WWW.GIDROOGK.RU ОАО «Федеральная Гидрогенерирующая Компания» ОАО «ГидроОГК» май 2008 Разработка нормативно-правового обеспечения поддержки возобновляемых.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОАО «Федеральная Гидрогенерирующая Компания» ОАО «ГидроОГК» июнь 2008 Семинар «Состояние и перспектива развития малой гидроэнергетики в.
Advertisements

ОАО «Федеральная Гидрогенерирующая Компания» ОАО «ГидроОГК» июнь 2008 Семинар «Состояние и перспектива развития малой гидроэнергетики в.
МОСКВА, ноябрь 2010 Порядок квалификации генерирующих объектов ВИЭ.
2012 г. Москва Государственное регулирование на оптовом рынке электроэнергии в 2012 году.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
«Итоги тарифного регулирования в 2006 году и задачи органов регулирования на годы» «Итоги тарифного регулирования в 2006 году и задачи органов.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные.
Концепция введения на розничных рынках электроэнергии механизма приобретения сетевыми организациями в целях компенсации потерь электрической энергии, произведенной.
Формирование балансов электрической энергии и мощности территориальных сетевых организаций Формирование балансов электрической энергии и мощности ТСО на.
Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике Докладчик: начальник Департамента О.А. Рыбалко Смоленск, 2008 г.
ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ Зарубежный опыт правового регулирования использования возобновляемых источников энергии и возможности его применения в РФ советник директора.
КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Тарифное регулирование в электроэнергетике на годы.
Основные подходы и проблемы во введении в Москве платы за подключение к системе централизованного теплоснабжения. Разработка Положения о подключении тепловых.
Ключевые изменения нормативной базы в сфере тарифного регулирования.
О Росте цен на электрическую энергию (мощность) для различных категорий потребителей на розничном рынке Октябрь 2013 г. Москва.
Среднесрочные задачи нормативно-правового обеспечения реформирования электроэнергетики Министерство экономического развития и торговли РФ.
Требования действующего законодательства в сфере энергосбережения к деятельности регулируемых организаций в части : - принятия программ энергосбережения.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
ДТЭиРТ Ярославской области Расчет затрат на электрическую энергию у регулируемых организаций.
Транксрипт:

ОАО «Федеральная Гидрогенерирующая Компания» ОАО «ГидроОГК» май 2008 Разработка нормативно-правового обеспечения поддержки возобновляемых источников энергии в соответствии с Федеральным законом от ФЗ «Об электроэнергетике» (в редакции Федерального закона от ФЗ)

2 Оглавление I.Стартовая позиция в разработке механизма поддержки ВИЭ II.Проектируемая модель поддержки ВИЭ III.Статус по нормативно-правовой документации IV.Основное содержание подготовленных документов V.Развилки VI.Примеры применения экономического стимулирования VII.Целевые показатели и их влияние на рынок электроэнергии

3 I.Стартовая позиция в разработке механизма поддержки ВИЭ Федеральным законом от 4 ноября 2007 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России" были внесены существенные изменения в Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», в том числе направленные на создание законодательных основ, а также введены основные понятия: 1. даны определения основных понятий: Энергетическая эффективность электроэнергетики – отношение поставленной потребителям электрической энергии к затраченной в этих целях энергии из невозобновляемых источников; Возобновляемые источники энергии: энергия солнца, энергия ветра, энергия вод (в том числе энергия сточных вод), за исключением случаев использования такой энергии на ГАЭС, энергия приливов, энергия волн водных объектов, в том числе водоемов, рек, морей, океанов, геотермальная энергия с использованием природных подземных теплоносителей, низкопотенциальная тепловая энергия земли, воздуха, воды с использованием специальных теплоносителей, биомасса, включающая в себя специально выращенные растения, в том числе деревья, а также отходы производства и потребления, за исключением отходов, полученных в процессе использования углеводородного сырья и топлива, биогаз, газ, выделяемый отходами производства и потребления на свалках таких отходов, газ, образующийся на угольных разработках.

4 I.Стартовая позиция в разработке механизма поддержки ВИЭ Федеральным законом от г. 250-ФЗ внесены поправки к Федеральному закону 35-ФЗ «Об электроэнергетике» 2. определены полномочия Правительства Российской Федерации: утверждает основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики, содержащие целевые показатели объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии в совокупном балансе производства и потребления электрической энергии; план или программу мероприятий по достижению указанных целевых показателей; устанавливает правила, критерии и порядок квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии; осуществляет поддержку использования возобновляемых источников энергии и стимулирование использования энергетических эффективных технологий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; утверждает критерии для предоставления из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт, признанных квалифицированными объектами; утверждает порядок ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах; устанавливает прибавляемую к равновесной цене оптового рынка надбавку для определения цены электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах; устанавливает обязательный для покупателей электрической энергии на оптовом рынке объем приобретения электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах.

