1 Цветкова Кристина Евгеньевна Конструирование вариативных образовательных программ инженерной подготовки в условиях университетского комплекса

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Особенности развития постдипломного образования в инновационном вузе» И.С. Батракова, доктор педагогических наук, профессор.
Advertisements

Структура и содержание инновационной образовательной программы Кабинет теории и практики профессионального образования ГОУ РК «ИПКРО»
Разработка и внедрение модульного обучения в рамках реализации инновационной образовательной программы Санкт-Петербург 2008 г. Российский государственный.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Краевая экспериментальная площадка. Разработка и апробация модели сетевого взаимодействия ГОУ СПО «Читинский политехнический колледж» с образовательными.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
Первичная инновационная площадка на базе ГБОУ ВПО МГПУ «Формирование социально- профессиональной компетентности студентов в процессе исследовательской.
Вариативная составляющая основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО в Самарской области Светлана Ефимова, директор ЦПО Самарской области,
Профессионально-общественная аккредитация образовательных организаций Материалы программы повышения квалификации «Методология профессионально - общественной.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Оптимизация подготовки специалистов в области спутниковых систем связи и навигации ГБОУ СПО Техникум машиностроения 25
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ «РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Переход на уровневую систему высшего образования ФГОУ ВПО ПАГС имени П.А. Столыпина Цели, задачи, проблемы реализации.
LOGO Построение системы взаимодействия работников профобразования Методический семинар ГАОУ РХ ДПО ХакИРОиПК Отдел профессионального.
ГОАУ ЯО Институт развития образования Деятельность ИРО по реализации региональных проектов и программ в 2015 году.
« Научно-методическое обеспечение введения ФГОС » Логвинова И.М.
Транксрипт:

1 Цветкова Кристина Евгеньевна Конструирование вариативных образовательных программ инженерной подготовки в условиях университетского комплекса – теория и методика профессионального образования Научный руководитель – д.п.н., профессор И.Д. Белоновская

2 Нормативная база Федеральная целевая программа развития образования; Национальная доктрина образования до 2025 года; Федеральная программа «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений»; Проекты Федеральных государственных образовательных стандартов ВПО третьего поколения.

3 Объект: вариативные образовательные программы инженерной подготовки Предмет: специфика конструирования вариативных образовательных программ инженерной подготовки в условиях университетского комплекса. В исследовании введено ограничение - рассматривается подготовка инженеров- машиностроителей.

Задачи исследования Уточнить содержание понятий «вариативная образовательная программа», «конструирование вариативной образовательной программы», их особенности в инженерной подготовке в университетском комплексе. Определить специфику конструирования вариативной образовательной программы инженерной подготовки в университетском комплексе для различных субъектов данного процесса. Разработать педагогическую модель конструирования вариативной образовательной программы инженерной подготовки. Разработать методическое и диагностическое обеспечение исследуемого процесса. Апробировать педагогическую модель и методики конструирования вариативных образовательных программ инженерной подготовки в условиях университетского комплекса Оренбургского государственного университета. 4

Научная новизна исследования Применительно к инженерному образованию уточнено содержание понятия «вариативная образовательная программа», разработаны основания и типология вариативных образовательных программ. Определена педагогическая сущность конструирования вариативной образовательной программы инженерной подготовки как процесса ее конкретизации в актуальных социально-экономических, научно- производственных и образовательных условиях, установлена его специфика в университетском комплексе. Охарактеризованы образовательные цели, ресурсы, функции и основные субъекты конструирования вариативной образовательной программы в университетском комплексе. Разработана педагогическая модель конструирования вариативной образовательной программы, основанная на компетентностном подходе, представляющая логику, организационно-педагогические условия, комплекс методик и результат конструирования. 5

Теоретическая значимость исследования Профессиональная педагогика уточняется включением представлений о конструировании вариативных образовательных программ в систему знаний о педагогической деятельности; Теория и методика профессионального образования дополняется знаниями о функциях и образовательных возможностях субъектов конструирования инженерных программ; Дидактика уточняется классификацией вариативных образовательных программ, что может стать основой унификации процедур их конструирования; Компетентностный подход дополняется анализом образовательных ресурсов, профессионально-ориентированных сред, образовательных рисков и оперативной диагностикой результата, что открывает новые возможности формирования заданных инженерных компетенций. 6

7 1. Вариативная образовательная программа профессионального образования разновидность основной образовательной программы, обладающая свойством изменения в рамках государственного образовательного стандарта по определенному профилю и уровню подготовки. представляет собой совокупность документов, конкретизирующих основную образовательную программу и определяющих разнообразие содержания, форм, методов и технологий реализации профессионального образования, обеспечивающая населению равенство доступности к качественным образовательным услугам; достаточность полноценных, специфичных и привлекательных образовательных траекторий; спектр возможностей (осмысленного и адекватного запросам обучающихся) выбора такой траектории; оптимизацию ресурсов сети образовательных учреждений.

