1 Инновационный менеджмент Сасыкулов Б. 2 Инновационный менеджмент призван гарантировать наиболее эффективное использование инноваций для обеспечения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
14. Инновационная и инвестиционная деятельность организации.
Advertisements

Тема 2. Формирование инновационных процессов Инновационный менеджмент Губин Евгений Петрович, доцент каф. Управления инновациями ТУСУР.
Инновационный менеджмент. Инновация В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно- технического.
Инновационный менеджмент. Инновация В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно- технического.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна, док.экон.наук., профессор.
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
Инновационная деятельность. Статья 20. ФЗ «Об образовании в РФ» 1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в.
Презентация по дисциплине: Теоретические основы инновационной деятельности. по дисциплине: Теоретические основы инновационной деятельности.Подготовила.
Тема 6 План Видение организации Определение миссии организации Определение целей в стратегическом управлении Эффективность целей Дерево целей.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Менеджмент и менеджер
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии Тема 6.
Тема 1.1. Предмет и задачи курса Экономика предприятия Понятие, предмет и метод экономики организации.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Инновационные цели и инновационный потенциал организации Инновационный потенциал предприятия характеризуется как совокупность различных ресурсов, включая:
Этапы планирования потребности в персонале
Лекция 3. «Анализ внешней среды и потенциала организации» План: Анализ окружающей среды Анализ окружающей среды Оценка внутренних возможностей Оценка внутренних.
Классификации инноваций Тема 1. Основные понятия инновационного менеджмента &1.2.
Транксрипт:

1 Инновационный менеджмент Сасыкулов Б

2 Инновационный менеджмент призван гарантировать наиболее эффективное использование инноваций для обеспечения развития и устойчивости организации в динамичной рыночной среде. Инновационный менеджмент преимущественно направлен на повышение эффективности функционирования и развития организации. Это менеджмент организации, стремящейся стать лидером в определенной сфере, видах деятельности на рынках конкретных товаров и услуг.

3 Инновационный менеджмент включает следующие основные функции: Инновационный менеджмент включает следующие основные функции: 1. Организацию; 2. Планирование (стратегическое, текущее и оперативное); 3. Контроль; 4. Мотивирование. Конкретное содержание этих функции различается в зависимости от уровня менеджмента: государство, регион, конкретная организация.

4 Осуществление ИМ в целом предполагает: Разработку планов и программ инновационной деятельности; Разработку планов и программ инновационной деятельности; Наблюдение за разработкой новой продукции и технологией её внедрения; Наблюдение за разработкой новой продукции и технологией её внедрения; Рассмотрение программ создания новой продукции и технологии; Рассмотрение программ создания новой продукции и технологии; Проведение единой инновационной политики (координация деятельности производственных подразделений в этой области); Проведение единой инновационной политики (координация деятельности производственных подразделений в этой области);

5 продолжение Обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности; Обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности; Обеспечение квалифицированным персоналом; Обеспечение квалифицированным персоналом; Создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем – от идеи до серийного производства продукции. Создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем – от идеи до серийного производства продукции.

6 Определения: Innovation (англ.) означает «введение новации», новшеств. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. С момента принятия к распространению новация приобретает новое качество – становится инновацией. Процесс введения новации на рынок принято называть коммерциализацией. Период времени между появлением новации и воплощением ее называется инновационным лагом.

7 Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получат признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализация), и уже в новом качестве они выступят как инновации. Переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и др.), основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как системы экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируется спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новации, инвестиции и инновации.

8 Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новаций в виде новых технологии, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально- экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности и приведены на рисунке 1.

9 Рисунок 1. Схема инновационной деятельности Рынок новшеств (новаций) ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА Рынок чистой конкуренции Рынок капитала (инвестиций)

10 Обычно под инновацией (нововведением) подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Обычно под инновацией (нововведением) подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. В научной литературе существует большое количество подходов определения дефиниции инновация. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. В научной литературе существует большое количество подходов определения дефиниции инновация. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

11 Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация – это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. Б. Санто считает, что инновация – это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно- организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно- организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.

12 Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций – рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций – рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. В соответствии с этими стандартами инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности. Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.

