Выполнил(а): студентка 2 курса, 1 гр. ППО Чагар-оол СыргаАйдашовна Научный руководитель: доцент, к. п. н Ондар Лилия Монгуновна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Advertisements

Актуальность выбранной темы определяется тем, что согласно данным отечественных и зарубежных исследователей, в современном мире наметилась устойчивая.
ТАЦОГРНПСТАЦОГРНПС ИНТЕГРИРОВАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (НЕЯЗЫКОВОЙ.
Социально-психологическая адаптация студентов вузов, проживающих в общежитии Соискатель: магистрант гуманитарного факультета Шигорина Е.В. Диссертация.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Вятский государственный гуманитарный университет Факультет психологии Кафедра общей и специальной психологии ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Требования к учебному проекту. Проблема «задача, препятствие» (в широком смысле) «Вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет научный или.
Ростов-на-Дону, 2007 г. Тема дипломной работы: «Влияние функционально-ролевой структуры группы на эффективность совместной деятельности в условиях деловых.
Общительность и особенности овладения иностранным языком. Работу выполнил: Кирьянова А.Н., 2 курс 4134 группа Научный руководитель: Самарина Э.В., к. п.
Выпускная квалификационная работа Особенности работы учителя начальных классов с детьми из детского дома: проблемы депривации. Шарикова Мария Александровна.
Презентация к уроку на тему: Ценностные ориентации младшего школьника
Южный федеральный университет Факультет психологии Кафедра юридической психологии и военной психологии Трубиенко Ю. Т., студентка 4 курса ДО факультета.
Оценка воспитательной деятельности реализуемой в классе, как неотъемлемая часть реализации программы по духовно-нравственному развитию. Ульянова Елена.
Динамика развития коммуникативной компетентности студентов- филологов в классическом университете Работа магистрантки специальности «Общая педагогика,
Формирование интереса к занятиям физической культурой у школьников различного возраста Выполнила: студентка 3 курса гр Спиридонова К.А.
Психологическое сопровождение и использование индивидуально – типологических особенностей учащихся, неуспешных в учебной деятельности, в аспекте профессионального.
Тема дипломной работы: « Формирование познавательного интереса средствами природы» студента 4 курса, группы 2 ДО(ЗО) направления подготовки –
Рабочая Программа Педагога – психолога Новицкой В.С – 2016 учебный год ЛГ МАДОУ ДСОВ 4 «Золотой петушок».
Исполнитель – Барабанова М.К. студентка 3 курса, направление подготовки «Психология», профиль «Спортивный психолог» ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Транксрипт:

Выполнил(а): студентка 2 курса, 1 гр. ППО Чагар-оол Сырга Айдашовна Научный руководитель: доцент, к. п. н Ондар Лилия Монгуновна

Актуальность исследования объясняется тем, что обучение в вузе рассматривается в настоящее время как активное, коммуникативное, продуктивное, познавательное взаимодействие преподавателя и обучаемых, а также самих студентов между собой. Формирование познавательного интереса у личности студента обуславливает необходимость органического единства обучения, воспитания, интеграции учебной, научно-исследовательской и воспитательной работы в рамках целостного педагогического процесса вуза. Целью данного исследования является изучение и определение уровня познавательного интереса у студентов. Объект исследования: познавательный интерес к обучению. Предмет исследования: развитие познавательного интереса у студентов второго курса.

Задачи исследования: 1. Рассмотреть сущность познавательного интереса как качество личности; 2. Изучить особенности познавательных интересов студенческого возраста; 3. Подобрать методику для диагностики познавательного интереса у студентов второго курса; 4. Проанализировать полученный результат исследования; 5. Разработать рекомендации по развитию познавательного интереса у студентов младших курсов Гипотеза исследования: предполагается, что познавательный интерес у студентов младших курсов сформирован недостаточно.

Теоретико-методологическая основа исследования: общая теория познавательного интереса, представленная в работах Л.И. Божович, А.К. Марковой, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной; исследования соотношения интересов и мотивов в учебной деятельности (Л.И. Божович и др.); исследования развития познавательного интереса в учебной деятельности (В.В. Давыдов, Н.Г. Морозова, Д.Б. Эльконин). Практическая значимость исследования состоит в том, что мы как педагоги-психологи должны удостовериться, что познавательный интерес у студентов второго курса достаточно сформирован. Работа может пригодиться для дальнейших исследований в области развития познавательного интереса, также может пригодиться при разработке программы по повышению уровня познавательного интереса студентов младших курсов.

