Формирование и развитие системы Государственной поддержки экспорта в России, в современных условиях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОАО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» Москва, 24 июля 2012 года.
Advertisements

«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
РОССИЙСКОЕ АГЕНТСТВО ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА «Вызовы и перспективы развития организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего.
ЗАО РОСЭКСИМБАНК создан в 1994 году по решению Правительства Российской Федерации с целью практической реализации государственной политики поддержки и.
Структура экспорта. Меры поддержки несырьевого экспорта в Российской Федерации Минпромторг России.
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ФОНДА РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ Февраль 2016, Москва Фонд развития моногородов.
О мерах поддержки несырьевого экспорта в Российской Федерации Минпромторг России.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Преподаватель.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Преподаватель.
Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта Круглый стол IX Красноярский экономический форум.
ЗАО РОСЭКСИМБАНК создан в 1994 году по решению Правительства Российской Федерации с целью реализации государственной политики поддержки и стимулирования.
Презентация Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности Исакова Елизавета.
Презентация Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности Исакова Елизавета.
РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ -
Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности» Цель и задачи Усиление позиций России в глобальной экономике, улучшение качественных.
Презентация Цели, принципы и методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности Артемьева Ирина.
2014 г. О мерах по развитию системы поддержки экспорта несырьевых товаров.
Муниципальный экономический форум Дундукова Татьяна Николаевна начальник Управления международного бизнеса и долгового финансирования АО АКБ «НОВИКОМБАНК»
Транксрипт:

Формирование и развитие системы Государственной поддержки экспорта в России, в современных условиях

Введение

Государственная поддержка экспорта Российская практика государственной поддержки экспорта формируется на основе мирового опыта с учетом реальностей современной российской экономики. Над задачей развития эк спорта работает несколько министерств, государственных институтов, общественных организаций, при этом работа ведет ся как по направлению финансовой, так и нефинансовой поддержки экспорта. Можно выделить следующие направления государственной поддержки экспорта: Финансовые меры поддержки экспорта Нефинансовые меры поддержки экспорта

Финансовые меры поддержки экспорта Предоставление льготных экспортных кредитов (ГК «Внешэкономбанк», ЗАО «Росэксимбанк», ОАО «МСП Банк») Предоставление экспортных кредитов с субсидированием процентной ставки (ГК «Внешэкономбанк»); Страхование кредита покупателю, страхование кредита поставщика, страхование рисков по аккредитиву, страхование инвестиций, страхование кредита на пополнение оборотных средств экспортера, страхование экспортного факторинга (ОАО «ЭКСАР») Государственные гарантии в обеспечение обязательств экспортера и иностранного покупателя (ЗАО «Росэксимбанк», ОАО Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий»).

Нефинансовые меры поддержки экспорта Информационно-консультационные меры (Торговых представительств РФ в иностранных государствах, Региональные центры поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, Европейский информационный корреспондентский центр); Промоутерско-организационные меры, в т. ч. Поддержка выставочно-ярмарочной деятельности, Бизнес-миссии, Российские Деловые советы с зарубежными странами (Минпромторг России, Минэкономразвития России, Торгово-промышленная палата РФ).

Меры по устранению барьеров для экспорта: Улучшение условий по доступу товаров и услуг на внешние рынки (Минэкономразвития России); Упрощение таможенных процедур (Минэкономразвит ия России); Устранение административных барьеров (Минэконом развития России, АНО «Агентство стратегических инициатив»).

Необходимо отметить, что именно в 2015 году Минэкономразвития России закончило подготовку проекта Национальной экспортной стратегии России до 2030 года (работа над документом началась задолго до объявления антироссийских санкций). В программном документе обозначены мероприятия для достижения Россией лидирующих позиций в мировом экспорте и вхождения к 2030 году в пятерку ведущих экспортеров наряду с Китаем, США, Германией и Японией. Комплекс мер, обозначенных в Стратегии, направлен на повышение конкурентоспособности и экспортного потенциала ключевых отраслей и секторов российской экономики, увеличение пропускной способности транспортно-логистической инфраструктуры, устранение внутренних институциональных, регуляторных, административных барьеров при развитии экспортной деятельности.