5 II. Проектируемая модель поддержки ВИЭ Комплекс институциональных основ, нормативов, правил, формирующих механизм стимулирования и развития генерации на основе ВИЭ 1.Квалификация генераторов. 2.Основные направления и целевые показатели. 3.Сертификация объемов производства ВИЭ и надбавка к рыночной цене. 4.Обязательность приобретения СК объемов «зеленой» энергии для компенсации потерь. 5.Меры бюджетной поддержки 6.Компенсация стоимости технологического присоединения. 7.Субсидирование надбавки генераторам, находящимся на территории изолированных районов. 8.Меры бюджетной поддержки, предусмотренные проектом Основных направлений государственной политики: Предоставление инвесторам субсидий на оплату процентов по кредитам, полученным с целью реализации инвестиционных проектов строительства генерирующих объектов. Предоставление за счет средств федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам муниципальных образований с целью реализации региональных и муниципальных проектов создания генерирующих объектов. Распространение льготы по налогу на имущество организаций на вновь вводимые объекты электроэнергетики на основе возобновляемых источников. Определение перечня приоритетных проектов НИОКР в сфере развития технологий использования возобновляемых источников при производстве электроэнергии с обеспечением их полного или частичного финансирования из федерального бюджета 9.Дополнительные меры бюджетной поддержки: Развитие отечественных технологий и организация трансферта зарубежных технологий. Прямое бюджетное финансирование приоритетных проектов больших ГЭС, ПЭС, ВЭС, ГеоЭС. Участие государства в софинансировании объектов инфраструктуры (гидротехнические сооружения, схемы выдачи мощности, создание водохранилищ, транспортная инфраструктура и др.) и объектов генерации, использующих ВИЭ, с использованием существующих институтов и инструментов (Федеральный бюджет, Инвестиционный фонд, Банк развития, др.). Отмена с 1 января 2009 г. платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности для вновь строящихся гидроэнергетических объектов. Определение порядка финансирования из государственного бюджета затрат на создание зон затопления для объектов гидрогенерации.

6 II. Проектируемая модель поддержки ВИЭ Генератор ВИЭ Правительство РФ ФЗ-35 Гарантии для инвестора Прямое участие в ряде проектов Рынок обязательной покупки электроэнергии ВИЭ по гарантированной цене ГП трансляция с розничного рынка на оптовый ФСК, РСК Приобретение для компенсации потерь ФСТ тариф сетевых компаний, затраты ГП ОАО АТС сертификация расчеты Оптовый рынок Совет рынка квалификация СО ЦДУ согласование мощность более 50 МВт инвестор Конкурентный рынок Контроль обязательности покупки э/э ВИЭ

7 III. Статус по нормативно-правовой документации 1. Проект Постановления Правительства РФ «О квалификации генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии» документ в стадии выпуска в Аппарате Правительства РФ 2. Проект Распоряжения Правительства РФ об одобрении Основных направлений государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе возобновляемых источников энергии на период до 2020 года, содержащие целевые показатели объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии в совокупном балансе производства и потребления электрической энергии документ внесен в Минпромэнерго РФ, подготовлено обоснование 3. Проект Распоряжения Правительства РФ об одобрении Плана мероприятий по достижению целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии на (2008 – 2009) годы документ внесен в Минпромэнерго РФ 4. Проект Постановления Правительства РФ «Порядок ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах» с приложением «Размер надбавок к равновесной цене оптового рынка электрической энергии (мощности) для определения цены электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах» документ согласован рабочей группой 5. Проект Постановления Правительства РФ «Критерии и порядок предоставления из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения квалифицированных генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВ» документ находится в разработке

