Метод пиктограммы

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обобщение МОУ СОШ 14, г.Ноябрьск, 2010 Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Подготовила Соснова Т.Н., учитель.
Advertisements

Схематизация (введение). Схематизация Схематизация – это способ организации понимания, который включает в себя знание: правил конструирования схем; схематичного.
Естественнонаучная грамотность и новый стандарт основной школы Пентин А.Ю., зав. кафедрой естественно-математического образования АПК и ППРО, к.ф.-м.н.
Детерминационный анализ. Это 1)система методов анализа социологических и социально-экономических данных, в которой задачи обработки и интерпретации ставятся.
Системно-деятельностный подход в процессе обучения физики.
«ШКОЛЬНЫЙ СТАРТ»: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СТАРТОВОЙ ГОТОВНОСТИ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Память Развивающие упражнения для детей 5 – 7 лет.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Эмпирический и теоретический уровни знания присущи Ответ: 1) любому виду познания 2) научному познанию 3) обыденному познанию 4) рациональному познанию.
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ» ПО ТЕМЕ: «ЗАВИСИМОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ СМЫСЛОВОГО ЗАПОМИНАНИЯ ОТ ВЫРАЖЕННОСТИ СПОСОБНОСТИ К ОБОБЩЕНИЮ» ВЫПОЛНИЛ:
Организация исследовательской деятельности младших школьников.
Зависимость выбора уровня сложности задачи от способности концентрации внимания Гусева Диана, 3 курс «Психология»
Возрастные особенности памяти у школьников начальных классов Борковской средней общеобразовательной школы Татьяна Гарина 4 класс.
Моделирование физических явлений на компьютере. Моделирование физических явлений на компьютере.
Личностно ориентированное обучение Цель: -Создание условий для обеспечения учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей.
Геометрический материал – средство развития мышления младших школьников Васько Ирина Ивановна учитель начальных классов.
Взаимосвязь трудностей возникающих у ребенка при обучении с уровнем развития универсальных учебных действий ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Низкий.
Тема "Методы психологии".. Природа через человека познает самое себя. Если это так, то психология - это познание человечеством своей собственной природы.
«Встречаем первоклассников» Психологическое просвещение родителей Подготовила практический психолог Бычек Татьяна Викторовна.
Транксрипт:

Метод пиктограммы Выполнили: студентки группы ДДЛ-114 Максимкина К. Шестопалова А.

Пиктограмма знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Данный метод впервые был предложен Л.С. Выготским. Его описание было дано А.Р. Лурия (1930), а разработала метод пиктограммы С.В. Лонгинова (1972). Классический метод пиктограммы используют в патопсихологии, клинической психологии, а также при военной или судебно-психиатрической экспертизе. Он применяется в рамках описания и анализа отдельного случая. Метод совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности

Процедура проведения метода Цель: изучение опосредствованного запоминания и способности к обобщению. Материал: несколько листов чистой бумаги; карандаши,набор стимульных слов и словосочетаний.

Стимульный материал для запоминания: 1. Глухая старуха 2. Слепой мальчик 3. Девочке холодно. 4. Веселый праздник 5. Власть 6. Голодный человек 7. Строгая учительница 8. Страх 9. Тяжелая работа 10. Больная женщина. 11. Печаль 12. Развитие

Ребенку объясняют, что будет проверяться его память. Чтобы запомнить отдельные словосочетания, он должен, ничего не записывая, нарисовать то, что поможет ему вспомнить данное слово. Выбранные из легких первые слова и словосочетания могут быть использованы для разъяснения задания, уточнения инструкции (или образца выполнения), если ребенок испытывает затруднения в понимании инструкции. По ходу работы желательно просить ребенка давать пояснения к замыслу, деталям, содержанию рисунка. Инструкция: Запомните названные слова. Для облегчения запоминания делайте на бумаге зарисовки к каждому слову. Но писать слово или обозначать его буквой нельзя. Можно рисовать все, что угодно, лишь бы рисунок помог Вам вспомнить названное слово. Качество рисунка никакой роли не играет.

Процедура проведения метода После окончания работы рисунки у испытуемого забираются. А через час ему предлагают вспомнить заданные слова вразбивку. Можно назвать слова по рисункам или сделать подписи к ним. В протоколе опыта записываются рассуждения испытуемого, объясняющие связь между словом и рисунком.

Протокол обследования (пример выполнения задания).

Обработка данных: Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Кроме того, получаемые при использовании метода пиктограмм данные условно можно разделить на 4 группы: пиктограммы- образы, построенные для запоминания предъявляемых понятий, их содержания словесные объяснения рисунков, даваемые испытуемым данные наблюдения за поведением обследуемого в целом, во время эксперимента данные, касающиеся формальных рисуночных особенностей выполнения пиктограмм

Анализ результатов Предполагает сопоставление этих 4 групп результатов и заключение относительно индивидуальных особенностей познавательной деятельности испытуемого. По результатам выполнения задания судят об уровне процессов обобщения и отвлечения: может ли обследуемый обозначить слово символом, насколько возрастают его затруднения, когда опосредуются слова абстрактного характера. Важно установить характер ассоциаций, которыми руководствуется обследуемый в подборе пиктограмм - соответствие пиктограммы заданному слову, чрезмерная конкретность ассоциаций или, наоборот, их чрезвычайно абстрактный, условно-символический характер, наличие ассоциаций по слабому признаку. По результатам исследования можно судить о логической памяти испытуемого - насколько опосредование слов в зрительных образах помогает запомнить их. Существенную роль играет эмоциональная насыщенность пиктограмм. В определенной степени она отражает эмоциональное состояние испытуемого.

3. Диагностическая ценность пиктограммы связана и с диапазоном её чувствительности, и с формализацией ответов. Перспективы использования метода пиктограммы 1. Пиктограмма обладает широким диапазоном чувствительности и позволяет изучить широкий спектр интеллектуальных и аффективных особенностей испытуемого. 2. Богатство феноменов пиктограммы предполагает относительно низкую формализацию ответов испытуемых. Это качество является общим для всех проективных методик