СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДЫ

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образование как социокультурный феномен 1. Образование есть функция государства, осуществляемая им для достижения вполне определенных целей. Аристотель.
Advertisements

ТЕМА 1 Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь.
Образование и его функции Преподаватель ГБОУ СПО РО ОАТТ Рожина Валентина Сергеевна.
Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь.
Выполнила Ученица 9 Б класса Афанасьева Ирина. Образование Получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвящение. Совокупность знаний,
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
Тема урока: «Право на образование» Домой: § 47 Уч. Л.Н. Боголюбова Учитель: Плугатаренко О.В.
Образовательные учреждения их типы и виды. Учредители образовательных учреждений. Подготовила студентка группы ПОДди / б – 41 – о Верещак Юлия Ивановна.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
Образование как способ передачи знаний и опыта Урок 14.
Рабочая группа по вопросам антикоррупционного образования Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Министерства образования.
Характеристика и структура национальной системы образования.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства (из закона РФ «Об образовании»)
Государственная система образования. Статья 43 Конституции Российской Федерации 1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
Система оценки качества образования. – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным.
Рабочая программа как способ организации деятельности педагога Востокова С.Н., зам. директора по организационно- правовым вопросам и аналитико-прогностической.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
«Новое в законодательстве». Цель законопроекта - обеспечение комплексной модернизации Законодательства РФ в области образования, направленной на: приведение.
Транксрипт:

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Подготовила: Фаткульбаянова Нурия Группа: СМ – р

Содержание : 1. Образование как социальный институт 2. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОБ ОБРАЗОВАНИИ от 27 июля 2007 года 319-III 3. Функции образования 4. История образования 5. Особенности образования в современном мире 6. Институт образования в СССР 7. Образование как организационная и стратификационная система

Образование Образование это формализованный процесс, направленный на развитие у учащихся конкретно заданных качеств, выраженных в знаниях, умениях и навыках. Образование как социальный Образование как социальный институт представляет собой совокупность норм, статусов и ролей, регламентирующих взаимодействие людей по поводу обучения. В своем организационном качестве образование также образует сложную систему учреждений, организующих учебную деятельность по определенным программам и стандартам. Кроме того, образование немыслимо без учебников и учебных пособий, без творческого перевода установленных наукой положений в свод учебных истин и без других важных сторон и явлений. Следует также отметить, что люди, находящиеся в системе образования, образуют специфическую общность, объединенную общими интересами, образом жизни, а также ментальными чертами Образование

Образование как социальный институт: компоненты Органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации, Сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и тд.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей, Творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения, Учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производственные, культурно-просветительные предприятия, типографии и т.д., Образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня, Учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся, Периодические издания, включая журналы и ежегодники.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОБ ОБРАЗОВАНИИ от 27 июля 2007 года 319-III Статья 10. Понятие системы образования Система образования Республики Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих: 1) государственных общеобязательных стандартов образования и образовательных учебных программ, обеспечивающих преемственность уровней образования; 2) организаций образования, независимо от форм собственности, типов и видов, реализующих образовательные программы; 3) органов управления образованием и соответствующей инфраструктуры, в том числе организаций научного и учебно- методического обеспечения, осуществляющих мониторинг качества образования.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОБ ОБРАЗОВАНИИ от 27 июля 2007 года 319-III Система образования в Республике Казахстан на основе принципа непрерывности и преемственности образовательных учебных программ включает следующие уровни образования: 1) дошкольное воспитание и обучение; 2) начальное образование; 3) основное среднее образование; 4) среднее образование (общее среднее образование, техническое и профессиональное образование); 5) послесреднее образование; 6) высшее образование; 7) послевузовское образование.

Функции образования: Передача (трансляция) знаний от поколения к поколению и распространение культуры, Генерирование и хранение культуры общества, Социализация личности, особенно молодежи, и ее интеграция в общество, Определение статуса личности, Социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, в первую очередь молодежи, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность, Обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи, Создание базы знаний для последующего непрерывного образования (техникум, вузы, различные курсы и т.д.), Социокультурные инновации, разработки и создание новых идей и теорий, Социальный контроль.

История образования В доиндустриальных обществах, когда не было системы официального образования, дети обучались в семьях; формальные образовательные структуры появились только в индустриальных обществах, Первые колледжи и университеты были основаны в средневековой Европе католической церковью, в них учились только юноши из привилегированных семей, США были одной из первых стран, где было введено всеобщее обязательное среднее образование, что отражало как демократические идеалы, так и потребность индустриальной капиталистической экономики. Модернизируя систему образования, Япония смогла добиться качественного прорыва в экономике. За счет образования развитые страны получают до 40% прироста валового национального продукта.

