Метод построения «Интеллект-карт». Тони Бьюзен (Tony Buzan) - автор и образовательный консультант, родился в 1942 году. Он является сторонником методики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ментальная карта как способ визуализации мышления.
Advertisements

Применение метода интеллект- карт в подготовке к экзамену по химии Учитель химии высшей категории ГБОУ СОШ 2025 Кузьменко Ирина Ивановна.
15 апреля 2014 года Территориальная группа ЮАО ГМЦ ДОгМ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
«Техника интеллект- карт». Ителлект - карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач,
Шилова Е. А. Великий Новгород Метапредметный подход: Развитие радиантного мышления для формирования целевых установок учебной деятельности.
Интеллект-карта как метод формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся. «Неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать.
« Формирование УУД на основе использования метода интеллект– карт на уроках немецкого языка ». Учитель нем.яз. МКОУ Бродовская СОШ Колмакова О.А
Mind maps, или Интеллект - карты. Тони Бьюзен ( англ. Tony Buzan, род. 2 июня 1942, Лондон ) - психолог, автор методики запоминания, творчества и организации.
Выполнила : Егорова Валентина Александровна Библиотекарь школы 338 Невского района г. Санкт - Петербурга.
Графические способы представления информации Ментальные карты Автор презентации: Лебедева М. Б.
LOGO МЕТОД ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ. Company Logo.
«Использование интеллект- карт на уроке иностранного языка как одного из методов системно-деятельностного подхода в образовании». Учитель нем.яз. МОУ Бродовская.
Структурное подразделение, реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования детский сад «Солнышко» государственного бюджетного.
Кафедра воспитания заседание. Цель воспитательной работы школы на : Цель: Создание благоприятных условий для развития интеллектуальной,
Мастер-класс Цыганова О.Н. МАОУ «Гимназия 23» Г. Троицк.
Применение метода интеллект - карт на уроках русского языка. Цели: 1)Научить работать с информацией. 2)Лучше усваивать учебный материал. 3)Научить систематизировать.
1 Тема 1. Введение в технологии обработки информации Лекция 2 Особенности визуального мышления.
Ментальная карта СПбАППО, кафедра инновационных образовательных технологий, Мылова И.Б.
Интеллект- карты - Технология мышления и запоминания информации Кубасова Т.В. СОШ 1 г.Краснокамск.
Тренинг «Формирование единого общего представления о новых образовательных результатах ФГОС ООО» Автор-разработчик: Терещенко И.Е., к.п.н.
Транксрипт:

Метод построения «Интеллект-карт»

Тони Бьюзен (Tony Buzan) - автор и образовательный консультант, родился в 1942 году. Он является сторонником методики «карт ума» и ментальной грамотности. Тони Бьюзен наиболее известен благодаря своей книге «Научите себя думать», в которой делается акцент на мнемонические системы и методики «карт ума». Тони Бьюзен создал свое собственное программное обеспечение для поддержки создания «карт ума» под названием iMindMap в декабре 2006 года. После создания серий для ВВС в 1970-х годах, многие его идеи были воплощены в пять книг, среди которых «Используйте свою память», «Усовершенствуйте свою память», «Научите себя думать», «Учебник быстрого чтения» и «Книга по «картам ума». В общей сложности Тони является автором и соавтором более 100 книг. Большая часть его преподавательской деятельности в целом делится на: общее понимание широких возможностей и потенциалов мозга и его функций, навыки памяти, навыки чтения, творческий подход, и как функция головного мозга может быть улучшена в пожилом возрасте. Будучи популярным психологическим автором, Тони Бьюзан писал на темы, касающиеся мозга, духовного интеллекта, памяти, креативности и скорости чтения. Он является основателем и президентом «The Brain Foundation» и «Mind Sports Olympiad».

Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем. Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.

Законы построения интеллект-карт В основе построения интеллект-карт лежат лежат шесть законов, соблюдение которых в процессе построения интеллект-карты, позволяет наиболее полно и всесторонне представить комплекс ассоциаций, связанных с центральным понятием. Т. Бьюзен делит законы на две группы: законы содержания и оформления; законы структуры. Законы содержания и оформления формулируются следующим образом: Используйте эмфазу (от греч. emphasis - выразительность). Ассоциируйте. Стремитесь к ясности в выражении мыслей. Вырабатывайте собственный стиль. Законы структуры сводятся к двум императивам: Соблюдайте иерархию мыслей. Используйте номерную последовательность в изложении мыслей.

