Конституционное право и проблемы коррупции С.Н. Шевердяев. 2016.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Демократия от греческого «народовластие» или «правление народа»
Advertisements

Предпосылки принятия закона о лоббизме в России Дарья Буреева 2 МИУ.
Проблемы эволюции института лоббизма. Происхождение «лоббизма» В письменном языке Английский парламент У.Грант (США) Лоббист = челобитчик Лоббизм в ХХ.
Интерактивная лекция РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ «ТВОЙ ВЫБОР – ТВОЁ БУДУЩЕЕ»
ПРАВА ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА : ПОНЯТИЕ, КОМПОНЕНТЫ.. ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - ЭТО ЦЕЛОСТНАЯ СОВОКУПНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ, ИНСТИТУТОВ, НОРМ, ПРИНЦИПОВ,
Проблемы государственных финансов в контексте экономической и административной реформы И.Н.Баранов Государственные и муниципальные финансы 2007.
Органы государственной власти РФ. центральные, региональные местные. центральные, региональные местные.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Заседание Совета руководителей ОУ города Тулы «Соблюдение антикоррупционного законодательства в образовательных организациях»
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Российская Федерация - Россия есть демократическое фе деративное правовое государство с республиканской.
Избирательные системы и их виды. Выборы Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их.
Правительство Российской Федерации
Об открытости деятельности органов государственной власти и управления.
Осуществляется с помощью применения юридических мер воздействия Осуществляется строго в соответствии с законодательством Осуществляется в определенном,
Кафедра конституционного и административного права.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДАРЕНИЮ ПОДАРКОВ ГРАЖДАНСКИМ СЛУЖАЩИМ В СВЯЗИ С ИХ ДОЛЖНОСТНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ИЛИ В СВЯЗИ С ИСПОЛНЕНИЕМ ИМИ СЛУЖЕБНЫХ.
ТЕМА 7. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ.
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Избирательное право. Зачем нужны выборы? выбирать достойного президента чтобы влиять на жизнь в стране чтобы выбрать самого лучшего это право человека.
Транксрипт:

Конституционное право и проблемы коррупции С.Н. Шевердяев. 2016

Вопросы темы: 1. Актуальность постановки проблемы. Индексы 2. Представления о коррупции. Классификации 3. Понятие политической коррупции 4. Электоральная коррупция 5. Лоббизм и GR

1. Актуальность. Индексы. Индекс восприятия коррупции (2015)

«Барометр коррупции» ТИ, 2013 (2010).

Table 1 Percentage of respondents who report paying bribes in the past year to different service providers, by country

Figure 4 Percentage of people who report paying a bribe in the previous 12 months, by service

Business Environment and Enterprise Performance Survey (BEEPS), World Bank. О BEEPS / Актуализация разработок проблемы «State Сapture»

BEEPS, W.Bank

ИНДЕМ, Диагностика российской коррупции (2000) Вопрос: «Важнейшие проблемы нашего общества» Варианты ответа ГражданеПредпр-ли Бедность людей, низкая зарплата 11 Рост цен 25 Распространение наркомании 32 Организованная преступность, бандитизм 44 Кризис морали, культуры, нравственности 53 Безработица 612 Война в Чечне (NB: 1999 г.)78 Уличная преступность, кражи 810 Корыстность, взяточничество чиновников 99 Слабость, беспомощность государственной власти 107 Ухудшение состояния окружающей среды 11 Отсутствие ясных целей, ориентиров развития страны 126 Задержки с выплатой зарплаты, пенсий 1314 Уход от идеалов социализма 1415 Нехватка продуктов питания, товаров первой необходимости 1516 Угроза диктатуры 1613

2. Представления о коррупции. Классификации Простейшие классификации коррупции: -верхушечная и низовая -политическая и административная - государственная (парламентская, адм, суд) и в негос.организациях (коммерч. и некоммерч.) - внутригосударственная и транснациональная - корр.сделка и корр.контракт - активная и пассивная коррупция (в зависимости от инициатора); - криминализованная и декриминализованная - элитарная и массовая - «захват государства» и «захват бизнеса» - институциональная коррупция (системная)

