Результаты работы Комиссии по государственному дерегулированию во взаимодействии с органами исполнительной власти и ОМСУ г.Перми Административное давление на бизнес – есть ли надежда на улучшение?
Административные барьеры – взгляд на стороне предпринимателей Значимость административных барьеров для предприятий и предпринимателей, находящихся на разных этапах жизненного цикла бизнеса.
Проблемы регулирования бизнеса Тип отраслиОтрасли Число взаимодейст вий с ОИВ ( МСУ ) Производственные отрасли « с недвижимостью » Пищевая промышленность 45 Лифтостроение 29 Непроизводственные « с недвижимостью » Аптека 20 Точка розничной торговли 18 Предприятие общепита 15 Салон красоты 14 Отрасли « без недвижимости » Автобусные перевозки 7 Туроператор 6 Лесозаготовка 4 Главная проблема – сроки Особенно: если инвестиции идут раньше госуслуги если предоставляет организация или ФГУП- монополист (экспертиза градостроительной документации, экспертиза лекарственных средств, экспертиза ЭМС), Легальный ускоренный порядок – выход или средство наполнения бюджета? 1 Высокая стоимость инвентаризации предоставляемых ресурсов (таксация, межевание, планы земельных участков и т.п.) Превратился в инструмент недобросовестной конкуренции 2 Несогласованность изменений законодательства МЧС отменяет пожарное разрешение при лицензировании розничной продажи алкоголя, а край продолжает его требовать ( в Свердловской области например, нет). Получение лицензии формально невозможно 3 Запутанность и противоречивость процедур получения услуги Большие расхождения между нормативным путем получения услуги, и его практическим воплощением (количество инстанций (организаций) больше как минимум на 2-3, документов –на треть ) Дополнительное давление на бизнес в связи с особыми путями получения 4 Регулирование «идет за недвижимостью» (открытие бизнеса – вывод на рынок товара/услуги) Мнения предпринимателей: Уязвимость фирмы как источника административной ренты определяется не «стратегической важностью» бизнеса, прозрачностью деятельности или незаконностью, а просто его стационарностью или другой формой доступности для чиновника или зависимости от него. Для вымогательства подходят бизнесы, привязанные к недвижимости, к инфраструктуре (трубы, провода), к безналичным деньгам, объем которых виден через банки, и к ежедневному обороту наличности ( вымогательство у малого бизнеса).
Результаты мониторинга качества государственных и муниципальных услуг в 2010 году – затраты времени представителей бизнеса превышают установленное в нормативных правовых актах время в среднем на 50% – полные материальные затраты заявителей превышают установленные в НПА размеры платы за предоставление услуги в среднем на 40% – среднее число обращений заявителя в различные инстанции для получения услуги более 7. – ни по одной услуге заявитель не ограничивается обращением в 1 инстанцию. 4
Причины использования неофициального способа получения государственной (муниципальной) услуги ( в т.ч. через посредника)
Административное давление в разрезе государственных / муниципальных функций и услуг « В реальности », т. е. в непосредственной предпринимательской деятельности, государственные и муниципальные полномочия почти всегда выглядят как комплексные государственные услуги, т. е. услуги, аналитически интегрированные по принципу « жизненной ситуации » для бизнеса и в предоставлении которых принимают участие разные органы и организации разных уровней публичной власти ( федеральный, региональный и местный ). Так, например, с нормативной точки зрения, услуга по переводу жилого помещения в нежилое с его перепланировкой ( переустройством ) является муниципальной - предоставляется органами местного самоуправления. Фактически в предоставлении данной услуги на территории Пермского края участвуют органы и учреждения всех уровней - в некоторых случаях предпринимателю необходимо взаимодействовать с различными инстанциями МЧС ( Госпожнадзор ) Роспотребнадзор ГИБДД ( ГУВД ) Федеральные Орган по охране памятников архитектуры, истории и культуры Орган по охране окружающей среды и экологическому контролю ( надзору ) Региональные Архитектурно - планировочное управление Орган местного самоуправления, осуществляющий перевод, по месту нахождения переустраиваемого и ( или ) перепланируемого жилого помещения Орган по охране памятников архитектуры, истории и культуры Орган по охране окружающей среды и экологическому контролю ( надзору ) Муниципальные Бюро технической инвентаризации Архитектурно - проектировочная организация Учреждение, предоставляющее услуги газоснабжения Учреждение, предоставляющее услуги электроснабжения Учреждение, предоставляющее услуги теплоснабжения Учреждение, предоставляющее услуги водоснабжения Иные учреждения и организации Каждый орган несет ответственность за свое полномочие Отсутствует единая ответственность и сквозной порядок Сложно или невозможно оценить потенциальные издержки Если все делать по правилам можно не получить « реальный » результат
