1 Цветкова Кристина Евгеньевна Конструирование вариативных образовательных программ инженерной подготовки в условиях университетского комплекса – теория и методика профессионального образования Научный руководитель – д.п.н., профессор И.Д. Белоновская
2 Нормативная база Федеральная целевая программа развития образования; Национальная доктрина образования до 2025 года; Федеральная программа «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений»; Проекты Федеральных государственных образовательных стандартов ВПО третьего поколения.
3 Объект: вариативные образовательные программы инженерной подготовки Предмет: специфика конструирования вариативных образовательных программ инженерной подготовки в условиях университетского комплекса. В исследовании введено ограничение - рассматривается подготовка инженеров- машиностроителей.
Задачи исследования Уточнить содержание понятий «вариативная образовательная программа», «конструирование вариативной образовательной программы», их особенности в инженерной подготовке в университетском комплексе. Определить специфику конструирования вариативной образовательной программы инженерной подготовки в университетском комплексе для различных субъектов данного процесса. Разработать педагогическую модель конструирования вариативной образовательной программы инженерной подготовки. Разработать методическое и диагностическое обеспечение исследуемого процесса. Апробировать педагогическую модель и методики конструирования вариативных образовательных программ инженерной подготовки в условиях университетского комплекса Оренбургского государственного университета. 4
Научная новизна исследования Применительно к инженерному образованию уточнено содержание понятия «вариативная образовательная программа», разработаны основания и типология вариативных образовательных программ. Определена педагогическая сущность конструирования вариативной образовательной программы инженерной подготовки как процесса ее конкретизации в актуальных социально-экономических, научно- производственных и образовательных условиях, установлена его специфика в университетском комплексе. Охарактеризованы образовательные цели, ресурсы, функции и основные субъекты конструирования вариативной образовательной программы в университетском комплексе. Разработана педагогическая модель конструирования вариативной образовательной программы, основанная на компетентностном подходе, представляющая логику, организационно-педагогические условия, комплекс методик и результат конструирования. 5
Теоретическая значимость исследования Профессиональная педагогика уточняется включением представлений о конструировании вариативных образовательных программ в систему знаний о педагогической деятельности; Теория и методика профессионального образования дополняется знаниями о функциях и образовательных возможностях субъектов конструирования инженерных программ; Дидактика уточняется классификацией вариативных образовательных программ, что может стать основой унификации процедур их конструирования; Компетентностный подход дополняется анализом образовательных ресурсов, профессионально-ориентированных сред, образовательных рисков и оперативной диагностикой результата, что открывает новые возможности формирования заданных инженерных компетенций. 6
7 1. Вариативная образовательная программа профессионального образования разновидность основной образовательной программы, обладающая свойством изменения в рамках государственного образовательного стандарта по определенному профилю и уровню подготовки. представляет собой совокупность документов, конкретизирующих основную образовательную программу и определяющих разнообразие содержания, форм, методов и технологий реализации профессионального образования, обеспечивающая населению равенство доступности к качественным образовательным услугам; достаточность полноценных, специфичных и привлекательных образовательных траекторий; спектр возможностей (осмысленного и адекватного запросам обучающихся) выбора такой траектории; оптимизацию ресурсов сети образовательных учреждений.
Образовательная программа инженерной подготовки это комплексный проект, представленный совокупностью документов, устанавливающих и организующих процесс целенаправленного формирования инженерной компетентности специалистов в области техники и технологии за счет соответствующего содержания, методов обучения и наукоемких образовательных технологий с использованием мировых информационных ресурсов и баз знаний, с ориентацией на лучшие отечественные и зарубежные аналоги образовательных программ, позволяющих обеспечить их конкурентоспособность на мировом рынке; предпринимательских идей в содержании курсов; проблемно ориентированного междисциплинарного подхода к изучению естественных и технических наук; интеграции науки, образования и производства; внедрения активных методов, «контекстного обучения» и «обучения на основе опыта»; методов, основанных на изучении практики инновационного производства; проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических инженерных задач. 8
Аспекты вариативности уровень востребованности данной специализации инженера в регионе; Специализация; степень регионализации; виды интеграции науки, производства и образования; разнообразие видов образовательных ресурсов и их концентрация; формируемые компетенции; индивидуализации обучения; методологический подход; реализуемые средства и технологии и др.