13 Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений: 1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа). 1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа). 2. Внедрение продукции с новыми свойствами. 2. Внедрение продукции с новыми свойствами. 3. Использование нового сырья. 3. Использование нового сырья. 4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения. 4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения. 5. Появление новых рынков сбыта. 5. Появление новых рынков сбыта.

14 В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии. Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии. Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный круг проблем. Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный круг проблем. Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.

15 Из сказанного следует, что инновацию - результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Из сказанного следует, что инновацию - результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, научно-техническая новизна, производственная применимость, производственная применимость, коммерческая реализуемость. коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе. Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию",превращающую их в источник дохода. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе. Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию",превращающую их в источник дохода.

16 Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) простой межорганизационный (товарный) расширенный. расширенный. Простой ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли- продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

17 По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно- конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.

18 Диффузия инновации - процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами, диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Распространение инновации - это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

19 В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии НВ определяется различными факторами: В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии НВ определяется различными факторами: а) формой принятия решения; а) формой принятия решения; б) способом передачи информации; б) способом передачи информации; в) свойствами социальной системы, а также свойствами самого НВ. в) свойствами социальной системы, а также свойствами самого НВ. Свойствами НВ являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения и др.

20 Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы; новаторы; ранние реципиенты; ранние реципиенты; раннее большинство раннее большинство отстающие. отстающие. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия НВ. Однако на ранних стадиях диффузии НВ никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих НВ. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одну из альтернативных новых технологий под угрозой вытеснения с рынка.

21 Инновационный процесс Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новации и до её использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс. Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация.

22 Инновационный процесс - более широкое понятие и может быть рассмотрен с различных позиций и с различной степенью детализации. Во-первых, он представляет собой осуществление научно-исследовательской, научно-технической, собственно инновационной, производственной деятельности и маркетинга. Во-первых, он представляет собой осуществление научно-исследовательской, научно-технической, собственно инновационной, производственной деятельности и маркетинга. Во-вторых, под ним можно понимать временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения. Во-вторых, под ним можно понимать временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения. В-третьих, с финансовой точки зрения его можно рассматривать как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта, рассматриваемого как частный случай инвестиционного проекта. В-третьих, с финансовой точки зрения его можно рассматривать как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта, рассматриваемого как частный случай инвестиционного проекта.

23 Инновационный процесс: ФИ - ПИ - Р - Пр - С - ОС - ПП - М - Сб, ФИ - ПИ - Р - Пр - С - ОС - ПП - М - Сб,где: ФИ - фундаментальные исследования ФИ - фундаментальные исследования ПИ - прикладные исследования ПИ - прикладные исследования Р - разработка Р - разработка Пр - проектирование Пр - проектирование С - строительство С - строительство ОС - освоение ОС - освоение ПП - промышленное производство ПП - промышленное производство М - маркетинг М - маркетинг Сб - сбыт Сб - сбыт

24 В общем случае инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности. В общем случае инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности. Рассмотрим типовые этапы инновационного процесса. Рассмотрим типовые этапы инновационного процесса.

25 Как правило, на первом этапе инновационного процесса проводятся фундаментальные исследования. Они обычно осуществляются в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях. Как правило, на первом этапе инновационного процесса проводятся фундаментальные исследования. Они обычно осуществляются в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях. На данном этапе имеется наибольшая вероятность отрицательного результата, поэтому повсюду в мире финансирование фундаментальных исследований осуществляется в основном из государственного бюджета на безвозвратной основе. На данном этапе имеется наибольшая вероятность отрицательного результата, поэтому повсюду в мире финансирование фундаментальных исследований осуществляется в основном из государственного бюджета на безвозвратной основе.

26 На втором этапе проводятся исследования прикладного характера. Они осуществляются в научных учреждениях всех видов и финансируются как за счет бюджета (в рамках государственных научных программ или на конкурсной основе), так и за счет негосударственных заказчиков. На втором этапе проводятся исследования прикладного характера. Они осуществляются в научных учреждениях всех видов и финансируются как за счет бюджета (в рамках государственных научных программ или на конкурсной основе), так и за счет негосударственных заказчиков. Только на данном этапе в качестве инвесторов могут появляться частные фирмы. Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большой долей неопределенности, на этом этапе также велика вероятность получения отрицательного результата. Только на данном этапе в качестве инвесторов могут появляться частные фирмы. Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большой долей неопределенности, на этом этапе также велика вероятность получения отрицательного результата.

