З ОРОАСТРИЗМ. План ВВЕДЕНИЕ 1) Возникновение зороастризма 2) Боги зороастризма 3) Пророк Заратуштра 4) Противоположности в вечном столкновении ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АВЕСТА КАК КУЛЬТУРНЫЙ ПАМЯТНИК ДОКЛАД И ПРЕЗЕНТАЦИЮ ВЫПОЛНИЛИ СТУДЕНТКИ III КУРСА, Ф-ТА СИЯИЛ, ГРУППЫ ПДВ-4/15 ХЛЕБНИКОВА ЕКАТЕРИНА ЧЕЛПАНОВА АНАСТАСИЯ.
Advertisements

Урок 6. Всё в твоих руках Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос,
Урок 6 Тема урока: Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака.
Книга Есфирь Исторический контекст. 1. Предистория: Вавилонское Пленение Вавилонский плен или Вавилонское пленение период в истории еврейского народа.
МАЗДАИЗМ ЗОРОАСТРИЗМ. WHERE IS HE? МФ. 4 1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола 3 И приступил к нему искуситель и сказал:
Священные книги религий мира Что называется священным писанием? Священные писания – основополагающие тексты какой-либо религии. писания содержат разные.
БУДДИЗМ ПрезентацияГорельцеваЕвгения Ученика 4 «А» ГБОУ СОШ 428.
Религия и язык как явление культуры. Религия? Рели́гия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая.
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ ДО ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА Урок ОПК 7 4 класс Закутская Н.Д.
Урок 6. Всё в твоих руках Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос,
Существует ли модель идеального человека? "Идеальный человек испытывает радость от того, что делает благодеяния другим; но ему стыдно принимать благодеяние.
Ислам Традиции и обычаи веры. Мировая религия: По численности, вторая после христианства (около 1.5 млрд.) Не приемлет христианской идеи триединства;
Религии мира. Рели́гия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверх ъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения,
Выполнила: Макитова Камилла Борисовна, учитель истории МОУ СОШ 2 г. Майского.
Индийские касты Брахманы Воины Земледельцы Слуги Неприкасаемые.
Возникновение религий Первые религии. Религиозные чувства возникли у человека на самом раннем этапе его истории. Найденные захоронения древних людей сделаны.
Авраам ибн Эзра как философ. Комментарий Авраама ибн Эзры Берешит 1:2 Земля же была поразительна и пуста...слово бара не означает, как думают некоторые,
Традиционные общества Востока Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.
ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА В РЕЛИГИЯХ МИРА. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека. Она во многом определяет его поступки и действия, мысли и чувства.
БИБЛИЯ И ЕВАНГЕЛИЕ.. Распределите молитвы на три группы. Какую молитву произносят христиане в разные моменты жизни? - покаянная молитва, - благодарственная.
Транксрипт:

З ОРОАСТРИЗМ

План ВВЕДЕНИЕ 1) Возникновение зороастризма 2) Боги зороастризма 3) Пророк Заратуштра 4) Противоположности в вечном столкновении ЗАКЛЮЧЕНИЕ Литература ВВЕДЕНИЕ 1) Возникновение зороастризма 2) Боги зороастризма 3) Пророк Заратуштра 4) Противоположности в вечном столкновении ЗАКЛЮЧЕНИЕ Литература

ВВЕДЕНИЕ Зороастризм является одной из самых древних религий на Земле. Это учение не только стало культурным достоянием отдельной страны, но и получило широкое распространение далеко за пределами Ирана. Зороастризм - религиозное учение иранского пророка Заратуштры - возможно, самая древняя из мировых религий откровения. Возраст ее не поддается точному определению.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗОРОАСТРИЗМА Зороастризм был уже очень стар, когда первые упоминания о нем попали в исторические источники. Многие детали этого вероучения нам теперь не ясны. К тому же дошедшие до нас тексты представляют из себя лишь малую часть древней Авесты. Зороастризм был уже очень стар, когда первые упоминания о нем попали в исторические источники. Многие детали этого вероучения нам теперь не ясны. К тому же дошедшие до нас тексты представляют из себя лишь малую часть древней Авесты.