Меры по уменьшению барьеров Принуждение ведомств и муниципалитетов к уменьшению нормативного срока оказания государственной ( муниципальной ) услуги ( Пермский край – самое « быстрое государство » для бизнеса ) АДМИНИСТРАТИВНАЯ ГИЛЬОТИНА Устранение излишних административных барьеров в приоритетных сферах ( предпринимательство в здравоохранении, социальной и культурной сфере, в образовании ) Пилотный проект по замене контрольно - надзорных функций рыночными механизмами через страхование ответственности и рисков, альтернативный контроль и т. п.. АНТИБАРЬЕРНАЯ ЗОНА Уменьшение количества органов исполнительной власти, МСУ, учреждений, участвующих в предоставлении наиболее проблемных комплексных государственных ( муниципальных ) услуг Принуждение к реорганизации административной процедуры на основании антибарьерной экспертизы ОПТИМИЗАЦИЯ Уполномоченный по правам предпринимателей Краевая панель персональных экспертов практиков предпринимательства для экспресс - консультаций с лицами принимающими решения Предпринимательское рейтингование деятельности органов власти и МСУ и включение его результатов в систему показателей результативности ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ Открытие в крае отсутствующих ТУ ФОИВ, осуществляющих разрешительные функции Инвентаризация и развитие в крае необходимого комплекса ( государственных и негосударственных ) лабораторий, экспертных тестовых комплексов и т. п. организаций, необходимых для прохождения разрешительных процедур УВЕЛИЧЕНИЕ МОЩНОСТИ 7
Результаты работы комиссии по дебюрократизации Сокращение сроков и другие меры по оптимизации исполнения функций ( услуг ) Закрепление изменений в нормативных правовых актах Более прозрачная среда информирования предпринимателей на сайтах ведомств Работа ведомств Мониторинг изменений Рейтингование ведомств : рейтинг сокращения сроков и рейтинг готовности к дебюрократизации Оценка готовности ведомств к дебюрократизации Подготовка аналитических материалов к координационному совещанию Работа административной гильотины
Показатели сокращения сроков исполнения функций ( предоставления услуг ) в целях снижения административных барьеров для предпринимателей в обязательствах ведомств края и г. Перми Кроме того были выявлены : 6 пустых ( неисполняемых ) функций и услуг в 4 ведомствах, которые предложено сократить ; 14 функций, входящие в комплексную услугу, в отношении которых необходимо закрепить « центр ответственности » за совокупное сокращение сроков. Общее количество сокращенных дней – 483 Общее количество функций ( услуг ), сроки которых будут сокращены – 95 Общее количество функций ( услуг ), где были зафиксированы обязательства по срокам их исполнения, отсутствующие ранее – 29 Общее количество изменений в публично размещенную информацию о функциях ( услугах ), по результатам выявленных на заседаниях комиссии недостатков информирования о полномочии - 8
Улучшение предпринимательского климата - в результате деятельности Административной гильотины Исходя из Данных Мирбанка ( затраты на преодоление адм. барьеров ), обследований Минэкономики о среднем количестве взаимодействий МСБ в органами власти в год ( кроме контроля и надзора ), а также статистикой по в МСБ края ( кроме ИП ) можно очень приблизительно сказать, что предпринимателям « возвращено » в год порядка 10,1 млн рублей ( непотраченные средства ) млрд рублей в оборот. Экономия на издержках и уменьшение упущенной выгоды Нормативны срок исполнения 3044 Новый срок исполнения 2561 Инициативу проявили Мин. Природных ресурсов ПК, Минторг, Управление по развитию потребительского рынка г. Перми, Департамент планирования и развития территорий г. Перми и др. Лидерами сокращения по данному параметру являются Минприроды, Мин. Развития предпринимательства и торговли, Агентство по управлению имуществом. Срок оказания 10% услуг сокращен на % 2 Срок оказания 31% наиболее проблемных и массовых услуг был сокращен. Общий срок сокращения 183 дня. 3 Общее сокращение сроков предоставления услуг для хозяйствующих субъектов -483 дня 1 Предприниматели имеют «дорожную карту» своих проблем в разрезе функций и услуг Устойчивость
