Ситуационная инженерия методов PraxOS 0.8. Методы (способы работы) Синонимы: типовые процессы, практики, дисциплины Единица поручения/координации/выполнения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система управления жизненным циклом строительства и модернизации производственной системы. Возможности применения стандартов системной инженерии ISO 15288,
Advertisements

3-Nov-121 PraxOS организационная система: принципы, практики и софт Анатолий Левенчук Светлогорск, 21 августа 2008г.
Новое в ITIL v.3: От теории к практике Москва, 2008 Бартенева Мария руководитель отдела ITSM-консалтинга.
Кандидат технических наук, доцент Грекул Владимир Иванович Учебный курс Проектирование информационных систем Лекция 9.
Лекция 3 Архитектура информационных систем. Вопросы лекции 1. Архитектура информационной системы 2. Архитектурный подход к реализации информационных систем.
Жизненный цикл программного обеспечения Лекция 4.
ЛЕКЦИЯ 29. Курс: Проектирование систем: Структурный подход Каф. Коммуникационные сети и системы, Факультет радиотехники и кибернетики Московский физико-технический.
Подход системной инженерии к управлению жизненным циклом PraxOS Версия 1.01.
Системная инженерия в России Москва 14 февраля 2012г.
Управление жизненным циклом, стандартизация и библиотека справочных данных ISO ISO Praxos 1.1.
Положение об отделе В.Андреев, Д.Сатин. Штат отдела начальник отдела; бизнес-аналитик; проектировщик пользовательских интерфейсов; специалист по анализу.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Дисциплина «Технология разработки программного обеспечения» Тема 1 « Основы разработки Тема 1 « Основы разработки программного продукта » программного.
Понятие и цели применения CALS- технологий. Понятие CALS-технологии CALS-технология (Continuons Acquisition and Life – cycle Support – непрерывная информационная.
Учебный курс Стандартизация и сертификация программного обеспечения Лекция 7 доктор технических наук, профессор, проректор по информатизации, заведующий.
Из проекта ГОС по направлению «Прикладная информатика» © МЭСИ, 2006.
Жизненный цикл информационной системы - Понятие 2 - Стадии 3 - Процессы 4 - Модели 6.
ПОСТРОЕНИЕ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО СПРАВОЧНИКА ОТРАСЛЕВОГО УРОВНЯ С УЧЕТОМ РЕКОМЕНДАЦИЙ СТАНДАРТА ISO
Проблемы системной инженерии RuSEC, Москва, сентября 2010 Анатолий Левенчук президент TechInvestLab.ru президент Русского отделения INCOSE
11. Процесс разработки программной системы Последовательный и итеративный процессы разработки Процесс разработки программной системы является бизнес.
Транксрипт:

Ситуационная инженерия методов PraxOS 0.8

Методы (способы работы) Синонимы: типовые процессы, практики, дисциплины Единица поручения/координации/выполнения работы Роль (в том числе позиция – «застревание» лица в роли) определяется по методу. Метод – единица описания (и тем самым – обсуждения и обучения деятельности). Многоуровневы: – Инженерные методы Системная инженерия – Инженерия требований » Сценарии (use cases) для определения функциональных требований 2

Пример: менеджерские методы (управление предприятием: организацией, программой, проектом) 3 * Activity-based costing * Activity value analysis * Adaptive enterprises * Artificial intelligence * Attention management * Balanced scorecard * Benchmarking * Brainstorming * Brand management * Business modeling * Cannibalization * Centralization/decentralization * Change management * Chaos/complexity * Competitive intelligence * Complex adaptive systems * Concurrent engineering * Conglomeration * Continuous improvement * Co-opetition * Core capabilities * Core competence * Corporate culture * Cost-benefit analysis * Creative destruction * Crisis management * Critical-path analysis * Cross-selling * Customer relationship management * Customer satisfaction * De-layering * Decision trees * Diversification * Double-loop learning * Downsizing * e-Commerce * e-Marketplaces * Economic value analysis (EVA) * Economies of scale/scope * Electronic data interchange (EDI) * Empowerment * Enterprise systems * Entrepreneurship * Evolutionary modelling * Excellence * Experience curves * Experience economy * Five forces analysis * Flat organizations * Franchising * Game theory * Globalization * Growth/share matrix * Hawthorne effect * Hierarchy of needs * Horizontal organization * Information ecology * Information management * Intellectual capitalism * Intellectual property management * Interorganizational systems * Intrapreneurship * Just-in-time delivery * Keiretsu * Knowledge management * Lead user analysis * Leadership * Lean production * Learning organizations * Lifetime customer value * Loyalty management * Management by objectives * Management by walking around * Managerial grid * Marketing myopia * Mass customization * Mass production * Matrix management * Mentoring * Mission statements * One-minute managing * Open-book management * Operations research * Organizational ecology * Outsourcing * Paradigms * Pay-for-performance * Permission marketing * Portfolio analysis * Portfolio management * Process improvement * Product life cycles * Profit pools * Prototyping * Quality circles * Quality of work life * Real options * Reengineering * Resource-based strategy * Restructuring * S-curves * Satisficing * Scenario planning * Scientific management * Scientific retailing * Segmentation * Services * Seven S model * Simulation * Six Sigma * Social capital * Sociotechnical systems * Spans of control * Strategic alignment * Strategic business units * Strategic planning * Strenghts, weaknesses, opportunities, threats (SWOT) analysis * Succession planning * Supply chain management * Synergy * Systems dynamics * T groups * Teams * Technology transfer * Theories X and Y * Theory Z * Time-based competition * Total quality management (TQM) * Unbundling * Value chain * Value disciplines * Value migration * Value proposition * Vertical/horizontal integration * Virtual organizations * Vision * War for talent * Wellness * Yield management * Zero-based budgeting 140 организационных мод и поветрий, 2003 г. Thomas H.Davenport, Laurence Prusak, "What's the Big Idea?: Creating and Capitalizing in the Best Management Thinking"

