L/O/G/O Особенности обследования детей с нарушениями развития старшего дошкольного возраста Выполнила: Кононова В.И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью.
Advertisements

Диагностика мотивационной сферы детей младшего школьного возраста Выполнили студентки ПО 3.2: Ветошкина С.А. Балыбина К.С.
3.3 Обучение предпосылкам интеллектуальной деятельности и социальным навыкам «Расписание самостоятельной деятельности для детей с аутизмом» Подготовила:
Обследование восприятия и интеллектуального развития ребенка 3-5 лет.
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ ГБОУ 246 КАРАБОРЧЕВА М.А. Диагностика уровня развития внимания.
Тема "Методы психологии".. Природа через человека познает самое себя. Если это так, то психология - это познание человечеством своей собственной природы.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ШКОЛЕ.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Евдокимова Т. А.. Личностная социально- психологическая готовность Готовность к принятию новой социальной позиции школьника Она обязывает занять иное,
ГБОУ СПО «Черепановское педагогическое училище» Косарева Анна Александровна Диагностика личностных качеств детей младшего школьного возраста 2010 год.
Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с «Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией.
Память. Внимание Подготовила:Ергазина Аида. Память Память – это сложный познавательный процесс, благодаря которому обеспечивается непрерывность психической.
Педагогический совет МБОУ СОШ 4 Тема: Развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание.
Статья по теме: Психологические основы формирования самооценки в дошкольном и младшем школьном возрасте
Проблемы, методы и формы диагностики воспитанности учащихся. Выполнили студенты 21 гр ФТО студенты 21 гр ФТО Ергер Е. Береснев Д.
Виды проектной деятельности: -Исследовательская проектная деятельность; -Творческая проектная деятельность; -Нормативная проектная деятельность;
«готовность к обучению в школе» Всё многообразие трактовок понятия «готовность к обучению в школе» может быть сведено к одному достаточно общему определению.
РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ФОРМИРОВАНИЕМ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МОУ СОШ 69 1 – а класс.
Формирование у дошкольников навыков сотрудничества Ширинкина Валентина Ивановна, Горбунова Надежда Сергеевна МАДОУ детский сад 13 г. Нытва.
Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память.
Транксрипт:

L/O/G/O Особенности обследования детей с нарушениями развития старшего дошкольного возраста Выполнила: Кононова В.И.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ (Методика Н. Ю. Боряковой) Цель исследования. Выявление качественного свое­образия продуктивной деятельности воображения у детей шестого года жизни: возможности ребенка к соотнесению знака и значения. Оснащение. Картинки-вывески с изображением кон­верта, буханки хлеба, ножниц, красного креста, сапога, тарелки и столовых приборов, книг, кукол, тигра в клетке, молочной бутылки, почтового ящика. Кукла Незнайка. Порядок работы. Исследование проводится индивиду­ально, испытуемому предлагается следующая инструкция: «Незнайка оказался в незнакомом городе, где люди гово­рили на непонятном языке. Ему пришлось по вывескам догадываться, где что находится. Помоги Незнайке». Дети по картинкам должны определить, какие заведения нахо­дятся под данными вывесками. Обработка результатов. В качестве основных учитыва­лись следующие психодиагностические критерии: особенности мотивации; готовность к сотрудничеству со взрослым; понимание инструкции; осознанное соотнесение символа с определенным значением; способность к правильному словесному обозначе­нию; точность вербализации; степень самостоятельности; стремление к достижению цели.

С учетом выделенных критериев, определяется уро­вень, к которому можно отнести результаты деятельности ребенка. I уровень предполагает способность к осознанию смысловой связи и адекватному словесному обозначе­нию. В данном случае ребенок проявляет интерес, его привлекает интеллектуальный поиск, он самостоятельно и правильно выполняет задание. II уровень характеризуется трудностями в выборе нужной лексической единицы, хотя ребенок понимает цель, поставленную перед ним, и устанавливает смысло­вую связь, но не может точно ее обозначить: употребляет неологизм («тетрадный магазин») или называет ситуацию («Там, где волосы стригут»). III уровень характеризуется ответами, которые ре­бенок дает, опираясь на свой жизненный опыт, однако предъявленный предмет ассоциируется у него с конкрет­ной ситуацией, а не с воображаемой; соотнести знак с определенным значением ребенок не может. IV уровень предполагает такие варианты ответов, когда ребенок ограничивается названием предъявленного предметного изображения. Цель задания им не осознается, предложенная деятельность оказывается недоступной.

