Компонентный состав ЛЗ слова Белица Татьяна Ивановна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные понятия стилистики. План I. Понятие и типы стилистической окраски. а) понятие коннотации; б) типы стилистической окраски. II. Понятие стилистический.
Advertisements

Основные понятия стилистики. План I. Понятие и типы стилистической окраски. а) понятие коннотации; б) типы стилистической окраски. II. Понятие стилистический.
Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст.преп. Василенко М.С. Лекция 3 Лексикология Слово как единица.
Лекция 5. Типы языковых значений 1. Классификации языковых значений 2. Лексическая семантика 3. Грамматическая семантика.
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
Грамматические категории. Универсальная схема анализа.
Формирование грамматических понятий. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений.
Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
ПРОСТРАНСТВО ДОМА В РУССКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ 1. Связь между языковым знаком и использующим его в процессе коммуникации человеком является сложной и многоаспектной:
Основы стилистики. Стилистика - раздел языкознания, изучающий различные стили (стили языка, стили речи, жанровые стили, индивидуальный стиль автора и.
Текстообразующие функции производных имен прилагательных в романе Б.Окуджавы «Путешествие дилетантов» Магистерская диссертация магистрантки филологического.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка Гончарук Екатерина Юрьевна Лексикология.
Моделирование как метод познания Моделирование это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
Лекция 5 Грамматическая категория лица. Анализ грамматической категории по схеме.
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА Автор: Стехова Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 21.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Русский язык и культура речи к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
Социально и территориально обусловленная дифференциация языка.
Спецсеминар Тема «Понятие судебного доказывания и его структура.» Доклад студента группы Ю уг (б) – 12 (з) Аветисянц Артура Владимировича.
МАОУ Средняя общеобразовательная школа 1 р.п. Красные Баки Употребление фразеологизмов в речи современного школьника. Выполнила обучающаяся 9 «а» класса.
Транксрипт:

Компонентный состав ЛЗ слова Белица Татьяна Ивановна

Компонентный состав ЛЗ слова. Метод компонентного анализа Компонентный состав ЛЗ слова – сложная комплексная интегративная структура, объединяющая гетерогенные компоненты. Многокомпонентность и гетерогенность ЛЗ слова обусловлена многосторонней референцией – способностью слова отсылать к определенным актуальным или ментальным сферам, отнесенность слова к определенной сфере. Метод компонентного анализа – метод исследования содержательной стороны значимых единиц языка, имеющий целью разложение значения на минимальные семантические составляющие. Впервые был использован в 50 е годы ХХ в. 2

Сферы, с которыми соотносится ЛЗ слова: в системе языка и речи слово соотносится с лексико-грамматической категорией (ГК); в речи/тексте – с референтом (актуальным предметом действительности); в системе языка – с денотатом (класс однородных предметов, ДК); в системе языка – с сигнификатом (мысленно представляемая совокупность свойств, на основании которых предметы объединяются в один класс, СК); в системе языка – с представлением (наглядно-чувственным образом, образными ассоциациями) говорящих о реальных или вымышленных объектах (ОК); в системе языка – с человеком как субъектом номинации; коннотативный компонент (КК); в системе языка – с функционально-стилевой сферой (СтК); в речи/тексте – с социально речевой сферой, с человеком как S высказывания в конкретном коммуникативном акте, то есть с прагматикой (ПК). 3

Иерархичность уровней ЛЗ слова 1. Уровень аспектов ЛЗ: 1) лексико-грамматический; 2) собственно семантический, или лексико-семантический; 3) функциональный. 2. Уровень макрокомпонентов. 3. Уровень микрокомпонентов, или сем. Сема – мельчайшая, далее неделимая часть ЛЗ, в которой отражается квант нашего знания о предмете, явлении и т.д., а также феноменах эмоционально-психической деятельности сознания: эмоциях, чувствах, эмоциональных оценках. 4

Лексико-грамматический аспект 5 классемыграммемы предметность одушевленность/неодушевленность единичность / собирательность вещественность признаковость предмета качественность относительность притяжательность (лексичны, выделяются в С/ДК) признаковость действия тоже процессностьзавершенность / незавершенность действия одноактность / многоактность многократность мгновенность и др.

