Политико-территориальное устройство РФ (часть 1: РФ) (с) Шевердяев С.Н., 2016 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Политико-территориальное устройство РФ (часть 1: РФ)
Advertisements

Политико-территориальное устройство РФ (часть 1: РФ)
Конституционное(государственное) право России. Тема : «Конституционные основы государственного устройства РФ» 1. Понятие и конституционные принципы российского.
Органы государственной власти субъектов РФ (с) Шевердяев С.Н., 2016 г.
Органы государственной власти субъектов РФ. Вопросы темы: 1. Модель организации системы ОГВ в субъектах РФ 2. Законодательные ОГВ СРФ 3. Исполнительные.
Действующая Конституция РФ 1993 г. Порядок изменения Конституции РФ.
Органы государственной власти субъектов РФ. Вопросы темы: 1. Модель организации системы ОГВ в субъектах РФ 2. Законодательные ОГВ СРФ 3. Исполнительные.
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Формы государственного устройства Унитарное – это единое, целостное государство, не имеющее самостоятельных.
Обществознание. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., провозглашает нашу страну демократическим, правовым.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ.
Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию России. Кашенов А.Т., к.и.н., доцент кафедры Теории права ЮФ ИИ ТУСУР.
Федеративное устройство России. Политический режим Авторитарный Тоталитарный Демократический.
Федеральное Собрание – Парламент РФ (ч. 2) (с) Шевердяев С.Н., 2016 г.
1. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: правовая основа и принципы осуществления деятельности.
» Цели урока: Ознакомится с Основным Законом страны; Расширить правовой кругозор, ознакомиться с понятиями: Конституция, Совет Федерации, Федеральное собрание,
Система управления Российской Федерации Выполнила ученица МОУ СОШ с УИОП 11а класса Мотовилова Анастасия.
Становление Российской Федерации Основы регионального развития 10 класс.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ М.С. ИГНАТОВА, ДОЦ. КАФ. КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО.
Действующая Конституция РФ 1993 г. Порядок изменения Конституции РФ.
Транксрипт:

Политико-территориальное устройство РФ (часть 1: РФ) (с) Шевердяев С.Н., 2016 г.

Структура темы: 1. Развитие ПТУ Российского государства: основные вехи 2. Конституция РФ о фетеративном устройстве 3. Принципы фетерации в России 4. Изменение состава фетерации 5. КП-взаимоотношения РФ и СРФ - Основы - Оценка эффективности деятельности ОГВ СРФ - Меры КПО в отношении СРФ («фет. вмешательство»)

1. Развитие ПТУ Российского государства: основные вехи Территориальная экспансия РИ. Особенности ПТУ Создание новой территориальной основы государственности после ВОСР: - Декларация прав народов России - Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа - Независимость бывших территорий РИ - Территориальная основа в Конституции 1918 г. - Образование СССР

ПТ- развитие в советское время: конституционные идеи Конституция СССР 1924 г. А) «план автономизации» Сталина Б) идея «второго этажа» Ленина Конституция РСФСР 1918 г. А) «фетерация трудовых коммун» Рейснера Б) «фетерация по нац-терр.принцципу» Сталина Два направления ПТ- организации России 1) СССР 2) РСФСР

ПТ- развитие в советское время: территория государства СССР: объединение территорий в границах бывшей РИ (кроме Польши и Финляндии): + КСССР 1924 г. – 4 союзные республики + КСССР 1936 г. – 11 республик СССР (+ 3 закавк., + 5 Ср Аз.) + после ВОВ г.: + 3 прибалтийских + Молд.; КСССР 1977 г РСФСР: Плюс (по окончании ВОВ): + Тувинская АО (с 1961 г - АССР) + Петсамо (Печенга) + Калининградская область (Восточная Пруссия) + Южный Сахалин и Курильские о-ва (в т.ч. «южные курилы») Минус: Крымская область (1954 г.) Минус-плюс: из Карело-Финской ССР ((1940 – 1956 г., 12-я в составе СССР) в Карельскую АССР (в сост. РСФСР).

