Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемИЛОНА НЕКРАСОВА
1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ РЕБЕНКА (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ) РАЗРАБОТЧИК : НЕКРАСОВА И.Н. КАНД. ПСИХОЛ. НАУК, ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ И ПСИХОЛОГИИ ( ДИППО каб.503, корп. 1 (ул.Артема 129-А))
2 Проблемная ориентация лекции : изучение психологических основ внедрения в современное образовательное пространство сохраняющих психическое и соматическое здоровье личности ребенка педагогических технологий Цель : сформировать представление о роли, задачах, формах и методах работы психологической службы образовательного учреждения в контексте психологической оптимизации внедрения сохраняющих психическое и соматическое здоровье личности ребенка педагогических технологий. Задачи: изучить теорию вопроса относительно проблематики разработки образа жизни в современной психологии; сформировать представления о структурно-функциональных характеристиках образа жизни как системной характеристики личности (диагностическая индикация); выделить психологические основы и закономерности формирования здорового образа жизни детей; сформировать представления о работе психолога в контексте формирования модели здорового образа жизни ребенка с использованием проективных и тренинговых технологий.
3 ПЛАН ИЗЛОЖЕНИЯ ТЕМЫ: 1.Введение. Пропедевтика понятийного аппарата темы. 2.Структурно-функциональный анализ понятия образа жизни, его диагностическая индикация. 3. Психологическое сопровождение внедрения сохраняющих здоровье ребенка педагогических технологий (психологические закономерности и основы работы). 4. Использование тренингов и диагностических технологий как эффективного инструмента в работе по формированию образа жизни. 5. Самооптимизация личности практикующего специалиста-психолога как профилактика профессионального «выгорания».
4 Психологическое содержание понятия «образ жизни»: Образ жизни (психологическое содержание)– система материальных и духовных условий жизни личности, которые являются результатом ее субъективного поступка-выбора, который отражает ее ценностно-смысловые и эмоционально- динамические характеристики субъективного отношения к себе, к другим, к миру предметных вещей и социальных Образ жизни (психологическое содержание)– система материальных и духовных условий жизни личности, которые являются результатом ее субъективного поступка-выбора, который отражает ее ценностно-смысловые и эмоционально- динамические характеристики субъективного отношения к себе, к другим, к миру предметных вещей и социальных социология история культурология медицина экономика политика Образ жизни личности ее комплексная психологическая характеристика
5 СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ МОДУСЫ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ МОДУСЫ: ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ВЛИЯТЬ НА МИР ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ И ПРЕДМЕТОВ ОБРАЗ ЖИЗНИ
6 СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ И ПРЕДМЕТОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ВЛИЯТЬ НА МИР ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТЬ СМЫСЛ
7 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ (ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Ментальные структуры сознания До 10 года жизни Семья Этнос Духовное воспитание Критический жизненный опыт ПОСТУПОК-ВЫБОР ПРИВЫЧКА ХАРАКТЕР ? Кто может влиять? критическая жизненная ситуация СМЫСЛ ЦЕННОСТЬ МОТИВ ПРЕДСТАВ ЛЕНИЕ
8 КИТАЙСКАЯ МУДРОСТЬ: «Посеешь поступок, пожнешь привычку, посеешь привычку, пожнешь характер, посеешь характер пожнешь судьбу» Образ жизни отражает: Образ жизни отражает: А. наиболее конструктивный опыт личности; В. наиболее эффективные поведенческие копинг- стратегии; С. особенности социализации и инкультурации личности; Д. систему привычек личности поступать и думать определенным образом. ПОСТУПОК ПОСТУПОК ПРИВЫЧКА ПРИВЫЧКА ХАРАКТЕР ХАРАКТЕР СУДЬБА СУДЬБА
9 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ ? Кто может влиять? Общее ментальное пространство; Совместный опыт преодоления сложных жизненных ситуаций; Стимуляция поступка-выбора; Обратная связь; Система поощрения-наказания; Опора на систему положительных перспектив личности; Учет интересов и приоритетов личности; Системность и систематичность.
10 Источники формирования модели образа жизни личности Фактор 1 Фактор 1: семейно-родовая ментальность: -«Первичные» и «Вторичные» идеалы семьи; -Мораль и этика; -Жизненные сценарии родителей; -Ранний опыт социализации. Фактор 2 Фактор 2: духовное воспитание до 10-го года жизни: -простейшие нравственные представления и категории; -формирование образа положительного «Я»; - положительный пример социальных взаимодействий; - позитивное мировосприятие. Фактор 3 Фактор 3: этническое воспитание: -Формирование национального самосознания; -ассимиляция социально ценного культурного опыта нации; -формирование и усвоение этнических психотипов «положительных героев» «психолипологический пантеон».
11 Диагностическая индикация образа жизни: 1. Метод наблюдения; 2. Метод проективной беседы; 3. Метод структурированного и неструктурированного самоотчета; 4. Метод нарратива; 5. Метод «Незаконченные предложения» Сакса- Леви. 6. Графические проективные методы. 7. Методика ПЖС Д.Леонтьева. 8. Методика СЖО Д.Леонтьева. 9. Методика «Пословицы- поговорки».
