Федорова Наталия Александровна, учитель начальных классов «Моделирование в начальных классах на уроках русского языка» МБОУ «Цнинская СОШ 1»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Горбунова Галина Васильевна, учитель начальных классов «Приемы технологии моделирования в начальных классах при реализации ФГОС». Презентация к выступлению.
Advertisements

Формирование орфографической зоркости у младших школьников приложение.
Технология моделирования в начальной школе Сложным является сообщение учащимся знаний, так как их объем из года в год увеличивается, тогда как сроки и.
Это написание, которое не устанавливается на слух.
«Чтоб ошибок избежать, зоркость надо развивать!» О развитии орфографической зоркости у младших школьников.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Совершенствование фонетических умений – необходимое условие формирования языковых и коммуникативных компетентностей младших школьников.
Методика Обучения звуковому анализу слов детей старшего дошкольного возраста.
Никитина Наталья Борисовнаучитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ лицея 15 г.Ставрополя.
МОУ СОШ 25 Гулькевичского района Краснодарского края.
Кружок «Занимательная азбука» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 45 «Флажок» Воробьева.
Обучение звуковому анализу слов детей старшего дошкольного возраста.
«Фонематический подход при формировании орфографической зоркости у учащихся» Автор работы: Лапаева В.Н.
Урок обучения грамоте в 1 классе Тема: «Письмо строчной буквы а» Тип урока: открытие нового знания.
Развитие орфографической зоркости у младших школьников.
Тема: «Развитие орфографической зоркости в начальных классах» Учитель начальных классов Чаганской СОШ Урашева Г.Р.
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов 21 мая 2008 г. Выполнила учитель-логопед МОУ СОШ 16 Анкудинова О.Н.
Формирование орфографического навыка на уроках русского языка по программе В.В.Репкина Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя (полная)
Использование метода наглядного моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у детей с ОНР дошкольного возраста. Спасенникова.
Формирование орфографической зоркости у младших школьников приёмом кодирования корневых орфограмм Владимирова Татьяна Ивановна учитель начальных классов.
Транксрипт:

Федорова Наталия Александровна, учитель начальных классов «Моделирование в начальных классах на уроках русского языка» МБОУ «Цнинская СОШ 1»

Моделирование как учебная задача Решить задачу теоретически значит решить ее не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование в предметной, графической или знаковой форме способа решения задачи. Учебной моделью можно назвать такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ.

Технология моделирования в начальной школе В настоящее время в начальных классах возможно использовать схемы, модели при формировании орфографических навыков, так как большинство правил запоминаются при схематизации и моделировании. Важно, чтобы дети принимали участие в формулировании правила и составлении модели. В таком случае они постигают смысл орфограммы и легче запоминают правило. При этом необходимо представить детям образец и закрепить его путем повторений.

Применение моделирования при изучении орфографии в начальной школе Выделяется шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи: 1) увидеть орфограмму в слове; 2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило; 3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы; 4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи; 5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму; 6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить проверку.

Самую значительную часть орфограмм русского языка, по заключению ученых, составляют орфограммы слабых позиций, к которым относятся безударные гласные в разных частях слова, согласные, парные по звонкости-глухости, стоящие на конце слов и перед другими согласными. Если познакомить первоклассников с опознавательными признаками этих орфограмм, то они смогут научиться ставить перед собой орфографические задачи задолго до изучения соответствующих правил. Это становится возможным тогда, когда уже достаточно хорошо отработаны умения: ставить ударение и производить звуковой анализ слов. Это можно сделать с помощью построения моделей.

Для наблюдения нужны два слова, в которых был бы один и тот же гласный звук, обозначаемый на письме разными буквами. Это слова: насос и сосна. Предлагается произвести звуковой анализ слова сосна. 1. Найдите ударный слог. 2. Сколько слогов в слове. 3. Первый слог [са]. 4. Звуковой анализ этого слога: первый звук [с] согласный, твердый (обозначить карточкой синего цвета: дети выкладывают ее перед собой, учитель на доске); второй звук [а] гласный, безударный (рядом с синей карточкой выкладывается карточка красного цвета). Это слияние, значит, можно заменить две карточки одной («слияние»).

5. Учитель ставит нераскрашенную схему второго слога: и предлагает прочитать слово. 6. Учитель предлагает модель, при этом спрашивает, может ли эта модель обозначать звуко-буквенный состав слова насос? Далее анализируется первый слог [на] из слова насос. 7. На доске звуки обозначаются карточками

Учитель предлагает детям попробовать сделать открытие. Сравнивая первые слоги (произнося их хором) [СА], [НА], выделяют гласные звуки [а] [а]. Одинаковые они или разные? Одинаковые. Можно ли эти звуки обозначить одинаковыми карточками? Можно. Какой звук обозначили? Гласный, безударный. Теперь ребята читают, как написаны эти слова, т. е. орфографически. Какой буквой обозначен звук [а] в слове сосна? Какой буквой обозначен звук [а] в слове насос?

Если нужно написать слово, в котором есть безударный звук [а], писать сразу букву нельзя. Такой звук всегда «опасное место»! (Можно договориться с детьми об обозначении таких «опасных мест».) Вместе с учащимися начинается работа по созданию моделей - схем двух- и трехсложных слов, в которых орфограммы будут выделены в первом, втором и третьем слогах, позднее, по мере изучения букв, вывод о «недоверии» к безударному гласному [а] распространяется и на другие гласные звуки. Аналогичная работа должна проводиться и с согласными звуками.

Слог-слияние. 1. Анализ и составление схемы слова шары. 2. Ознакомление с понятием «слог-слияние»: Повторите первый слог (ша-). Сколько в нем звуков? Какой гласный? Какой согласный? 3. Сообщение учителя: Обратите внимание, как произносится слог [ша] (Произносит.) Согласный и гласный звуки тесно связаны, произносятся неразрывно, слитно. Такой слог называется «слиянием». 4. Обозначение слияния на схеме. Учитель заменяет в схеме первый слог моделью/ 5. Анализ второго слога [ры] и составление схемы всего слова:

6. Анализ различных слияний, составление моделей- схем. 7. Анализ слова шар, составление схемы: 8. Подбор слов, структура которых соответствует предлагаемым схемам:

Таким образом, моделирование включает в процесс запоминания зрительную память, развивает образное мышление, позволяет разнообразить работу на уроке, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает «плотность» урока, дает возможность применять необычные формы контроля.