Психическая травма: клиника, лечение реабилитация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семыкина Анастасия Сергеевна 403 гр. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) Магнитогорск, 2010.
Advertisements

Тема 7 Лекция 4 Психологическая регуляция поведения и деятельности – Эмоциональные явления.
Профилактика суицидов. Семинар – практикум для педагогов Подготовили: Кочетова И.И. директор, психолог ЦПМСС; Гарипова И.В. социальный педагог ЦПМСС.
Кризис – острое эмоциональное состояние, возникающее при блокировании целенаправленной жизнедеятельности человека. Это такая реакция на опасные события,
Возникновение эмоций и возможность контроля эмоциональных состояний человека Автор: Есипова Зося 9 «а» Руководитель: Шалимова Елена Георгиевна.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Психология экстремальных ситуаций».
Эмоциональное состояние личности. Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие.
Тема 7 Лекция 4 Психологическая регуляция поведения и деятельности – Эмоциональные явления.
Как преодолеть депрессию и освободиться от нее НАВСЕГДА!
СТРЕСС В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: причины и методы преодоления.
Навчально-практичний семінар: «Психотравматична подія: стратегія психологічної допомоги та підтримки»
Социально - психологическая служба МБОУ СОШ 5 Еманжелинского муниципального района март
Психическая травма у детей: особенности проявления и способы взаимодействия Подготовила и провела педагог-психолог О.В. Бугаева.
Психология физической культуры. Выделяется три стадии проявления стресса: Тревога, Резистентность, Истощение. Начало стресса рассматривается как сигнал.
Подготовила студентка 1 курса СДО 13 группа Земскова Валерия Тамбов 2018.
«Конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация» Жакенова Айгерим ИЯ-1701.
Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
Использование арт-терапии в психосоциальной реабилитации ЛЖВ Богачёв О.В. С-Пб 2009 г.
Круглый стол « Школьная тревожность». Цели: Познакомить с методиками выявления уровня тревожности учащихся. Рассмотреть результаты исследования и обсудить.
Транксрипт:

Психическая травма: клиника, лечение реабилитация

Определение травматического стресса Определение травматического стресса Травматический стресс - это особая форма общей стрессовой реакции в ответ на чрезвычайные жизненные обстоятельства, характеризующаяся нежелательностью, крайне негативным воздействием, связанным с угрозой для жизни, высокой интенсивностью, сложностью контроля, внезапностью и непредвиденностью возникновения, превышения возможности личности для совладания

Диагностические категории ПТСР на основании DSM-4 А. 1) Воздействие угрожающего жизни события А. 1) Воздействие угрожающего жизни события 2) Субъективное переживание интенсивного дистресса. (оба айтема) 2) Субъективное переживание интенсивного дистресса. (оба айтема) В. Повторное переживание травмы (интрузия): один или более айтема В. Повторное переживание травмы (интрузия): один или более айтема I) Навязчивые воспоминания, или проигрывания травмы; 2) Сны; I) Навязчивые воспоминания, или проигрывания травмы; 2) Сны; 3) Внезапное действие или чувство, напоминающее, как будто, повторение травматического события; 3) Внезапное действие или чувство, напоминающее, как будто, повторение травматического события; 4) Интенсивный дистресс на повторное воздействие события, напоминающее травму; 4) Интенсивный дистресс на повторное воздействие события, напоминающее травму; 5) Физиологическая реактивность на повторное воздействие стрессора 5) Физиологическая реактивность на повторное воздействие стрессора

Диагностические категории ПТСР Диагностические категории ПТСР С. Постоянное избегание или блокада реагирования в целом (избегание): 3 или более айтема С. Постоянное избегание или блокада реагирования в целом (избегание): 3 или более айтема 1) Усилия, чтобы избежать мыслей или чувств, связанных с травмой; 1) Усилия, чтобы избежать мыслей или чувств, связанных с травмой; 2) Усилия, чтобы избежать действий; 2) Усилия, чтобы избежать действий; 3) Психогенная амнезия; 3) Психогенная амнезия; 4) Уменьшение интереса к содержательной деятельности; 4) Уменьшение интереса к содержательной деятельности; 5) Чувства разъединения и отчуждения; 5) Чувства разъединения и отчуждения; 6) Чувство бесперспективности будущего 6) Чувство бесперспективности будущего