Рождение новых форм автономии: + п.п г. – авт.республики + со вт.п г. по 1923 г. – «трудовая коммуна» г. – авт.области г. – «национальные округа», позже - авт.округа Различия: АР - АОбл. – АОкр. Природа РСФСР как фетеративного государства (*) - в КРСФСР 1925 г. АР и АО упомянуты, но не перечислены Политика депортации народов КРСФСР 1937 г. (*)КРСФСР 1978 г.КРФ 1993 г. автономная республика автономная область --- край область --- автономная республика автономная область автономный округ край область город республиканского подчинения республика автономная область автономный округ край область город фетерального значения 17 АР и 6 АО16 АР, 5 АО, 10 АОкр.1993: 21 Р; 1 АО, 10АОкр. 2015: 22 Р; 1 АО, 4 АОкр.

Реформы гг.: г. Верховный Совет РСФСР как двухпалатный орган - Декларация «О гос. суверенитете РСФСР» 12 июня 1990 г. - «Парад суверенитетов»: от АР до союзных, от АО до АР. - Постановление Верховного Совета 12 декабря 1991 г. «О денонсации Договора об образовании СССР» - Новое наименование государства: «Российская Федерация Россия» (Закон от г. (в КРФ – г.) - Федеративный договор 31 марта 1992 г. (включен в КРФ 1978 г. в ред г.)

2. Конституция РФ о фетеративном устройстве 3 группы норм в КРФ: а) глава 1 ОКС, б) специальная глава 3 «Федеративное устройство», и в) остальные статьи. (А) ОКС 1) «Федеративность» - одна из важнейших характеристик РФ как государства (ч. 1 ст. 1) 2) Наименование «РФ – Россия равнозначны» (ч. 2 ст. 1) 3) Суверенитет и верховенство РФ: «Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию». КРФ и ФЗ имеют верховенство (ст. 4) 4) Разнообразие типов и видов СРФ (ч. 1 ст. 5) 5) Ключевые принцципы фетерации: Федер. устр-во РФ основано на ее: а) государственной целостности, б) единстве системы государственной власти, в) разграничении предметов ведения и полномочий между ОГВ РФ и СРФ, г) равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации (ч. 3 ст.5)

6) Симметричность или асимметричность фетерации (равенство статуса СРФ): - «Республика (государство) имеет свою конституцию и з-во. Край, … - устав и з-во» (ч. 2 ст. 5); - «Во взаимоотношениях с фетеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны» (ч. 4 ст.5) - ч. 1 ст. 5 – «равноправные субъекты РФ» 7) Разграничение гос.власти «по вертикали»: - ч. 2 ст. 11: «Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти». - ч. 3 ст. 11: «Разграничение предметов ведения и полномочий между ОГВ РФ и ОГВ СРФ осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий».

(Б) Глава 3 КРФ «Федеративное устройство» - нет отдельной главы о СРФ, но есть ФЗ 184 1) сгруппированный по видам перечень СРФ (ч. 1 ст. 65) 2) о ФКЗ о принцятии и образовании нового СРФ (ч. 2 ст. 65). 3) базовые НПА СРФ (ст. 66): респ и др.; ФЗ об АО; края и АО; изменение статуса СРФ по взаимному согласию в соотв с ФКЗ 4) состав территории, внутренние и внешние границы (ст. 67) 5) гос. язык РФ и «гос.языки» республик (ст. 68) 6) права малочисл.народов (ст. 69) 7) гос.символика и столица РФ (ст. 70) 8) модель разграничения полномочий в РФ: искл. РФ – совместная РФ и СРФ – остаточная (ст ), а также иерархия НПА РФ и СРФ по этим предметам (ст. 76, в т.ч. ч.6) 9) запрет на внутр экон.границы, рубль и эмиссия, налоги в ФЗ (как атрибут единства РФ) (ст ) 10) самость.система ОГВ СРФ и единство системы исполнительной власти в РФ по вед РФ и совм. вед. (ст ) 11) передача полномочий в межгос.объед. (ст. 79)