2. Конструирование вариативных образовательных программ инженерной подготовки представляет собой конкретизацию содержания, структуры, форм и технологий реализации основной образовательной программы в актуальных социально-экономических, научно- производственных и образовательных условиях в целях успешного формирования инженерной компетентности обучающихся. 10
3. Организационно-педагогические условия: реализуется педагогическая модель конструирования; создается ресурсная профессионально- ориентированная среда; активизируется субъектная позиция обучающихся; осуществляется взаимодействие субъектов конструирования; используются методики конструирования. 11
Этапы конструирования вариативных образовательных программ инженерной подготовки 12 целевой методологический факторный структурный функциональный дефицитарный ресурсный процессуальный прогностический результативный
Структурный этап конструирования вариативной образовательной программы инженерной подготовки в рамках ФГОС ВПО 13 Инвариантные элементы Общекультурные и профессиональные компетенции Базовая часть Учебных циклов Перечень дисциплин Цели и задачи учебного заведения Специальные компетенции по профилю подготовки Вариативная часть Учебных циклов Содержание дисциплин вариативной части Содержание дисциплин базовой части Перечень дисциплин Требования к структуре ООП Учебные циклы ООП Вариативные элементы Факультативные дисциплины Ежегодные изменения – развития науки, техники, культуры, экономики, технологии и социальной сферы Дополните льные интересы обучающихся Перечень дисциплин Содержание факультативных дисциплин Аннотация дисциплин базовой части
Элемент таблицы сопоставления функций, дефицитов и ресурсов субъектов конструирования 14 Субъект Функции конструировании вариативных образовательных программ Дефицит Ресурс С.4. Абитуриенты, студенты Ф.4 Разработка индивидуального образовательного маршрута и траектории в профессиональном самоопределении, выбор специальности и квалификации, специализации, выбор научного исследования для магистров (источник - проекты ФГОС ВПО) Д.4 Опыт профессионального самоопределения, опыт выбора индивидуального маршрута, информация о профессии и способах освоения профессиональной деятельности, опыт обучения, научной деятельности, самостоятельной работы [21, 86, 87] Р.4 Опыт предыдущей учебной и профессиональной деятельности, желание учиться и получать профессию, признание ценности образования [22, 73, 174] С.5. Социальные партнеры Ф.5 Определение компетенций, обеспечивает реализацию вариативной образовательной программы, экспертиза программы (источник - проекты ФГОС ВПО) Д.5 Опыт формирования компетенций и реализация вариативной образовательной программы [120]. Р.5 Опыт управления и организации социальным и иным видом деятельности в регионе, мониторинг регионального развития, прогнозы развития региона, административный ресурс [82] С.6. Академическое сообщество Ф.6 Проектирование и конструирование примерных рабочих программ, перечня дисциплин, дидактических особенностей дисциплин, элементов вариативной части циклов, содержание базовых и вариативных дисциплин (источник - проекты ФГОС ВПО) Д.6 Целостная система и опыт конструирования вариативной части [68]. Р.6 Научные школы, методические ресурсные центры, опыт повышения квалификации ППС. [85, 90, 151, 152]
Ресурсы университетского комплекса 15 Университетский комплекс Филиалы Колледжи Интернет-центр (информационно- технологический) Факультеты ГОУ ОГУ (кадровый) Научные школы ГОУ ОГУ (научный) Факультет дистанционных образовательных технологий (образовательный, информационно- технологический ) Факультет повышения квалификации (научный, кадровый) Научная библиотека (информационный, научный) Учебно-методическое управление (организационный) Отдел по работе с филиалами и колледжами (организационный, научный, методический) Научно-методический отдел (организационный, информационный, научно-методический) Лабораторные базы ГОУ ОГУ (материально-технический) Международное межрегиональное взаимодействие ОГУ (научный, образовательный) Финансовый ресурс ГОУ ОГУ Отдел качества образования (нормативный) Отдел лицензирования, аттестации и аккредитации (нормативный, организационный) Учебный отдел (учебно- методический) Методический кабинет (информационный, методический) Центр информационных технологий (информационный, информационно- технологический) Базы практик, партнеры (производственно- технологический)
16
Результаты расчета статических показателей по критерию «хи квадрат» для самооценки студентов 17
Оценка рисков развития отрасли студентами и работодателями 18
Диаграмма оценки образовательных ресурсов студентов ( по результатам анкет) 19 Образовательные дефициты
Диаграмма распределения отношений студентов к участию в конструировании 20
Корреляция между представлениями субъектов о востребованных компетенциях - констатирующий эксперимент 21
Методики поэтапного конструирования вариативных образовательных программ 22 Картинка обложки Методики установления в конструирования: - этапов; - факторов; - ограничений; - субъектов; - функций субъектов; - взаимодействия субъектов; - востребованных компетенций. Методики оценки: - образовательных ресурсов; - образовательных дефицитов; - образовательных рисков; - процесса конструирования; - результата конструирования
Примеры : Введенные дисциплины, ориентированные на инновационность 23 Дисциплина ЦиклСтрукту ра Организа ционные формы Дополнительное наполнение содержания Моделирование и алгоритмизация в САПР Професси ональный цикл 17Лекция Электронное определение изделия машиностроительного профиля по технологическим признакам; Построение 3D модели детали (Solid Works), проектирование отливки «САПР-Отливка», моделирование литейных процессов («LVMFlow» и «Полигон»), проектирование оснастки для ЛГМ (Solid Works, Unigraphics NX), изготовление оснастки для ЛГМ (Power Solution, Unigraphics NX). 17Практиче ские занятия Основы научных исследований Математич еский и естественн онаучный цикл 17Лекция Пути повышения эффективности конструкторско- технологической подготовки производства; Инновационная стратегия развития российского машиностроения; Основные направления анализа эффективности использования трудовых ресурсов в условиях развития предприятия. 34Лаборатор ные занятия Программные средства систем управления Професси ональный цикл 17Лекция Использование CAE-системы «ANSYS»; Технология использования графических процессоров в задачах многокритериальной оптимизации технологических процессов Compute Unified Architecture (CUDA) [87]; Создание комплексного механизма автоматизации и управления качеством - технология «SCOBO». 17 Практиче ские занятия
24 Корреляция между представлениями субъектов о востребованных компетенциях - формирующий эксперимент
Динамика изменения уровня инженерной компетентности обучающихся в опытно-поисковой работе 25 Уровни инженерной компетентности Распределение студентов по уровням сформированности инженерной компетентности (в % от общего числа в группе) Самооценка Оценка работодателей Оценка преподавателей Интегральный коэффициент кэкэкэкэ Констатирующий этап Перспективный 13%10%6% 5%6%7%7,24%6,49% Достаточный 58%73 %45%42%65%58%53,4%52,3% Допустимый 19%17%49%53%29%35%39,36%41,21% Формирующий этап Перспективный 23%24%7 %14%9%17%10,36%16,68% Достаточный 62 %68%50%57%55%63%53,63%60,76% Допустимый 15%8%43%29%36%20%36,01%22,56%
Статически неразличимые группы студентов на констатирующем эксперименте 26
Статически различные группы студентов на формирующем эксперименте 27