В течение многих веков тексты Авесты - главной священной книги зороастрийцев - передавались в устной форме от одного поколения жрецов к другому. Записали их только в первые века нашей эры, в годы правления персидской династии Сасанидов, когда самый язык Авесты уже давно был мертвым.

Согласно персидскому преданию, изначально она заключала в себе 21 книгу, но большая часть их погибла после разгрома в IV в. до Р.Х. Александром Македонским древней Персидской державы Ахеменидов (имеется в виду не гибель манускриптов, которых в то время, согласно традиции, было всего два, а смерть большого количества жрецов, хранивших тексты в своей памяти).

Та Авеста, которой пользуются теперь парсы (так называют в Индии современных зороастрийцев), содержит в себе всего пять книг: «Вендидад» - собрание ритуальных предписаний и древних мифов; «Ясна» - собрание гимнов (это наиболее древняя часть Авесты; в состав ее входят «Гаты» - семнадцать гимнов, приписываемых самому Заратуштре); «Висперед» - сборник изречений и молитв; «Бундехиш» - книга, написанная в эпоху Сасанидов и содержащая в себе изложение позднего зороастризма. Та Авеста, которой пользуются теперь парсы (так называют в Индии современных зороастрийцев), содержит в себе всего пять книг: «Вендидад» - собрание ритуальных предписаний и древних мифов; «Ясна» - собрание гимнов (это наиболее древняя часть Авесты; в состав ее входят «Гаты» - семнадцать гимнов, приписываемых самому Заратуштре); «Висперед» - сборник изречений и молитв; «Бундехиш» - книга, написанная в эпоху Сасанидов и содержащая в себе изложение позднего зороастризма.

Анализируя Авесту и другие сочинения доисламского Ирана, большинство современных исследователей приходят к мысли, что Заратуштра был не столько создателем нового вероучения, носящего его имя, сколько реформатором исконной религии иранцев - маздеизма.

Боги зороастризма Как и многие древние народы, иранцы поклонялись множеству богов. Добрыми богами считались асуры, среди которых наиболее важными были: Бог неба Асман Бог земли Зам Бог солнца Хвар Бог луны Мах Два божества ветра - Вата и Вайд А также Митра - божество договора, согласия и социальной организации (в дальнейшем он считался богом солнца и покровителем воинов) Верховным божеством был Ахурамазда (то есть Господь Премудрый). В представлении верующих. Он не связывался ни с каким природным явлением, но являлся воплощением мудрости, которая должна управлять всеми действиями богов и людей. Главой мира зловредных дивов, противников ахуров, считался Ангро-Майнью, не игравший, по-видимому, в маздеизме большого значения. Таков был фон, на котором в Иране возникло мощное религиозное движение зороастризма, превратившее старые верования в новую религию спасения. Как и многие древние народы, иранцы поклонялись множеству богов. Добрыми богами считались асуры, среди которых наиболее важными были: Бог неба Асман Бог земли Зам Бог солнца Хвар Бог луны Мах Два божества ветра - Вата и Вайд А также Митра - божество договора, согласия и социальной организации (в дальнейшем он считался богом солнца и покровителем воинов) Верховным божеством был Ахурамазда (то есть Господь Премудрый). В представлении верующих. Он не связывался ни с каким природным явлением, но являлся воплощением мудрости, которая должна управлять всеми действиями богов и людей. Главой мира зловредных дивов, противников ахуров, считался Ангро-Майнью, не игравший, по-видимому, в маздеизме большого значения. Таков был фон, на котором в Иране возникло мощное религиозное движение зороастризма, превратившее старые верования в новую религию спасения.