Лексико-семантический и функциональный аспекты 6 членимые на семынечленимые на семы Д/СКККОК СтК ПК человек женщина мужчина ребенок животное растение птица предмет погода Время пространство величина размер…. эмотивность эмотивная оценка *интенсивность

Коннотативный компонент ШИРОКИЙ ПОДХОДУЗКИЙ ПОДХОД любой компонент, который дополняет предметно- понятийное (или денотативное), а также грамматическое содержание языковой единицы и придаёт ей экспрессивную функцию: идеологема, сема поля, сема национально- культурной специфики и др. эмотивность – результат отражения в ЛЗ эмоций и чувств говорящего субъекта (сыночек, солнышко) эмотивная оценка – результат отражения в ЛЗ субъективных мнений, положительных и негативных оценок, выраженных через эмоции (вкуснятина, бездарь, обормот) интенсивность (гиперболизированный признак) – отраженное в сознании и воплощенное в ЛЗ слова представление о высокой степени проявления признака (лететь бежать, изумительный, океан очень много, жирафа (о человеке). 7 ЛЭС: Коннотация (ср.-лат. connotatio, от connoto имею дополнительное значение) эмоциональная, оценочная или стилистическая окраска языковой единицы узуального (закреплённого в системе языка) или окказионального характера (В. Н. Телия).

Макрокомпонент Образность результат отражения образа как ассоциативно-психической сущности; не членится на отдельные семы; отражает национально-культурную специфику, языческие, мифологические, библейские представления, исторические ситуации, фольклорные, литературные аллюзии (беситься, чертополох, остолбенеть, ошеломить, обломовщина); внутренняя форма слова (признак, положенный в основу наименования [А. А. Потебня]) – это образность, не связанная с коннотацией; ОК без КК: клубника, земляника, крестины, небосвод, высотка; ОК + КК: выкрутасы, кособокий, ершистый, кривотолки. 8

Функциональный аспект СТИЛИСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПРАГМАТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ стилистическая маркированность лексемы в целом или отдельных её ЛСВ; системное свойство слова (признается не всеми лингвистами!); формальный критерий выделения – словарные пометы: книжн., высок., нар.-поэт., разг., прост. и др.; базарить, ворковать, шпарить, присобачить, зубоскал характеризует слово как актуальную единицу речи/текста; смысловые обертоны, наращение смысла, оттенки значения; Твоими оладьями только гвозди забивать! ОЛАДЬИ, -дий, -дьям; мн. (ед. оладья, -и; ж.). Толстая мягкая лепёшка из пшеничной муки, испечённая на сковороде [БТС] 9

Модель полной структуры семемы ЛЕ на уровне макрокомпонентов 1. Структура семемы виртуальной (не реализованной в речи) ЛЕ: ГК Д/СК ОК КК СтК. 2. Структура семемы, реализованной в речи / тексте ЛЕ, т. е. актуального смысла: ГК Д/СК ОК КК ПК СтК ГК Д/СК : снег, лодка, река, рука, плечо, плыть, делать, желтый. ГК Д/СК ОК :снегирь, колокольчик, рукав (реки), желтуха. ГК Д/СК ОК КК СтК : носатый, рукастый, мягкотелый, мямлить, ишачить, канителиться, делец, хитрюга, выкрутасы, сборище, скопище. 10