12 Что такое интерактивное обучение? Это система правил взаимодействия педагога, психолога и ребенка, предполагающая открытие внутренних резервов детей. Задача: помочь ребенку раскрыть имеющийся потенциал с помощью интерактивных методов обучения..
13 Существует три разновидности методов интерактивного обучения: 1. Пассивный метод - психолог главный на занятии, а дети исполняют роль слушателей, т.е. для них нет активного творчества, нет алгоритма взаимодействия друг с другом. 2. Активный метод – роль психолога не столько доминирующая как в первом случае. Он побуждает детей к сотрудничеству, общению,поиску, и дети больше находятся в положении субъектов деятельности 3. Интерактивный метод – подразумевает активное взаимодействие всех субъектов процесса. Педагог здесь находится как равноправный партнер в игре и обучении с ребенком, он стимулирует использование имеющегося опыта у детей, изобретает учебные и игровые ситуации, участвуя в них как партнер.
14 Основные принципы интерактивного обучения Свобода выбора Свобода выбора Принцип открытости Принцип открытости Принцип деятельности Принцип деятельности Принцип идеальности Принцип идеальности Обратная связь Обратная связь
15 Правила интерактивных методов обучения Партнерское общение Партнерское общение Осознание поведения детей и сопереживание их состоянию Осознание поведения детей и сопереживание их состоянию Поддержание активности детей, нередко делегирование им возможности принимать решение Поддержание активности детей, нередко делегирование им возможности принимать решение Внесение элемента неформальности, рассказ о личном опыте реализации обозначенных задач Внесение элемента неформальности, рассказ о личном опыте реализации обозначенных задач
16 Правила интерактивных методов обучения Юмор и обозначение парадоксальных ситуаций, забавных историй. Юмор и обозначение парадоксальных ситуаций, забавных историй. Постоянное перемешивание малых групп, соблюдение правил работы, согласно которому как можно большее количество детей должны взаимодействовать друг с другом. Постоянное перемешивание малых групп, соблюдение правил работы, согласно которому как можно большее количество детей должны взаимодействовать друг с другом.
17 РОЛЕВАЯ ИГРА Цели ролевой игры: 1. Осмысление через проживание; 2. Приобретение опыта, навыков; 3. Творческий подход к решению проблемы. Задачи ролевой игры: 1. Формирование социальной компетентности; 2. Формирование коммуникативной компетентности.
18 МОЗГОВОЙ ШТУРМ Цели мозгового штурма 1. Повышение активности детей; 2. Получение большого количества идей за короткий срок. Задачи мозгового штурма 1. Формирование учебной компетентности; 2. Развитие креативности и способностей.
19 Как отбирают интерактивные методы обучения для детей? - Соответствует целям задачам обучения и развития детей; - Соответствует дидактическим целям занятия; - Соответствие содержанию темы занятия; - Соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям детей, уровню их обученности и воспитанности, особенностям группы в целом; - Соответствие временным рамкам обучения; - Соответствие профессионализму и опыту конкретного педагога; - Соответствие логике образовательного процесса
20 Стиль проведения интерактивных занятий: Основа деятельности - личностно-ориентированный подход, проблемно-развивающее обучение, компетентностно-ориентированная форма организации учебных занятий. Основные требования соблюдения: Гуманная педагогическая позиция; Ценностное отношение к ребенку и к его творчеству; Создание на занятии культурно-информационной и предметно-развивающей среды; Владение методикой и основами образовательных технологий; Целенаправленное развитие индивидуальности детей.
21 В процессе использования интерактивных методов рекомендуется создавать проекты… Проект - система разных видов деятельности, выполненная одновременно всеми участниками интерактивного обучения, совокупность различных методов и средств, интегрирование ЗУН детей из самых различных областей. Разновидности проектов: Исследовательские - основанные на исследовательском методе, развивающем познавательную активность; Творческие – основываются на методах, способствующих реализации творческих способностей детей; Игровые - основываются на сюжетно-ролевой деятельности, сюжет и правила могут быть креативными; Информационные – основываются на методе сбора информации о каком-либо объекте, анализ и обобщение фактов, явлений. В процессе использования интерактивных методов рекомендуется создавать проекты…
22 Технология тренинга-акции Представление Визуализация Реализация
23 Творческие проекты – основываются на методах, способствующих реализации творческих способностей детей Либротерапия ( мультфильм «Маша и медведь») Директивная Реализация решения (поступок-выбор): поведенческая терапия, Логотерапия (дискуссия групповая) Брейн-сторминг: отработка коллективного решения
24 ЭЛЕМЕНТЫ ТРЕНИНГА ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Базовые идеи тренинга: «Познав самого себя, никто не останется тем, кем он был» Т.Манн «Самый сильный тот, у кого есть сила управлять собой». Сенека «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет» Дж.Голсуорси
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.