Государственной и подлинно народной религией иранцев зороастризм стал на рубеже нашей эры, уже в пору правления парфянской династии Аршакидов или даже позже - при иранской династии Сасанидов, утвердившейся на престоле в III в. Но этот поздний зороастризм, хотя и сохранил в полной мере свой этический потенциал, уже во многих чертах отличался от раннего, провозглашенного самим пророком. Государственной и подлинно народной религией иранцев зороастризм стал на рубеже нашей эры, уже в пору правления парфянской династии Аршакидов или даже позже - при иранской династии Сасанидов, утвердившейся на престоле в III в. Но этот поздний зороастризм, хотя и сохранил в полной мере свой этический потенциал, уже во многих чертах отличался от раннего, провозглашенного самим пророком. Всемудрый, но достаточно безликий Ахурамазда оказался в эту эпоху фактически оттесненным на второй план доблестным и благостным Митрой. Поэтому при Сасанидах зороастризм был прежде всего связан с почитанием огня, с культом света и солнечного сияния. Храмы зороастрийцев были храмами огня, так что не случайно их стали именовать огнепоклонниками. Всемудрый, но достаточно безликий Ахурамазда оказался в эту эпоху фактически оттесненным на второй план доблестным и благостным Митрой. Поэтому при Сасанидах зороастризм был прежде всего связан с почитанием огня, с культом света и солнечного сияния. Храмы зороастрийцев были храмами огня, так что не случайно их стали именовать огнепоклонниками.

Пророк Заратуштра Детали его биографии известны лишь в самых общих чертах. Сам Заратуштра называет себя в «Гатах» заотаром, то есть полностью правомочным священнослужителем. Он именует себя также мантра ном - сочинителем мантр (мантры - вдохновенные экстатические изречения или заклинания). Известно, что обучение священству начиналось у иранцев рано, видимо, в возрасте около семи лет, и было устным, потому что они не знали письма Будущие священнослужители изучали в основном обряды и положения веры, а также овладевали искусством импровизации стихов для призвания богов и их восхваления Иранцы считали, что зрелость достигается в 15 лет, и, вероятно, в этом возрасте Заратуштра уже стал священнослужителем.

Легенда говорит, что двадцати лет от роду он ушел из дома и поселился в уединении у реки Даитья (исследователи помещают эту область в современном Азербайджане). Там, погруженный в «безмолвную мысль», он искал ответа на жгучие вопросы жизни, искал высшую правду. Зловредные девы не раз пытались атаковать Заратуштру в его убежище, то соблазняя его, то угрожая смертью, но пророк остался непоколебим, усилия его не были тщетны. После десятилетних молитв, размышлений и вопрошаний Заратуштре открылась высшая истина.Это великое событие упоминается в одной из «Гат» и кратко описывается в пехлевийском (то есть написанном на среднеперсидском языке в эпоху Саса- нидов) сочинении «Задопрам».

Противоположности в вечном столкновении «Воистину, - говорит он, - есть два первичных духа, близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, в слове и в действии - они оба, добрый и злой. Когда эти два духа схватились впервые, то они создали бытие и небытие, и то, что ждет в конце концов тех, кто следует пути лжи, - это самое худшее, а тех, кто следует пути добра, ждет самое лучшее. И вот из этих двух духов один, следующий лжи, выбрал зло, а другой - Дух Святейший, облаченный в крепчайший камень (то есть небесную твердь) выбрал праведность, и пусть это знают все, кто будет постоянно ублаготворять Ахурамазду праведными делами».

Ахурамазда совершенно не затронут ничем злым в какой бы то ни было форме, следовательно, он абсолютно чист и справедлив. Областью его обитания является надмирная светоносная сфера. Источником же всего зла во вселенной Заратуштра объявил Ангро-Майнью (буквально «Злого Духа») - извечного противника Ахурамазды, который также изначален и полностью зловреден.

Ангро-Майнью - это тьма, лживость, зло и неведение. Ангро-Майнью - это тьма, лживость, зло и неведение. Он также имеет свою свиту из шести могущественных божеств, каждый из которых прямо противоположен доброму духу из окружения Ахурамазды. Это: Он также имеет свою свиту из шести могущественных божеств, каждый из которых прямо противоположен доброму духу из окружения Ахурамазды. Это: Злой Разум Злой Разум Болезнь Болезнь Разрушение Разрушение Смерть и т.п. Смерть и т.п. Он также имеет свою свиту из шести могущественных божеств, каждый из которых прямо противоположен доброму духу из окружения Ахурамазды. Это: Он также имеет свою свиту из шести могущественных божеств, каждый из которых прямо противоположен доброму духу из окружения Ахурамазды. Это: Злой Разум Злой Разум Болезнь Болезнь Разрушение Разрушение Смерть и т.п. Смерть и т.п.