D. Постоянные признаки повышенной возбудимости: 2 или более айтема D. Постоянные признаки повышенной возбудимости: 2 или более айтема 1) Трудности засыпания ; 1) Трудности засыпания ; 2) Раздражительность или вспышки гнева; 2) Раздражительность или вспышки гнева; 3) Трудности концентрации внимания; 3) Трудности концентрации внимания; 4) Гипербдительность; 4) Гипербдительность; 5) Преувеличенная пугливость 5) Преувеличенная пугливость Диагностические категории ПТСР

ОСЛОЖНЁННОЕ ПТСР ОСЛОЖНЁННОЕ ПТСР I. Изменение в регуляции аффектов и побуждений: I. Изменение в регуляции аффектов и побуждений: А. Аффективной регуляции; А. Аффективной регуляции; В. Регуляции гнева (агрессии); В. Регуляции гнева (агрессии); С. Самодеструкция; С. Самодеструкция; D. Суицидальная предрасположенность ; D. Суицидальная предрасположенность ; Е. Трудности регуляции сексуальных контактов; Е. Трудности регуляции сексуальных контактов; F. Чрезмерная подверженность риску F. Чрезмерная подверженность риску II. Изменение внимания или сознания II. Изменение внимания или сознания А. Амнезия. А. Амнезия. В. Транзиторные диссоциативные эпизоды и деперсонализация В. Транзиторные диссоциативные эпизоды и деперсонализация

ОСЛОЖНЁННОЕ ПТСР ОСЛОЖНЁННОЕ ПТСР III. Соматизация III. Соматизация А. Пищеварительная система; А. Пищеварительная система; В. Хроническая боль; В. Хроническая боль; С. Кардиопульмонологические симптомы; С. Кардиопульмонологические симптомы; D. Конверсионные симптомы; D. Конверсионные симптомы; Е. Сексуальные нарушения Е. Сексуальные нарушения IV. Изменение самовосприятия: IV. Изменение самовосприятия: А. Неэффективность; А. Неэффективность; B. Постоянные повреждения; B. Постоянные повреждения; С. Вина и ответственность; С. Вина и ответственность; D. Стыд; D. Стыд; Е. Отсутствие понимания со стороны всех Е. Отсутствие понимания со стороны всех F.Склонность к минимизации F.Склонность к минимизации

ОСЛОЖНЁННОЕ ПТСР ОСЛОЖНЁННОЕ ПТСР V. Изменение восприятия других: V. Изменение восприятия других: А. Принятие искаженных убеждений; А. Принятие искаженных убеждений; В. Идеализация преступника; В. Идеализация преступника; С. Формирование склонность к нападению со стороны преступника С. Формирование склонность к нападению со стороны преступника VI. Изменение в отношениях с другими VI. Изменение в отношениях с другими А. Неспособность к доверию; А. Неспособность к доверию; В. Ревиктимизация; В. Ревиктимизация; С. Виктимизация других; С. Виктимизация других; VII. Изменения в системах смыслообразования VII. Изменения в системах смыслообразования А. Отчаяние и безнадежность; А. Отчаяние и безнадежность; В. Потеря жизнелюбия; В. Потеря жизнелюбия;

Формы ПТСР Формы ПТСР Острое ПТСР-продолжительность до 3 мес. Острое ПТСР-продолжительность до 3 мес. Хроническое ПТСР –продолжительность 3 мес и выше Хроническое ПТСР –продолжительность 3 мес и выше С отсроченным началом – через 6 и более мес. с момента воздействия стрессора С отсроченным началом – через 6 и более мес. с момента воздействия стрессора

Нормальное и патологическое развитие реакций на травму Нормальное и патологическое развитие реакций на травму

7 принципов лечения травмы 1. Лечение начинается с применения навыков управления и контроля за симптомами травмы 2. Лечение осуществляется тогда, когда перерабатывается или интегрируется травматическая память 3. Лечение происходит тогда, когда конфронтация заменяет избегание 4. Лечение происходит в атмосфере безопасности, поэтапно 5. Лечение осуществляется при условии неприкосновенности границ. 6. Теплота понимания и принятия чувств пациента помогает лечебному процессу 7. Баланс в нашей жизни необходим для лечения.

