ПОСТУПОК КАК ИНСТРУМЕНТ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ В ДЕТКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ( ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ С СОЦИАЛЬНО АНОРМАЛЬНЫМ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ РЕБЕНКА (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)
Advertisements

Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Психологическое сопровождение детей с проблемами здоровья в процессе образования Особенности психологического сопровождения школьников с проблемами здоровья.
Методы воспитания. это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Психологическое сопровождение реализации ФГОС. Стандарт Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований,
«ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ: ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
Социально- психологические технологии формирования личности МБОУДОД СЮТ, педагог дополнительного образования Реутова О. О.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА « ДОВЕРИЕ » ПОНЯТЬ ! ПРИЗНАТЬ ! ПРИНЯТЬ ! МОУ « СОШ 10»
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Оценка воспитательной деятельности реализуемой в классе, как неотъемлемая часть реализации программы по духовно-нравственному развитию. Ульянова Елена.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Воспитательная система класса. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий.
Ф ормирование программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в образовательном учреждении. Пушнова Ю.Б. методист кафедры управления.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 53 муниципального образования Люберецкий муниципальный район МО.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Цель исследования Цель исследования: выявить и научно обосновать психолого- педагогические средства предупреждения и преодоления отклонений в поведении.
«Личностно – ориентированная технология обучения» учитель русского языка и литературы МБВ(С)ОУ ЦО Ларина Людмила Николаевна.
Транксрипт:

ПОСТУПОК КАК ИНСТРУМЕНТ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ В ДЕТКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ( ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ С СОЦИАЛЬНО АНОРМАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ) РАЗРАБОТЧИК : КУЛИЕВА ДЖАМИЛЯ, аспирантка кафедры социальной психологии гендера БГУ

Психологическое содержание понятия «образа жизни» : Образ жизни (психологическое содержание)– система материальных и духовных условий жизни личности, которые являются результатом ее субъективного поступка-выбора, который отражает ее ценностно-смысловые и эмоционально- динамические характеристики субъективного отношения к себе, к другим, к миру предметных вещей и социальных Образ жизни (психологическое содержание)– система материальных и духовных условий жизни личности, которые являются результатом ее субъективного поступка-выбора, который отражает ее ценностно-смысловые и эмоционально- динамические характеристики субъективного отношения к себе, к другим, к миру предметных вещей и социальных Образ жизни формируется через систему педагогических и родительских мероприятий, Образ жизни формируется через систему педагогических и родительских мероприятий, социология история культурология медицина экономика политика Образ жизни социально анормальной личности ее комплексная психологическая характеристика

Социальная анормальность? Ценностно-смысловая деструкция - психологическая основа социальной анормальности. Ценностно-смысловая деструкция как форма проявления социально анормального поведения личности всегда является производной от неразрешенных внутриличностных проблем подростка. К таким проблемам относятся ущербные социальная и гендерная идентичности, конфликтная, противоречивая самооценка, недостаток социального ценного опыта взаимодействий с другими и отсутствие самоуважения подростка. Это имеет форму незавершенного, противоречивого, негармоничного Образа Я, что формирует ущербную малоценную Я-концепцию подростков с социально анормальным поведением.

Социальная анормальность? Социально анормальное поведение (моральное уродство (moralis degeneratum)) это поведение в правовом поле, противоречащее принятым социально-культурным нормам и не согласующееся с представлениями о нравственности, морали и этике, в том числе в контексте принятой культурной полоролевой идентификации. Такое поведение характеризуется: устойчивыми проявлениями социальной дезадаптации; личностной деструкцией и субъективной неудовлетворенностью жизнью и собой; не связанно с психической патологией личности; не носит признаков преднамеренного причинения вреда с угрозой для жизни и безопасности окружающих. Социально анормальное поведение это пограничная с девиантным поведение личности, морально- этическая суп норма самопрезентации

