Тема: Сущность и характерные черты современного менеджмента.
План: 1)Общая теория управления. 2)Менеджмент как вид профессиональной деятельности. 3)Цели и задачи менеджмента. 4)Принципы менеджмента. 5)Школы управления менеджмента.
1) С управлением человек сталкивается на протяжении всей своей жизни. Управление многообразно и выступает в различных формах, которые можно сгруппировать: 1)Техническое управление различного рода естественными и технологическими процессами. 2)Государственное (муниципальное) управление социально-экономической жизнью общества. 3)Хозяйственное управление с социально- экономическими процессами предприятий или организаций. 4)Идеологическое управление.
В общем виде управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим целям факторы внешней среды, т.е. живую, неживую природу и технику. Общая теория управления- кибернетика. Кибернетика- это наука об общих законах управлениях в природе, обществе, живых организмах и машинах.
2) Менеджмент- это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе хозяйственной деятельности в любых наличенных целей путем рационального колебирования (сочетания) и использования материальных и трудовых ресурсов.
Менеджмент-это комплекс взаимосвязанных действий: Организация и управление; Постановка и корректировка задач; Разработка этапов плана; Принятие решений; Налаживание коммуникаций (связей, методов и форм передачи информации); Сбор и обработка информации; Подведение итогов работы.
3) Цель- это результат деятельности организации, т.е. заданная точка, которую необходимо достичь. В задачи входит конкретный временной промежуток на достижение целей. Общие цели менеджмента- это прогнозирование, планирование и достижение результатов. Основная цель для коммерческих предприятий получение прибыли.
Задачи: Управление коллективом; Управление качеством продукции; Управление финансовыми ресурсами; Управление информационными ресурсами; Управление производительностью труда.
4) Основные принципы менеджмента включают в себя: 1)Принцип научности- важно понимать причины несовпадения целей и результатов, видеть противоречие между теорией и практикой управления, знать свойства больших систем и методы работы в них.
2)Принцип демократического централизма- означает необходимость разумного рационального сочетания централизованного и децентрализованного начало управления, соотношение прав и ответственности между руководством и коллективом, нарушение такого баланса ведет либо к автократии в управлении, либо к власти толпы.
3)Принцип баланса власти- основной закон гласит- уровень влияния руководителя на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителей. 4)Единоначалие и коллегиальности в выработке решений- за реализацию коллегиально принятых решений персональную ответственность несет руководитель предприятия. 5)Принцип системности и комплексности.
5) Научная школа менеджмента. В начале XX в. бурный рост промышленности привел к значительной активации работ по организации производства.
Большой вклад в менеджмент внес американский инженер и промышленник Генри Форд ( ). Он построил систему организации производства, основанную на сверх специализации рабочих, максимальном дроблении операций технологического процесса и распоряжении технологического оборудования и рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью выполняемых операций. Им введена невиданная ранее форма организации производственного процесса- поточная линия. Использованная им впервые в 1913 г. В виде ленточного конвейера, такая линия оказалась чрезвычайно эффективной для условий массового производства.
Административная школа менеджмента. Она ориентирована на управление организациями, регионами, странами. Принципиально важный вклад в менеджмент внес французский ученый и практик Анри Файоль ( ). В 1888 г. он возглавил одну из крупных компаний Франции, находившейся на грани банкротства и превратил ее в эффективно действующее прибыльное предприятие. Этот успех был достигнут благодаря разработанным А. Файолем принципам управления, которые позже, в 1916 г. он изложил в книге «Общее и производственное управление».
Среди государственных деятелей первой половины XX в. было немало выдающихся правителей (согласно словарю менеджеров).Среди них наиболее замечательных результатов добился Иосиф Виссарионович Сталин ( ). Многолетний руководитель Великобритании Уинстон Черчилль ( ) кратко, но емко описал результаты его деятельности: «Он принял Россию с сохой, а оставил оснащенной атомным оружием».
В менеджменте х гг. XX в.видную роль играла школа человеческих отношений. Наиболее видным представителем этого направления является Энтон Мейо ( ) австралиец по происхождению. Наибольшую известность ему принесло пятилетнее исследование Хавторнских предприятий Western Electric Company в Чикаго. Оно привело к более полному осознанию и пониманию «человеческого фактора»в производстве, в частности,роли «неформальной группы» для отраслей работников.
Была установлена важность адекватной системы коммуникаций, прежде всего каналов передачи информации от работников к управляющим. Процетируем Мейо: «Менеджер добивается успехов или терпит поражение в той пропорции, в которой он безоговорочно принимается группой как власть и лидер»
В конце 50-х годов XX в. школа человеческих отношений переехала в школу «поведенческих наук или бихавиорскую» (от англ. behavior- поведение). Наиболее яркими ее представителями были американские социальные психологи Ренсис Айкерт ( ), Дуглас Мак Грегор ( ) и Абрахам Маслоу ( ). Они считали, что эффективность управления в фирме следует повышать воздействием на каждого человека в отдельности с помощью различных видов стимулирования. Работы представителей этой школы являлись основой для относительно самостоятельной области менеджмента- управления персоналом.