Подготовила: магистрантка 553 М группы Южакова М.Э.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила студентка 3 курса Саитова Ольга. Дети имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. Эти особенности не позволяют им развиваться.
Advertisements

Грошева Галина Федоровна Учитель-дефектолог. Дети имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. Эти особенности не позволяют им развиваться.
Сурдопсихология (психология лиц с нарушениями слуха) это отрасль специальной психологии, которая анализирует особенности формирования психики человека,
ГУО «Специальная общеобразовательная школа 14 для детей с нарушением слуха г. Минска»
Алгоритм проведения психологического обследования.
Выполнил судент 3 курса группы : ФБ Сайфутдинов Рафаиль.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка -детский сад 1» создано в 1970 году. В МБДОУ функционирует 6 групп, которые.
Содержание специального (коррекционного) образования детей с нарушенным слухом детей с нарушенным слухом в современных условиях в современных условиях.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Презентация к уроку по физкультуре на тему: Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением слуха
Особенности работы учителя начальных классов с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
1 « ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» Педагог.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении Педагог-психолог ДС1 «Айголек» Кун Анастасия Александровна.
Работу выполнила студентка 2 курса 211 группы Редечкина Евдокия Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский.
Учитель-дефектолог : Трофимова Ольга Владиславовна.
Логопедическое сопровождение младших школьников в условиях МКОУ Центр диагностики и консультирования Ступинского муниципального района Платонова И.П. Жданова.
«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»
Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида. Сопровождение это взаимодействие сопровождающего.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ. * Олигофренопедагогика * ( от греч. Olygos – малый и phren – ум ) * это педагогическая наука о воспитании.
Система коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности Мануйлова Н.А. – учитель начальных классов МОУ СОШ 13.
Транксрипт:

Подготовила: магистрантка 553М группы Южакова М.Э.

Ранняя диагностика, тяжелых нарушений слуха у детей, осуществление их реабилитации в соответствии с индивидуальной программой и интеграция детей в речевую среду.

1. Разработать организационную систему максимально раннего выявления глухих и тугоухих детей (внедрение сплошного аудиологического скрининга. 2. Организовать проведение скрининга в перинатальных центрах и обеспечить заключительную диагностику характера и степени нарушения слуха у детей (областные, городские сурдологопедические кабинеты). 3. Обеспечить разработку индивидуальной этапной программы реабилитации каждому слабослышащему ребенку (медикаментозные, хирургические, медико-психологические, логопедические, социальные, слухопротезные методы). 4. Организовать систему динамического наблюдения и необходимой коррекции лечения на каждом этапе. 5. Обеспечить доступность оказания специализированной оториноларингологической помощи детям с патологией слуха.

1. проведение аудиологического скрининга у 100% детей в возрасте до 1 месяца (родильные дома, перинатальные центры), основанного на определении групп риска по тугоухости путем анкетирования родителей и регистрации у детей вызванной отоакустической эмиссии; 2. постановка окончательного диагноза в сурдологопедических кабинетах, оснащенных современным диагностическим оборудованием; 3. разработка в сурдологопедических кабинетах индивидуальной программы реабилитации; 4. реализация индивидуальной программы путем слухопротезирования, хирургического лечения, медико-педагогической реабилитации.

внедрение аудиологичёского скрининга во всех окончательная диагностика характера нарушения слуха в областных сурдологопедических кабинетах и больницах. хирургическое лечение, слухопротезирование и реабилитация детей с нарушениями слуха на базе областных сурдологопедических кабинетов и больниц. диспансерное наблюдение за пациентами, реабилитированными различными методами по месту жительства и областных сурдологопедических кабинетах.

Различаются два вида слуховой недостаточности – тугоухость и глухота. Под тугоухостью понимается такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов. Выделяют три степени тугоухости: 1-я степень тугоухости – снижение слуха не превышает 50 дБ; 2-я степень тугоухости – средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ; 3-я степень тугоухости – потеря слуха превышает 70 дБ. Под глухотой понимается такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью (спонтанное формирование речи) оказывается невозможным. Выделяют четыре группы глухих: 1-я группа – дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т. е. 125 – 250 Гц; 2-я группа – дети, воспринимающие звуки до 500 Гц; 3-я группа – дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц; 4-я группа – дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т. е Гц и выше.