Что же делать? Авторские исследования Д.Кулиевой в содружестве с преподавателями кафедры гендера и социальной психологии В.Нагиевой и Р.Ибрагимбековой показали, что коррекция системы семейного воспитания является главным фактором в процессе социальной реадаптации и реабилитации подростков с социально анормальным поведением…

Рис. 1 дает наглядное представление о гендерном дисбалансе подростков с социально анормальным статусом

Рис. 2 Сравнительная диаграмма особенностей распределения гендерных стилей поведения мальчиков и девочек с социально анормальным статусом

Рис. 3 Сравнительная диаграмма степени выраженности негативных черт характера мальчиков и девочек с социально анормальным поведением

СОЦИАЛЬНАЯ АНОРМАЛЬНОСТЬ - АНОРМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЖИЗНИ ВЫВОД: социально анормальное поведение является следствием стереотипизации вредных социальных и поведенческих привычек подростка. Их основой формирования является искажение системы социально- культурного окружения ребенка в детстве, когда формируется ментальное основание ее образа жизни

Зная как формируется образ жизни человека, можно понять причины и закономерности развития и коррекции социальной анормальности как устойчивой формы поведения…

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ МОДУСЫ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ МОДУСЫ: ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ВЛИЯТЬ НА МИР ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ И ПРЕДМЕТОВ ОБРАЗ ЖИЗНИ

СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ И ПРЕДМЕТОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ВЛИЯТЬ НА МИР ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТЬ СМЫСЛ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ (ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Ментальные структуры сознания До 10 года жизни Семья Этнос Духовное воспитание Критический жизненный опыт ПОСТУПОК-ВЫБОР ПРИВЫЧКА ХАРАКТЕР ? Кто может влиять? критическая жизненная ситуация СМЫСЛ ЦЕННОСТЬ МОТИВ ПРЕДСТАВ ЛЕНИЕ

КИТАЙСКАЯ МУДРОСТЬ: «Посеешь поступок, пожнешь привычку, посеешь привычку, пожнешь характер, посеешь характер пожнешь судьбу» Образ жизни отражает: Образ жизни отражает: А. наиболее конструктивный опыт личности; В. наиболее эффективные поведенческие копинг- стратегии; С. особенности социализации и инкультурации личности; Д. систему привычек личности поступать и думать определенным образом. ПОСТУПОК ПОСТУПОК ПРИВЫЧКА ПРИВЫЧКА ХАРАКТЕР ХАРАКТЕР СУДЬБА СУДЬБА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ ? Кто может влиять? Общее ментальное пространство; Совместный опыт преодоления сложных жизненных ситуаций; Стимуляция поступка-выбора; Обратная связь; Система поощрения-наказания; Опора на систему положительных перспектив личности; Учет интересов и приоритетов личности; Системность и систематичность.

Источники формирования модели образа жизни личности Фактор 1 Фактор 1: семейно-родовая ментальность: -«Первичные» и «Вторичные» идеалы семьи; -Мораль и этика; -Жизненные сценарии родителей; -Ранний опыт социализации. Фактор 2 Фактор 2: духовное воспитание до 10-го года жизни: -простейшие нравственные представления и категории; -формирование образа положительного «Я»; - положительный пример социальных взаимодействий; - позитивное мировосприятие. Фактор 3 Фактор 3: этническое воспитание: -Формирование национального самосознания; -ассимиляция социально ценного культурного опыта нации; -формирование и усвоение этнических психотипов «положительных героев» «психолипологический пантеон».

Диагностическая индикация образа жизни при выполнении коррекции социально анормального поведения: 1. Метод наблюдения; 2. Метод проективной беседы; 3. Метод структурированного и неструктурированного самоотчета; 4. Метод нарратива; 5. Метод «Незаконченные предложения» Сакса- Леви. 6. Графические проективные методы. 7. Методика ПЖС Д.Леонтьева. 8. Методика СЖО Д.Леонтьева. 9. Методика «Пословицы- поговорки».

