МБОУ «ООШ с. Новое Чаплино АНАЛИЗ рассказа Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади?» (1973 год) 7 класс Учитель русского и литературы Ятта А.В. 2016 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Эстетические и нравственные проблемы рассказа Ф. А. Абрамов «О чём плачут лошади» Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель.
Advertisements

Абрамов Фёдор Александрович ( ). Родился 29 февраля 1920 г. в деревне Веркола Архангельской области в многодетной крестьянской семье.
Ф.А.Абрамов. «Запах родины... Благоуханье родного воздуха... Не выдумка ли поэтов? Нет, ныне это было со мной. Да и день- то совсем не поэтический. Сыро,
АБРАМОВ, ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1920–1983), русский писатель. Родился 29 февраля 1920 в с. Веркола Архангельской области в семье крестьянина. Во время Великой.
Фёдор Александрович Абрамов О чем плачут лошади. Фёдор Александрович Абрамов (1920 – 1983)
Петрова Айаана, ученица 7 «а» класса. Моя любимая книга рассказ «Потомок Джима»
Фёдор Александрович Абрамов (1920 – 1983) 1. Студент 1 курса Филологический факультет Ленинградского университета 2.
Презентация к уроку литературы в 9 классе по теме «Творчество Ф.А. Абрамова» учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 8 г. Архангельска Корешкова Елена.
Автор: Боровикова Мария Викторовна, учащаяся 10 класса Руководитель: Никитина Руководитель: Никитина Светлана Валерьевна, учитель русского языка и литературы.
Эстетические и нравственно- экологические проблемы в рассказе Федора Александровича Абрамова «О чем плачут лошади» Учитель ГБОУСОШ 1049 ЮВАО г Москвы Ильченко.
АБРАМОВ Фёдор Александрович
« Судьба человека». Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Михаил Шолохов.
Пишем вместе сочинение- рассуждение на лингвистическую тему: «Роль прилагательных в тексте» (Вид рассуждения – рассуждение-размышление)
МИХАИЛ ШОЛОХОВ ( ). Шолохов Михаил Александрович ( ), прозаик. Родился 11 мая (24 н.с.) на хуторе Кружилинском станицы Вешенской в.
Урок литературы в 6 классе Поэзия природы в творчестве М.М. Пришвина (по сказке-были "Кладовая солнца") Черевик Татьяна Николаевна, учитель русского языка.
Фразеологический словарь русского языка Проект выполняли: Моргун Полина и Белявцева Анастасия ( 6 «С»)
СОЮЗ Презентация по русскому языку. По теме: СОЮЗ Автор: Вяткина Светлана 10 класс.
И. А. Крылов. Басни. Краткий рассказ, часто стихотворный 2 части: основное повествование и мораль (нравоучение) Аллегория (иносказание) Сатирическое изображение.
Лев Николаевич Толстой Презентация к урокам литературы по рассказу «После бала» 8 класс (к учебнику В.Я Коровиной)
ФЁДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ АБРАМОВ.
Транксрипт:

МБОУ «ООШ с. Новое Чаплино АНАЛИЗ рассказа Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади?» (1973 год) 7 класс Учитель русского и литературы Ятта А.В год

Фёдор Александрович Абрамов ( ) родился с селе Веркола Архангельской области, в крестьянской семье. С третьего курса филологического факультета Ленинградского университета ушёл в народное ополчение. После ранения его вывезли из блокадного города по льду Ладожского озера. Как нестроевик был оставлен в тыловых частях, затем взят в органы контрразведки «Смерш», где прослужил до конца войны. Вернувшись в ЛГУ, закончил его с отличием, затем, защитив кандидатскую диссертацию по творчеству Шолохова, несколько лет заведовал там кафедрой советской литературы. Абрамов так и не оставил произведений ни о фронте, ни о «Смерше», хотя и намеревался писать об этих знаменательных событиях своей биографии. Всё своё творчество он посвятил родной деревне. Абрамов не скрывал публицистической природы своего творчества («По натуре своей я художник – дидактик»). При этом он же, несомненно, является большим художником слова, чьи книги останутся своего рода заповедником неискажённой северной русской речи.

Пояснение слов Ф.А.Абрамова «Меня били! Крепко били…» В –е годы русскую деревню, в которой существовал колхозно- совхозный строй, принято было изображать как край благополучия. Этот взгляд был выгоден власти, но не соответствовал действительности. Многие писатели создавали произведения, искажающие, «лакирующие», приукрашивающие действительность. Такие произведения признавались официальной критикой образцовыми. Фёдор Абрамов в 1954 году написал статью «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе», где критиковал «лакировку» действительности. Он писал правду о русской деревне. Однако официальная критика была очень влиятельной. Например, за очерк Абрамова «Вокруг да около», который не соответствовал официальной идеологии, редактора журнала «Нева», где он был напечатан, сняли с работы. Множество препятствий чинилось Абрамову: запрещались публикации его произведений, ограничивалась свобода научной работы и т.д.