Выделяются две основные группы детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие. К группе глухих отнесены дети, состояние слуха которых не создает возможности для спонтанного формирования речи (без специального обучения). К группе слабослышащих отнесены дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в небольшой степени. По времени наступления потери слуха Р. М. Боскис выделила группу ранооглохших детей, т.е. тех, которые родились глухими или потеряли слух в период, предшествующий формированию речи (до двух лет), и позднооглохших, потерявших слух в период, когда речь уже была сформирована.

Предложена государственная система раннего выявления детей с подозрением на снижение слуха, которая предусматривает: в роддомах выявление детей, относящихся к группе риска по тугоухости и глухоте; в детских поликлиниках по месту жительства обследование слуха детей с факторами риска в 1, 2, 4 и 6 месяцев по специально предложенной скрининг- методике с использованием звукореакто-теста (ЗРТ) – специального портативного аудиометра с дальнейшим направлением в специализированное медицинское учреждение – сурдологический кабинет (центр, отделение); в сурдологических кабинетах проведение комплексного медико-педагогического обследования с целью установления диагноза (или снятия подозрения на снижение слуха) и организации дальнейшей коррекционной помощи.

Различали два метода обучения глухих – «жестовый» и «чистый устный» методы. Жестовый способ предполагал обучение глухих на основе жестового языка и дактилологии С помощью чистого устного метода глухих учили говорить «без рук», используя только устную и письменную речь (методика Э. И. Леонгард). Билингвистический метод основан на признании права глухого человека на выбор своего стиля жизни, способа общения, на реализацию себя как своеобразной и самоценной личности. Верботональная методика, разработанная специалистами центра «Суваг» (Загреб, Хорватия). Коррекционно- реабилитационная работа основана на развитии слухового, тактильно-вибрационного восприятия речевых и неречевых звуков, максимальном использовании остаточного слуха и системы специальных упражнений фонетической ритмики для формирования произношения

временная интеграция: объединение со слышащими детьми не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий; частичная интеграция: включение 1-2 ребенка лишь на часть дня в массовые группы; комбинированная интеграция: 1-2 ребенка наравне со слышащими воспитываются в общеразвивающих группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя- дефектолога; полная интеграция: ребенок с нарушенным слухом воспитывается в дошкольном учреждении общеразвивающего вида. Отдельно получает коррекционную помощь

Дети имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. Эти особенности не позволяют им развиваться эффективно, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом => основная задача сурдопсихологии: обнаружение компенсаторных возможностей, за счет которых могут быть преодолены недостатки слуха, получено достаточное образование, обеспечено участие в трудовой деятельности.

Такие дети обучаются в специальных детских садах и школах, а также в специальных группах и классах при массовых общеобразовательных учреждениях. В них ведется целенаправленная работа по воспитанию и обучению детей с нарушенным слухом, начиная с 1,5 – 2-х лет. Педагогическое воздействие направлено на обеспечение общего развития ребенка (его двигательной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы), т.е. оно ведется в тех же направлениях, что и в детских садах для слышащих детей.

В ходе всего УВП особое внимание уделяется развитию речи детей, их остаточного слуха, мышления, формированию произносительной стороны речи. С 2- летнего возраста начинается целенаправленная работа по обучению слабослышащих детей грамоте (чтению и письму печатными буквами). Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенку полноценное восприятие речи через чтение и полноценное ее воспроизведение с помощью письма.

Коррекционно-образовательные учреждения создают оптимальные условия для обучения и реализации потенциальных возможностей детей с различной степенью нарушения слуха и уровнем речевого развития. Все дети имеют возможность выбора: учиться в коррекционно- образовательных учреждениях или интегрироваться в образовательной среде со слышащими детьми. Постоянное расширение ЗБР обеспечивает подтягивание нарушенного психического развития вслед за обучением, способствуя коррекции и компенсации отклонений развития ребенка с нарушенным слухом.