Что такое интерактивное обучение? Это система правил взаимодействия педагога, психолога и ребенка, предполагающая открытие внутренних резервов детей. Задача: помочь ребенку раскрыть имеющийся потенциал с помощью интерактивных методов обучения..

Существует три разновидности методов интерактивного обучения: 1. Пассивный метод - психолог главный на занятии, а дети исполняют роль слушателей, т.е. для них нет активного творчества, нет алгоритма взаимодействия друг с другом. 2. Активный метод – роль психолога не столько доминирующая как в первом случае. Он побуждает детей к сотрудничеству, общению,поиску, и дети больше находятся в положении субъектов деятельности 3. Интерактивный метод – подразумевает активное взаимодействие всех субъектов процесса. Педагог здесь находится как равноправный партнер в игре и обучении с ребенком, он стимулирует использование имеющегося опыта у детей, изобретает учебные и игровые ситуации, участвуя в них как партнер.

Основные принципы интерактивного обучения Свобода выбора Свобода выбора Принцип открытости Принцип открытости Принцип деятельности Принцип деятельности Принцип идеальности Принцип идеальности Обратная связь Обратная связь

Правила интерактивных методов обучения Партнерское общение Партнерское общение Осознание поведения детей и сопереживание их состоянию Осознание поведения детей и сопереживание их состоянию Поддержание активности детей, нередко делегирование им возможности принимать решение Поддержание активности детей, нередко делегирование им возможности принимать решение Внесение элемента неформальности, рассказ о личном опыте реализации обозначенных задач Внесение элемента неформальности, рассказ о личном опыте реализации обозначенных задач

Правила интерактивных методов обучения Юмор и обозначение парадоксальных ситуаций, забавных историй. Юмор и обозначение парадоксальных ситуаций, забавных историй. Постоянное перемешивание малых групп, соблюдение правил работы, согласно которому как можно большее количество детей должны взаимодействовать друг с другом. Постоянное перемешивание малых групп, соблюдение правил работы, согласно которому как можно большее количество детей должны взаимодействовать друг с другом.

РОЛЕВАЯ ИГРА Цели ролевой игры: 1. Осмысление через проживание; 2. Приобретение опыта, навыков; 3. Творческий подход к решению проблемы. Задачи ролевой игры: 1. Формирование социальной компетентности; 2. Формирование коммуникативной компетентности.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ Цели мозгового штурма 1. Повышение активности детей; 2. Получение большого количества идей за короткий срок. Задачи мозгового штурма 1. Формирование учебной компетентности; 2. Развитие креативности и способностей.

Как отбирают интерактивные методы обучения для детей? - Соответствует целям задачам обучения и развития детей; - Соответствует дидактическим целям занятия; - Соответствие содержанию темы занятия; - Соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям детей, уровню их обученности и воспитанности, особенностям группы в целом; - Соответствие временным рамкам обучения; - Соответствие профессионализму и опыту конкретного педагога; - Соответствие логике образовательного процесса

Стиль проведения интерактивных занятий: Основа деятельности - личностно-ориентированный подход, проблемно-развивающее обучение, компетентностно-ориентированная форма организации учебных занятий. Основные требования соблюдения: Гуманная педагогическая позиция; Ценностное отношение к ребенку и к его творчеству; Создание на занятии культурно-информационной и предметно-развивающей среды; Владение методикой и основами образовательных технологий; Целенаправленное развитие индивидуальности детей.