Познавательный интерес - это глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения. Он создает наиболее благоприятные условия для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявления творческой индивидуальности, способностей, дарований. Студенчество это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность.

Эмпирическое исследование нашей работы проводилось на базе Кызылского педагогического института ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет». Исследование проводилось в период с года. В исследовании принимали участие 20 студентов второго курса, направления «Психолого- педагогическое образование». Целью данного исследования является изучение и определение уровня познавательного интереса у студентов. Методика исследования: «Анкета по выявлению направленности и характера познавательных интересов» (приложение 1).

Изучаемые дисциплины студентов 2 курса КПИ: 1. Дефектология 2. Методология и методы психолого- педагогического исследования 3. ЗОЖ 4. Физкультура 5. Психолого-педагогическая диагностика 6. Введение в исследовательскую деятельность студента 7. Психолого-педагогический практикум 8. Психология развития 9. Педагогическая психология 10. БЖД 11. Иностранный язык 12. Концепции современной естествознании

Первая часть анкеты (см. диаграмму 1) направлена на выявление предметной направленности интересов учащихся. Из приведенных таблиц и диаграмм видно, что в 1 части анкеты из 12 ти учебных предметов доминируют психолого- педагогическая диагностика (40%), педагогическая психология (20%), и психолого-педагогический практикум (15%), остальные 25% учащихся выбрали разные предметы. Удалось установить, что по предметной направленности у студентов второго курса наиболее сформирован интерес к дисциплинам, относящимся к профессиональной деятельности педагога-психолога. Диаграмма 1.

Вторая часть анкеты направлена на выявление мотивации (внутренних побудителей) интереса учащихся к изучению любимого предмета. При ответе учащихся на второй вопрос анкеты, была выявлена мотивация интереса к изучению наиболее понравившегося дисциплины. Все 20 студентов дали ответы, почему им так нравится тот или иной конкретный предмет: - 15 студентов отметили 1 позицию (Знание предмета необходимо каждому человек) ; - 11 студентов отметили 4 позицию (Предмет дает интересную информацию) ; - 10 студентов дали 5 позицию (предмет учит думать, анализировать, сравнивать);

Диаграмма студентов 7 позицию (изучение этого предмета связано с моими жизненными планами) ; - 7 студентов приняли 8 позицию (нравится учиться вообще) - мотив широкой любознательности(см. диаграмму 2).

Третья часть анкеты направлена на выявление отрицательных мотивов познавательных интересов, на выявление отношения к предмету. По результатам третьего пункта, где студенты должны были выбрать самый не понравившийся предмет, было выявлено, что 25% студентов не любят физкультуру, 25% концепции современного естествознания, 25% дефектологию. Также проведение этой части показало следующие результаты: - 11 студенты отметили 1 позицию (лень); - 10 студентов отметили 2 позицию (этот предмет не нужно изучать в ВУЗе); - 6 студентов отметили 5 позицию (эти знания не понадобятся мне в дальнейшей жизни) (см. диаграмму 3).

Диаграмма 3 Анализируя результаты, пришли к выводу, что для студентов второго курса на главном месте стоят предметы по получаемой профессии. По анализам второго вопроса выяснилось, что для студентов второго курса характерны широкие социальные мотивы (позиции 1), в данном случае профессиональные. Информационный мотив не является ситуативным и носит более или менее устойчивый характер (сочетание позиций 4 и 7).

Мотив осознания собственного роста (позиция 5), являющийся главным показателем эффективности обучения и гарантией устойчивости интереса не был отмечен. Также присутствует и мотив широкой любознательности (позиция 8), что говорит об ориентированности студентов на сам процесс обучения. Отсутствие позиций 15, 16, говорит о том, что мотив к учению является внутренним, т.е. существует реальный интерес к обучению. По результатам третьего пункта удалось установить, что полностью отсутствует интерес к предмету «Физическая культура» и «Концепции современного естествознания». Причины, осложняющие отношение учащихся к изучению учебных дисциплин: лень (1 позиция), и мнение что предмет не нужно изучать в ВУЗе (2 позиция).

Таким образом, можно сделать вывод, что студенты имеют достаточно высокий уровень развития познавательного интереса, причем доминируют главные предметы по их профессии. Поставленная в начале исследования гипотеза о том, что познавательный интерес у студентов второго курса сформирован недостаточно, не нашла своего подтверждения. Цель исследования достигнута через решение поставленных задач.