Выполнила: студентка Группы 242/1 Шабрамова Марина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Научный стиль. Определение научного стиля.. Что такое научный стиль? Научный стиль – разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется.
Advertisements

Научный стиль. Сфера употребления Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи. Также.
Научный стиль. История научного стиля Возникновение научного стиля связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека.
Научный стиль Основные признаки Подстили и жанры Языковые особенности Нарушевич А.Г.
Научный стиль. Сфера употребления Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи. Также.
Научный стиль
Научная письменная речь. Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике.
Научный стиль речи Подготовили Пермякова Яна, Бахарев Данил, Елькин Кирилл, Щербакова Анастасия, учащиеся 9 класса «Б» МОУ «Первомайская сош» п.Первомайский.
Знаете ли вы?. Слово СТИЛЬ происходит от латинского stylus- остроконечная палочка. Острым концом писали,а другим – стирали.Отсюда выражение: «Чаще поворачивай»-исправляй,
Тема урока «Научный стиль речи и его особенности».
Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
Научный стиль речи. К научному стилю относятся такие жанры: статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники,
Существует 5 функциональных стилей: Научный значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая.
Научный стиль. Стиль (лат. stylus – остроконечная палочка) – в древности означало заостренную с одного конца и закругленную с другого палочку, стержень.
Стили русского языка. Стиль – совокупность языковых (речевых) средств, определяемых развитием человека, ситуацией общения, стремлением сделать речь понятной.
Научный стиль. Анализ особенностей стиля. Научный стиль речи - одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу науки и производства;
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ. ВЕДУЩИЕ СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ: логичность, объективность, смысловая точность, однозначность, стандартность, краткость, ясность, строгость,
Стили речи русского языка. Стили речи Разговорный Научный Художественный Публицистический Официально - деловой.
Стили речи 1. Разговорный стиль 2. Научный стиль 3.Официально-деловой стиль 4. Публицистический стиль 5. Художественный стиль.
Стилистика Подготовка к ЕГЭ. Текст – целостное законченное высказывание Признаки текста: Наличие темы и основной мысли Наличие или возможность заголовка.
Транксрипт:

Выполнила: студентка Группы 242/1 Шабрамова Марина

Научная, производственная, учебная и преподавательская деятельность.

Подчеркнутая информативность. Обращение к ограниченной группе подготовленных собеседников. Отвлеченность и обобщенность. Точность, однозначность высказывания. Подчеркнутая логичность, последовательность повествования. Экономное использование образных средств.

Академический (собственно научный) Научно-учебный Научно-популярный (научно-публицистический)

Адресат Цель Академический Ученый, специалист Выявление и описание новых фактов, закономерностей Научно- учебный Учащийся Обучение, описание фактов, необходимых для овладения материалом Научно- популярный Широкая аудитория Дать общее представление о науке, заинтересовать

Отбор фактов Термины Академический Отбираются новые факты. Общеизвестные факты не объясняются Объясняются только новые термины, предлагаемые автором Научно- учебный Отбираются типовые факты Все термины объясняются Научно- популярный Отбираются интригующие, занимательные факты Минимум терминологии. Значение терминов объясняется через аналогию.

Ведущий тип речи Заглавие Академический Рассуждение Отражает тему, проблему исследования Кожина М.Н. «О специфике художественной и научной речи» Научно- учебный Описание Отражает тип учебного материала Голуб И.Б. «Стилистика русского языка» Научно- популярный Повествование Интригует, вызывает интерес Розенталь Д.Э. «Секреты стилистики»

Монография – научный труд, посвященный глубокому и обстоятельному исследованию одной темы. Диссертация – научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты ее положений. Трактат – научный жанр, в котором рассматривается отдельный вопрос или проблема. Научная статья – статья, отличающаяся сугубо научным изложением информации, отсутствием эмоциональности.

Рецензия – отзыв на научную работу. Аннотация – краткая характеристика содержания научного произведения. Тезисы – кратко выраженные положения научного произведения. Дипломная работа – исследовательская работа студента- выпускника. Курсовая работа – учебный научный жанр, похожий на дипломную работу, но меньшего объема и с меньшим охватом темы.

Лекция (академическая, учебная, научно- популярная) – устное изложение какого-либо научного (научно-популярного) материала. Научный доклад – публичное сообщение, развернутое изложение какого-либо отдельного вопроса.

1. Употребление абстрактной лексики: понятие, метод, условие, использование и т.п. Конкретная лексика в научном стиле также может употребляться в обобщенном значении: Дуб – порода светолюбивая; Ухо – анализатор звуков (сущ-е обозначает не конкретный предмет, а класс предметов).

2. Термины – слова и словосочетания, являющиеся названиями специальных понятий науки, техники, искусства. Термины всегда однозначны и имеют дефиницию– точное, строго логическое толкование.

Общенаучные - используются в различных отраслях знания и свойственны научному стилю в целом: адекватный, эквивалент, гипотеза, прогрессировать и т.п. Специальные – закреплены за определенными отраслями знания: Лингв. – аффикс, морфема, сказуемое. Мед. – перитонит, инфаркт, интубация.

1. Частотное употребление сущ-х средн. рода с абстрактным значением: влияние, отношение, значение и т.п. 2. Только в научном стиле используются формы множественного числа абстрактных и вещественных существительных: теплоты, длины, величины, частоты; нефти, стали, масла, глины и т.п.

4. Практически не употребляются неопределенные местоимения: что-то, что-либо, кто-нибудь, кое-что и др.

5. Краткие прилагательные обозначают не временный, а постоянный признак предмета: белковые вещества сложны; удельный вес минералов низок; протоплазма бесцветна.

6. Глаголы используются во вневременном значении – форма глагола настоящего времени выражает абстрактное значение Азот соединяется с кислородом (т.е. способен соединяться). Сравните: На наших глазах соединяются стыкующиеся корабли. 80 % глаголов в научном стиле – несовершенного вида

1. Подчеркнутую логичность научному тексту придают синтаксические средства, которые служат для связи между предложениями, абзацами: 1) вводные слова: следовательно, итак, таким образом и т.п.

2) наречия: Отсюда можно сделать вывод… Тогда получим следующее значение… Поэтому используем данный метод…

3) обороты связи: Теперь перейдем к… Можно еще отметить, что… Постараемся теперь объяснить… Обратим внимание на…

2. Порядок слов – основная информация располагается после сказуемого: 20 человек работало в лаборатории. В лаборатории работало 20 человек.

3. Возможны конструкции в виде цепочки существительных в род. падеже: выяснение структуры общественного производства; установление зависимости длины линии волны рентгеновских лучей атома (акад. Капица).

4. Широко используются: причастные и деепричастные обороты; сложные предложения; безличные и неопределенно-личные предложения.

Неопределенно-личные: Различают два типа морфем. Состав помещают в колбу. Обобщенно-личные: Дадим определение функции. Произведем суммирование элементов. Отнесем эту функцию к классу дифференцирующих.

Безличные: 1) с модальными словами: Нужно найти кривую; Нельзя вывести формулу; 2) с безличными глаголами: Требуется определить силу тока; 3) с предикативными наречиями: Любую правильную рациональную дробь легко выразить через простейшие дроби.

5. Широкое использование ссылок, цитат, сносок. 6. Хорошо выраженная формальная организация текста – четкое деление на абзацы, параграфы.

Недопустимость внелитературной лексики. Практически отсутствуют формы 2 лица глаголов и местоимения ты, вы. Ограниченно используются неполные предложения. Ограничено использование эмоционально- экспрессивной лексики и фразеологии.

1. Горшков А. И. Лекции по русской стилистике. М., Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!