В процессе использования интерактивных методов рекомендуется создавать проекты… Проект - система разных видов деятельности, выполненная одновременно всеми участниками интерактивного обучения, совокупность различных методов и средств, интегрирование ЗУН детей из самых различных областей. Разновидности проектов: Исследовательские - основанные на исследовательском методе, развивающем познавательную активность; Творческие – основываются на методах, способствующих реализации творческих способностей детей; Игровые - основываются на сюжетно-ролевой деятельности, сюжет и правила могут быть креативными; Информационные – основываются на методе сбора информации о каком-либо объекте, анализ и обобщение фактов, явлений. В процессе использования интерактивных методов рекомендуется создавать проекты…

Технология тренинга-акции Представление (логическая проработка, педагогическая беседа, разъяснение) Визуализация (личный пример, пример успешного поступка) Реализация (поощрение и закрепление, автоматизация позитивного поведения)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТУРДНОВОСПИТУЕМЫХ УЧАЩИХСЯ С СОЦИАЛЬНО АНОРМАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ КОНСТРУИРОВАНИЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: Понятие психосоциальной технологии; Понятие психосоциальной технологии; Виды психосоциальных технологий; Виды психосоциальных технологий; Этапы организации работы и участники технологического процесса; Этапы организации работы и участники технологического процесса; Родители Школа Социум Ребенок Государство

Психосоциальная технология: Это психотехнология, интегрированная в систему социальной работы, это социальная технология работы с подростками группы социального риска, которая использует психологические и педагогические методы. Основной инструмент воздействия на личность педагогические и психологические методы и методики, выбор которых определяется целями и задачами социальной работы Превентивные; Превентивные; Реабилитационные; Реабилитационные; Социализирующие; Социализирующие; Коррекционные; Коррекционные; Интегративные. Интегративные.

ПРЕВЕНТИВНЫЕ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ в социальной работе Направлены на профилактику психических и социальных девиаций, включают работу с детьми различных групп социального риска: -Диагностика социального и психологического статуса ребенка; -Определение зон социального риска, выделение социальных, педагогических и медицинских рисков; -Включение ребенка в превентивную систему работы: психотренинговые техники, социальноадаптивные техники, педагогический патронаж, формирование широкой сети связей «родители-школа», «родители-медицина» КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ-ПРОФИЛАКТИКА-ПРОСВЕЩЕНИЕ

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ в социальной работе Это психотехнология, направленная на восстановление психики после полученного деструктивного влияния. Основной инструмент воздействия на личность педагогические и психологические методы и методики, выбор которых определяется исключительно коррекционными целями и задачами Преодоление личностных, поведенческих и социальных деструкций; Преодоление личностных, поведенческих и социальных деструкций; Ресоциализация; Ресоциализация; Реинкультурация; Реинкультурация; Коррекция семейных отношений; Коррекция семейных отношений; Формирование системы положительных социальных перспектив Формирование системы положительных социальных перспективКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ-ПРОСВЕЩЕНИЕ-КОРРЕКЦИЯ-РАЗВИТИЕ

СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ в социальной работе Это психотехнология, направленные на повышение ресурса социальной адаптабельности личности учащегося (все дети, беженцы, представители национальных меньшинств, девианты) Основной инструмент воздействия на личность педагогические и психологические методы и методики, выбор которых определяется целями и задачами социальной работы Просвещения; Просвещения; Упреждения; Упреждения; Планирования и прогнозирования; Планирования и прогнозирования; Профессионализации; Профессионализации; Социальной и культурной интеграции. Социальной и культурной интеграции. ПРОСВЕЩЕНИЕ-СОТРУДНИЧЕСТВО-ПРИВЛЕЧЕНИЕ-СОВМЕСТНАЯ АКТИВНОСТЬ

КОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ в социальной работе Это психотехнология, интегрированная в систему социальной работы, направленные на исправление негативных тенденций в психике ребенка. Основной инструмент воздействия на личность педагогические и психологические методы и методики, выбор которых определяется целями и задачами социальной работы Диагностика; Диагностика; Коррекция; Коррекция; Упреждение и профилактика; Упреждение и профилактика; РАБОТА С ПСИХОЛОГОМ-ТРЕНИНГ-ПРИВЕЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

ЭЛЕМЕНТЫ ТРЕНИНГА ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Базовые идеи тренинга: «Познав самого себя, никто не останется тем, кем он был» Т.Манн «Самый сильный тот, у кого есть сила управлять собой». Сенека «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет» Дж.Голсуорси