Государственная бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Воронежский Государственный Медицинский Университет имени Н.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Пища, которую мы едим. Вред или польза.». Цель проекта: изучение рациона питания школьника; определение качества продуктов быстрого приготовления.
Advertisements

Г ИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЦИОНАЛЬНОМУ ПИТАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ. ЖУРАК АЛЕНА ЛЕЧЕБНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ГРУППА 211.
Выполнила: ученица 11Б класса ГОУ СОШ 769 Лузикова Марья. Руководитель: учитель химии Розовик С.Ю.
Здоровое питание – здоровый школьник Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого.
Правила личной гигиены и здоровья Подготовила: Вялкова Ксения Ученица 11 А.
Здоровье человека является основополагающим условием социального и экономического развития общества, главной ценностью любого государства. Человек должен.
Виды здоровья. Содержание Понятие здоровья Три вида здоровья Понятие здорового образа жизни Рациональное питание человека: 1.Первый законПервый закон.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим,
Здоровье человека. Содержание Понятие здоровья Понятие здоровья Понятие здоровья Понятие здоровья Три вида здоровья Три вида здоровья Три вида здоровья.
Минеральные вещества и вода в пищевых продуктах. Выполнила: Морозова Т.С.
Двигательная активность в режиме дня школьника.. Двигательная активность включает: утреннюю гимнастику, уроки физкультуры, физкультминутки, подвижные.
Факторы здорового образа жизни сбалансированное питание ; соблюдение режима труда и отдыха ; закаливание ; отказ от вредных привычек ; личная гигиена ;
План: 1. Концепция здоровьесберегающего воспитания и обучения. 2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных.
Здоровье - это состояние морального, психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко, не теряя самообладания, переносить.
Витамины Выполнила: Суханова Ольга, ученица 10 класса.
Рациональное, здоровое питание детей и подростков в школах является необходимым условием сохранения их здоровья. Правильно организованное питание: - обеспечивает.
Здоровье и образ жизни Автор: к.м.н. Васильева Л.Э.
Мы хотим всесторонне развить человека, чтобы он умел хорошо бегать, плавать, быстро и красиво ходить, чтобы у него были все органы в порядке, словом,
ее длительность колеблется от нескольких минут (на уроке) – выражается в постепенном повышении работоспособности, настрое, адаптации к конкретным условиям.
Основным принципом правильного питания дошкольников служит максимальное разнообразие пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех.
Транксрипт:

Государственная бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Воронежский Государственный Медицинский Университет имени Н.Н. Бурденко» «Гигиеническая безопасность в гигиене детей и подростков»

По сравнению со взрослыми дети находятся в своеобразных условиях, поэтому гигиенические принципы обучения и воспитания не совпадают с принципами профессионального труда или общественного существования взрослых. Основное же отличие организма детей и подростков от организма взрослого человека заключается в том, что внешние воздействия сказываются не только на функциональном состоянии в настоящий момент, но и влияют на его развитие и дальнейшее существование. Здоровье взрослого населения в значительной степени определяется здоровьем детей, так как многие формы патологии формируются в детстве. Гигиена детей и подростков - профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.

Средства народной медицины с успехом используются для лечения множества болезней. Народная медицина предлагает множество эффективных методов лечения кашля, хронического и острого отита, бронхита и т.д. Как сохранить слух Уши - это сложный инструмент, состоящий из трех частей: наружного, среднего и внутреннего. Благодаря их гармоничному взаимодействию мы воспринимаем звуки окружающего мира и общаемся с другими людьми. Проблемы с ушами, как считают лор-врачи, возникают чаще всего из-за небрежного к ним отношения. Это неправильный уход, попытки самолечения, существенные шумовые пере грузки, а также незнание простых гигиенических норм. Компресс из хлеба при отите. Cтаринный рецепт лечения ушек у детей. Буквально через минут боль стихает. Нужно взять черную корку (во всю буханку) с хлеба, положить в дуршлаг над кастрюлей с водой (водяная баня), прогреть с двух сторон. Затем приложить к больному ушку (по типу компресса: целлофан, вату и завязать платком). Желательно подержать не менее часа. Если водочный компресс «остывает» уже через 1,5 часа, то хлебный - держит тепло более 3-х часов и прекрасно греет. А если же проделать 2-3 дня подряд, то боль уйдет надолго.