Понимая, что приведённые утверждения допускают множественные интерпретации, Т. Бьюзен конкретизирует первые три закона. Для использования эмфазы предлагаются следующие рекомендации: всегда используйте центральный образ; как можно чаще используйте графические образы; для центрального образа используйте три и более цветов; чаще придавайте изображению объём, а также используйте выпуклые буквы; пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия); варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики; стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте; стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект карты было соответствующим.

Второй закон, касающийся необходимости ассоциирования, Т. Бьюзен дополняет следующими рекомендациями: используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты; используйте цвета; используйте кодирование информации.

Третий закон ясности в выражении мыслей раскрывается с помощью следующих положений: придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию; используйте печатные буквы; размещайте ключевые слова над соответствующими линиями; следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова; соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом; делайте главные линии плавными и более жирными; отграничивайте блоки важной информации с помощью линий; следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными; держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении "ландшафт"; старайтесь располагать слова горизонтально.

Правила создания интеллект-карт: Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

От центрального образа отходят четыре толстых изогнутых цветных линий, соединяющих его с основными ассоциациями (темами), названия которых записываются над соответствующими линиями. Эти ассоциации можно пронумеровать, чтобы подчеркнуть нужный порядок их следования. С каждой из основных ассоциаций может быть связано несколько ассоциаций второго уровня (подтемами). Связи между ними изображаются более тонкими кривыми, над которыми одним словом названа основная идея каждой вторичной ассоциации. С каждым объектом интеллект-карты желательно связать какой-то графический образ, который обогащает каждую ассоциацию. Получившиеся группы ассоциаций целесообразно объединить какой-либо замкнутой фигурой, форма и цвет которой также служат для обогащения ассоциативной сети. Наконец, некоторые элементы интеллект-карты могут быть соединены дополнительными линиями различных формы, толщины и цвета, подчёркивающими ассоциативные связи между ними.

Области применения интеллект карт. Заметки. Использование карт памяти может помочь вам организовать новую информацию в легко усваиваемую и запоминаемую форму. Вы можете использовать карты памяти для запоминания любой информации – книг, лекций, встреч, интервью, телефонных разговоров.

Запоминание. Использование интеллект карт способствует более быстрому запоминанию и последующему вспоминанию информации. Используя карты памяти, вы с большей лёгкостью извлекаете информацию из своей памяти. Карты памяти служат также в качестве быстрого и эффективного средства анализа.

Творчество. Интеллект карты помогают вам освободиться от линейного мышления, что позволяет вашим идеям появляться с большей лёгкостью и с большей быстротой. Просто начните думать о каждом пункте вашей интеллект карты как о центре другой интеллект карты, тогда идеи начнут литься из вас потоком.

Решение проблем. Если вы столкнулись с проблемой, не важно, какого характера, личной или профессиональной, интеллект карты могут помочь вам увидеть все вопросы, а также то, как они соотносятся друг с другом. Кроме того, они помогают получить обзор того, как вы видите различные аспекты ситуации, и их относительную важность.

Планирование. Карты памяти могут помочь вам и в планировании. Благодаря картам разума вы собираете в одном месте всю необходимую информацию в организованном виде. Вы можете использовать интеллект карты для создания плана любого рода: плана мероприятия или выступления, плана книги, или плана достижения вашей цели.

Советы по созданию Интеллект-карт Лучше, если на интеллект карте будет не более 5-7 элементов. Если элементов больше - постарайтесь сгруппировать между собой. Интеллект карта должна быть логична: соблюдены отношения между элементами, что за чем идет, что к чему и как относится. Лучше, если на интеллект-карте будет много разных визуальных образов, которые просто запомнить: используйте различные цвета, рисунки, символы. Всегда удобно, когда интеллект-карта симметрична: так, запомнив одну ее часть вы легко сможете восстановить другую. Центральное место в карте мышления должен занимать ключевой элемент. Если нужно отобразить временную шкалу, то обычно слева - обозначают прошедшее время, справа - будущее.

Чем больше лист, тем лучше. Минимальный рекомендуемый формат A4. Лист необходимо расположить горизонтально.A4 В центре располагается образ всей проблемы, задачи, области знания. От центра исходят толстые основные ветви с подписями они означают главные разделы диаграммы. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие Использовать желательно печатные буквы Желательно использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки Важно вырабатывать свой собственный стиль в рисовании диаграмм, который позволяет вам лучше ориентироваться на диаграмме