Классификация культурных типов (А.Хайденхаймер): А) семейственные (родственные) отношения Б) отношения «патрон-клиент» В) современные отношения «лидер-последователь» Г) отношения гражданской культуры "Географическая" классификация: А) Западноевропейская модель Б) Азиатская модель В) Латиноамериканская модель Г) Африканская модель Классификация по типам клиентов в агентской модели: (отношения «принципал-агент») А) эндогенная коррупция: моно коррупция, горизонтальная, нисходящая, восходящая, смешанная. Б) экзогенная (политическая, деловая, бытовая)

3. Понятие политической коррупции Появление политической коррупции: Аристотель: тирания – коррумпированная (испорченная) форма монархии Политическая коррупция современного вида (США, Великобритания XIX в.) Общая типология политической коррупции: а) политический патронаж б) «покупка голосов» избирателей в) «казенная кормушка» (роrk barrel) г) взятка как разовый акт (bribery) д) «покупка политика» (graft) + другие: «state capture», «бюрократический рэкет» и т.д. Проблемы политической коррупции в КП: идеология, предметные границы, границы между ПК и легальной борьбой; понятие «корыстной и иной личной заинтересованности» и т.д.

4. Электоральная коррупция Классификация ЭК: А) Неэлекторальная коррупция в электоральном процессе Б) Электоральная коррупция: 1) Партия – избиратели (член ИК, судья, журналист, конкурент) 2) Бизнес (юрлица) – партии 3) Госорганы – партии

1) Партия – избиратели. Технология «покупка голосов» избирателей а) «Прикормка» б) «Договор» в) «Карусель» г) «Автобус» д) «Демпинг» 2) Юрлица – партии. Технология bribery, graft, элементы state capture а) финансирование отдельного политика или партии под условиями б) получение места в парт.списке в обмен на финансирование изб.кампании в) создание «диванной партии» г) финансирование избирательной кампании в обход избирательных фондов или с превышением лимитов изб.фондов: *) Рекомендация КМ СЕ «Об общих правилах борьбы с коррупцией при финансировании полит. партий и изб. кампаний» от 8 апреля 2003 г. Rec(2003)4Рекомендация КМ СЕ **) Контрольно-ревизионные службы при избирательных комиссиях 3) Госорганы – партии. Технология «патронаж», роrk barrel; («ЗАР») а) предоставление агитационных преференций в зависимых СМИ б) предоставление публичных финансов в распоряжение отдельных кандидатов в) предоставление публичных офисов и кадров для нужд изб.кампании г) формирование правил избирательной кампании и правоприменения с расчетом на продвижение определенной политической силы д) применение правоохранительными органами силовых мер против оппонентов локально доминирующей полит.силы *) Разновидности АР **) Закон Хэтча

5. Лоббизм и GR Происхождение лоббизма: 1553 г. - «лоббизм» впервые в письменном языке 17 в. – помещения вокруг залов заседаний английского парламента 19 в. – политический характер термина во времена У.Гранта в США «Лоббист» первоначально – проситель, челобитчик. Особенности лоббизма в ХХ в. (Как отстоять частный экономический интерес, используя процедуры политического процесса?) - Капстраны / Соцстраны / Страны «3-го мира» Понятие лоббизма - деятельность граждан, их групп и организаций по отстаиванию своих интересов при принятии решений органами власти. Концепции лоббистской деятельности: а) теория лоббистского плюрализма б)теория лоббистского корпоративизма

Классификация форм лоббистской деятельности 1. По степени правомерности методов 1) Противоправное давление на принимающих решение: - подкуп (депутатов, министров) - угрозы, шантаж, обман - покупка должености 2) Правомерное влияние: - организация ПР-кампании в СМИ - проведение парламентских слушаний, конференции - проведение и предоставление исследований - проведение открытых переговоров и встреч с должен. лицами - экспертная оценка проектов решений 2. По субъектам инициативы: - ведомственный - предпринимательский - общественный