(В) другие нормы КРФ о фетеративных отношениях 1) Президент РФ: согласительные процедуры - ОГВ РФ и СРФ, а также приостановление актов ИОГВ СРФ (ст. 85); 2) верхняя палата российского парламента: «В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос.власти» (ст. 95). 3) право законодательной инициативы у ЗОГВ СРФ (ст. 104), инициативы внесения поправок и изменения КРФ (ст. 134), обращения в КС у ЗОГВ и ИОГВ (ст. 125); 4) назначение прокуроров СРФ (ст. 129) 5) одобрение изменений в главы 3-8 Конституции (ст. 136) 6) изменения в перечень СРФ в ст. 65 – на основе решений, принцятых в СРФ (две процедуры). 7) п. 1 р. 2 КРФ – о верховенстве КРФ по сравнению с Федеративным договором 1992 г.

3. Принципы фетерации в России (ст. 5 КРФ) 1) сочетание различных оснований формирования СРФ 2) государственная целостность РФ 3) единство системы государственной власти 4) разграничение «предметов ведения» 5) равноправие и самоопределение народов в РФ 6) равноправие субъектов РФ

4. Изменение состава РФ Теоретически возможные способы (бастр. фетерация): а) слияние двух и более субъектов; б) принцятие в состав фетерации нового субъекта как бывшего независ.гос-ва или части другого государства; в) изменение КП-статуса субъекта (которое изменит состав фетерации и потребует внесения измен в Конст) г) разъединение одного субъекта на два и более; д) выход субъекта из состава фетерации с перспективой стать независимым государством или частью другого государства; е) комбинирование нескольких вариантов в одной процедуре ж) отделение или «прирезка» части территории субъекта при изменении внутренних границ или внешних границ (если они влекут изменение наимен. субъектов и т.д.)

ФКЗ от 17 декабря 2001 г. 6-ФКЗ «О порядке принцятия в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ» А) Принятие в РФ нового субъекта: - инициатива иностр гос-ва -предложение Президенту, консультации -МД и его проверка в КС -ФЗ о тариф. МД; ФКЗ о принц Б) Образ в составе РФ нового суб-та -инициатива СРФ - предложение Президенту, консультации -референдумы в СРФ -ФКЗ об образовании СРФ Практика «образования в составе нового СРФ» (объединения): 1. Пермский край = Пермская область + Коми-Пермятский АО (с ) 2. Красноярский край = Краснояр. край + Таймыр. АО + Эвенк.АО (с ) 3. Камчатский край = Камчатская область + Корякский АО (с ) 4. Иркутская область = Иркутская обл. + Усть-Ордын. Бурятский АО (с ) 5. Забайкальский край = Читинская обл. + Агинский Бурятский АО (с ) Практика «принцятия в состав»: 1. Республика Крым и ГФЗ Севастополь (с )

5. Взаимоотношения РФ и СРФ 5.1. Основы: А. Основные формы воздействия РФ на СРФ Б. Формы участия СРФ в решении общегос. вопросов

5.2. Оценка эффективности деятельности ОГВ СРФ - Институт введен статьей ФЗ 184 в 2006 г. - Указ Президента РФ от N 1199 «Об оценке эффективности деятельности ОИВ СРФ» - Только для ИОГВ СРФ - Доклад ВДЛ СРФ - Межбюджетные трансферты для СРФ в целях содействия

Перечень показателей: 1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении. 2. Численность населения. 3. Объем инвестиций в основной капитал. 4. Оборот продукции малых предприятий и ИП. 5. Объем налоговых и неналоговых доходов бюджета СРФ. 6. Уровень безработицы в среднем за год. 7. Реальные денежные доходы населения. 8. Удельный вес введенной общей площади жилых домов. 9. (искл.) 9.1. Доля обучающихся в школах в одну смену, в общей численности обучающихся школах. 10. Смертность населения. 11. Оценка населением деятельности ОГВ СРФ. 12. Доля детей, оставшихся без попечения родителей.

