Дебаты в учебном процессе Дебаты как педагогическая технология Дебаты как форма урока.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология «Дебаты» Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ «Исилькульский общеобразовательный лицей» Зеленковой О.Б.
Advertisements

Тема: Модифицированные дебаты как средство реализации деятельностного подхода при внедрении ФГОС ООО. Тырина Нина Эвировна, учитель истории и обществознания.
А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 17 Г. ХИМКИ « Педагогические.
Технология «Дебаты» Учитель истории и обществознания МОУ ОУСШ Кротова Э. В Учитель истории и обществознания МОУ ОУСШ Кротова Э. В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Учитель английского языка МОУ СОШ 33 Шимина Нина Владимировна.
Технология «Дебаты» Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ Колодинской СОШ Ивановой А.А.
Возможности технологии «Дебаты» Опыт МОУ гимназии 8.
Возможности технологии «Дебаты». В 1999г. группой специалистов Министерства образования РФ была проведена экспертная оценка программы «Дебаты», по результатам.
кафедра открытых образовательных технологий Образовательная технология «Дебаты»
«ДЕБАТЫ» В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вводный урок Лидии Михайловны Дорошиной, учителя истории МАОУ СОШ 9 г. Тамбова.
Возможности технологии «Дебаты». В 1999г. группой специалистов Министерства образования РФ была проведена экспертная оценка программы «Дебаты», по результатам.
Дебаты на уроке английского языка. Дебаты Разработаны Карлом Поппером. Это – игровая технология, имеющая свои принципы и правила, позволяющая развивать.
Новые педагогические технологии Метод кейсов. Определение Метод кейсов – это обучение посредством пакета ситуаций для принятия решений, то есть изучение.
Дебаты на уроке английского языка. Я пришел сюда спорить, чтобы научиться мыслить. Л.Ф. Лосев.
Технология «Дебаты» Учитель истории и обществознания МОУ ОУСШ Кротова Э. В Учитель истории и обществознания МОУ ОУСШ Кротова Э. В.
Дебаты Практикум. Цели и задачи Социализация Воспитание Развитие Дидактическое значение выражается в том, что дебаты являются основой для формирования.
Клуб «Дебаты» – внеурочный формат эффективного развития и социализации школьников.
МЕТОД КЕЙСОВ (ОБУЧЕНИЕ МЕТОДОМ СИТУАЦИЙ ИЛИ ПРЕЦЕДЕНТОВ)
« Умение говорить – это наикратчайший путь к известности … И почти каждый человек может говорить так, что будет приятен и желанен в обществе, если он.
Научно-исследовательская работа школьников как особый вид деятельности.
Транксрипт:

Дебаты в учебном процессе Дебаты как педагогическая технология Дебаты как форма урока

Что такое дебаты? Дебаты - прения, обсуждение вопроса (словарь русского языка С.И.Ожегова) Дебаты – технологи (форма), предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Первоначально она создавалась как программа для учащихся, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии

Принципы дебатов Принцип первый: уважение к оппоненту Принцип первый: уважение к оппоненту Принцип второй: честность в аргументах Принцип второй: честность в аргументах Принцип третий: приобретать знания.Принцип третий: приобретать знания. В дебатах нет проигравших!! В дебатах нет проигравших!!

Дебаты развивают: - логическое и критическое мышление; - навык в организации своих мыслей; - навыки устной речи; - эмпатию и терпимость к различным взглядам; - уверенность в себе; - способность работать в команде; - способность концентрироваться на сути проблемы; - стиль публичного выступления;

Участники «Дебатов» и их роли

Дебаты в учебном процессе выступают в следующих формах: - как форма урока; - как элемент урока: актуализация знаний, организация самостоятельной работы учеников, обобщение, систематизация, закрепление учебного материала, обеспечение «обратной связи»; - как форма аттестации и тестирования учащихся.

Дидактические функции использования дебатов на уроках Задачи содержательного плана: осознание учащимися противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой; - актуализация ранее полученных знаний творческое переосмысление возможностей их применения. Задачи организации взаимодействия в группе: выполнение коллективной задачи согласованность в обсуждении проблемы и выработка подхода к ее решению соблюдение специально принятых правил и процедур совместной деятельности

На пересечении этих задач происходит: - переработка сведений, информации для убедительного изложения; - представление своей позиции, ее аргументация; - выбор и взвешивание подходов к рассмотрению и решению проблемы.