Стратегия Минэкономразвития Россия сохраняет заявленные в Стратегии цели по интеграции РФ в мировую экономику. На конференции «Поддержка экспорта», состоявшейся в Москве 22 октября 2014 г. глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев сообщил, что планируются среднегодовые темпы прироста экспорта в период действия Стратегии до 6,3% для всего не сырьевого экспорта, и в частности 6,1% для не сырьевых товаров С 2012 года проводится работа по развитию инфраструктуры и регулирования экспортной деятельности в рамках Национальной предпринимательской инициативы (НПИ) по улучшению инвестиций. В рамках данной инициативы разработано 11 дорожных карт, в том числе Дорожная карта «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран, и поддержка экспорта».

На сегодняшний день осуществляется уже 2-ая редакция данной карты. В составе Дорожной карты 39 мероприятий, определенных по предложению представителей российского бизнеса, в рамках которых предусмотрено принятие в 2014–2015 гг. 16 нормативных актов, из которых 8-уровня Федеральных законов. В 2011–2014 годах государственная поддержка внешнеэкономических связей осуществляется с использованием новых для России институтов. В бизнес-практику внедряется страхование экспортных кредитов и инвестиций, предоставляемое Экспортным страховым агентством России (ЭКСАР),создано Агентство кредитных гарантий При этом в наибольшей степени поддержку экспортным операциям оказывают не банки, а крупные экспортно-импортные агентства, которые страхуют коммерческие и политические риски во внешнеэкономической деятельности.

В рамках ОЭСР разработано и используется специальное соглашение по официально поддерживаемым экспортным кредитам. Данное соглашение имеет рекомендательный характер и его основные цели - упорядочение рынка экспортных кредитов, предотвращение демпинга в отрасли. Также оно определяет минимальные ставки по финансированию и страхованию экспортных кредитов.

ЭКСАР В целях формирования целостной и эффективной системы государственной финансовой поддержки экспорта в России и выделения в самостоятельную структуру функции по страхованию экспортных кредитов было принято решение о создании в 2011 году Экспортного страхового агентства России (ЭКСАР) на базе Внешэкономбанка. При создании ЭКСАР, безусловно, учитывался мировой опыт зарубежных экспортных агентств. Также к моменту создания Агентства имелся ряд соглашений о сотрудничестве с агентствами, в прошлом являющимися партнерами Внешэкономбанка. В 2011–2015 годах Агентство активно развивало связи с кредитными организациями зарубежных стран, российскими банками и предприятиями.

Деятельность Агентства К стратегическим направлениям деятельности Агентства относятся: -развитие современной системы финансирования экспорта, обеспеченного страховым покрытием Агентства; -поддержка экспортно-ориентированных субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства); -страховая поддержка экспорта товаров и услуг российского производства; -страховая поддержка российских инвестиций за рубежом. Клиентами Агентства являются российские экспортеры, в том числе малые и средние предприятия, а также российские и иностранные кредитные организации и банки, предоставляющие финансирование российским экспортерам и обслуживающие внешнеторговые операции.

Страховая емкость ЭКСАР составляет 300 млрд руб. Агентство может покрывать до 95 % убытков по каждой застрахованной сделке в случае реализации политического риска и до 90 % в случае коммерческого риска. Первые два года агентство в основном занималось институциональными вопросами (внесением изменений в законодательство РФ),но в 2013–2014 годах агентство застраховало экспортные контракты российских предприятий на общую сумму около 180 млрд рублей. Объем застрахованного ЭКСАР экспорта, млрд. руб. Необходимо отметить, что Агентство работает исключительно с несырьевым экспортом, поддерживает предприятия любого масштаба, в том числе малый и средний бизнес. В интервью РБК в октябре 2014 года директор ЭКСАР Петр Фрадков сообщил, что самый крупный проект ЭКСАР к настоящему времени - это экспорт никелевых катодов Германию и Финляндию, объем застрахованного экспорта составляет 32 млрд руб. Но существуют и договора гораздо меньшего масштаба, например, застрахованы поставки в Монголию графитовых стержней гребнесмазывателей для железнодорожного подвижного состава СС-1 на сумму 136 тыс. руб.