Война между Ахурамаздой и Ангро-Майнью вспыхнула в момент миротворчества. После сотворения мира появился из неоткуда Ангро- Майнью. Нападение Ангро-Майнью ознаменовало начало новой космической эры - Гумезишн («Смешение»), на протяжении которой этот мир представляет смесь добра и зла, а человек подвергается постоянной опасности быть совращенным с пути добродетели.

Мир – это смесь добра и зла, человеку же главное не свернуть с пути добродетели Для того чтобы противостоять нападкам дивов и других приспешников зла, он должен почитать Ахурамазду с шестью Амеша Спента и настолько полно принять их всем своим сердцем, чтобы в нем не осталось больше места для пороков и слабостей. По откровению, полученному Заратуштрой, человечество имеет с благими божествами общее предназначение - постепенно победить зло и восстановить мир в его первоначальном, совершенном виде. Замечательный миг, когда это свершится, будет означать начало третьей эпохи - Визаришн («Разделение»). Тогда добро будет снова отделено от зла, и зло подвергнется изгнанию из нашего мира. Для того чтобы противостоять нападкам дивов и других приспешников зла, он должен почитать Ахурамазду с шестью Амеша Спента и настолько полно принять их всем своим сердцем, чтобы в нем не осталось больше места для пороков и слабостей. По откровению, полученному Заратуштрой, человечество имеет с благими божествами общее предназначение - постепенно победить зло и восстановить мир в его первоначальном, совершенном виде. Замечательный миг, когда это свершится, будет означать начало третьей эпохи - Визаришн («Разделение»). Тогда добро будет снова отделено от зла, и зло подвергнется изгнанию из нашего мира.

Великая, основополагающая идея учения Заратуштры состоит в том, что Ахурамазда может восторжествовать над Ангро-Майнью лишь при помощи чистых, светлых сил и благодаря участию людей, уверовавших в Него. Человек создан быть союзником Бога и трудиться вместе с Ним для достижения победы над злом. Поэтому его внутренняя жизнь не представлена только сама себе - человек идет одним путем с божеством, его справедливость действует на нас и направляет к своим целям. Тогда люди станут такими же, как сами Бессмертные Святые - едиными в мыслях, словах и делах, не стареющими, не знающими болезней и тления, вечно радующимися в царстве Бога на земле. Потому что, согласно Заратуштре, именно здесь, в этом знакомом и любимом мире, восстановившем свое первоначальное совершенство, а не в отдаленном и иллюзорном раю, будет достигнуто вечное блаженство.

Такова в общих чертах суть религии Заратуштры, насколько ее можно реконструировать по сохранившимся свидетельствам. Известно, что она далеко не сразу была принята иранцами. Так, проповедь Заратуштры среди соплеменников в Pare практически не имела плодов - эти люди оказались не готовы к тому, чтобы уверовать в его благородное, требующее постоянного нравственного совершенствования учение. С большим трудом пророку удалось обратить в свою веру лишь своего двоюродного брата Маидйоиманха. Тогда Заратуштра покинул свой народ и отправился на восток в закаспийскую Бактрию, где смог добиться благосклонности царицы Хутаосы и ее мужа царя Виштаспы (большинство современных ученых считаем что он правил в Балхе, таким образом, Хорезм стал первым центром зороастризма). Согласно преданию, Заратуштра по обращении Виштаспы прожил еще много лет, но о его жизни после этого решающего события известно мало. Погиб он, уже будучи глубоким стариком, насильственной смертью - его заколол кинжалом жрец-язычник. Спустя много лет после смерти Заратуштры Бактрия вошла в состав Персидской державы. Тогда зороастризм стал постепенно распространяться среди населения Ирана. Однако во времена Ахеменидов он, по-видимому, еще не был государственной религией. Все цари этой династии исповедовали древний маздеизм.

Бойс Мэри. Зороастрийцы. Верования и обычаи (пер. с англ. яз.), 4 изд-е, испр. и доп. СПб.: Азбука-классика мобед доктор А. Хоршидиан. Пасох бе порсешхае дине зартоштиян (на перс. языке), Тегеран И. М. Дьяконов, Архаические мифы Востока и Запада, М., Наука, 1990 И. М. Дьяконов, Архаические мифы Востока и Запада