Название стадии терапии / ПТСР Терапевтический альянс Вклад пациента Вклад терапевта 1. Стабилизация/Шок (1) Первоначальная надежда, что терапевт поможет, допустима. Получение согласия на лечение, стимулирование надежды с опорой на опыт и эмпатию терапевта. Травматическое событие соотносится с жизненным контекстом во время его наступления, а существующие проблемы с тем, что может случиться. Пациент рассказывает об истории травмы, симптомах и проблемах. Описывает цели прихода на терапию Изучает историю жизни. Ставит предварительный диагноз. При показаниях занимается стабилизацией состояния. Устанавливает предварительный фокус, связывающий травму с селф. 2. Безопасность/ Протест (2-4) Пациент тестирует терапевтическую ситуацию, для того чтобы увидеть, будет ли усиливаться ужасное эмоциональное состояние и убедиться, что нет. Терапевтический альянс углубляется. Пациент приводит ассоциации, расширяющие значение и последствия травмы для селф. Преобразует фокус терапии для более специфических задач. Если отвержение или искажение значительны – интерпретирует обе защиты и отвергаемое содержание. Связывает отвергаемые эмоции и мысли с травматическим событием. Стадии терапии, адаптированные к подходу М. Горовица

Название стадии терапии / ПТСР Терапевтический альянс Вклад пациента Вклад терапевта 3. Проработка травматических воспоминаний и реакций / избегание /интрузия (5-6) Терапевтический альянс углубляется вследствие ощущения безопасности. Пациент способен проверять надёжность терапевта, чтобы понять, способен ли тот оправдать страх того, что может произойти с ним (например страх эмоциональной перегрузки) Гнев, печаль или тревога по поводу того, что магическое восстановление не произойдёт, может угрожать терапевтическому альянсу. Проработка отвергаемого материала, казавшегося непереносимым до терапии. Терапевт реформирует фокус терапии по мере коррекции формулировки смысла. Если мотив избегания переживаний дезадаптивен, то терапевт отклоняет его или интерпретирует защиту и отвергаемое содержание. Он проясняет как вторгающиеся или отвергаемые чувства и мысли связаны с травматическим событием и их оценкой пациента. Связывание текущих реакций с личной оценкой значения травматического события в отношении к предшествующим убеждениям о селф, других и мире. 4. Повышение эффективности копинга (7-10) Прояснение иррациональных ожиданий от терапии и предложение альтернативного взгляда на будущее. Более глубокое выражение обычно интимных мыслей и чувств Создание планов по улучшению копинга. Пациенту становятся доступны ранее избегаемые темы Терапевт помогает снижать чувствительность к триггерам, запускающим эмоциональные реакции и изменять дисфункциональные убеждения Стадии терапии, адаптированные к подходу М.Горовица (продолжение)

5. Пересмотр и ревизия (11) Конфронтация с проективными и трансферентными реакциями и соотнесение их с актуальной ситуацией Значение завершения как активной деятельности, а не пассивного состояния для нейтрализации представления, что травматический отказ может произойти. Пациент пересматривает убеждения и ментальные структуры (пересмотр когнитивной карты идентичности и взаимоотношений Отказ от терапевта как хранителя объекта потери. Поддержка реалистичных планов на будущее. Терапевт помогает пациенту в модификации структуры убеждений (ре схематизация) Уточнение незавершённых проблем для будущего анализа. ) 6. Завершение (12) Акцент на безопасности расставания Работа по реализации идей и планов будет продолжена самостоятельно Пациент рассматривает достижения и неразрешённые проблемы, так же как и необходимость справиться с потерей терапии Терапевт проясняет достигнутые эффекты и незавершённые проблемы для будущего. Даёт дополнительные рекомендации. Назначает дополнительные сессии по требованию Стадии терапии, адаптированные к подходу М. Горовица(продолжение )

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !