ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: подходы к разработке, структуре и содержанию 2016.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ОВЗ Концепция специального федерального государственного.
Advertisements

Е.В. Шереметьева, к.п.н., доцент. 1. Каждый имеет право на образование 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные.
Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья.
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: подходы к разработке, структуре и содержанию Нагимова Наталья Ивановна, ст. научный сотрудник.
Проект СФГОС Специальный федеральный государственный образовательный стандарт (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: (основные положения).
ФГОС дошкольно го образовани я ОП ФГОС НОО Стандарт для обучающих ся с ОВЗ ФГОС ООО Специальные требования к структуре программы, условиям и результатам.
Академик РАО Малофеев Н.Н.. ИКП РАО Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ( г. Пр.-271) «Новая школа - это школа для всех.
«Отдельные вопросы реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования» Крестинина И.А., к.п.н., зав.кафедрой специального.
Разработка и внедрение специальных федеральных образовательных стандартов для детей с ОВЗ Институт Коррекционной педагогики РАО Институт-коррекционной-педагогики.РФ.
Материал по теме: ПРОЕКТ СПЕЦИАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Проект СФГОС Специальный федеральный государственный образовательный стандарт (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ОВЗ Основные положения концепции.
Стандарт специального образования в новых условиях.
Построение индивидуальной траектории развития детей с ОВЗ в рамках ФГОС Чем раньше определяется проблема, тем меньше времени необходимо для того, чтобы.
Транксрипт:

ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: подходы к разработке, структуре и содержанию 2016

Категории детей с ОВЗ дети с нарушениями зрения дети с нарушениями слуха дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) дети с задержкой психического развития (ЗПР) дети с нарушением интеллекта (У/О) дети с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Правовые основы развития инклюзивного образования Конституция РФ(ст. 43) « Дети –инвалиды могут получать дошкольное, начальное общее, основное общее. среднее(полное) общее образование в обычных государственных, негосударственных образовательных учреждениях, в специальных(коррекционных) учебных учреждениях, в специальных классах, группах. на дому в семье. Закон РФ об образовании,определяя принципы государственной политики устанавливает : общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Родителям предоставляется право выбирать формы обучения,образовательного учреждения, защищать законные права и интересы ребенка. (ст.42,55,59,79)

Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на годы» 761 (стратегия действий в интересах детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении)) ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями Приказ от

Общая характеристика и назначение ФГОС Нормативный срок освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования с учетом особых образовательных потребностей различных категорий обучающихся составляет 4 (5) лет. Назначение Стандарта ( ФГОС с ОВЗ) Стандарт обеспечивает формирование личности обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей путем развития его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности.

Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ Основные функции СФГОС максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям; дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей освоения цензового уровня, типа учреждения, где он получает образование; гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала; обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов, сделать ясным диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта

обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования детей с ОВЗ; эволюционно перейти от двух параллельных к единой системе образования, обеспечив механизм взаимодействия общего и специального образования и сделав регулируемым процесс совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ; обеспечить детям с ОВЗ равную с другими сверстниками возможность беспрепятственно переходить из одного типа образовательного учреждения в другое; создать условия и стимулировать модернизацию специального образования в его структурно- функциональном, содержательном и технологическом аспектах.

Специальная работа по формированию «жизненных компетенций» 1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения 2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни 3. Овладение навыками коммуникации 4. Дифференциация и осмысление картины мира, ее временно- пространственной организации 5. Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей

СФГОС: вариант А Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде, и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательна систематическая специальная психолого- педагогическая поддержка для реализации особых образовательных потребностей, целенаправленного формирования полноценной жизненной компетенции.

СФГОС: вариант В Ребенок получает цензовое образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки. Обязательна организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. В структуре образования расширяется компонент жизненной компетенции. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ученику. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально приспособленной к особому ребенку и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.

