение. 6) Неумение забыть. 7) Гордость. 8) Критическое отношение. 9) Отмщение. 10) Недостаток силы. 10) Недостаток силы.

Кого мы должны прощать? 1) Мы должны прощать любого, кто причинил нам зло, боль, обманул или оскорбил нас. 1) Мы должны прощать любого, кто причинил нам зло, боль, обманул или оскорбил нас. 2) Мы должны прощать и самих себя. 2) Мы должны прощать и самих себя.

Говоря о поражениях и победах, вспоминаем слова поэта Фердоуси «Победу празднуем, победы миг прекрасен, победа хороша, но лик ее ужасен…» Говоря о поражениях и победах, вспоминаем слова поэта Фердоуси «Победу празднуем, победы миг прекрасен, победа хороша, но лик ее ужасен…»

Выводы: 1. Что такое прощение? 2. Почему мы должны прощать? 3. Препятствия на пути к прощению 4. Прощение - это: 5. Кого мы должны прощать? 6. Последствия не прощения 7. Последствия прощения 8. Где взять силы для того, чтобы простить? 1. Что такое прощение? 2. Почему мы должны прощать? 3. Препятствия на пути к прощению 4. Прощение - это: 5. Кого мы должны прощать? 6. Последствия не прощения 7. Последствия прощения 8. Где взять силы для того, чтобы простить?Что такое прощение?Почему мы должны прощать?Препятствия на пути к прощению Прощение - это:Кого мы должны прощать? Последствия не прощения Последствия прощения Где взять силы для того, чтобы простить?Что такое прощение?Почему мы должны прощать?Препятствия на пути к прощению Прощение - это:Кого мы должны прощать? Последствия не прощения Последствия прощения Где взять силы для того, чтобы простить?

Заключение: Некоторые важные выводы: Некоторые важные выводы: Ты можешь открыть старые раны, в то время как ты обговариваешь старые обиды и разбираешься с ними. Прости и забудь! Это значит: примирись с тем человеком, кто ранил тебя; относись к нему так, как будто не было никакой обиды. Ты можешь открыть старые раны, в то время как ты обговариваешь старые обиды и разбираешься с ними. Прости и забудь! Это значит: примирись с тем человеком, кто ранил тебя; относись к нему так, как будто не было никакой обиды. Возможно, ты должен простить самого себя. Возможно, ты должен простить самого себя. Не принимай ран или обид, тут же прощай человека и отпускай его. Не принимай ран или обид, тут же прощай человека и отпускай его.

Где взять силы для того, чтобы простить? Конечно же, у Бога. Если мы не хотим прощать или не можем, то нам нужно в молитве обратиться к Богу за помощью. Наш Бог так велик и могуществен, что он каждому просящему даёт просто и без упрёков. Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению. Фил.2:13. Пусть Господь Бог наш поможет нам прощать полностью и без остатка, как себя, так и наших ближних. Аминь. Конечно же, у Бога. Если мы не хотим прощать или не можем, то нам нужно в молитве обратиться к Богу за помощью. Наш Бог так велик и могуществен, что он каждому просящему даёт просто и без упрёков. Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению. Фил.2:13. Пусть Господь Бог наш поможет нам прощать полностью и без остатка, как себя, так и наших ближних. Аминь.

ПРОЩЕНИЕ И ПОКАЯНИЕ. Я прощаю и люблю себя. Я прощаю всех, кто обидел меня и отпускаю с миром. Я полностью прощаю всех. Я прошу прощения у всех тех, Кого я обидел вольно или невольно. Простите меня, простите меня, простите меня... Я принимаю себя таким, какой я есть. Ведь я часть этого мира. Я свободен. Я люблю весь мир, я люблю себя, я ощущаю себя светом. Я прошу прощения у Бога за все содеянное до сегодняшнего дня. Господи! Прими меня, простившего и прощенного с открытым сердцем И чистыми помыслами, Прими меня как частицу себя. Руководи отныне и навсегда мыслями и делами моими. Аминь... Я прощаю и люблю себя. Я прощаю всех, кто обидел меня и отпускаю с миром. Я полностью прощаю всех. Я прошу прощения у всех тех, Кого я обидел вольно или невольно. Простите меня, простите меня, простите меня... Я принимаю себя таким, какой я есть. Ведь я часть этого мира. Я свободен. Я люблю весь мир, я люблю себя, я ощущаю себя светом. Я прошу прощения у Бога за все содеянное до сегодняшнего дня. Господи! Прими меня, простившего и прощенного с открытым сердцем И чистыми помыслами, Прими меня как частицу себя. Руководи отныне и навсегда мыслями и делами моими. Аминь... А в конце можно прочитать такую молитву: А в конце можно прочитать такую молитву: Люблю Тебя, Господи, более всего на свете, Ибо Ты истинная радость, душа моя. Ради Тебя, Господи, люблю ближнего Как самого себя. Люблю Тебя, Господи, более всего на свете, Ибо Ты истинная радость, душа моя. Ради Тебя, Господи, люблю ближнего Как самого себя.

Девизом моей педагогической деятельности считаю слова: «Уча, учусь». Девизом моей педагогической деятельности считаю слова: «Уча, учусь». Главная цель любого урока – это воспитание человека, высоких духовно-нравственных качеств личности. Главная цель любого урока – это воспитание человека, высоких духовно-нравственных качеств личности. Мои ключевые слова: «Не давай ученику готовую рыбку, а научи ее ловить». Мои ключевые слова: «Не давай ученику готовую рыбку, а научи ее ловить».

Спасибо за внимание!