Особенности образования в современном мире Во всех государствах с низким уровнем доходов : школьная система не обеспечивает общего доступа к знаниям. В странах Центральной Африки только 50% детей посещают школу. В мире лишь 50% детей переходят из начального в среднее звено. 15% латиноамериканцев, 30% жителей Азии, 40% африканцев неграмотны. В странах с высоким уровнем доходов доля неграмотных не превышает 5%. Индия : дети до 60 часов в неделю работают на фабриках, занимаются разными ремеслами ( особенно сельские девочки ), Число учеников на одного учителя достигает 60 человек, Обучение в классах второй ступени продолжают менее 50% учеников начальной школы, в колледжи поступают единицы

Особенности образования в современном мире Япония : 1872 г. – введение системы обязательного образования В младших классах – изучение национальных традиций, Подростковый возраст – система жестких конкурсных экзаменов, В колледжи поступает лишь 45% выпускников средних школ ( в США – 63%), 90% мужчин и женщин со средним образованием ( в США – 84%), Уровень подготовки учащихся по ряду дисциплин, в первую очередь по математике и естественным наукам, значительно выше, чем в любой другой стране с высоким уровнем доходов. Великобритания : Все дети до 16 лет должны обучаться в школе 7% английских учеников учатся в элитных школах, где учатся хорошим манерам, ораторскому искусству,

Особенности образования в современном мире С 1960 гг. – расширена университетская система, государство платит большую долю тем, кто получил наивысшие баллы, Свыше 65% правительственной верхушки Великобритании – обладатели ученых степеней, полученных в Оксфорде, Кембридже. В США : К 1918 г. Все штаты приняли Закон об обязательном образовании ( все дети должны учиться в школе или закончить 8 класс до 16 лет ), Более 80% американцев имеют среднее образование, а 25% - степень бакалавра, 33% молодежи в возрасте от 18 до 24 лет – студенты, Наибольшее количество университетских дипломов в мире, Упор на прикладные знания

Институт образования в СССР Развитая система детских садов и дошкольного воспитания, Всеобщее образование до восьмого класса, Общее среднее образование для наиболее подготовленных школьников, профессионально-техническое – для остальных, Неразвитая система обучения взрослых, Высшее образование для небольшой группы выпускников средней школы. Система централизованного распределения выпускников, В 1987 г 896 вузов СССР были подчинены 74 союзным и республиканским министерствам и ведомствам Достоинство советской системы – высокий уровень базового образования, высокий уровень грамотности по сравнению со странами, имевшими такую же величину ВВП на душу населения Основные проблемы: п\вмешательство, чрезмерная специализация, недостаточное стимулирование эффективной учебной деятельности, дублирование учебных заведений, неравенство доступа в лучшие школы и университеты, плохая организация научных исследований, недостаточное внимание к проф\переподготовке.

Образование как организационная и стратификационная система Система образования стратифицируется, прежде всего, по его организационным уровням. К общеобразовательным относят следующие ступени образования : дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее ( полное ) общее. Профессиональное же образование стратифицируют по другим уровням : начальное, среднее, высшее, послевузовское. Каждый из этих уровней приобретает особые институциональные качества, а, следовательно, свою особенную систему целей, норм, ценностей, а также статусных позиций. По отношению к учебному процессу в системе образования выделяют три базовые социально - статусные общности : обучающие, учащиеся и вспомогательный персонал. Обучающие ( преподаватели ), в свою очередь, могут быть дифференцированы по самым разным критериям : по предметной направленности, по квалификации, по месту жительства, по ступени образования, по полу, по возрасту, по авторитету у коллег и у учащихся, по предпочитаемым методам учебной деятельности, по мировоззренческим установкам и т. д.

К дифференциации собственно учащихся, значимые позиции учащихся даже внутри самой системы образования во многом определяются социальным рангом их родителей. Так, Б. Бернстайн показал, что дети из низших слоев общества обладают « ограниченным кодом » общения, т. е. используют в повседневной жизни преимущественно эмоциональные формы речи. Это, в свою очередь, обрекает их на затруднения в овладении отвлеченным и неэмоциональным языком школы, а, значит и на неуспеваемость. Да и внутри школы дети образуют группировки на основе социального происхождения и свое поведение в школе выстраивают как социально значимую стратегию. Дифференциирующие последствия социального свойства имеют также расовые, половые, национальные характеристики учащихся. Разумеется, учебный процесс обладает собственным дифференцирующим свойством. Учащиеся стратифицируются по предметным предпочтениям, по ступени обучения, по успеваемости, по отношению к учебе и т. д. В ходе учебной и внеучебной деятельности учащиеся также образуют системы личных статусов внутри классов и учебных групп.

Литература : 1.Н.Смелзер. Социологи я. М, Э.Гидденс. Социология. М, Основы социологии. Курс лекций. Под общ.ред. А.Г. Эфендиева. М, А.И. Кравченко. Социология. Общий курс. М, Дж.Масионис. Социология. СПб, Б.Саймон. Общество и образование. М., Дж.Томпсон, Дж. Пристли. Социология. М., Закон РК об образовании. Июль, 2007 г.