3. По адресату лоббистской активности - парламентский - ведомственный - судебный 4. По этапу реализации лоббируемого решения: - законопроектный - правоприменительный - «толковательный» 5. Смешанная классификация: - прямой лоббизм - косвенный лоббизм - внутренний лоббизм

Преимущества и недостатки лоббизма «++»: активизация, база, самоорг ИГО, меньшинство «--»: проводник, местничество, размывание, подмена Национальные модели регулирования лоббизма: США (поправка 1789, Законы 1876, 1946, 1996) ФРГ (Конституция + регламент палаты) Франция (-) История зак. инициатив в РФ Парламентские слушания в 1995 г. Модельный закон МП СНГ «О регулировании лоббистской деятельности в ОГВ» (2003) ПФЗ «О правовых основах лоббистской деятельности в ФОИВ» (1997) ПФЗ О лоббистской деятельности в ФОИВ (2004 г.) Проблемы ПФЗ: необходимость, юр техника, рег/регул модель, суды

GR-менеджмент Понятие Актуальность Внутренние и внешние проблемы (см.) Стратегия и формы GR (*)Стратегия и формы GR (*)

Приложения

Общеевропейский контекст: Рекомендация Комитета министров СЕ «Об общих правилах борьбы с коррупцией при финансировании ПП и изб.кампаний» (от 8 апреля 2003 г. Rec(2003)4). I. ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ Статья 1 Материальное обеспечение политических партий со стороны государства и частных лиц Государства должены обеспечить, чтобы материальное обеспечение политических партий со стороны государства и/или граждан не должено вести к уменьшению независимости этих партий. Статья 2 Определение дарения в пользу политической партии Дарение - сознательное предоставление политической партии преимуществ экономического или иного характера. Статья 3 Общие принципы дарения a. Принимаемые государствами меры по регулированию дарения в пользу политических партий должены предусматривать специальные нормы, чтобы: - избегать конфликтов интересов; - обеспечивать прозрачность сделок по дарению и избегать случаев тайного дарения; - избегать причинения вреда деятельности политических партий; - обеспечивать независимость политических партий. b. Государства должены: i. обеспечить, чтобы сделки по дарению в пользу политических партий, в частности, если сумма сделки превышает определенный предел для сделок такого рода, осуществлялись публично; ii. рассмотреть возможность принятия норм, ограничивающих максимальную стоимость подарков политическим партиям; iii. принять меры для предупреждения нарушения установленных пределов. Статья 4 Налогообложение сделок по дарению Статья 5 Подарки от юридических лиц Статья 6 Подарки лицам, связанным с политической партией Статья 7 Подарки от иностранных дарителей

II. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАНДИДАТОВ НА ВЫБОРАХ И ИЗБРАННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ Статья 8 Применение правил финансирования к кандидатам на выборах и избранным представителям III. РАСХОДЫ НА ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ КАМПАНИЮ Статья 9 Ограничения по расходованию средств Государства должены принимать меры по предупреждению избыточного финансирования потребностей политических партий, например, установить ограничения на расходование средств на избирательную кампанию. Статья 10 Отчеты о расходовании средств IV. ПРОЗРАЧНОСТЬ Статья 11 Бюджет Статья 12 Записи о дарении Статья 13 Обязанность представлять и опубликовать бюджет V. НАДЗОР Статья 14 Независимый надзор a. Государства должены установить независимый надзор за финансированием политических партий и избирательных кампаний. b. Независимый надзор должен включать наблюдение за бюджетом политических партий и за расходами во время избирательных кампаний, а также за их представлением и опубликованием. Статья 15 Специализированный персонал VI. САНКЦИИ. Статья 16 Санкции