План рассказа 1. Дружба с лошадьми. 2. Чувство непонятной вины. 3. Любимица героя – Рыжуха. 4. Что случилось с Рыжухой? 5. Рассказ старой кобылы. 6.«Были такие времена, когда…лошадям жилось хорошо?» 7. Роль лошади в прежние времена – «главная опора и надежда всей крестьянской жизни». 8. Судьба Карька: «лошади тоже победу ковали…» 9. Немой вопрос лошадей. 10.«Я совершил что-то непоправимое, страшное…»

Словарная работа Бараки – здания лёгкой постройки, предназначенные для временного жилья. Дернина – дёрн – густо заросший травой, сплетённый корнями многолетних растений, верхний слой почвы. Иван-чай – крупное травянистое растение с пурпурно-розовыми цветами. Лесопункт – пункт лесозаготовки. Стати (стать) – (здесь) телосложение, общий склад фигуры. Угар – (диалектное) – пригорок. «Чёртом выгибались» – молодцевато выглядели. Масленица – старинный славянский праздник проводов зимы, во время которого пекут блины и устраивают увеселения. Суженая – в народной поэзии невеста.

…« На этот раз я не шёл – бежал к лошадям, ибо кого же я увидел сегодня среди них? Свою любимицу Клару, или Рыжуху, как я называл ее запросто, по-бывалошному, по обычаю тех времен, когда ещё не было ни Громов, ни Идей, ни Побед, ни Ударников, ни Звёзд, а были Карьки и Карюхи, Воронки и Воронухи, Гнедки и Гнедухи – обычные лошади с обычными лошадиными именами»… Автор пишет о конце 30-х годов, когда основной рабочей силой на селе стал уже не конь, а трактор и о лошадях стали меньше заботиться. В период коллективизации клички животным давались идеологизированные. Таким образом старались запечатлеть образ новой жизни. В первые годы после революции нередко и детям давали «революционные» имена: Вилор – Владимир Ильич Ленин Организатор Революции; Октябрина – в честь октября – месяца, в котором совершилась революция; Сталина – в честь Сталина; Тракторина – в честь появления трактора в колхозе; Гертруда – героиня труда.

ВОПРОСЫ В чём смысл использования фантастики (разговор с лошадью) в рассказе?

«Очеловечивая» страдания лошади, герой глубже понимает смысл происходящих событий, способен дать им самостоятельную оценку. Он осознаёт трагичность потери ушедшего навсегда прошлого уклада жизни, когда человек жил в гармонии с лошадьми, со всей природой.

Оцените поведение героя в последнем диалоге его с лошадьми. Как характеризуют его речь? Какую роль играет лексика этого фрагмента?

Герой не мог искренно ответить на немой вопрос лошадей, нужны ли они в современной жизни. Поэтому он напускает на себя «бесшабашную удаль», говорит с «разудалой бесшабашностью», «театрально», ненатурально. В его речи изобилуют намеренно искажённые, просторечные слова и выражения: «покель», « в энтом», «без банки не разобраться». Лексика подчёркивает противоречие, контраст между естественным, лживым, бездумным миром современных людей: «Хватит забивать себе голову всякой ерундой», «модные джинсы», «развязной походкой».

В этом фрагменте часто встречаются эпитеты, подчёркивающие суетливость героя, должность его поведения, его растерянность, стыд, напускную разухабистость: «торопливо бросил…кусок хлеба», «быстро оделил хлебом», «быстрой, развязной походкой». Средства речевой выразительности Эпитет Эпитет [греч. ephiteton – приложение] – слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета. Эпитет определяет какую-либо сторону или свойство явления лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и переносит свое значение, свои признаки. Например: Серебряные коньки, шелковые кудри. Используя эпитет, писатель выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. Эпитетом может быть всякое определяющее слово: существительное – например: "бродяга-ветер", прилагательное – например: "деревянные часы", наречие или деепричастие: "ты жадно глядишь" или "самолеты несутся, сверкая". В народном поэтическом творчестве часто используется так называемый постоянный эпитет, переходящий из одного определения в другое, например: красна девица,сине море, зелена трава. Эпитет является простейшей формой тропа.

Использованная литература 1.Н.В.Золотарёва, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. Издание 3-е, переработанное. К учебным комплектам: В.Я.Коровиной, Т.Ф.Курдюмовой. 7 класс. Москва «ВАКО» стр В.Я.Коровина Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. 8 издание, доработанное Москва «Просвещение» 2001 стр Иллюстрации из Интернета