19-May-144 Цикл внедрения мощных методов вчера было 10 лет/метод*, сегодня 3 года/метод, завтра… сингулярность * Методы не обязательно уходят! Моды – это не поветрия!

Проблемы наличия множества методов Методов мало! Косвенная применимость к ситуации (уникальность метода, остальное – «знание о методе»). «несмешиваемость» при совместном применении – несопоставимость по форме (монографии, учебники, «типовые процессы», стандарты, «корпус знаний» и т.д.) – несопоставимость по содержанию (разные онкологии) Неформализуемость, неполнота описаний неулучшаемость, неавтоматизируемость. 5

Библиотека методов Конк Орга (типовые инструкции для сотрудников) Библиотека типовых методов (OPFRO, PraxOS, … -- «учебники») Ситуационная инженерия методов системная инженерия (общее описание) … инженерия требований проектное управление проектное управление (варианты)... PMBoK Теория ограничений теория ограничений... Для изготовления под заказ: управление буферами проекта Непрерывного производства: барабан-веревка-буфер Ситуационный метод Кон Корга: Теория ограничений в варианте изготовления под заказ систем типа X и используемых инструментов планирования и контроля проектов Y Конкретные действия с материальными предметами, документами, в конкретное время Уточнение метода Введение метода в действие (enactment) 6 Типовой метод Конк Орга N-2 Метод N Типовой метод Конк Орга N-1 Типовой метод Конк Орга N

Ситуационная инженерия методов и методология Представление моделей ISO 15926, UML, OWL Методы (системная инженерия, проектное управление, ITIL, PMBoK, BABoK, MFESA, теория ограничений…) Предпринятие = экземпляр процесса (жизненный цикл, workflow) Метамодель = «типы элементов и их связь» в описании методов (ISO 24744, SPEM, PraxOS Schema) Введение в действие (enactment) метода М0 М1 M2 M3 методолог Инженер методов онколог, логик инженер Менеджер проекта Организатор Заказчик Порождение (generation) метода 7 знания ситуация

Методологическая работа Стандартизация как форма работы Основной результат: (мета)модели (схемы) описаний методов Основные проблемы: – объединение разных групп описаний – переход к динамическому планированию использования метода (гибкий жизненный цикл) – Автоматизация приведения метода в действие 8

19-May-149 Модель = прибор (видеть невидимое) Где валовая прибыль?!

Минимум: две группы описаний ЖЦ (рис.17 из ISO TR 19760) В тексте путаются enterprise view и management view 10 [менеджерская]

знания о модели (схема, метамодель) (Мета)модель элемента метода: обеспечить минимум 4 группы описаний 11 Элемент метода менеджерское (проект, ресурсы) Инженерное (процесс, роли) организационное (соглашений о работе, акторы-трансакции) клиентское (системы/продукта) Модель проекта (project и workflow) Модель продукта (facility model) Functional models Logical Models Physical Models Requirements Re. parameters информационная модель системы и ее жизненного цикла Описание системы и ее жизненного цикла (процесса/проекта) набирается из элементов метода Описание системы/продукта зависит от используемых методов работы!