11 Созданы основания для оптимизации отдельных функций и услуг в ходе их регламентации 2 Приведена в порядок информация о полномочиях 3 Инвентаризация полномочий ОИВ и МСУ в отношении субъектов предпринимательства Идентифицированы 273 полномочий, в отношении субъектов предпринимательства 1 Структурирование распределения полномочий Ускорение процесса регламентации для выполнения требований 210- ФЗ Включение предпринимательского и экспертного сообщества в процесс регламентации для учета предпочтений целевых групп Актуализированная информация Более четкое осознание ведомств реального объема полномочий Результаты для более прозрачной административной среды исследования Выявлены ошибки в предоставлении информации о полномочиях Даны обещания исправить информацию о 8 функциях
ДИО Услуги по продаже ( передаче в аренду ) земельных участков Услуги по продаже ( передаче в аренду ) муниципального имущества Департамент промышленной политики, инвестиций и предпринимательства Субсидирование части стоимости предоставленных гарантий ( поручительств ) по кредитам для СМиСП Прием и рассмотрение на Координационном совете по реализации инвестиционных проектов обращений инвесторов Департамент планирования и развития территорий Прием и выдача документов на утверждение и выдачу градостроительных планов земельных участков Прием заявлений и выдача документов о согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории ДЗО Предварительное согласовании места размещения объекта Предоставление земельного участка для строительства Заключение договора купли - продажи или аренды земельного участка для строительства с победителем торгов Утверждение и выдача схем расположения земельных участков Распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности НО ! НЕ СОКРАЩЕНЫ СРОКИ В НАИБОЛЕЕ ПРОБЛЕМНОЙ СФЕРЕ - ДОСТУП К РЕСУРСАМ ( г. Пермь ) Из-за жесткого сопротивления ведомств НЕ ПРОИЗОШЛО сокращения сроков в полномочия, обеспечивающих доступ к ресурсам, в т.ч. в отношении очень проблемных. комплексов услуг
Рейтингование ведомств: расчеты места в рейтинге Показатели - Рейтинг сокращения сроковПоказатели - Рейтинг готовности к дебюрократизации кол-во функций с сокращенными сроками; кол-во функций с несокращенными сроками; общее количество функций в отношении хозяйствующих субъектов, привлекших внимание Комиссии; кол-во функций, которые ведомство аргументировало как невозможные к сокращению сроков; кол-во функций, в которых аргументы невозможности сокращения сроков Комиссия сочла достаточными; количество сокращенных дней по каждой функции; имеющийся нормативный срок исполнения функции до сокращения. кол-во функций с сокращенными сроками; кол-во функций, где срок не был сокращен, но аргументы невозможности/нецелесообразности сокращения признаны обоснованными; количество сокращенных дней исполнения функций; наличие или отсутствие информации о том, где будут зафиксированы новые сроки (НПА); наличие или отсутствие информации о том, в течение какого периода ведомство внесет изменения в НПА; актуальная информация на сайте или зафиксированная в ходе мониторинга актуализация информации после заседания Комиссии; количество функций в отношении отдельных хозяйствующих субъектов, выделенных ведомством самостоятельно; общее количество функций ведомства в отношении хозяйствующих субъектов, рассмотренных комиссией; соблюдение ведомством регламента взаимодействия с Комиссией; выполнение ведомством решений Комиссии (протокол). I– актуальность информации на сайте ведомства j – внесение изменений на сайт ведомства n – соблюдение регламента работы комиссии m – выполнение решений комиссии
Лидеры рейтинга сокращения сроков Аутсайдеры рейтинга сокращения сроков Ведомства : не разработали программы мероприятий по уменьшению нормативного срока исполнения всех государственных / муниципальных функций и услуг не предоставили Комиссии достаточных обоснований о невозможности сокращения нормативных сроков
Рейтинг сокращения сроков предоставления услуг ведомств Пермского края и г. Перми
Группа ведомств с наименьшей готовностью к дебюрократизации Лидеры рейтинга готовности к дебюрократизации
Рейтинги готовности ведомств Пермского края и г. Перми к дебюрократизации
Соответствие ведомственных сайтов требованиям 8- ФЗ ( максимум 13 баллов )
Сравнение типов информации размещаемой на сайтах ( в %)
Благодарим за внимание Центр ГРАНИ, +7 (342) , Центр ГРАНИ