Типы номинаций 11 /п/п Модель структуры семемы (ЛЗ) Тип номинации Примеры 1.Д/СКбезобразные экспрессивно и стилистически нейтральные номинативы круг-1, лес-1, быстрый-1 2.Д/СК ОКобразные экспрессивно и стилистически нейтральные номинативы носорог, подснежник, очевидец, сороконожка, кругозор 3.Д/СК Ст Кбезобразные экспрессивно нейтральные стилистически маркированные (книжные) номинативы реформа, оппонент, пакт, диссертация, диалектика

Типы номинаций 12 /п Модель структуры семемы (ЛЗ)Тип номинации Примеры 4.Д/СК ОК КК СтК образные стилистически маркированные (книжные, высокие) экспрессивы пушистый (снег), излучать (нежность), блистать, окрылить 5.ДК/CК ОК КК СтК образные стилистически маркированные( сниженные) экспрессивы носорог, подснежник, очевидец, сороконожка, кругозор 6. ДК КК СтК* безобразные стилистически маркированные экспрессивы

13 Типология денотативно-сигнификативных сем объективныесубъективные (ассоциативные) предметные (конкретные)отвлеченные (абстрактные) ядерные периферийные эксплицитные (выраженные) в морфемной структуре слова в словосочетании в контексте в словарной дефиниции имплицитные (невыраженные) явные скрытые актуализованныенеактуализованные постоянные переменные интегральные (общие, родовые, архисемы) дифференциальные (видовые)

Семы объективные – субъективные по природе отраженных и закрепленных в ЛЗ слов признаков предметов. объективные семы отражают такие признаки предмета, не зависящие от воли субъекта; сема возраст в ЛЗ слов дитя, ребенок, подросток, взрослый, старик; сема состоящий из трех одинаковых компонентов, составных частей в ЛЗ слов трилистник, триумвират, троеборье, тройник, тройня. субъективные семы отражают такие признаки предметов, которые им приписываются субъектом в актах номинации; все субъективные семы по своей природе ассоциативные, такие семы представлены в метафорических ЛЗ, поскольку метафоры порождаются на основе ассоциаций: верста, каланча – о человеке очень высокого роста; серебристый голосок, горькая правда. 14

Семы предметные (конкретные) – отвлеченные (абстрактные) конкретные семы, репрезентированные словами рука, нога, глаз, стена, дверь, передвигаться с помощью ног, брать (что- н. рукой) и т. п.; абстрактный характер имеют сигнификативные семы состояние, отношение, время, пространство, сознание, мышление, мысль, думать, рассуждать; абстрактный характер имеют семы, отражающие различные признаки-характеристики человека и предметов, состояний и т. д.: семы большой / громоздкий и неуклюжий в переносных ЛЗ слов медведь и слон; сема очень быстрый, мгновенный в слове молниеносный (ответ, удар) и т. д. абстрактный характер имеют также коннотативные семы. 15

Семы ядерные – периферийные ядерные семы – это семы значимые, существенные при выделении предметов реальной действительности и их противопоставлении в когнитивном процессе; И. А. Стернин: ядерная сема отражает, во-первых, постоянный признак предмета, во- вторых, обязательный, неустранимый признак предмета, «т. е. такой, мысленное устранение которого из предмета нарушает тождество предмета – он утрачивает свою качественную определенность и / или способность выполнять основную функцию». сема женщина выступает ядерной в любой номинации женщины и гипосемой, объединяющей все номинации женщин в общем поле ЛЕ, обозначающих человека, архисемой в группах, объединяющих названия женщин по разным признакам (врач, менеджер, поэтесса, артистка, арфистка, манекенщица), по родственным отношениям (мать, сестра, дочь, бабушка, прабабушка) и т. д. периферийная сема отражает непостоянный и необязательный признак предмета, в меньшей степени осознающийся говорящими, чем ядерный признак: мать женщина по отношению к своим детям – не выражены периферийные семы родившая, вскормившая грудью ребенка (в сознании русских мать ассоциируется с рождением ребенка, кормлением его грудью, воспитанием). 16