о Сущность гигиены детей и подростков как науки заключается в изучении таких процессов, как рост, развитие и социализация ребенка. Они сопровождаются расширением круга воздействующих материальных и социальных факторов, ростом функциональных возможностей, позволяющих ребенку адекватно реагировать на воздействие окружающей среды. От степени согласованности процессов роста,развития и социа лизации зависит характер взаимоотношений растущего организма с окружающей средой, а следовательно, и состояние его здоровья. Поэтому основная проблема гигиены детей и подростков это проблема соответствия функциональных возможностей ребенка и подростка конкретным условиям окружающей среды, или проблема его функциональной готовности к воздействию различных факторов. Кэ той проблеме относятся научные исследования, связанные с изучением школьной зрелости,профессиональной пригодности, определением оптимальных трудовых и спортивных нагрузок и др.рост От Изучение состояния здоровья подрастающего поколения носит комплексный характер и включает изучение физ. развития, заболеваемости, иммунол, реактивности, работоспособности, а также экономических и социальных условий воспитания и обучения. На основе данных исследований определяются наиболее оптимальные для организма детей и подростков режим труда и отдыха, нормируется величина умственной и физ. нагрузки с учетом анатомофизиол, и психологических особенностей и возможностей организма ребенка в возрастном аспекте. Исследования по гиг. вопросам физ. воспитания детей и подростков проводятся в направлении использования естественных природных факторов в целях укрепления здоровья и закаливания детского организма, разработки нормативов физ. нагрузки в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, а также гиг. нормативов для детских спортивных сооружений и оборудования. Г. д. и п. разрабатывает и обосновывает основные гиг. нормативы строительства, сан. благоустройства школ, детских учреждений и профтехучилищ для районов с различными климатическими условиями. Развитие гигиены детей и подростков.

Одним из острых вопросов современного общества является проблема инвалидности с учетом ее медицинского, социального, нравственного и экономического значения. В России, как и во всем мире, наблюдается неуклонный рост числа детей-инвалидов. В начале нового тысячелетия проблема детской инвалидности в России приобретает поистине общенациональный характер. В зависимости от возраста в структуре инвалидности по обусловившим ее заболеваниям 1-е место занимает разные классы болезней. Так, у детей 0-4 лет лидируют врожденные аномалии развития. Затем следуют болезни нервной системы и психические расстройства, болезни костно-мышечной и эндокринной систем, причем в этом возрасте структура инвалидности у мальчиков и девочек аналогична. Среди детей 5-9 лет причиной инвалидности чаще являются болезни нервной системы, психические расстройства (за счет умственной отсталости), а также аномалии развития и болезни глаз. На 5-м месте у мальчиков стоят болезни уха, у девочек заболевания органов дыхания. У подростков и лет превалируют психические расстройства, в том числе умственная отсталость, возрастает роль психозов. На 2-м и 3-м месте болезни нервной системы и врожденные аномалии развития соответственно. Последующие места занимают болезни глаза и эндокринной системы.

Психогигиена - отрасль медицинских знаний, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья. Психогигиена трудовой деятельности и обучения. Значительную часть времени человек посвящает трудовой деятельности, поэтому важное значение имеет эмоциональное отношение к труду. Выбор профессии- ответственный шаг в жизни каждого человека, поэтому необходимо, чтобы.выбранная профессия соответствовала интересам, способностям и подготовленности личности. Только при этом труд может приносить положительные эмоции: радость, моральное удовлетворение, а в конечном счете, и психическое здоровье. В психогигиене труда немаловажную, роль играет промышленная эстетика: современные формы машин; удобное рабочее место, хорошо оформленное помещение. Целесообразно оборудование на производстве комнат отдыха и кабинетов психологической разгрузки, уменьшающих утомление и улучшающих эмоциональное состояние работающих. Важное значение имеет психогигиена умственного труда. Умственная работа связана с высоким расходом нервной энергии. В процессе её происходит мобилизация внимания, памяти, мышления, творческого воображения. Люди школьного и студенческого возраста тесно связаны с обучением. Неправильная организация занятий может вызвать переутомление и даже нервный срыв, особенно часто наступающие в период экзаменов.

Задачи психогигиены учебных занятий 1) Способствовать своевременному и гармоничному психическому развитию детей; 2) Стремиться к тому, чтобы учение приносило детям радость и протекало на фоне положительных эмоций, что в свою очередь, явится залогом психического здоровья; 3) Избегать чрезмерного умственного напряжения, приводящего к значительному утомлению детей; 4) Предотвращать психотравмирующие ситуации в школе.