Взависимости от степени потери слуха различают 2 категории: глухоту и тугоухость (слабослышащие). К тугоухости можно относить те степени длительного понижения слуха, при которых испытываются затруднения в обычном речевом общении с окружающими. Степень этих затруднений может быть различной, но, в отличие от глухоты, восприятие речи (хотя бы и громкой, у самого уха) все же сохранено. Наличие же восприятия только отдельных тонов при невозможности восприятия речи рассматривается как глухота.

Степень снижения слуха чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит; время возникновения нарушения слуха чем раньше оно возникло, тем тяжелее расстройство речи; условия развития ребенка после возникновения поражения слуха чем раньше принимаются специальные меры для сохранения и воспитания нормальной речи, тем лучше результаты; общее физическое и психическое развитие слабослышащего ребенка ребенок физически крепкий, психически полноценный, активный будет обладать более развитой речью, чем физически ослабленный, пассивный. Факторы, влияющие на развитие речи ребенка, страдающего нарушением слуха :

Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно- логическое мышление – последовательные ступени интеллектуального развития. Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются. Особенности развития мышления и речи слабослышащих детей :

В резком отставании словесно-логического мышления; в дефиците мотивации, крайне низкой познавательной активности, обусловленной сниженным слуховым восприятием; несформированности умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения; в нарушении вербальной стороны мыслительных процессов; Отставание мыслительной деятельности слабослышащих детей :

Компенсаторные функции организма : В качестве компенсирующих каналов при обучении и развитии глухих детей выступают такие сенсорные системы, как зрительная, кожная, двигательная, тактильная, остаточный слух. Успех коррекционно-педагогической деятельности во многом определяется состоянием сохранных функций и умением их использования. В комплексе анализаторов, активно участвующих в сенсорной основе, физической деятельности, ведущее значение принадлежит двигательной системе, осуществляющей регуляцию выполнения произвольного двигательного акта.

Кроме этого, нарушения слуха иногда можно компенсировать хирургическим или медицинским путем. Однако в большинстве случаев единственное средство компенсации – слуховые аппараты. Это особенно касается сенсоневральных нарушений слуха (когда повреждается внутреннее ухо). Но нельзя забывать, что они не могут восстановить нормальный слух, а служат лишь для улучшения слуха во всех ситуациях, позволяя человеку жить более полноценной жизнью.

Дети сравнительно поздно начинают осознавать свой дефект, как препятствие к развитию. Зависит это от среды воспитания, отношения к такому ребенку со стороны близких и их социальных установок. Наиболее характерными из них являются: -понимание тяжести дефекта и ориентация на формирование самостоятельной, полноценной личности, готовой к реализации своих возможностей в самостоятельной продуктивной деятельности; - понимание необратимого характера нарушения, формирование личности, осознающей свою несостоятельность, максимально зависящую от других, требующую к себе особого отношения и внимания со стороны близких и других людей.

Знаменитые глухие люди : Людвиг ван Бетховен немецкий композитор, которого считают величайшим творцом всех времен. Его творчество относят как к классицизму, так и к романтизму; на самом же деле оно выходит за рамки подобных определений: сочинения Бетховена прежде всего выражение его гениальной личности. Уже в 28 лет жаловался на шум в ушах, ему бывало трудно различать высокие тона, понимать беседу, ведущуюся шепотом. К 32-м годам Бетховен потерял слух.

Константин Эдуардович Циолковский - русский ученый, работавший в области аэронавтики, аэродинамики и астронавтики, изобретатель ракеты и исследователь космоса. Циолковский первым разработал модель ракеты, способной полететь в космос. Потерял слух в 16 лет.

Известный французский философ, гуманист Мишель Монтень в XVI веке писал: Глухота – более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества – способности быстрого и свободного общения.