В зависимости от поставленных целей и задач дебаты на уроках могут приобретать различные формы:

1. «Классические дебаты» Это собственно формат дебатов, где участвуют 2 команды по 3 человека, Остальные учащиеся являются либо зрителями, либо рецензентами, либо судьями.

2. «Экспресс/дебаты» Это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведены к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Этот тип использования формата дебатов может рассматриваться как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала, либо как форма активизации познавательной деятельности.

3. «Модифицированные дебаты» Это использование отдельных элементов формата дебатов, или дебаты, в которых допущены некоторые изменения правил. сокращается регламент выступлений; увеличивается число игроков в командах; допускаются вопросы из аудитории; организуются «группы поддержки», к помощи которых команды могут обращаться во время тайм/аутов; осуществляется ролевая игра, то есть учащиеся исполняют какую/либо роль; создается «группа - экспертов

«ДЕБАТЫ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Материал разработан экспертом из города Самары С.Василевской).

1. «Текстовые» дебаты Для проведения этого вида дебатов класс делится на две группы. Каждая половина должна отстоять правильность или ложность сформулированного в теме утверждения, используя только цитаты изучаемого произведения. Пример: «Аркадий представитель нового поколения» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»). Цель: путем накопления текстового материала учащиеся должны увидеть определенную близость героя дворянскому миру отцов и одновременно демократическому лагерю детей, выяснить причину двойственности героя.

2. Дебаты на основе литературоведческого анализа При данной форме урока учащиеся должны продемонстрировать хорошую ориентацию в тексте, умение самостоятельно анализировать отдельные сцены, сопоставлять образы и продемонстрировать знания контекста эпохи, в которую было создано произведение. Пример: Н.В.Гоголь считает, что Чичиков - человек будущего. Цель: в ходе выступлений попытаться понять авторскую позицию, трагичность творческого пути писателя.

3. «Литературно-критические» дебаты Дебаты проводятся на основе ранее изученных статей известных русских критиков: Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Переверзева, Дружинина, Анненкова. Учащиеся защищают здесь точку зрения того или иного критика, их задача отстоять ее в борьбе с оппонентами (драма А.Н.Островского «Гроза»). Пример: Добролюбов прав в оценке характера Катерины. Цель: учащиеся должны сопоставить понимание драмы Добролюбовым с позицией Писарева, сформулированной им в статье «Мотивы русской драмы»; выявить сильные и слабые стороны обоих критиков. Дополнительная информация: Возможен другой тип дебатов данного вида: сопоставление точки зрения критика с точкой зрения команды школьников. Пример: «Обломов - последний в ряду лишних людей» (Добролюбов). Утверждающая команда отстаивает мнение Добролюбова, а отрицающая - опровергает ее с помощью своих собственных доказательств.

4. «Проблемные» дебаты Данный вид работы предполагает, что охватываемый учащимися объем материала не ограничивается каким/либо одним произведением. Ребята должны привлечь все известные им источники, в которых поднимается заявленная в теме проблема. Пример: герой, не выдержавший испытания любовью, не состоятелен как личность. Цель: дать учащимся почувствовать, что в русской литературе существуют вечные (сквозные) темы, выработать навык аналитического мышления, упорядочить представления о различных этапах литературного процесса, продемонстрировать особенности авторского видения проблемы. Данный вид дебатов, на наш взгляд, является самым сложным, ибо предполагает хорошее владение текстом достаточно большого количества источников, требует долговременной подготовки. Поэтому для учащихся проводятся дополнительные консультации, иногда допускается досрочный выбор позиции «За» и «Против». «Проблемные» дебаты

