Можно ли назвать язык биологическим явлением? Каковы аргументы сторонников и противников этого направления?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила учитель обществознания МОУ СОШ 1 с. Варны Коребо О.И
Advertisements

Проблема формирования личности на этапе начального общего образования 1.
Основные характеристики человека особое строение организма (прямохождение); способность к трудовой деятельности (преобразование окружающей среды); наличие.
План. 1. Человек, индивид, личность. 2. Жизненные ценности и ориентиры. 3. Становление личности.
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Курс «Возрастная физиология и психо- физиология» представляет собой совокупность естественно-научных знаний об.
Самопроверка. 1.Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности определяется понятием: а. гражданин, б. личность, в. индивидуум,
Заикание Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Понятие-человек, индивид,личность.. ЧЕЛОВЕК это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни является субъектом.
Индивид. Индивидуальность. Личность. Выполнила студентка 1 курса группы 1 МБ/1 Водопьянова Селиме.
Генетика человека Элективный курс для учащихся 9 класса Автор курса: Ефимова Г.В. МОУ «Средняя общеобразовательная школа 2 г.Йошкар-Олы»
Психология личности: Базовые понятия.. Каково соотношение базовых понятий: индивид, личность, субъект, индивидуальность?
Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
Движущие силы антропогенеза. Социальные и биологические факторы.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Генетика человека. Генетика человека Элективный курс для учащихся 9 класса Автор курса: Ефимова Г.В. МОУ «Средняя общеобразовательная школа 2 г.Йошкар-Олы»
Ситникова Светлана Анатольевна, учитель биологии высшей категории.
Краткая история развития биологии. Биология – наука о жизни (изучает живую природу) Биология – наука о жизни (изучает живую природу) Термин «биология»
ЧЕЛОВЕК биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле. СУЩЕСТВО ОБЩЕСТВЕННОЕ Лишь в обществе происходило.
1. Понятие « личность » 2. Понятие « индивид » 3. Понятие « индивидуальность » 4. Закрепление изученного : - определения понятий - схемы понятий - тестовые.
Индивид, индивидуальность, личность. ЛИЧНОСТЬ: ТРИ ОСНОВНЫХ ПОДХОДА К ЕЕ ТРАКТОВКЕ. 1) антропологический; 2) социологический; 3) персоналистический.
Транксрипт:

Можно ли назвать язык биологическим явлением? Каковы аргументы сторонников и противников этого направления? Автор работы: Светашова Мария, 2 курс

Что такое биологическое явление? Биологическое явление - явление, которое происходит в живой природе, такое как деторождение, взросление, старение. Характеризуется ритмичностью и периодичностью.

В середине XIX в. возник взгляд на язык как живой организм, который развивается по тем же законам природы, что и другие живые организмы: он рождается, созревает, достигает расцвета, клонится к упадку и умирает.

Возникновение и развитие языка в натуралистической концепции связывалось с возникновением и развитием жизни. Основателем этой концепции являлся Август Шлейхер. Натуралистическая концепция

«Языки, эти организованные в звуковой материи природные организмы …, проявляют свои свойства природного организма не только в том, что их рост происходит по определенным законам. Жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов – растений, животных. Как и эти последние, он имеет период роста от простейших структур к более сложным формам и период старения» - А. Шлейхер. Натуралистическая концепция

Историческая справка Август Шлейхер ( ) – немецкий языковед, ботаник, лингвист. Главной чертой научного мышления Шлейхера являлось стремление приблизить языкознание по точности и строгости метода к естественным наукам.

Историческая справка А. Шлейхер рос в семье врача, и с юного возраста интересовался языками. В 16 лет он поступил в гимназию в Кобурге, где, кроме латинского, греческого и еврейского языков, начал заниматься и ботаникой. Тогда уже Шлейхер интересовался китайским языком и санскритом.

Город Кобург

Историческая справка Под конец жизни А. Шлейхер знал более 20 языков, не считая родного немецкого. К ним относились индоевропейские, романские, славянские (в том числе церковнославянский), монгольский, китайский, арабский, чешский, тибетский и многие другие языки.

При ответе на вопрос, относится ли язык к биологическому явлению, нужно отличать два момента: 1) наследуется ли язык? 2) существует ли биологический механизм возникновения и формирования человеческой речи, а затем и языка индивида? Природа языка

Генетический код формирует анатомию и физиологию человека, приспосабливая отдельные органы - речевой аппарат, мозг, центральную нервную систему - под речевой механизм. Но этот механизм запускается и формируется у ребенка только в определенных условиях- при наличии языкового окружения, социума. Наследственность языка

Стали известны факты длительной изоляции детей от общества, которая происходила в раннем возрасте, их проживания в среде животных. Такие дети вообще не умели говорить и с трудом поддавались обучению языку.

Современные психофизиологи установили, что язык возникает не из звуков гуляния ребенка, но из тех звуков, которые он слышит от взрослого человека. Такие факты, несомненно, свидетельствуют о том, что речь возникает развивается в обществе, в коллективе. Однако это не отрицает наличия биологического в языке. Наследственность языка

Конкретный язык не передается по наследству, и на генетическом уровне не предопределено, каким именно языком будет пользоваться ребенок. Язык усваивается ребенком под влиянием окружающих - семьи, школы, воспитателей, улицы. Ребенок начинает говорить на том языке, какому его обучают. Так, дети русских дворян под влиянием обучения нередко начинали говорить по-французски раньше, чем по-русски. Наследственность языка

Механизм развития речи Именно биологический механизм, биологическая предрасположенность человека к формированию языка реализуется в каждом конкретном случае в отдельном языке. Этот биологический фактор заложен в самой структуре генетического кода, независимой от ее реализаций в конкретном человеке. Сущность языка как биологического явления заключается прежде всего в том, что на биологическом уровне своим аналогом он имеет структуру генетического кода.

Биологическое в языке проявляется также в том, что особенности речи каждого человека индивидуальны. Знакомый голос мы узнаем из множества других голосов, даже не видя говорящего. Эти индивидуальные особенности порождаются биологическим механизмом. Механизм развития речи

При всех недостатках натуралистическое направление в языкознании должно рассматриваться как этап поступательного движения науки о языке. Ценным следует считать стремление представителей этого направления, в частности Шлейхера, применять к изучению языка точные методы естественных наук. Натуралистическая концепция

Ошибочным в концепции Шлейхера и его последователей явилось слишком прямолинейное перенесение на язык законов, присущих биологическим организмам. Языки тоже возникают, развиваются и иногда умирают. Но смерть эта носит не биологический, а социально- исторический характер. Язык умирает только с исчезновением говорящего на нем общества, коллектива людей. Натуралистическая концепция

Ботанические вкусы Шлейхера сказались и в его желании систематизировать, уложить живое разнообразие языка в немногие и, нужно сознаться, довольно деревянные рубрики. Ученики отбросили элементы примитивного биологизма и развили самые ценные идеи своего учителя. Провал концепции Шлейхера

Однако несмотря на ошибочный характер натуралистической концепции в языкознании, следует всегда учитывать тот факт, что сравнение языка с живым организмом способствовало утверждению системного взгляда на язык как на объект, обладающий собственной структурой. Положительное влияние

Спасибо за внимание!