СФГОС: вариант С Ребенок получает нецензовое образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки. Обязательно специальное обучение и воспитание для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. В структуре образования «академический» компонент редуцирован за счет расширения компонента «жизненной компетенции». В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах.

СФГОС: вариант Д Уровень образования определяется индивидуальными возможностями ребенка При значительной редукции «академического» компонента максимально расширяется компонент «жизненной компетенции». Обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа. Ребенок находится в среде сверстников с выраженными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка. Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома и школы. Требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Варианты СФГОС предусмотренные для разных категорий детей с ОВЗ Глухие дети – I, II, III, IV Слабослышащие дети – I, II (III – только при наличии других нарушений) Слепые дети – I, II, III, IV Слабовидящие - I, II (III – только при наличии других нарушений) Дети с речевыми нарушениями – I, II, III Дети с двигательными нарушениями – I, II, III, IV Дети с ЗПР - I, II, III Умственно отсталые дети – III, IV (цензовое образование исключается) Дети с расстройствами аутистического спектра – I, II, III, IV

ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ И КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ: 1. Язык – речевая практика 2. Математика – практика применения математических знаний 3. Естествознание – практика взаимодействия с окружающим миром 4. Знания о человеке – практика личного взаимодействия с людьми 5. Обществознание – практика жизни в социуме 6. Знание об искусствах – практика творчества

Глоссарий Адаптивная образовательная программа- образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом их особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Адаптивная основная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ОВЗ, в том числе с инвалидностью. Обучающийся с ОВЗ- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Структура адаптированной основной образовательной программы 1. Пояснительная записка, в которой раскрыты: цели и задачи АООП, срок освоения АООП, психолого- педагогическая характеристика обучающихся (требования к развитию обучающихся). 2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.

3. Содержание образования : Учебный план, включающий календарный график организации учебного процесса Рабочие программы учебных предметов. Программа коррекционной работы. Программа духовно-нравственного развития. Программы специальных курсов. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; Программа внеурочной деятельности.

4. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы; 5. Условия реализации ООП: кадровые условия, финансово-экономические условия, материально- технические условия, учебно-методические условия.

Деятельностный и дифференцированный подходы – основа Стандарта Это означает: признание в качестве основного средства достижения цели образования процесс организации речевой, познавательной и предметно- практической деятельности обучающихся; признание того, что развитие личности обучающегося зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности; развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями современного общества и их успешной социальной адаптации

Как совместить программы общего образования и программы КРО В разделы ООП необходимо включить содержание деятельности по организации обучения детей с ОВЗ по адаптированным программам 1. В пояснительную записку включить описание особенностей формирования содержания и условий реализации образовательного процесса в зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей учащегося 2. В разделе «Планируемые результаты освоения ООП» отразить : динамику достижения ученика с ОВЗ; и планируемы результаты 3. В разделе «Система оценивания планируемых результатов освоения ООП» предусмотреть разработку: положение о портфеле достижения обучающегося, положение об индивидуальном учебном проекте. 4. В содержательный раздел «Программа формирования (развития) УУД» включить формирование типовых задач, уровни усвоения УУД и т.д. 5. В разделе «Программы по отдельным предметам, курсам, курсам внеурочной деятельности» предусмотреть отражение индивидуализации обучения.

6. В разделе «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся начальной школы. Программа формирования культуры ЗОЖ, экологической культуры / Программа воспитания и социализации обучающихся основной и средней (полной) школы» сформировать систему мероприятий по реализации программы, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся. 7. В раздел «Программа коррекционной работы» должны быть включены: план реализации индивидуально- ориентированных коррекционных мероприятий детей с ОВЗ, комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение, описание специальных условий обучения и воспитания и механизм взаимодействия всех участников КРО. 8. Раздел «Учебный план» учет индивидуальных особенностей 9. Раздел «План внеурочной деятельности» проектирование внеурочной деятельности учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ 10. Раздел «Система условий реализаций ООП» оценка и проектирование ресурсного обеспечения реализации АОП.

Спасибо за внимание!