Семы эксплицитные (выраженные) – имплицитные (невыраженные) по характеру представленности в ЛЗ слова. Средства выражения сем: 1) аффиксы (суффиксы, префиксы, основы): суффиксы существительных -ист- и - тель- выражают сему лицо (чаще – мужского пола) (фольклорист, пианист, визажист, учитель, грабитель); 2) сочетаемость слова с другими словами: вереница гусей и переносно вереница образов, воспоминаний, мыслей следующие друг за другом мысленные объекты; 3) контекст (предложение): С докладом выступил известный фольклорист (лицо мужского пола) – С докладом выступила известный фольклорист (лицо женского пола); 4) с помощью метаязыка: беседа разговор, официально-деловой или задушевный (общение, устное через метаслово разговор и сфера общения официально-деловое / задушевное (т. е. доверительное, дружеское); разговор словесный обмен мнениями, беседа (общение, устное, но не выражена сема сфера общения, она актуализируется в словосочетаниях: разговор официальный, неофициальный, доверительный, задушевный, неприятный, разговор по душам). 17

Семы явные – скрытые по характеру представленности в ЛЗ слова; явные семы эксплицируются в словарных метатолкованиях и контекстах, скрытые семы не имеют явной выраженности, но осознаются говорящими на основании их коллективного опыта; одна и та же сема может быть явной в одном ЛЗ и скрытой в другом: стол предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках скрытые семы: изготовленный человеком (из опыта мы знаем, что любой предмет мебели может быть изготовлен руками человека), за которым обычно сидят (это тоже известно из опыта) и функция как обобщенная сема, которая в системе лексики выражается синлексемами письменный стол, обеденный стол, кухонный стол, офисный стол и т. п. и контекстами, например: Садитесь за стол, будем обедать = обеденный стол; На столе учителя лежали тетради = письменный стол. 18

Семы актуализованные (актуализированные) – неактуализованные (неактуализированные) по отношению к речи; в устных и письменных высказываниях ЛЗ реализуется, актуализируются не целиком, в совокупности всех своих сем, а частями, каждая часть актуальна для конкретной речевой ситуации, остальные семы «погашаются», или нейтрализуются, контекстом: жаворонок певчая птица отряда воробьиных Жаворонок относится к семейству воробьиных –актуализованные семы: птица, небольшая, семейства воробьиных; не актуализована сема певчая (в лирических произведениях русских поэтов жаворонок называется певцом полей, то есть актуализируется сема певчая птица, нейтрализуются семы небольшая и семейство воробьиных). 19

Семы постоянные – переменные по характеру актуализации в высказываниях; постоянные семы реализуются в любом высказывании, переменные семы могут реализоваться в одних контекстах и быть не реализованными («погашенными», нейтрализованными) в других контекстах. постоянными являются как ядерные, так и периферийные семы; в словарных толкованиях переменные семы выражаются метасловами иногда, обычно, союзами или, а также и др., отговорка ссылка на несущественное или вымышленное обстоятельство с целью уклониться от чего-н. (переменные семы подчеркнуты); пещера углубление, полое пространство под землей или в горном массиве. 20

Семы интегральная (общая, родовая, архисема) – дифференциальная (видовая) по различительной силе; интегральная сема (ИС) объединяет некоторое множество ЛЕ в единое целое (группу, поле), дифференциальные семы (ДС) разделяют такое множество на подмножества; в многоуровневых классификациях ЛЕ используются термины гиперсема, гипосема и архисема для различения интегральных сем разных уровней классификации ЛЕ; в таких случаях термин интегральная сема становится родовым по отношению к видовым терминам гиперсема, гипосема, архисема. гиперсема устная речевая деятельность объединяет глаголы с такой семой в ЛСП; ДС передавать информацию (говорить, наговориться, сказать, сообщить) и характеристика процесса речи (мямлить, брюзжать) разделяют данное поле на два подполя, и каждая из них становится гипосемой своего подполя. 21