27 На третьем этапе осуществляются опытно- конструкторские и экспериментальные разработки. На третьем этапе осуществляются опытно- конструкторские и экспериментальные разработки. Они проводятся как в специализированных лабораториях, конструкторских бюро (КБ), опытных производствах, научно- исследовательских институтах (НИИ), так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных предприятий. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства организаций. Они проводятся как в специализированных лабораториях, конструкторских бюро (КБ), опытных производствах, научно- исследовательских институтах (НИИ), так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных предприятий. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства организаций.

28 На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации нового продукта, который заключается в запуске его в производство и выхода на рынок и движении далее по основным этапам жизненного цикла продукта. На рубеже третьего этапа и выхода на рынок, как правило, требуются большие инвестиции в производство для создания (расширения) производственных мощностей, подготовки технологических процессов и персонала, рекламной деятельности и др.

29 Что же представляет собой научная работа, от развития которой зависит появление новшеств? Научная работа - исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью. Научная работа - исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.

30 Классификация инновации Новизна инновации оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиции. 1. В зависимости от технологических параметров инновации: Продуктовые Продуктовые Процессные Процессные 2. По типу новизны для рынка: Новые для отрасли в мире Новые для отрасли в мире Новые для отрасли в стране Новые для отрасли в стране Новые для отрасли для предприятия Новые для отрасли для предприятия

31 продолжение 3. По месту в системе: Инновации на входе (сырье, материалы) Инновации на входе (сырье, материалы) Инновации на выходе (товар, услуга) Инновации на выходе (товар, услуга) Инновации системной структуры (управление, технология, производство) Инновации системной структуры (управление, технология, производство) 4. От глубины вносимых изменений: Радиальные (базовые) Радиальные (базовые) Улучшающие Улучшающие Частные Частные 5. С учетом сфер деятельности: Технологические Технологические Производственные Производственные Экономические Экономические Торговые Торговые Социальные Социальные В области управления В области управления

32 Классификация инновации 1. По распространенности - единичные и диффузные. 2. По месту в производственном цикле – сырьевые, обеспечивающие и продуктовые. 3. По преемственности – замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие и ретроведущие. 4. По охвату ожидаемой доли рынка – локальные, системные, стратегические. 5. По инновационному потенциалу и степени новизны – радикальные, комбинаторные, совершенствующие.

33 Главная цель ИМ – снизить риск в жизнедеятельности фирмы и создать комфортные условия работы для сотрудников. Инновационный менеджмент - совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Инновационный менеджмент - совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

34 Взаимосвязь инновации и спроса продукции А) при стабильной технологии V продукции время товар спрос технология Зарождение Ускорение Замедление роста Зрелость Спад

35 Б) При плодотворной технологии v т Т1 Т2 Т3Т4 спрос технология

36 В) При изменчивой технологии V спрос T Т1 Т2 Т3 спрос

37 Системные свойства инновационных процессов Инновационная политика Инновационные процессы принципыцеливидысвойства Целевая ориентация Системность Комплексность Адаптивность Инновационное прогнозирование Выявление предпосылок для инновационной деятельности Планирование инновации Минимизация экономического риска Продуктовые Технологические Экономические, организационные Социальные Иерархичность Стадийность Динамичность Сложность Наукоёмкость

38 Функции инновационного менеджмента Основные (предметные) функции отражают содержание основных стадий процесса управления инновационной деятельностью: формирование целей, планирование, организация и контроль инновационных преобразований. Основные (предметные) функции отражают содержание основных стадий процесса управления инновационной деятельностью: формирование целей, планирование, организация и контроль инновационных преобразований. Обеспечивающие функции - это управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному выполнению основных (предметных) функций управления на предприятии. Обеспечивающие функции - это управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному выполнению основных (предметных) функций управления на предприятии. Обеспечивающие функции подразделяются на социально-психологические и процессуальные функции.