8 III. Статус по нормативно-правовой документации 6. Проект Постановления Правительства РФ «Порядок первоочередного приобретения электросетевыми организациями электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах, с целью компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях.» документ находится в разработке 7. Проект Постановления Правительства РФ «Порядок установления и применения надбавки к равновесной цене оптового рынка для определения цены электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах» Порядок учета применяемой на оптовом рынке надбавки при проведении расчетов за электрическую энергию на розничных рынках. Особенности ценообразования в отношении электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах, на оптовом и на розничных рынках, в неценовых зонах и изолированных энергосистемах. документ находится в разработке 8. Предложения по формированию концепции нормативного регулирования, обеспечивающего реализацию полномочий Правительства Российской Федерации по осуществлению поддержки использования возобновляемых источников энергии и стимулирования использования энергетических эффективных технологий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации документ находится в разработке

9 IV. Основное содержание подготовленных документов Проект Постановления Правительства РФ «О квалификации генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии» Устанавливает: 1.Перечень критериев квалификации генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии. 2.Процедуру представления и рассмотрения заявлений о квалификации генерирующих объектов. 3. Порядок принятия решений о квалификации (отказе в квалификации). В Правилах используются следующие основные понятия : генерирующий объект – используемый для производства электрической энергии объект электроэнергетики, в том числе электрическая станция, отдельный энергоблок электрической станции, а также отдельная электрическая энергоустановка. Для цели применения настоящих Правил две или более электрических энергоустановок, принадлежащих одному лицу, имеющих ограниченную территорию своей локализации и объединенных между собой в единую систему энергоустановок, либо имеющих единую точку технологического присоединения к электрической сети считаются единым генерирующим объектом; квалификация – процедура признания генерирующего объекта соответствующим установленным в настоящих Правилах критериям и обязательным требованиям, сопровождающаяся выдачей уполномоченным органом собственнику или иному законному владельцу генерирующего объекта квалификационного свидетельства; уполномоченный орган – совет рынка или уполномоченная советом рынка организация, осуществляющая в соответствии со статьей 33 Федерального закона «Об электроэнергетике» признание генерирующих объектов функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии;

10 IV. Основное содержание подготовленных документов Проект Распоряжения Правительства РФ «Об одобрении Основных направлений государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе возобновляемых источников энергии на период до 2020 года» Устанавливает: 1.Цели и задачи государства в области использования возобновляемых источников энергии 2.Основные показатели развития электроэнергетики с использованием возобновляемых источников энергии 3.Перечень мер экономического стимулирования и поддержки развития электроэнергетики на основе возобновляемых источников энергии 4.Перечень организационных мер поддержки развития электроэнергетики на основе возобновляемых источников энергии 5.Вопросы мониторинга реализации настоящих Основных направлений 6.Целевые показатели объема производства электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии на период до 2020 года Проект Распоряжения Правительства РФ «Об одобрении Плана мероприятий по достижению целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии на (2008 – 2009) годы» Содержит План мероприятий со сроками и ответственными исполнителями.

11 V. Развилка - 1 Для кого является обязательным приобретение энергии, выработанной генераторами ВИЭ, находящимися на рознице? для сетевых компаний – норма ФЗ-35 – первоочередное приобретение для компенсации потерь, для гарантирующих поставщиков – допускается формирование модели покупки электроэнергии на розничном рынка с последующей трансляцией на оптовый рынок.

12 V. Развилка - 2 Тарифообразование генераторов ВИЭ в неценовой зоне и изолированных энергосистемах: по методу доходности инвестированного капитала (RAB), средняя цена обычной генерации в данном регионе + надбавка для генераторов ВИЭ.

13 V. Развилка - 3 В какой расчетный период применяется надбавка – в тот же, когда выработана энергия ВИЭ или в более поздний? в более поздний (через инструмент корректировок стоимости) – нужны данные ком учета и подтверждение происхождения (ВИЭ) – а они появляются позже (сопутствует налоговый риск), в тот же период – когда энергия произведена и продана, как это сказано в законе (технически сложно осуществить! – необходимо изменение сроков сбора данных КУ и сдвиг сроков формирования окончательных обязательств РСВ).

14 V. Развилка - 4 Должны ли выделяться для потребителей на опте объемы покупки у генераторов ВИЭ отдельно? - объемы не выделять – надбавку распределять как особый небаланс ОРЭ, - объемы выделять (в законе есть про обязательный объем энергии ВИЭ, который должен быть куплен по определенной цене).

15 V. Развилка - 5 Природа надбавки: надбавка – элемент ценообразования, надбавка – отдельный внереализационный доход с особым порядком налогообложения (придется менять Налоговый кодекс…).