Одной из ключевых проблем являются и высокие ставки банковск их кредитов на развитие. Для решения данной проблемы в 2014 году учреждено Открытое Акционерное Общество «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий» (решение Правительства РФ 740-р от 5 мая 2014 г.). Данная организация - финансовый институт развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП)- предоставляет банковские гарантии по кредитам и иным долговым обязательствам, разделяя кредитные риски с банками и иными финансовыми организациями. 100 % акций организации принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Еще одним инструментом поддержки, которые реализуют торговые представительства, является организация и проведение бизнес-миссий.Только в 2014 году было проведено более 200 бизнес-миссий, по итогам которых, между российскими и зарубежными компаниями подписаны 62 соглашения о сотрудничестве, заключено 6 контрактов, получено 16 лицензий, инициирован ряд паспортов проектов по продвижению торгпредствами российской продукции на зарубежные рынки. На протяжении последних двух лет в работу по реализации бизнес-миссий активно вовлечено и Агентство ЭКСАР в качестве партнера, оказывающего финансовую и организационную поддержку при проведении бизнес-миссий по приоритетным регионам работы Агентства. Значительным событием 2014 года стало создание в Москве центра экспертизы по вопросам ВТО при Минэкономразвития и информационно- аналитического центра по вопросам внешнеторговой деятельности при Минпромторге. Центр экспертизы по вопросам ВТО был создан по решению правительства РФ совместно со Сбербанком и Высшей школой экономики для оказания экспертной поддержки органам власти и бизнесу в текущей деятельности ВТО. Необходимо отметить, что в какой-то степе ни благодаря осуществляемым мерам поддержки, показатели экспорта российских товаров за период январь-август 2014 года не уменьшились и в стоимостном выражении составлял и млн долларов США (в 2013 году млн долларов США). Однако структура экспорта по-прежнему демонстрирует преобладание экспорта сырья: основу российского экспорта составляют топливно-энергетические товары, металлы и изделия из них, продукция химической промышленности и каучук, на долю этих трех групп в январе-августе 2014 г. суммарно приходилось 84,9 % стоимостного объема российского экспорта.

Вывод Таким образом, несмотря на сложную современную экономическую ситуацию, выбор России в пользу участия в глобальной конкуренции, открытия рынков, глобальной конкурентоспособности необратим. Несомненно, самым важным в план е государственной поддержки, является этап создания в России таких товаров и у слуг в России, которые могли бы конкурировать на мировом рынке, лишь тогда п оявляется необходимость помощи по продвижению данной продукции. В первую очередь требуется анализировать тенденции мирового рынка, прогнозировать ми ровую конъюнктуру, подстроить под это свои собственные производства. Но одновременно для поддержки российского производителя, его конкурентоспо собности необходимо развитие финансовых и нефинансовых механизмов стимул ирования экспорта, прежде всего не сырьевого экспорта. Для этого необходимо з адействовать такие инструменты, как предоставление и страхование экспортных кредитов, субсидирование процентных ставок, страхование предпринимательски х и политических рисков, предоставление государственных кредитов и гарантий и многие другие, описанные в данной статье. По мнению автора, дальнейшее сов ершенствование системы государственной поддержки экспорта в период сложно го экономического и политического периода в истории России необходимо. Знач ительные усилия правительства РФ, предпринятые в 2011–2015 годах, должны п ривести к восстановлению и расширению внешнеэкономических связей России.