39 Первые связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе и реализуются способами рационального делегирования полномочий и мотивации творческого труда исполнителей. Первые связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе и реализуются способами рационального делегирования полномочий и мотивации творческого труда исполнителей. Вторые - с двумя основными видами деятельности менеджеров: принимаемые решения и коммуникации на всех стадиях жизненного цикла инноваций. Вторые - с двумя основными видами деятельности менеджеров: принимаемые решения и коммуникации на всех стадиях жизненного цикла инноваций.

40 Потенциал инновационной деятельности Практический потенциал инновационной деятельности в значительной степени определяется уровнем развития инновационной инфраструктуры. Практический потенциал инновационной деятельности в значительной степени определяется уровнем развития инновационной инфраструктуры. Эффективность инновационных преобразований требует развитой научно-технической и инновационной инфраструктуры, формирование которой - одна из главных задач в общей проблематике инновационного менеджмента. Эффективность инновационных преобразований требует развитой научно-технической и инновационной инфраструктуры, формирование которой - одна из главных задач в общей проблематике инновационного менеджмента. Ее создание и постоянное совершенствование отвечает интересам государства, отдельных его регионов и каждого субъекта рыночной экономики. Ее создание и постоянное совершенствование отвечает интересам государства, отдельных его регионов и каждого субъекта рыночной экономики.

41 Эффективность реализации основных и обеспечивающих функций достигается за счет соответствия целей инновационной деятельности следующим принципам: Эффективность реализации основных и обеспечивающих функций достигается за счет соответствия целей инновационной деятельности следующим принципам: 1) планируемые инновации должны быть измеримыми, т. е. иметь конкретное выражение по характеру и своей ориентации, отражать свою специфику и устанавливать внутренние и внешние ориентиры организации; 2) инновационные намерения должны быть достаточно строго ориентированными во времени, т. е. устанавливать сроки достижения желаемых результатов; 3) инновационные цели должны быть достижимыми даже в случае возможных сложностей, неопределенностей, наличия риска и носить мобилизационный и мотивирующий характер; 4) разнообразные цели в программе развития организации должны быть взаимоувязанными и непротиворечивыми.

42 Практический потенциал инновационной деятельности в значительной степени определяется уровнем развития инновационной инфраструктуры. Практический потенциал инновационной деятельности в значительной степени определяется уровнем развития инновационной инфраструктуры. Понятие и состав инновационной инфраструктуры зависят от совокупности внешних факторов, условий, стимулов и ограничений, прямо или косвенно определяющих как возможность, так и необходимость становления и развития систем управления инновациями. Понятие и состав инновационной инфраструктуры зависят от совокупности внешних факторов, условий, стимулов и ограничений, прямо или косвенно определяющих как возможность, так и необходимость становления и развития систем управления инновациями.

43 Элементы инновационной инфраструктуры по характеру воздействия классифицируются на следующие группы: научно-технические (достижения научно-технического прогресса (НТП), предоставляющие возможность качественных преобразований и развития); научно-технические (достижения научно-технического прогресса (НТП), предоставляющие возможность качественных преобразований и развития); законодательно-правовые (свод законодательных положений по предпринимательской деятельности, обеспечивающих свободу и альтернативность использования объектами рынка своего технического и экономического потенциалов); законодательно-правовые (свод законодательных положений по предпринимательской деятельности, обеспечивающих свободу и альтернативность использования объектами рынка своего технического и экономического потенциалов); социально-экономические (уровень развития экономики и социального обеспечения, определяющий темпы и направления изменений и возможностей удовлетворения рыночных потребностей); социально-экономические (уровень развития экономики и социального обеспечения, определяющий темпы и направления изменений и возможностей удовлетворения рыночных потребностей); рыночные (складывающаяся рыночная конъюнктура, расширение конкуренции, изменения условий для выживаемости рыночных объектов). рыночные (складывающаяся рыночная конъюнктура, расширение конкуренции, изменения условий для выживаемости рыночных объектов).

44 Эффективность инновационных преобразований требует развитой научно-технической и инновационной инфраструктуры, формирование которой - одна из главных задач в общей проблематике инновационного менеджмента. Ее создание и постоянное совершенствование отвечает интересам государства, отдельных его регионов и каждого субъекта рыночной экономики. Эффективность инновационных преобразований требует развитой научно-технической и инновационной инфраструктуры, формирование которой - одна из главных задач в общей проблематике инновационного менеджмента. Ее создание и постоянное совершенствование отвечает интересам государства, отдельных его регионов и каждого субъекта рыночной экономики.