16 V. Развилка - 6 Кто ведет реестр выдачи и погашения сертификатов (уполномоченная организация)? коммерческий оператор (АТС) - есть вся инфраструктура, в том числе коммерческого учета, иная специализированная организация - может сфокусироваться на этой задаче и работать более эффективно.

17 V. Развилка - 7 Все ли сертификаты одинаковы? да, т.к. вся энергия по своей природе одинакова – от возобновляемых источников, нет – нужно ввести категорию А – для генераторов менее 25 мВт, и на них давать надбавку, собираемую с рынка, и категорию Б –для более крупных генераторов (в т.ч. ГЭС) – с правом на другие формы поддержки и экспорт (в случае гармонизации сертификатов с аналогичными европейскими системами).

18 V. Развилка - 8 Возможен ли перевод сертификатов лицами, которыми они были выданы первоначально (генераторы ВИЭ), иным лицам? да - это позволит в цепочку расчетов включить ГП или других участников рынка, а потом говорить и об экспорте сертификатов, в т ч для крупных ГЭС, нет - сертификат – справка только для конкретного генератора, в противном случае – ценная бумага.

19 V. Развилка - 9 Гасить ли сертификат сразу при получении надбавки? да, так как никакого экономического и/или юридического смысла существования дальше сертификата нет, нет, только делать отметку (для сертификата еще могут быть применения – получение налоговых льгот, экспорт в случае признания наших сертификатов за рубежом и др).

20 V. Развилка - 10 Что делать с покупкой электроэнергии ВИЭ сетевыми компаниями для компенсации потерь? выполнять норму закона буквально - тогда в ближайшие 10 лет ВСЯ энергия ВИЭ, кроме крупных ГЭС, будет приобретаться сетевыми компаниями, при этом у генераторов ВИЭ остается право выбора работать с ГП и другими потребителями выполнять норму закона частично - считать сетевые компании обычными потребителями и предписать покупать энергию ВИЭ в той же доле, как и остальным.

21 V. Развилка - 11 Нужно ли генератору ВИЭ доказывать ВОЗОБНОВИМЫЙ характер выработанной энергии? да - в случае смешанной генерации – оснащать приборами для раздельного учета, нет - презумпция «возобновимости».

22 V. Развилка - 12 Льготы для генераторов ВИЭ по отклонениям на оптовом рынке (увеличения коридора «нештрафуемых» отклонений, нераспределение «небаланса» при отклонениях по собственной инициативе и т.д.) да – в силу слабой предсказуемости большинства видов ВИЭ (ветер, МГЭС работающие по водотоку), нет – не делать исключение из правил рынка, стимулировать точность планирования.

23 VI. Примеры применения экономического стимулирования Наименование показателейЕд.изм.при действующих тарифах с применением надбавки к расчетному тарифу* Установленная электрическая мощность МВт2,5 Выработка электроэнергии Млн.кВтч в год 17,50 Объем реализации электроэнергии Млн.кВтч в год 14,10 Чистый дисконтированный доход (NPV) млн. руб.-89,2104,3 Простой срок окупаемостиЛет17,45,65 Дисконтированный срок окупаемости (PBP) ЛетОтсутствует6,96 Внутренняя норма рентабельности (IRR) %Отсутствует22,1 Тариф на отпускаемую электроэнергию руб/кВт·ч2,80 Надбавкаруб/кВт·ч0,003,59 Ставка дисконта%10 Оценка экономической эффективности проекта «Новый бинарный энергоблок»

24 VI. Примеры применения экономического стимулирования Наименование показателейЕд.изм.при действующих тарифах с применением надбавки к расчетному тарифу* Установленная электрическая мощность МВт3,8 Выработка электроэнергии Млн.кВтч в год 16,90 Объем реализации электроэнергии Млн.кВтч в год 16,06 Чистый дисконтированный доход (NPV) млн. руб.-112,51 232,5 Простой срок окупаемостиЛет287 Внутренняя норма рентабельности (IRR) %2,1214,65 Тариф на отпускаемую электроэнергию руб/кВт·ч0,8311 Надбавкаруб/кВт·ч0,002,46 Ставка дисконта%10 Оценка экономической эффективности проекта каскада малых ГЭС Дагестана (Аракуль, Амсар, Шиназ)

25 VII. Целевые показатели развития и их влияние на рынок электроэнергии Наименование показателяед.изм Производство электроэнергии, всего млрд.кВт·ч 952,01 191,11 482,11 766,9 В т.ч. на базе ВИЭ млрд.кВт·ч 182, МВт % 19,2%15,6%15,5%20,6% В т.ч -ГЭС (W> 25 МВт) млрд.кВт·ч МВт Остальные ВИЭ млрд.кВт·ч 8,4117,836,780,2 МВт