Здоровье, физическое воспитание и суточная двигательная активность взаимосвязаны. Здоровье в значительной степени определяется уровнем привычной двигательной активности. Установлена связь между привычной суточной двигательной активностью и частотой заболеваний сердечно-сосудистой системы у различных групп населения. Зависимость между количественной величиной суточной двигательной активности и реакциями организма на нее носит параболический характер

В процессе жизнедеятельности человек выполняет разнообразные движения, объем которых определяется биологическими особенностями организма, а их реализация зависит от социальных факторов. Суточная двигательная активность - это сумма движений, выполняемых ребенком в процессе жизнедеятельности: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время. Она может быть измерена и оценена на протяжении суток по продолжительности динамического компонента и отдельных видов деятельности, количеству локомоций (шагов), величине энерготрат и изменениям ЧСС. Двигательная активность является важнейшим компонентом здорового образа жизни и поведения детей и подростков. Она зависит от социально-экономических условий жизни общества, его ценностных ориентиров, организации физического воспитания, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, телосложения и функциональных возможностей растущего организма, количества свободного времени и характера его использования, доступности спортивных сооружений и мест отдыха для детей и подростков. Среднесуточная активность с возрастом увеличивается. У девочек в возрасте 89 лет двигательная активность прак­тически не отличается от аналогичной величины у мальчиков. Однако с увеличением возраста различия двигательной активности в зависимости от пола становятся существенными (у девочек меньше).

Двигательная активность наименьшая у детей, не занимаю­щихся спортом или другими видами физической культуры. Особенно резко (до 50 %) она уменьшается с началом обучения в школе. Дефицит движений (гипокинезия) вызывает многообразные морфофункциональные изменения в организме от адапта­ции к низкому уровню двигательной активности до более глу­боких изменений (предпатологические и патологические состо­ яния): развития астенического синдрома, снижения функцио­нальных возможностей и нарушения деятельности опорно- двигательного аппарата и вегетативных функций. Чрезмерная двигательная активность (гиперкинезия) встречается гораздо реже и распространяется в связи с ранней спортивной спе­циализацией. При этом могут наблюдаться истощение симпатико- адреналовой системы, дефицит белка и снижение иммунитета.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Физическое воспитание детей и подростков осуществляется в соответствии со следующими гигиеническими принципами: оптимальный двигательный режим с учетом биологической потребности растущего организма в движениях и его функциональных возможностей; дифференцированное применение средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, со­ стояния здоровья и физической подготовленности детей и подростков; систематичность занятий, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных средств и форм физического воспитания; создание гигиенически полноценных условий внешней среды во время занятий физической культурой.

Основные принципы закаливания: проведение закаливающих процедур с учетом состояния здоровья ребенка; постепенное увеличение интенсивности процедур; систематичность и последовательность проведения про­цедур; комплексное воздействие закаливающих факторов; положительные реакции на проведение закаливающих мероприятий; возобновление процедур после перерывов начинается с такой интенсивности воздействий, которая была в нача­ле закаливания, но с более быстрым нарастанием.

Рациональное питание детей и подростков является одним из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, своевременное созревание морфологических структур и функций различных органов и тканей, оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития, устойчивость организма к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Рациональное питание детей, как и состояние их здоровья, должно быть предметом особого внимания государства. В области рационализации детского питания осуществляются программы по поддержке грудного вскармливания, обеспечению детей раннего возраста специализированными продуктами, обеспечению больных детей продуктами лечебного питания, по организации в установленном порядке горячего питания детей в учреждениях общего образования. Питание может быть признано полноценным, если оно достаточно в количественном отношении и по качественному составу, а также покрывает энерготраты. Пищевой рацион детей должен быть сбалансирован в зависимости от возраста, пола, климатогеографической зоны проживания, характера деятельности и величины физической нагрузки.

w Белки Белки, являясь основным пластическим строительным материалом, необходимы не только для возмещения белковых затрат, но и для формирования новых клеток для роста и развития. При недостатке белка в питании детей возникает азотистое равновесие (у ребенка должен быть положительный азотистый баланс), которое приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, снижению защитных сил организма. Особую роль в питании детей приобретают белки животного происхождения, которые содержат полный набор незаменимых кислот. Среди них такие, как лизин, триптофан, метионин. При недостатке в рационе триптофана и лизина наблюдается отставание в росте, недостаточность лизина приводит к нарушению процессов костеобразования и кроветворения, при дефиците метионина изменяется углеводный обмен у детей. Включение в рацион ребенка мяса, рыбы, яиц, творога позволяет обеспечить в полной мере организм незаменимыми аминокислотами. Молоко Молоко является необходимым продуктом для детей всех возрастных групп детского населения, особенно первых лет жизни. Молоко и молочные продукты хороший источник белка и кальция, идущих на построение костной ткани. Как известно, кальций плохо усваивается в организме, но у детей первых лет жизни в желудке вырабатывается фермент химозин, который переводит белок молока казеин в легкоусвояемый казеинат. Жиры Жиры являются основным компонентом пищи. В детском возрасте они возмещают энергетические траты организма и поддерживают иммунитет ребенка. Жиры являются источниками витаминов А и D, которые поступают в организм только в составе жиров, эти витамины имеют большое значение для роста и развития ребенка. В рацион детей необходимо включать жиры животного происхождения и растительные жиры.