Содержание метода жизненный цикл (процесс) 12 RUP (Rational Unified Process) MFESA (Method Framework for Engineering of System Architecture) t Описание практик Описание практик Использование практик

Схема (метамодель) элемента метода 13 Схема акта деятельности Элемент метода OPF (Open process framework)

Различные стандарты метамоделей методов Стандарты метамодели Определения активности (activity) ISO 24774, Список действий, которые можно предпринять, чтобы выполнить процесс. Средство группировки дел. ISO (ProcessKind) Вид процесса для определенной предметной области, подкласс вида рабочей единицы. SPEM 2 Элемент разбиения работ и определения работы, определяющая базовую единицу работы в процессе, равно как и сам процесс. BPMN 2 точки в ходе процесса, когда выполняется работа, «исполняемые элементы». ISO Действительный индивид, который приводит к изменениям, вызываемым событием, отмечающим начало, или событием, вызывающим конец индивида (4D-онкология!). OPF Единица работы высокого уровня, состоит из набора дел, которые выполняют производители над продуктами работы, или при обеспечении одного или более связанных сервисов. 14

Нотация ISO

Нотация BPMN

17 «Процесс» «Процедура» «Функция» «Деятельность» «Шаблон проекта» Планировщик Менеджер по качеству Менеджер Консультант Аналитик По материалам компании FutureModels Онтология: про то, что в жизни (а не про имена) Отвечает на вопрос «что там?»

18 Материалы консорциума FIATECH Болото стандартизации каталогов

Как решить проблему несовместимости описаний: ISO (интеграция данных жизненного цикла) 19 Интеграционная онкология: библиотека справочных данных ISO ,4 Описание метода 1 Описание метода 2 + правила пополнения библиотеки ISO нотации выражения ISO ,8 + правила взаимодействия компьютерных приложений ISO Интеграция описаний Обмен описаниями категории ISO онколог, логик методолог Инженер методов

Пирамида данных ISO15926: Не только продукт, но и проект (методы,процессы,практики). Категории Общие понятия Предметные области Международные и отраслевые стандарты Товарные продукты и сервисы Каталоги отдельных поставщиков Продукты и сервисы внутри компаний 20 Проблема: онкологии процессов/методов в RDL ISO пока почти нет!!! Дуглас Ленат: философы-«голубые воротнички» роль, сущность, индивид Общеинженерные понятия: действие, соединение, деталь категория и понятие 10 тыс. понятий: насос, теплообменник, требования ISO ISO Способ пополнения ISO ,8 100 тыс. 1 млн. 10 млн.

Динамические (мета)модели метода: создание/изменение по ходу работы Основной вопрос обсуждения работы: «что делать дальше» Тренд в методах разработки: от «каскада» к «гибким методам» Агентский подход в программировании Моделирование «в большом» (интерактивное моделирование) Автоматизированное выполнение процессов (workflow): хореография и оркестровка. Проблема: изменение метамодели, когда уже есть порожденный экземпляр модели (требуется перепривязать сущности экземпляра к новой метамодели) 21

22 Разнообразие ситуаций (природы системы, стадий жизненных циклов, инструментов) Софт КонцепцияРазработка ПоддержкаСписание Система ИдеяРазработка ИзготовлениеИспользование ПоддержкаСписание Оборудование ИдеяПроектирование Изготовление Эксплуатация и поддержка Списание Персонал Определение требуемых компетенций Приобретение Обучение Использование и рост Отставка Здание Визуализация Проектирование сооружения и площадки Согласование Строительство Эксплуатация и поддержка Разборка Природный ресурс Приобретение РазработкаЭксплуатация Рекультивация Процесс Определение выхода Графическое представление Описание Пилотное внедрение Использование и совершенствование Ликвидация

23 Системная инженерия: попытка обобщенного описания метода Организационные обеспечения проектов описывание жизненного цикла управление инфраструктурой управление портфелем проектов управление персоналом управление качеством Технические сбор требований анализ требований архитектурный дизайн изготовление интеграция верификация (проверка) ввод в эксплуатацию валидация (приёмка) эксплуатация обслуживание вывод из эксплуатации Проектные управление проектами планирование проекта управление выполнением и контроль проекта поддержка проектов управление решениями управление рисками управление конфигурацией управление сведениями измерения Контрактации Закупка Поставка обеспечивают 25 обязательных практик системной инженерии ISO 15288:2008 Применяются: последовательно рекурсивно итеративно