5.3. Меры КП-ответственности ОГВ СРФ - «фетеральное вмешательство» («принцуждение», «интервенция») в теории КП - Федеральный закон от N 184-ФЗ "Об общих принцципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" - Типы процедур КПО в ФЗ 184: I. Досрочное прекращение полномочий ЗОГВ и ВДЛ СРФ II. Временное осуществление ФОИВ отд. полн. ОГВ СРФ III. Превентивные меры обеспечения соответствия НПА IV. Введение ч.п. на территории СРФ

I-а. Досрочное прекращение полномочий ЗОГВ СРФ А) по решению ВДЛ СРФ (т.е. не «фет.вмеш-во»): + (п. 2 ст. 9): ЗОГВ принцимает незак реш - судне у стран в теч 6 мес – реш. о прекр.полн. + (п. 2.1 ст. 9): избрание ЗОГВ и не проводил засед более 3 мес. – суд – реш. о прекр.полн. Б) по решению Президента РФ: + (п. 4 ст. 9): ЗОГВ принцимает незак реш – судне у стран в теч 6 мес – суд – внесение предупр.ПрезРФ – не у стран 3 мес – решение о роспуске (нет ГД в процедуре)

I-b. Досрочное прекращение полномочий ВДЛ СРФ А) недоверие от ЗОГВ + реш Президента (п.п. 2-7 ст.19) Нарушение – (суд – (не у странение)) - недоверие ЗОГВ (2/3 голосов по инициативе 1/3) – направляется Президенту – отрешение от должности Б) отзыв ВДЛ СРФ гражданами (п.п. 7.1 – 7.4 ст. 19): - обращение в суд СРФ об установлении факта нарушения: вправе ПП, ОО, группа не менее 100 граждан. - основания: установление судом факта наруш з-ва РФ, либо неоднокр неисполн своих обязанностей - инициатива по отзыву не ранее чем по истеч 1 года после вступления в должность ИОГВ - подписей в поддержку отзыва д/б не менее ¼ от зарег. - голосование по отзыву назначается ЗОГВ СРФ (в теч 60 дн.) - отзыв признается состоявшимся, если за него проголосовало более ½ от числа зарег. избирателей.

В) отрешение ВДЛ Президентом (пп. «г» п.1 ст. 19) + «в связи с утратой доверия Президента РФ», за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, в т.ч. при выявлении «фактов коррупции или неурег. конфликта интересов как правонарушений» Г) отрешение Президентом ВДЛ при издании незак НПА (пп. «а» п. 2 и п. 3 ст. 29.1): + издание противор НПА – судне у стран в теч 2 мес – предупреждение През-та – 1 мес. – отрешение Д) отрешение Президентом ВДЛ при уклонении от исполнения Указа През о приостан действия НПА ИОГВ СРФ (пп. «б» п. 2 и п. 3 ст. 29.1): Издание Указа През о приостановлении незак НПА ИОГВ СРФ – уклонение в теч 2 мес - предупреждение Президента – 1 мес. – отрешение

Е) отрешение Президентом ВДЛ при неисполнение реш КС об отмене НПА ИОГВ (п ст. 29.1): Реш КС в отнош НПА ВДЛ - неисполн в теч 1 мес. – отреш. Ж) врем.отстранение Президентом при предъвлении обвинения в соверш преступления (п. 4 ст. 29.1): предъявл.обвин – представл.Генпрокурора – врем.отстран.

II. Временное осуществление ФОИВ отдельных полномочий ОГВ СРФ (ст. 26.9) 1) стих.бедствия и ОГВ СРФ по ликв. не сформир.: Указ През + согл СФ – спец.фетер.ОГВ 2) просроч.задолж. по исполн бюдж обязательств более 30% собственных доходов бюдж СРФ: ходатайство Прав РФ + решение ВС – вводится Врем.фин.администрация до 1 года 3) устан судом наруш. ИОГВ при осущ. полномочий, осущ-х за счет фетер. субвенций: решение Прав-ва – фет.ОГВ

III. Превентивные меры обеспечения соответствия НПА: 1) принцятие несоотв НПА ЗОГВ (п. 4 ст. 27): представл. ПрезРФ в ЗОГВ о приведении в соотв. - согласит.проц. – суд 2) принцятие противор НПА ИОГВ (ст. 29): приост. Президентом НПА до принцятия решения судом IV. Введение ч.п. на территории СРФ В соотв с ФКЗ о ч.п.: Указом През РФ с подтверждением СФ в теч 72 часов на срок до 60 дней.