45 Организационные структуры инновационного менеджмента Организационные структуры ИМ - организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками. Организационные структуры ИМ - организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.

46 Научная организация - организация (учреждение, предприятие, фирма), для которой научные исследования и разработки являются основным видом деятельности. Научные исследования и разработки могут быть основной деятельностью для подразделений, находящихся в составе организации (учреждения, предприятия, фирмы). Наличие таких подразделений не зависит от принадлежности организации в той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы собственности. Научная организация - организация (учреждение, предприятие, фирма), для которой научные исследования и разработки являются основным видом деятельности. Научные исследования и разработки могут быть основной деятельностью для подразделений, находящихся в составе организации (учреждения, предприятия, фирмы). Наличие таких подразделений не зависит от принадлежности организации в той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы собственности.

47 Классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций

48 Государственный сектор: Организации министерств и ведомств, которые обеспечивают управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом (государственное управление, оборона, общественный порядок; здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т. п.), включая федеральные и местные органы. Организации министерств и ведомств, которые обеспечивают управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом (государственное управление, оборона, общественный порядок; здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т. п.), включая федеральные и местные органы. Бесприбыльные (некоммерческие) организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию. Эти организации в первую очередь обслуживают правительство и не ставят своей задачей получение прибыли, а в основном вовлечены в исследовательскую деятельность, касающуюся общественных и административных функций. Бесприбыльные (некоммерческие) организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию. Эти организации в первую очередь обслуживают правительство и не ставят своей задачей получение прибыли, а в основном вовлечены в исследовательскую деятельность, касающуюся общественных и административных функций.

49 Предпринимательский сектор: Все организации и предприятия, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в целях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящиеся в собственности государства. Все организации и предприятия, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в целях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящиеся в собственности государства. Частные бесприбыльные (некоммерческие) организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации. Частные бесприбыльные (некоммерческие) организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации.

50 Высшее образование: Университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса. Университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса. Научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем или управлением или ассоциированные с высшими учебными заведениями. Научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем или управлением или ассоциированные с высшими учебными заведениями. Организации, непосредственно обслуживающие высшее образование Организации, непосредственно обслуживающие высшее образование

51 Частный бесприбыльный (некоммерческий) сектор: Частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды); кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору. Частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды); кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору.

52 Научно-техническая и инновационная деятельность Научно-техническая и инновационная деятельность

53 Научно-техническая и инновационная деятельность является необходимым условием развития инновационных процессов и управление этой областью является одной из задач инновационного менеджера. Научно-техническая и инновационная деятельность является необходимым условием развития инновационных процессов и управление этой областью является одной из задач инновационного менеджера. Научно-техническая деятельность связана с рождением, развитием, распространением и применением научно-технических знаний. Научно-техническая деятельность связана с рождением, развитием, распространением и применением научно-технических знаний. Она включает: научные исследования и разработки; научно- техническое образование и подготовку кадров; научные исследования и разработки; научно- техническое образование и подготовку кадров; научно-технические услуги. научно-технические услуги.

54 Объектами управления в инновационном менеджменте является процесс внедрения инноваций, деятельность органов управления и финансирования научных Объектами управления в инновационном менеджменте является процесс внедрения инноваций, деятельность органов управления и финансирования научных исследований и разработок. Инновационная деятельность – понятие более широкое. Она включает научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств потребителям. Инновационная деятельность – понятие более широкое. Она включает научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств потребителям. Научные исследования и разработки, являясь источником новых идей, осуществляются на различных этапах инновационного процесса. Научные исследования и разработки, являясь источником новых идей, осуществляются на различных этапах инновационного процесса.

55 В исследованиях инноваций выделяют следующие виды инновационной деятельности: инструментальная подготовка и организация производства; инструментальная подготовка и организация производства; пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала, а также пробное производство; пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала, а также пробное производство; маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок); маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок);

56 приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания; приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания; приобретение овеществленной технологии (машин и оборудования, по своему технологическому содержанию, связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций); приобретение овеществленной технологии (машин и оборудования, по своему технологическому содержанию, связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций); производственное проектирование. производственное проектирование.