Описание метода: инженерия требований Описание предметной области (онкологии) требований 1.1 Назначение требований 1.2. Требования как рабочие продукты (артефакты) Отличия рабочих продуктов требований от архитектурных и проектных рабочих продуктов. Различение требований и ограничений Виды формулирования требований и требования к ним -- уровень неформальности: текст -- модели -- используемая парадигма (декларативные-процесссные) -- информационные модели (в том числе онкологии и метамодели для них -- как минимум, глоссарий). -- спецификации требований. Шаблоны информационных объектов. -- концепции Виды использования -- автономные требования -- требования как задания на испытания и test-driven development -- требования как запросы на изменения и практики issue tracking Виды по источникам -- требования и нужды заинтересованных сторон -- результат анализа требований 1.3. Классификация требований по их предмету Контрактные, производные, эксплуатационные, к обслуживанию, обеспечению, обучению, прекращению использования, организационные, программные, аппаратные, оборудованию и т.д. -- разнообразие типов требований, каждый из которых требует своих рабочих продуктов, производящих и использующих их практик и квалификации инженеров требований К методу разработки К продукту Функциональные Нефункциональные -- качества (ценовая доступность, производительность, настраиваемость, надежность (защитимость (устойчивость, безопасность, защищенность, выживаемость), бездефектность (доступность, правильность, предсказуемость, надежность-стабильность)), экономичность, сопрягаемость, эксплуатационные характеристики, поддерживаемость, удобство в использовании -- к данным -- к интерфейсам -- ограничения (включают все виды требований) 2. Практики работы с требованиями 2.1. Место практик в процессе -- в жизненном цикле -- среди других инженерных дисциплин -- смежные практики: планировать усилия инженерии требований, готовить инфраструктуру управления требованиями и моделирования, управлять данными и конфигурацией требований, улучшать практики и т.д. 2.2 Стандартизация практик -- международные стандарты: ISO и ISO 12207, ISO 29148, IEEE 1233, для обоснования ISO частные стандарты: OPFRO, QUASAR 2.3. Разнообразие практик в части природы системы ([программоемкая] система, модель бизнеса, предметная область, компонент, семейство продуктов, программное приложение, датацентр, завод и т.д.). Стандарты BABOK, ITIL Типовой набор практик бизнес-анализ -- анализ клиента -- анализ конкурента -- анализ рынка -- анализ технологии -- анализ пользователя -- профилирование заинтересованных сторон -- выявление целей заинтересованных сторон -- разработка обоснования бизнес- модели Предвосхищение (visioning) -- бизнеса, системы, приложения, компоненты Разработка требований -- выявление требований -- переиспользование требований -- анализ (моделирование) требований -- прототипирование требований -- формулирование требований -- валидация требований 3. Обоснование выполнения требований (requirements case) 3.1. Рабочие продукты (декларации, аргументы, свидетельства) 3.2. Практики обоснования -- набор практик обоснования -- жизненный цикл обоснования 4. Команда, ее роли и требуемые квалификации -- источники требований -- разработка требований -- использование требований -- проверка требований -- управление требованиями 5. Инструменты инженерии требований -- автономные требования (типа IRqA etc.) -- требования-запросы (Dassault Systemes Requirements/Engineering Portal) -- модели требований (моделеры, в том числе интегрируемые в САПР)

25 Выбор способа составления графика работ Управление процессами (очереди к станкам) Управление проектами (у одного человека много проектов) Критическая цепочка (TOC) общий буфер времени для группы операций Задача: три работы Использованы материалы Eli Schragenheim и Daniel P.Walsh

Программы ситуативной инженерии методов (моделеры, композеры) 26 Практики ISO 15288:2008 в Eclipse Process Framework Composer Отличие от систем «управления процессами», «управления проектами»: одновременная работа с разными группами описаний (согласно метамодели метода) – люди, проект, процесс, продукт

Применение метода Экземпляры процесса – использование людьми, поддержка инструментами (компьютеры, бланки, оборудование) Предварительное планирование Старт проекта (выделение ресурсов, поручения людям) Предварительная коммуникация (управление знаниями) – образование (сообщить знание о методе) – Автоматизация (сообщить компьютеру знание о методе – «семантические описания») Динамика: – Возврат к описаниям при возникновении затруднений – Гибкие методы (планирование по ходу дела) 27

28 Жизненный цикл применения процесса оценка (рефлексия): вверх по ступенькам зрелости 1. метод как-то (ad hoc) используется, результаты часто достигаются 2. метод используется и описан (отрефлектировано, что же именно делается), он обсуждаемы. 3. метод описан, и то, что делается, определяется этим описанием (дисциплина исполнения правил) 4. Практики систематически пересматриваются и изменяются с целью их улучшения Стадии жизненного цикла ситуационного метода

29 Спасибо за внимание Анатолий Левенчук Виктор Агроскин TechInvestLab.ru +7 (495)