w Углеводы в организме детей и подростков выполняют в основном энергетическую функцию. Избыточное содержание углеводов, особенно простых, приводит к увеличению массы тела, пастозности (рыхлости) жировой и мышечной ткани. Углеводы Такие дети чаще болеют простудными заболеваниями, нередко с осложнениями. Избыточное содержание сахара в пище приводит также к кариесу зубов, усилению гнилостных процессов в кишечнике, повышению сахара в крови. Наиболее рекомендуемым углеводом в питании детей является молочный сахар лактоза. В питании детей особая роль принадлежит жирорастворимым витаминам А и D. Витамин А является фактором роста ребенка, он влияет на интенсивность роста скелета, на функции эндокринных органов. Витамин А, как известно, принимает участие в поддержании нормального состояния покровных тканей кожи и слизистых оболочек. Недостаточность витамина А приводит к нарушению сумеречного (ночного) зрения (куриная слепота). Содержится витамин А в печени морских животных и рыб, крупного рогатого скота, в желтке яиц, в жирных молочных продуктах.

w Не меньшее значение в питании детей имеет витамин D. Исключение этого витамина из рациона ребенка, а также отсутствие ультрафиолетового излучения приводит к заболеванию детей первых лет жизни рахитом. Витамин D участвует в формировании скелета, оказывая влияние на фосфорно-кальциевый обмен и ускоряя всасывание кальция в кишечнике. Источники витамина D печень трески, жирные сорта рыбы, яичный желток, сливочное масло. Витамин С. Его значение в питании ребенка обусловлено повышением защитных сил организма, нормальным развитием соединительной и костной тканей. Витамин С незаменим в профилактике железодефицита у детей, так как в его присутствии улучшается усвояемость железа. Источники: плоды шиповника, черной смородины, красный болгарский перец, цветная капуста, петрушка. Витамин В, участвует в функциях нервной системы, в процессах возбуждения и торможения коры головного мозга, в энергетическом обмене. Источники: печень говяжья, свиная, бобовые, зерновые (крупы, хлебобулочные изделия).

Здоровьесбережение – система профилактических и организационных мер по обеспечению специальных, психолого-педагогических, социальных и медицинских условий для сохранения и улучшения здоровья (оздоровления) различных категорий детей и подростков с учетом особенностей их заболеваний и индивидуальных особенностей социальной адаптации и развития. Здоровье развивающейся личности ребенка и подростка включает следующие компоненты: – соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития; – физическое здоровье – морфологические и функциональные резервы органов и систем организма, обеспечивающих адаптацию организма к неблагоприятным условиям окружающей среды; – психическое здоровье – отсутствие психических нарушений и отклонений развития психики; – психологическое здоровье – соответствующая нормам данного возраста развитость психических процессов, когнитивной, эмоциональной и других сфер личности, сформированность социально и культурно значимых ценностных ориентаций и системы отношений; – социальное здоровье – соответствующая возрасту адаптированность личности в социуме, способность к взаимодействию с людьми и творческой самореализации в обществе; – духовное (нравственное) здоровье – сформированность духовно-нравственной сферы (нравственных ориентиров и ценностей) личности. В соответствии с ними определяются и обеспечиваются направления и содержание здоровьесбережения и оздоровления детей.

Меры по оздоровлению детей и подростков, в том числе категорий разных видов заболеваний, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данные меры включают. – меры по диагностике заболеваний (изучение медицинской документации, обследования и др.); – меры по профилактике заболеваний (общеоздоровительные меры, организация правильного и здорового питания, воспитание физической культуры, организация занятий спортом и физическими упражнениями с учетом индивидуальных особенностей здоровья, профилактика нездорового образа жизни через различные мероприятия, формы, методы и др.); – меры по осуществлению терапевтических процедур (физиотерапия и психотерапия); – осуществление лечебных процедур по разным типам заболеваний; – выполнение специальных медицинских рекомендаций в отношении конкретных детей. При планировании и проведении мероприятий по организации системы отдыха и оздоровления различных категорий детей целесообразно исходить из того, что отдых и оздоровление предполагают не только здоровьесберегающий результат, но также ориентированы на достижение развивающих и воспитательных целей. Следовательно, эффективная организация отдыха и оздоровления различных категорий детей имеет и социально-профилактическое значение, связанное со снижением уровня социальной напряженности и рисков девиантного (общественноопасного) поведения в молодежной среде.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!