57 Выбор инновационной стратегии Выбор инновационной стратегии

58 Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. Выбор стратегии является важнейшей составляющей цикла инновационного менеджмента. Выбор стратегии является важнейшей составляющей цикла инновационного менеджмента. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.

59 Стратегия может быть объединена с процессом принятия решений. Стратегия может быть объединена с процессом принятия решений. В обоих случаях имеются цели (объекты стратегии) и средства, с помощью которых достигаются поставленные цели (принимаются решения). В обоих случаях имеются цели (объекты стратегии) и средства, с помощью которых достигаются поставленные цели (принимаются решения). Четко сформулированная стратегия важна для продвижения новшеств. Четко сформулированная стратегия важна для продвижения новшеств. Стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия (фирмы) по отношению к его Стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия (фирмы) по отношению к егоконкурентам. Иными словами, стратегия – это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей. Иными словами, стратегия – это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей.

60 С выбором стратегии связана разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной деятельности. С выбором стратегии связана разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной деятельности. Стратегическое планирование преследует две основные цели: Стратегическое планирование преследует две основные цели: 1. Эффективное распределение и использование ресурсов. Это так называемая "внутренняя стратегия". Планируется использование ограниченных ресурсов, таких, как капитал, технологии, люди. Кроме того, осуществляется приобретение предприятий в новых отраслях, выход из нежелательных отраслей, подбор эффективного "портфеля" предприятий. 2. Адаптация к внешней среде. Ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению внешних факторов (экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация и др.).

61 Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации. Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации. Она должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем. Она должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем. Общая цель организации должна учитывать: основное направление деятельности фирмы; основное направление деятельности фирмы; рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли; отношения к потребителю; ведение деловых связей); рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли; отношения к потребителю; ведение деловых связей); культуру организации, ее традиции, рабочий климат. культуру организации, ее традиции, рабочий климат. При выборе цели нужно учитывать два аспекта: кто является клиентами фирмы и кто является клиентами фирмы и какие потребности она может удовлетворить. какие потребности она может удовлетворить.

62 Конкретизация целей 1. Прибыльность – добиться в текущем году уровня чистой прибыли 5 млн. ден. ед. 2. Рынки (объем продаж, доля рынка, внедрение в новые линии). Например, довести долю рынка до 20% или довести объем продаж до 40 тысяч штук. 3. Производительность. Например, средняя часовая выработка на одного рабочего 8 ед. продукции. 4. Продукция (общий объем выпуска, выпуск новых товаров или снятия некоторых моделей с производства и др.). 5. Финансовые ресурсы (размер и структура капитала; соотношение собственного и заемного капитала; размер оборотного капитала и др.).

63 6. Производственные мощности, здания и сооружения. Например, построить новые складские помещения площадью 4000 кв. метров. 7. НИОКР и внедрение новых технологий. Основные показатели, технологические характеристики, стоимость, сроки внедрения. 8. Организация - изменения в организационной структуре и деятельности. Например: открыть представительство фирмы в определенном регионе. 9. Человеческие ресурсы (их использование, движение, обучение и т.п.). 10. Социальная ответственность. Например, выделить определенные средства на оборудование больницы.

64 Стратегия является отправным пунктом теоретических и эмпирических исследований. Организации могут отличаться тем, насколько их руководители, принимающие ключевые решения, связали себя со стратегией использования нововведений. Если высшее руководство поддерживает попытки реализовать нововведение, вероятность того, что новшество будет принято к внедрению в организации, возрастает. Если высшее руководство поддерживает попытки реализовать нововведение, вероятность того, что новшество будет принято к внедрению в организации, возрастает. По мере вовлечения в процесс принятия решений высшего руководства значение стратегических и финансовых целей возрастает. Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.

65 Выделяют следующие типы инновационных стратегий: 1. Наступательная – характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам. 2. Оборонительная – направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии – активизировать соотношение "затраты - результат" в инновационном процессе. 3. Имитационная – используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции. Имитационная стратегия применяется фирмами, не являющимися пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами - лидерами.