Образовательная программа инженерной подготовки это комплексный проект, представленный совокупностью документов, устанавливающих и организующих процесс целенаправленного формирования инженерной компетентности специалистов в области техники и технологии за счет соответствующего содержания, методов обучения и наукоемких образовательных технологий с использованием мировых информационных ресурсов и баз знаний, с ориентацией на лучшие отечественные и зарубежные аналоги образовательных программ, позволяющих обеспечить их конкурентоспособность на мировом рынке; предпринимательских идей в содержании курсов; проблемно ориентированного междисциплинарного подхода к изучению естественных и технических наук; интеграции науки, образования и производства; внедрения активных методов, «контекстного обучения» и «обучения на основе опыта»; методов, основанных на изучении практики инновационного производства; проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических инженерных задач. 8

Аспекты вариативности уровень востребованности данной специализации инженера в регионе; Специализация; степень регионализации; виды интеграции науки, производства и образования; разнообразие видов образовательных ресурсов и их концентрация; формируемые компетенции; индивидуализации обучения; методологический подход; реализуемые средства и технологии и др.

2. Конструирование вариативных образовательных программ инженерной подготовки представляет собой конкретизацию содержания, структуры, форм и технологий реализации основной образовательной программы в актуальных социально-экономических, научно- производственных и образовательных условиях в целях успешного формирования инженерной компетентности обучающихся. 10

3. Организационно-педагогические условия: реализуется педагогическая модель конструирования; создается ресурсная профессионально- ориентированная среда; активизируется субъектная позиция обучающихся; осуществляется взаимодействие субъектов конструирования; используются методики конструирования. 11

Этапы конструирования вариативных образовательных программ инженерной подготовки 12 целевой методологический факторный структурный функциональный дефицитарный ресурсный процессуальный прогностический результативный

Структурный этап конструирования вариативной образовательной программы инженерной подготовки в рамках ФГОС ВПО 13 Инвариантные элементы Общекультурные и профессиональные компетенции Базовая часть Учебных циклов Перечень дисциплин Цели и задачи учебного заведения Специальные компетенции по профилю подготовки Вариативная часть Учебных циклов Содержание дисциплин вариативной части Содержание дисциплин базовой части Перечень дисциплин Требования к структуре ООП Учебные циклы ООП Вариативные элементы Факультативные дисциплины Ежегодные изменения – развития науки, техники, культуры, экономики, технологии и социальной сферы Дополните льные интересы обучающихся Перечень дисциплин Содержание факультативных дисциплин Аннотация дисциплин базовой части

Элемент таблицы сопоставления функций, дефицитов и ресурсов субъектов конструирования 14 Субъект Функции конструировании вариативных образовательных программ Дефицит Ресурс С.4. Абитуриенты, студенты Ф.4 Разработка индивидуального образовательного маршрута и траектории в профессиональном самоопределении, выбор специальности и квалификации, специализации, выбор научного исследования для магистров (источник - проекты ФГОС ВПО) Д.4 Опыт профессионального самоопределения, опыт выбора индивидуального маршрута, информация о профессии и способах освоения профессиональной деятельности, опыт обучения, научной деятельности, самостоятельной работы [21, 86, 87] Р.4 Опыт предыдущей учебной и профессиональной деятельности, желание учиться и получать профессию, признание ценности образования [22, 73, 174] С.5. Социальные партнеры Ф.5 Определение компетенций, обеспечивает реализацию вариативной образовательной программы, экспертиза программы (источник - проекты ФГОС ВПО) Д.5 Опыт формирования компетенций и реализация вариативной образовательной программы [120]. Р.5 Опыт управления и организации социальным и иным видом деятельности в регионе, мониторинг регионального развития, прогнозы развития региона, административный ресурс [82] С.6. Академическое сообщество Ф.6 Проектирование и конструирование примерных рабочих программ, перечня дисциплин, дидактических особенностей дисциплин, элементов вариативной части циклов, содержание базовых и вариативных дисциплин (источник - проекты ФГОС ВПО) Д.6 Целостная система и опыт конструирования вариативной части [68]. Р.6 Научные школы, методические ресурсные центры, опыт повышения квалификации ППС. [85, 90, 151, 152]