5. «Скоростные» дебаты Иначе данную форму урока можно было бы назвать мини/дебатами, т.к. проводятся они «один на один» и каждый из участников имеет право задать два вопроса своему оппоненту. Темой урока берется какая/то общая проблема, которая дробится на составляющие (на начальных этапах это делает учитель, а потом - весь класс). По каждой мини/проблеме заслушивается пара конкурирующих спикеров (по 2 мин. каждый) и их вопросы друг другу. В тетрадь записываются выводы после выступления каждой пары, затем выводы обсуждаются в классе. Пример: тема урока: Противоречивость характера Базарова (И.С.Тургенев «Отцы и дети»). Темы для мини/дебатов: - Базаров любит и понимает народ. - Базаров не способен чувствовать прекрасное. - Базаров - истинный друг Аркадия. - Спор с П.П.Кирсановым Базаров проиграл. - В сцене дуэли Базаров проявил большую человечность, чем Павел Петрович. - Базаров преданный сын своих родителей. - Базаров сам сделал невозможным свое счастье в любви. Выводы. Существуют ли мини/проблемы, по которым выбор позиции очевиден? Почему по некоторым пунктам практически невозможно односложное решение проблемы. Вывод о противоречивом характере героя.

Классификация типов дебатов на уроках истории: Проблемные дебаты Тема: «Монголо-татарского ига над русскими землями не было». Экспресс-дебаты Тема: «Реформы Солона способствовали примирению аристократов и демоса» Дебаты как форма работы с документами Тема: «Столыпинская аграрная реформа прошла успешно» Дебаты как форма подведения итогов самостоятельной работы Тема: «Политика Бориса Годунова стала причиной Смуты» Дебаты как повторительно-обобщающие уроки Тема: «Реформы Александра II имели прогрессивное значение для развития России».

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕБАТОВ НА УРОКЕ

1. Кто играет на уроке? 1.1. Тема объявляется в качестве домашнего задания всем учащимся. Команды формируются по желанию, чаще всего их состав постоянен. Дома игроки прорабатывают как защиту, так и опровержение темы. Непосредственно перед игрой определяются две команды, участвующие в ней, и жребий выбирает для каждой из них сторону «за» или «против». Таким образом, все учащиеся класса находятся в состоянии «готовности 1». Они являются судьями и участвуют в обсуждении итогов игры Тема объявляется непосредственно на уроке. Предварительно на дом предлагается для подготовки перечень вопросов, входящих в круг данной темы. На уроке учащимся дается 15 минут для того, чтобы собраться с мыслями. За это время учитель имеет возможность опросить слабых учеников.

1.3. Тема объявляется заранее, но сразу назначаются две играющие команды, остальные учащиеся получают другое задание. Данный вариант рекомендуется для итоговых уроков по обобщающим темам, а также для уроков внеклассного чтения с целью заинтересовать весь класс обсуждаемым произведением Тема объявляется прямо на уроке, отсутствует какая/либо домашняя подготовка, определяются утверждающая и отрицающая стороны. Весь класс, разбитый на команды, в течение первого урока (40 мин.) готовится к дебатам. Учитель и 3/4 помощника (из числа опытных игроков) следят за ходом работы. На этом подготовительном этапе предполагается оценивать продуктивность работы учащихся. К концу 1 этапа учитель на совместном совещании со своими помощниками выбирают 2 команды для игры, которые наиболее успешно проводили подготовку. На 2 этапе проводится игра.

А судьи кто? Когда учитель только начинает вводить данную форму урока, он должен взять на себя роль судьи. Это очень сложная задача, т.к., занимаясь судейством, преподаватель теряет контроль за деятельностью неиграющей части класса. Поэтому главной целью учителя является задача обучить судейству детей. Вначале нагрузка в данном качестве ложится на учителя, позднее на учеников, которые обучаются навыкам судьи. Поэтому одной из важнейших целей учителя является привлечение как можно большего числа учащихся к работе на уроке.

Принципы распределения учащихся по группам и командам: в 5 – 8 классах деление на группы, распределение позиций и ролей осуществляется учителем, например – 1 ряд «утверждающая сторона», 3 ряд «опровергающая сторона», 2 ряд - это таймкипер, помощники-судьи, помощник ведущего, слушатели. в 9 – 11 классах деление на группы, распределение позиций и ролей осуществляется учителем совместно с учащимися, осуществляется жеребьёвка, например – 2 команды из 3 учащихся: «утверждающая сторона» и «опровергающая сторона», остальные - это таймкипер, помощники-судьи, эксперты, ведущий, слушатели.

ЭКСПРЕСС - ДЕБАТЫ ПО ТЕМЕ «ФОРМА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ : БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ»