Тема выпускной квалификационной работы Выполнил: студентка VI курса Курмыгина Валентина Александровна Научный руководитель: Мусина Е.Н., преподаватель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) Тема: «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ»
Advertisements

Дипломная работа Коррекционно – педагогическая работа по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня Выполнила: студентка.
В Ы П У С К Н А Я К В А Л И Ф И К А Ц И О Н Н А Я Р А Б О ТА на тему: «Формирование гуманных отношений к сверстникам у детей дошкольного возраста в условиях.
Российский государственный социальный университет Кафедра социальной работы и психологии Дипломная работа: «Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного.
Комплексный подход в работе педагога – психолога по профилактике деструктивной агрессии в МБДОУ.
Выпускная квалификационная работа Особенности работы учителя начальных классов с детьми из детского дома: проблемы депривации. Шарикова Мария Александровна.
Выпускная квалификационная работа по специальности – Дошкольное образование Выполнила: Студентка Группы 4 А Куракина Ольга.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – Детский сад комбинированного вида 6 «Березка» Автор: Бабий Наталья Анатольевна – воспитатель - логопед.
РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ Выполнил Шайхудинова Алина Николаевна МБДОУ 5 «Полянка»
Методические рекомендации по составлению аналитической справки по итогам мониторинга.
Доклад на тему: «Диагностика агрессивности и тревожности у старших дошкольников с помощью рисуночных тестов». Студентки 4 курса Сахно В.П. Научный руководитель:
Коррекция личностных особенностей подростков с девиантным поведением.
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Сюжетно-ролевая игра как средство формирования.
ВЛИЯНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСОБЕННОСТИ ИХ ОБЩЕНИЯ Воспитатель:Гриднева Елена Валериевна.
«Воспитание и развитие интереса дошкольников к изобразительной деятельности на примере изучения и изображения пейзажа» Выполнила Выполнила: Рехтина Анна.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ Некоторые.
Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с «Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией.
Выпускная квалификационная работа: Особенности формирования психологического пола детей 6-7 лет.
Однако сегодня экологическое образование все еще носит чисто ознакомительный характер; информация, не всегда научно обоснованная, носит узкоутилитарный,
ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ УЧЕНИКОВ Принято считать, что подростковая агрессия значительно превосходит агрессию взрослых. Чаще всего это объясняют.
Транксрипт:

Тема выпускной квалификационной работы Выполнил: студентка VI курса Курмыгина Валентина Александровна Научный руководитель: Мусина Е.Н., преподаватель высшей категории

Повышенная агрессивность детей, как и другие формы отклоняющегося поведения, является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Актуальность исследования

Цель исследования: выявление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста с целью выработки правильной стратегии поведения и оказания своевременной помощи. Объект исследования: феномен детской агрессии и агрессивного поведения. Предмет исследования: проявление индивидуальных вариантов детской агрессивности и ее коррекция Цель, объект, предмет исследования

Задачи исследования: - 1. Проанализировать основные подходы происхождения агрессивного поведения. 2. Изучить особенности проявления детской агрессивности. Выявить симптомы нарушения поведения детей дошкольного возраста на ранних этапах. 3. Разработать коррекционно-развивающую программу для детей старшего дошкольного возраста по преодолению агрессивных тенденций, профилактику детской агрессивности и психологической поддержки в детском саду и семье. 4. Разработать рекомендации для родителей и воспитателей по организации работы с агрессивным ребенком.

Гипотеза исследования : Мы предполагаем, что ранняя диагностика агрессивного поведения и своевременные меры по преодолению этих тенденций значительно снизят проявление высокой агрессивности у детей дошкольного возраста.

Методы исследования: - анализ психолого-педагогической, методической и периодической литературы; -диагностические методы (наблюдение, анкетирование, проективная методика «Несуществующее животное»); -методы статистической обработки данных; -педагогический эксперимент.

Этапы исследования -Констатирующий эксперимент по выявлению форм агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с г. по г. -Формирующий эксперимент, направленный на коррекцию агрессивного поведения и проведение соответствующих воспитательных мероприятий с г. по г.. -Контрольный эксперимент по выявлению снижения уровня агрессии после соответствующей коррекционно- педагогической работы с г. по г..

База исследования МАДОУ д/с 37 «Веснянка» г.Октябрьский Республика Башкортостан. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 25 человек.

Теоретическая часть исследования В теоретической части исследования мы рассмотрели основные теоретические подходы и взгляды к проблеме агрессии и агрессивности, которые дают нам верное представление о человеческом поведении. Мы выяснили, что агрессивное поведение может быть проявлением затянувшихся возрастных кризисов. Кризисный этап означает перестройку социальной ситуации развития и начинается, по Л. С. Выготскому, с негативистической фазы, связанной с формированием психических новообразования предшествующего этапа. Поэтому агрессивные тенденции в данном случае нельзя оценивать как исключительно отрицательные. Кроме того, эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка. На социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора: образец отношений и поведения родителей, характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.

Эмпирическое исследование особенностей проявления детской агрессии в дошкольном возрасте Задачи: -Выявить основные причины и формы проявления агрессии у детей дошкольного возраста. -С помощью соответствующих методов выделить подгруппы детей с различными уровнями агрессии. -Сопоставить результаты рисуночного теста «Несуществующее животное» с данными, полученными в ходе наблюдения за детьми. -Разработка комплекса мероприятий, направленных на профилактику детской агрессивности и психологической поддержки в детском саду и семье. -Формирование выводов и практических рекомендаций, вытекающих из проведенного эксперимента.

Методы исследования 1. Метод наблюдения На основе изученной литературы, данных исследований по феномену детской агрессии [18, 17-26], нами был разработан «Лист наблюдения за агрессивными детьми» (Приложение 1). 2. Метод анкетирования Для получения более достоверной информации о поведении детей в группе детского сада мы использовали специальную анкету, разработанную для воспитателей (методика разработана Лаврентьевой Г. П., Татаренко Т. М., 1992 г.). Данная методика была взята из книги Лютовой Е. К., Мониной Г. Б. «Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми» М., 2012 с Тест «Несуществующее животное» На выявление человека-агрессора мы использовали тест «Несуществующее животное» [14, с ].

Анализ и результаты исследований особенностей проявления агрессии в дошкольном возрасте В процессе наблюдения выявились дети, у которых наиболее часто проявляются различные формы агрессии в тех или иных ситуациях. Если посмотреть в таблицу 2, то можно выделить основные причины проявления агрессии у детей. Среди основных причин мы выделили следующие: стремление привлечь к себе внимание сверстников (вырывает карандаши, отнимает игрушку, громко завывает); ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнера воспитатель оценил не очень высоко, мальчик кричит «так тебе и надо»); защита и месть (в ответ на нападение отвечает яркими вспышками агрессии); стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной вещью, ребенок прибегает к насилию над сверстником). Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдалась прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб, агрессивных фантазий, до прямых оскорблений.

Частота форм проявления агрессии Из таблицы 3 (Приложение А) по частоте форм проявления агрессии видно, что в большинстве случаев дети проявляют активную вербальную (прямую) агрессию. Большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства. Соответственно, максимальное удовлетворение дети получают при достижении желанной цели – будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, после чего агрессивные действия прекращаются. Таким образом, в большинстве случаев в нашем исследовании агрессивные действия детей имеют инструментальный или реактивный характер.

Количество случаев проявления детской агрессии

Ниболее часто агрессивные действия детей проявлялись во II половине дня во время игровой деятельности и на прогулке, то есть когда дошкольники большей частью общаются друг с другом. Проявления детской агрессии

Результаты анкетирования воспитателей По результатам анкетирования воспитателей на первом этапе эксперимента мы сумели выявить и наглядно увидеть каков уровень агрессии у каждого ребенка и разбить детей на 4 группы по уровням агрессии: высокий, средний, низкий, отсутствие агрессии (Рисунок 2). Уровни агрессии: от 0 до 7 баллов – низкий уровень агрессии; от 7 до 14 – средний; от 15 до 20 – высокий.

Уровень агрессивности дошкольников на первом этапе эксперимента

Гистограмма показателей выраженности агрессии у детей дошкольного возраста на I этапе эксперимента

Выявленные уровни агрессии у дошкольников Таким образом, как видно из рисунка (Рисунок 3) в группе старших дошкольников выявлены дети с проявлением следующих уровней агрессивности: высокий уровень агрессии – 8%; средний уровень агрессии – 36%; низкий уровень агрессии – 40%; отсутствие агрессии – 16%.

Гендерные проявления агрессии у дошкольников Как видно из таблицы 3 (Приложение А) и данных результатов анкетирования, детям с высоким уровнем агрессии чаще всего присуще поведение, которое включает активную вербальную (прямую), и активную невербальную агрессию. При изучении показателей выраженности уровня агрессии следует обратить внимание на то, что высокий и средний уровень агрессии в большинстве случаев ярче выражен у мальчиков, что составляет 32%, у девочек – 12% (Таблица 4 ).

Количество случаев проявления агрессии у мальчиков и девочек п/п Уровни проявления агрессии Количество детей В том числе человек в % от всей группы Мальчики Девочки чело век % чело век% 1Высокий Средний Низкий Проявление агрессии отсутствует Всего Таблица 4 – Уровни проявления агрессии по результатам анкетирования

Результаты теста «Несуществующее животное» Результаты теста «Несуществующее животное» позволили еще раз подтвердить наше предположение о том, что выявленные в процессе наблюдения формы агрессии у некоторых детей совпадают с проявлением агрессии на рисунке.

Результаты диагностики на первом этапе эксперимента Сопоставляя полученные результаты в ходе наблюдений, анкетирования, рисуночного теста «Несуществующее животное» мы можем сделать вывод, что во всех методах исследования мы видим проявление агрессии у одних и тех же детей.

Формирующий этап эксперимента С тем, чтобы агрессивные формы поведения не развивались, трансформируясь в устойчивое качество личности, нами разработаны организационные формы работы с детьми, воспитателями и родителями, которые вошли в формирующую часть эксперимента.

Результаты контрольного этапа эксперимента На III этапе эксперимента нам необходимо было выяснить, как повлияли различные формы работы с детьми на снижение уровня агрессии. Как видно из рисунка (Рисунок 4) динамика проявления уровней агрессии на I и III этапах эксперимента показала, что произошли существенные изменения в поведении детей в лучшую сторону, а именно: детей с высоким уровнем агрессии не обнаружилось; со средним уровнем их оказалось 20%; с низким и без агрессии 80 %.

Итоги контрольного этапа эксперимента

Результаты III этапа эксперимента Доля детей со средним и высоким уровнем агрессии на I этапе эксперимента составила 11 детей или 44%. На III этапе эти цифры составили 2 ребенка, 8%. То есть доля детей со средним и высоким уровнем агрессивности снизилась на 9 детей, что составляет 36%. Причем детей с высокой агрессивностью на III этапе эксперимента не выявилось. Сравнивая две статистические совокупности, мы выявили эффективность проведенной нами коррекционной работы. То есть своевременно выявленное агрессивное поведение детей дошкольного возраста поддается коррекции.

Выводы Таким образом, раннее выявление отклоняющегося поведения детей (агрессии) и эффективные методы работы, выбор стиля воспитания позволяют дошкольникам справиться с чувствами, провоцирующими асоциальное поведение. Цель нашего исследования достигнута. Гипотеза о том, что ранняя диагностика и своевременная коррекция значительно снизит проявление высокой агрессивности, подтвердилась.

Спасибо за внимание!