Ресурсы университетского комплекса 15 Университетский комплекс Филиалы Колледжи Интернет-центр (информационно- технологический) Факультеты ГОУ ОГУ (кадровый) Научные школы ГОУ ОГУ (научный) Факультет дистанционных образовательных технологий (образовательный, информационно- технологический ) Факультет повышения квалификации (научный, кадровый) Научная библиотека (информационный, научный) Учебно-методическое управление (организационный) Отдел по работе с филиалами и колледжами (организационный, научный, методический) Научно-методический отдел (организационный, информационный, научно-методический) Лабораторные базы ГОУ ОГУ (материально-технический) Международное межрегиональное взаимодействие ОГУ (научный, образовательный) Финансовый ресурс ГОУ ОГУ Отдел качества образования (нормативный) Отдел лицензирования, аттестации и аккредитации (нормативный, организационный) Учебный отдел (учебно- методический) Методический кабинет (информационный, методический) Центр информационных технологий (информационный, информационно- технологический) Базы практик, партнеры (производственно- технологический)

16

Результаты расчета статических показателей по критерию «хи квадрат» для самооценки студентов 17

Оценка рисков развития отрасли студентами и работодателями 18

Диаграмма оценки образовательных ресурсов студентов ( по результатам анкет) 19 Образовательные дефициты

Диаграмма распределения отношений студентов к участию в конструировании 20

Корреляция между представлениями субъектов о востребованных компетенциях - констатирующий эксперимент 21

Методики поэтапного конструирования вариативных образовательных программ 22 Картинка обложки Методики установления в конструирования: - этапов; - факторов; - ограничений; - субъектов; - функций субъектов; - взаимодействия субъектов; - востребованных компетенций. Методики оценки: - образовательных ресурсов; - образовательных дефицитов; - образовательных рисков; - процесса конструирования; - результата конструирования

Примеры : Введенные дисциплины, ориентированные на инновационность 23 Дисциплина ЦиклСтрукту ра Организа ционные формы Дополнительное наполнение содержания Моделирование и алгоритмизация в САПР Професси ональный цикл 17Лекция Электронное определение изделия машиностроительного профиля по технологическим признакам; Построение 3D модели детали (Solid Works), проектирование отливки «САПР-Отливка», моделирование литейных процессов («LVMFlow» и «Полигон»), проектирование оснастки для ЛГМ (Solid Works, Unigraphics NX), изготовление оснастки для ЛГМ (Power Solution, Unigraphics NX). 17Практиче ские занятия Основы научных исследований Математич еский и естественн онаучный цикл 17Лекция Пути повышения эффективности конструкторско- технологической подготовки производства; Инновационная стратегия развития российского машиностроения; Основные направления анализа эффективности использования трудовых ресурсов в условиях развития предприятия. 34Лаборатор ные занятия Программные средства систем управления Професси ональный цикл 17Лекция Использование CAE-системы «ANSYS»; Технология использования графических процессоров в задачах многокритериальной оптимизации технологических процессов Compute Unified Architecture (CUDA) [87]; Создание комплексного механизма автоматизации и управления качеством - технология «SCOBO». 17 Практиче ские занятия

24 Корреляция между представлениями субъектов о востребованных компетенциях - формирующий эксперимент

Динамика изменения уровня инженерной компетентности обучающихся в опытно-поисковой работе 25 Уровни инженерной компетентности Распределение студентов по уровням сформированности инженерной компетентности (в % от общего числа в группе) Самооценка Оценка работодателей Оценка преподавателей Интегральный коэффициент кэкэкэкэ Констатирующий этап Перспективный 13%10%6% 5%6%7%7,24%6,49% Достаточный 58%73 %45%42%65%58%53,4%52,3% Допустимый 19%17%49%53%29%35%39,36%41,21% Формирующий этап Перспективный 23%24%7 %14%9%17%10,36%16,68% Достаточный 62 %68%50%57%55%63%53,63%60,76% Допустимый 15%8%43%29%36%20%36,01%22,56%

Статически неразличимые группы студентов на констатирующем эксперименте 26

Статически различные группы студентов на формирующем эксперименте 27