26 VII. Целевые показатели развития и их влияние на рынок электроэнергии: распределение по видам ВИЭ Наименование показателя ГЭС, установленной мощностью

27 VII. Целевые показатели развития и их влияние на рынок электроэнергии: надбавки и их нагрузка на рынок тип возобновляемого источника Срок действия надбавки, лет надбавка, руб/кВтч выработка электроэнергии, млрд. кВтч ВЭС 10 4,310,0097 0,21002,600017,5000 ГеоЭС 10 3,590,4000 0,60002,00005,0000 ТЭС (биомасса) 7 1,955, ,500022,000034,9000 ПЭС 15 5,10*0,0000 0,02402,3420 МГЭС 10 2,282,8000 3,500010,000020,0000 солнце 15 16,730,0000 0,00200,0180 Сумма надбавки в ценах 2008 года млрд.руб. 18,00 37,3684,24219,28 Нагрузка на рынок в целом коп/кВтч 1,893,145,6812,17 Нагрузка на оптовый рынок коп/кВтч 2,243,596,3213,56 Сумма надбавки в прогноз ных ценах млрд.руб. 18,0045,85162,86615,84 Нагрузка на рынок в целом коп/кВтч 1,893,8510,9934,85 Нагрузка на оптовый рынок коп/кВтч 2,244,4012,2338,09 *Корректировка размера надбавки будет произведена по фактическим проектам (не учтены затраты на строительство ГАЭС для компенсации неравномерной выдачи мощности)

28 VII. Целевые показатели развития и их влияние на рынок электроэнергии: Оценка объемов инвестиций в создание объектов генерации, млрд.рублей Итого МГЭС Ветер Геотерм Биомасса ПЭС Солнце Прочие Объем инвестиций, ценах 2008 года Объем инвестиций,. в прогнозных ценах 18,926,23954, ,

29 VII. Целевые показатели развития и их влияние на рынок электроэнергии: Компенсации затрат на технологическое присоединение, млрд. рублей В ценах 2008 года В прогнозных ценах

30 VII. Целевые показатели развития и их влияние на рынок электроэнергии: сводные инвестиции в программу развития ВИЭ, млрд.рублей Направление затрат Всего Создание объектов Компенсания тех. присоединения 1,312,624,938,2411, Надбавки к цене 36,145,855,572,094,9124,6162,9224,3283,7366,2464,76154,82546,5 ИТОГО 56,373,897,7129,9177,9235,8307,8396,3485,8657,4810,92028,75458,5 В ценах 2008 года В прогнозных ценах Направление затрат Всего Создание объектов ,647,958,970,777,684,4113,0124,9482,71 164,4 Компенсания тех. присоединения 1,21,41,92,43,03,74,34,75,26,87,521,163,4 Надбавки к цене 32,637,440,948,458,270,084,2107,2125,6150,4177,4219,31 151,6 ИТОГО50,860,272,187,3109,1132,6159,3189,5215,1270,2309,9723,12379,4

31 VII. Целевые показатели развития и их влияние на рынок электроэнергии: Экономика замещения возобновляемыми источниками органического топлива в ценах 2008 года тип возобновляемого источника Итого Дополнительная выработка 15, , Объем замещаемого топлива Объем замещаемого условного топлива млн тонн 1 927, нефтяной эквивалент, млн тонн 1, ,98139 российский природный газ, млн м , уголь, млн тонн 2 476, Стоимость замещаемого топлива нефть, млн рубли , дополнительная экспортная пошлина, млн руб , газ, млн рублей , Стоимость замещаемого топлива снижение выбросов СО 2, тонн , Стоимость выбросов, млн руб69 556, ИТОГО Стоимость замещения в нефтянном эквиваленте, млн руб92 994, В газовом эквиваленте, млн руб82 710,

32 VII. Целевые показатели развития и их влияние на рынок электроэнергии: Анализ затраты- выгоды (в ценах 2008 года, млрд.руб.) Всего Надбавка 70,0301,8779,81 151,6 Компенсация ТТ 2,615,445,463,4 Инвестиции 38,4243,4882,61 164,4 ИТОГО111,0560,61 707,52 379,4 Стоимость замещаемой нефти 23,4203,1451,8678,3 Стоимость выбросов 69,6602,61 340,92 013,0 ИТОГО93,0805,71 792,72 691,4