Цель исследования. Выявление особенностей общения со взрослым у шестилетних детей. Оснащение. Для первого этапа обследования - игруш­ка Петрушка; набор строительного материал (кубики) и матрешка; детская книга о животных; детская книга о сверстниках. Для второго этапа обследования ширмочка игру­шечный телевизор с пультом с 4 кнопками (около каж­дой кнопки наклеена картинка, напоминающая одну из четырех ситуаций взаимодействия со взрослим). Диагностическое обследование ре­бенка проводится в два этапа. На первом этапе взрослый знакомит ребенка с раз­личными экспериментальными ситуациями. На втором этапе взрослый предлагает ребенку игру в «Телевизор». Взрослый показывает ребенку ширмочку и говорит, что за ней находится экран телевизора. Ребенок может открыть занавес. Взрослый напоминает, что если нажать на первую кнопку появится Петрушка и будет «танцевать», на вторую он вместе со взрослым сможет строить дом для матрешки, на третью смотреть книгу и разговаривать о животных, на четвертую беседовать о хороших и плохих поступках детей, о поступках само­го ребенка. Предпочтение ребенка тому или иному виду общения определяется настойчивостью в удовлетворении различных видов контактов со взрослым в названных ситуациях, что предусмотрено методикой: из-за «неисправ­ности» телевизора окошечко все время закрывается. Обработка результатов, О преобладании определен­ной формы общения у детей в предложенных вариантах диагностической методики можно судить по устойчивости выбора определенной ситуации общения, по характеру эмоционального состояния ребенка, желательной для него длительности общения. Анализ речевых высказываний позволяет судить об инициативности ребенка в общении, о поводах обращения к взрослому, о характере его контак­тов. Выделенные в исследованиях школы М. И. Лисиной уровни общения детей со взрослыми являются в данной методике критериями сформированности общения. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ (Методика А. Г. Рузской в модификации Е. Е. Дмитриевой)

Цель исследования. Изучение особенностей эмоцио­нального отношения (эмпатии) у испытуемых 56 лет к сверстникам в условиях морального выбора. Оснащение. Набор геометрических фигур (круги, квад­раты, треугольники, прямоугольники, овалы) по 57 штук каждого вида; пенал для фигур; три разрезных картинки из десяти частей каждая. Порядок работы. Исследование проводится в два этапа. На первом этапе детей ставят перед необходимостью прогнозирования своего поведения в ситуации, которая позднее станет реально организованной. В этих целях ре­бенку индивидуально зачитывается рассказ и предлагается ответить на вопросы. Приведем текст рассказа. На втором этапе исследования выясняется, сможет ли ребенок увидеть затруднения своего товарища и окажет ли ему реальную помощь в ситуации морального выбора. Характер предлагаемой ребенку практической деятельности соответствовал предложенной для оценки ситуации на первом этапе исследования. Обработка результатов. На первом этапе исследования выявляется, в какой мере у испытуемых сформированы «знаемые» мотивы поведения. Как правило, и нормально развивающиеся дети, и дети с задержкой психического развития (ЗПР) прогнозируют оказание помощи своему товарищу. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ (Методика Л. Д. Кошелевой в модификации Е. Н. Васильевой)

Цель исследования. Изучение восприятия и простых целенаправленных действий у детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Оснащение. Материал методики включает пять досок из пластика или плотного картона размером 40 * 50 см с врезанными в них фигурами. Порядок работы. Испытуемому предлагается вниматель­но рассмотреть доску (в течение 10 сек.), после чего доска переворачивается, выпавшие из своих гнезд фигурки или детали перемешиваются. Испытуемого просят уложить все фигуры на прежнее место. Время хронометрируется. Проце­дура последовательно повторяется с каждой из оставшихся досок. Особенности действий испытуемого, его реакции, высказывания, характер отдельных попыток восстановления фигур и ошибки отмечаются в протоколе обследования. Обработка результатов. Дети с олтофренией в степени дебильности понимают словесную инструкцию, выполняют доску 1. Им доступно сличение форм вкладышей с ячейками. Некоторым детям с этим диагнозом необходимо объяснение и стимуляция, после чего они выполняют задание самостоятельно. Они испытывают затруднения при выполне­нии досок 2 и 3. Часто меняют характер деятельности, действуют методом проб и ошибок. Необходимо оказывать обучающую помощь. Выполнение заданий по доскам 4 и 5 оказывается недоступно. Дети с эпилептической деменцией бессмысленно, но очень настойчиво вставляют фигурки в неподходящие отверстия это связано с вязкостью мышления. Не хотят принимать помощь. С трудом переключаются на другое задание. Дети с шизофренической деменцией вяло перебирают фигурки, кладут их сверху на доску, а не в отверстия, считая, что выполнили задание правильно. Иногда могут отказываться от выполнения простого задания, а более сложное выполнить. Дети с задержкой психического развития уверенно справляются с заданием I. Помощь при выполнении второго и третьего варианта методики носит стимулиру­ющий и организующий характер («Подумай!», «У тебя по­лучится»). Четвертое и пятое задание выполняется с более существенной помощью взрослого (образец, демонстрация способа действия). ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО, ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Методика «Доски форм» Э. Сегена)

Цель исследования. Изучение особенностей прогно­стической деятельности детей 610 лет, дифференциальная диагностика разных степеней интеллектуальной недоста­точности (задержка психического развития, олигофрения), отграничение данных состояний от нормы. Оснащение. Методический материал представляет собой три набора карточек размером 4*4 см с написан­ными на одной стороне печатными буквами «А» или «Б» (размер букв 2*2,5 см). С лицевой и оборотной стороны карточек мелкими цифрами отмечен порядковый номер карточки (нумерация карточек в каждом наборе начи­ нается с единицы). Возможно, особенно при повторных обследованиях одних и тех же испытуемых, использование других символов (цифры 1 и 2, геометрические фигуры, например, черный и белый круги размером с двухкопе­ечную монету или красный и синий квадраты размером стороны в 1 см и т. п.). Инструкция испытуемому перед предъявлением пер­вого набора: «Вот здесь у меня только такие карточки... (экспериментатор показывает две карточки, не входящие в набор с буквами «А» и «Б»), других у меня нет. Твоя задача угадать, в каком порядке следуют здесь буквы (экспериментатор показывает пальцем на первую карто­ чку первого набора, держа ее так, чтобы испытуемый не мог видеть буквы). Все ошибки я буду записывать. Итак, начали! Какая сейчас будет буква?» Обработка результатов. При анализе учитываются сле­дующие количественные и качественные показатели: 1) количество ошибок предсказаний (показатель 1); 2) количество ошибок «отвлечений», то есть ошибок, возникающих после трех правильно предсказанных циклов последовательностей (показатель 2); 3) точность воспроизведения правильно предсказан­ных порядков чередования трех номеров (показатель 3); 4) стратегия прогнозирования (показатель 4). ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ (Методика Л. И. Переслени, В. Л. Подобед)

Цель исследования. Изучение сформированности са­морегуляции как общей способности к учению у старших дошкольников. Оснащение. Стандартный набор мелкого строитель­ного материала. Процедура проведения диагностического обследования на обоих этапах включает в себя следующие общие моменты: 1. Оборудование рабочего места испытуемого необходи­мым набором деталей строительного материала. 2. Предъявление задания в форме вербальной инс­трукции и графического образца, либо только в форме вербальной инструкции, требующей от ре­бенка предварительного планирования предстоящей деятельности. В случае затруднения в планировании экспериментатор предлагает ребенку действовать так, как он может. 3. Фиксирование в процессе эксперимента проявлений эмоционального отношения ребенка к заданию, осо­ бенностей принятия инструкции и предварительного планирования, характера контрольных действий, сте­пени соответствия результата деятельности образцу, оценки ребенком результата собственной работы. В случае необходимости уточнения или дополни­тельного обоснования ребенком своей оценки, ему предлагается ответить на следующие вопросы: «Нра­вится тебе твоя работа? Почему она тебе нравится (не нравится)? У тебя получилось точно так же, как на рисунке? Почему ты так думаешь?» Обработка результатов. Сформированность саморегу­ляции у ребенка при выполнении заданий оценивалась по следующим основным критериям: 1)особенности принятия задания принимает полно­стью; принимает общую цель деятельности; не при­ нимает ни цели, ни способов деятельности; 2) качество самоконтроля в процессе предварительного планирования деятельности заранее намечает про­грамму предстоящей деятельности, соотносит ее с предложенным образцом; способен к частичному планированию; вообще не планирует деятельности; 3) эффективность действий самоконтроля в процессе выполнения задания самостоятельно замечает и исправляет допущенные по ходу работы ошибки; некоторые ошибки и неточности ребенок не замечает и не исправляет; ошибок не замечает. 4) эффективность действий самоконтроля при оценке результата деятельности дает мотивированную оценку, сопоставляет результат с заданным образцом по всем параметрам; дает поверхностную оценку, отмечая лишь некоторые несоответствия с образцом, опускает при этом существенные детали; вообще не оценивает. ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ В СТРУКТУРЕ ОБШЕЙ СПОСОБНОСТИ К УЧЕНИЮ У ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ (Методика В. В. Кисоеой)

Цель исследования. Изучение уровня переключаемости, концентрации внимания и темпа выполнения психо­ диагностического задания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Оснащение. Два аналогичных корректурных бланка со случайным набором колец с разрывами, направленными в разные стороны (см. рис. 6). Порядок работы. Исследование проводится в два этапа, каждый из которых длится по пять минут (с пя­ тиминутными перерывами между этапами). Для каждого этапа диагностики испытуемому предлагается один кор­ректурный бланк. Первый этап исследования направлен на изучение уровня концентрации и продуктивности внимания, темпа выполнения задания. Ребенку предъявляется бланк «Кор­ректурной пробы» и предлагается следующая инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Будь внимателен и работай как можно быстрее». Внима­тельно просматривай кольца по рядам, находи среди них такие, которые имеют разрыв с левой стороны, и зачеркивай их. Помни, что зачеркивать нужно только такие кольца и никакие другие. Искать и зачеркивать названные кольца нужно будет до тех пор, пока ты не услышишь слово «стоп», В это время тебе нужно остановиться и показать мне то кольцо, которое ты увидел последним. После этого я отмечу в таблице место, где ты остановился, и скажу слово «начинай». В течение пяти минут, пять раз подряд (через каждую минуту) ребенку говорят слова «стоп» и «начинай». После того как пять минут истекут, экспериментатор произносит слово «конец». На этом выполнение задания заканчивается. Второй этап исследования направлен на изучение уровня переключаемости внимания. Ребенку предъявляется второй бланк «Корректурной пробы» и дается инструкция: «На этом листе ты будешь зачеркивать кольца по друго­му правилу в первой строчке зачеркиваются кольца с разрывом наверху, во второй строчке зачеркиваются коль­ца с разрывом с правой стороны; в следующей строчке опять зачеркиваются кольца с разрывом наверху, а затем опять кольца с разрывом с правой стороны и так далее по этому же правилу». Экспериментатор просит ребенка повторить правила и старается добиться, чтобы он их полностью усвоил. После того как пройдет установленное время экспериментатор говорит слово «конец», означающее завершение задания. Обработка результатов. Результаты выполнения «Кор­ректурной пробы» обычно выражаются количественно. Так, уровень концентрации внимания (К) может быть выражен с помощью индекса точности: К= S 2 /n ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ (Методика «Корректурная проба», модификация Ландолъта)

Цель исследования. Изучение межличностных отно­шений ребенка дошкольного, младшего школьного и под­ росткового возраста, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими. Оснащение. Стандартные картинки с изображением детей, детей и взрослых, а также тестовые задания, на­ правленные на выявление особенностей поведения в раз­нообразных жизненных ситуациях, актуальных для ребенка и затрагивающих отношения с другими людьми. Порядок работы. Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Завершается обследование опросом, в процессе кото­рого уточняются интересующие психолога данные. Обработка результатов. Диагностический материал подобран таким образом, чтобы психолог мог получить информацию о системе личностных отношений ребенка по следующим показателям: 1. Показатели, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми (мать; отец; оба роди­теля; братья и сестры; бабушка и дедушка; друг, воспитатель или другой авторитетный для ребенка взрослый). 2. Показатели, характеризующие особенности самого ребенка (любознательность; стремление к доминированию в группе; стремление к общению с другими детьми в больших группах; отгороженность от других, стремление к уединению; социальная адекватность поведения). Отношение к определенному лицу выражается коли­чеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответству­ющего отношения. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ (Методика «Фильм-тест» Рене Жиля)

L/O/G/O Спасибо за внимание!